ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3415/2022 от 31.08.2022 Ялтинского городского суда (Республика Крым)

В окончательной форме решение суда принято 31 августа 2022 года

Дело № 2а-3415/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ялта 25 августа 2022 года

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре Постниковой Я.В., с участием представителя истца – Чаплыгиной Д.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Севастьяновой Анастасии Михайловны к Администрации города Ялта, межведомственной комиссии по переводу жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение, переустройству и (или) перепланировке жилых и нежилых помещений, о признании жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым о признании заключения, решения незаконными, возложении обязанности,

у с т а н о в и л :

Севастьянова А.М. обратилась суд с административным иском к Администрации города Ялта Республики Крым, межведомственной комиссии по переводу жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение, переустройству и (или) перепланировке жилых и нежилых помещений, о признании жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (далее – Межведомственная комиссия) о признании незаконным: заключения Межведомственной комиссии № 42/30-2022 от 11.03.2022 года «Об отказе в переводе нежилого помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: , в жилое помещение – квартиру»; постановления Администрации города Ялта № 2591-п от 07.07.2022 «Об утверждении решения межведомственной комиссии об отказе в переводе нежилого помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: , в жилое помещение – квартиру» и возложении обязанности принять решение по заявлению от 04.03.2022 года о переводе помещения из нежилого в жилое.

Исковые требования мотивированы тем, что она является собственником нежилого помещения - апартаментов, расположенных по указанному адресу. С целью перевода нежилого помещения в жилое – квартиру, она обратилась с соответствующим заявлением в Межведомственную комиссию Администрации города Ялты Республики Крым. Решением межведомственной комиссии № 42/30-2022 от 11.03.2022 года отказано в переводе нежилого помещения в жилое, по причине не предоставления подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения. Постановлением Администрации города Ялта № 2591-п от 07.07.2022 года, указанное заключение Межведомственной комиссии утверждено. Считает, что у Межведомственной комиссии и Администрации города Ялта отсутствовали основания для отказа в переводе нежилого помещения в жилое, поскольку переустройство для перевода апартаментов из нежилого в жилое не требуется, что было подтверждено заключением ООО «Промэнерго».

Истец, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания в суд не явилась, обеспечила явку своего представителя Чаплыгиной Д.Ю., которая в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, просила удовлетворить иск.

Ответчики, надлежащим образом извещенные о дне и времени судебного заседания, в суд представителей не направили, о причинах их неявки не сообщили.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие истца и представителей ответчиков.

Выслушав представителя истца, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истец, как собственник нежилого помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: , апартамент 41, через своего представителя, 04 марта 2022 года обратилась в Межведомственную комиссию по переводу жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение, переустройству и (или) перепланировке жилых и нежилых помещений, о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (далее – Межведомственная комиссия) с заявлением о переводе указанного нежилого помещения в жилое.

Заключением Межведомственной комиссии от 11 марта 2022 года №42/30-2022 истцу отказано в переводе нежилого помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: , в жилое – квартиру.

Указанное заключение мотивировано нарушением п. 5, ч. 2 ст. 23 ЖК РФ и не предоставлением подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения.

Постановлением Администрации города Ялта Республики Крым от 07 июля 2022 года №2591-п утверждено указанное решение Межведомственной комиссии от 11 марта 2022 года об отказе в переводе нежилого помещения в жилое.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно ч.1 ст.23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод).

В силу ч.2 ст.23 ЖК РФ для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: 1) заявление о переводе помещения; 2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); 4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; 5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения); 6) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение; 7) согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение.

Согласно ч. 2.1 ст. 23 ЖК РФ заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 3 и 4 части 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переводимое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, документы, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи.

Требовать от заявителя другие документы, не поименованные в ч.2 ст.23 ЖК РФ, орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе (ч.3 ст.23 ЖК РФ).

Согласно ч.1 ст.24 ЖК РФ отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае:

1) непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;

1.1) поступления в орган, осуществляющий перевод помещений, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в переводе помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий перевод помещений, после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;

2) представления документов в ненадлежащий орган;

3) несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения;

4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.

Данный перечень оснований для отказа в переводе жилого помещения в нежилое помещение является исчерпывающим.

В силу части 2 статьи 24 ЖК РФ решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 данной статьи.

Оспариваемое заключение Межведомственной комиссии от 11 марта 2022 года № 42/30-2022, утвержденное постановлением Администрации города Ялта от 07 июля 2022 года № 2591-п, дано со ссылкой на нарушения п. 5, ч. 2 ст. 23 ЖК РФ, выразившиеся в не предоставлении подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения.

Административным истцом не оспаривается не предоставление в Межведомственную комиссию подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения.

При этом доводы истца сводятся к тому, что к заявлению о переводе нежилого помещения в жилое, ею было приложено заключение ООО «Промэнерго» «О соответствии нежилого помещения – апартамента с кадастровым номером нормам и требованиям, предъявляемым к жилым помещениям по адресу: », в связи с чем предоставлять проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения не было необходимости, ввиду того, что соответствующие действия ею не осуществлялись, каких-либо изменений в помещении с момента его приобретения в собственность ею не производилось.

Однако, доводы истца о том, что при наличии указанного заключения у нее нет необходимости предоставлять документы, предусмотренные п. 5, ч. 2 ст. 23 ЖК РФ основаны на неправильном толковании норм закона, поскольку исчерпывающий перечень документов, которые можно не предоставлять при разрешении вопроса о переводе нежилого помещения в жилое содержится в ч. 2.1 ст. 23 ЖК РФ и проект переустройства и (или) перепланировки к числу таковых не относится.

Кроме того, требования, которым должно отвечать жилое помещение, указаны в разделе II Положения N 47. Из указанного раздела следует, что жилое помещение, прежде всего, должно располагаться в многоквартирном доме, о чем прямо указано в нормах, содержащихся в этом разделе. Более того, пункт 6 Положения N 47 предусматривает, что квартиры, как жилые помещения, располагаются в здании, которое является многоквартирным домом, то есть зданием, состоящим из жилых помещений.

Истцом было приобретено в собственность нежилое помещение (апартаменты), по утверждению ее представителя какой – либо перепланировки и (или) переустройства этого помещения ею не производилось, при этом документов, подтверждающих, что принадлежащее истице нежилое помещение расположено в многоквартирном доме, не представлено.

Таким образом, несоблюдение истцом требований, предусмотренных ст. 23 ЖК РФ явилось основанием для вынесения оспариваемого заключения Межведомственной комиссии и постановления Администрации города Ялта, которые руководствовались нормами ЖК РФ, в связи с чем суд считает заключение и постановление законными и обоснованными, а исковые требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л :

отказать в удовлетворении иска Севастьяновой Анастасии Михайловны к Администрации города Ялта, межведомственной комиссии по переводу жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение, переустройству и (или) перепланировке жилых и нежилых помещений, о признании жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым о признании заключения, решения незаконными, возложении обязанности.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья Ю.С. Кононова