Мотивированное решение изготовлено 11 марта 2019 года Дело № 2а-341/2019 83RS0001-01-2019-000212-02 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации г.Нарьян-Мар 04 марта 2019 года Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Распопина В.В., при секретаре Тайбарей А.И., с участием истца Некрасова В.А., представителя ответчика Зеляниной Л.Ю., рассмотрев на открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Некрасова Владимира Ардалионовича к Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» о признании постановления незаконным, возложении обязанности перевести нежилое помещение в жилое, У С Т А Н О В И Л Некрасов В.А. обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» о признании постановления незаконным, возложении обязанности перевести нежилое помещение в жилое. Требования мотивирует тем, что является собственником нежилого помещения – административного здания, расположенного по адресу: <адрес>Б с ДД.ММ.ГГГГ. Им было подано административному ответчику заявление о переводе данного нежилого помещения в жилое помещение. 25 января 2019 года постановлением главы администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» в переводе нежилого помещения в жилое ему было отказано в связи с не предоставлением проекта переустройства переводимого помещения, предусматривающего помещение кухни с инженерными сетями. Полагает, что административным ответчиком нарушен регламент предоставления муниципальной услуги, поскольку в его нарушение у него не были истребованы указанные документы. Просит признать Постановление Администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» от 25.01.2019 незаконным и обязать административного ответчика осуществить данный перевод. В судебном заседании административный истец требований поддержал в полном объеме. Также пояснил, что полагает истребование у него проекта переустройства незаконным, поскольку переустройство либо перепланировку указанного жилого помещения он проводить не собирается, доказательств необходимости такой перепланировки не представлено. Представитель административного ответчика Зелянина Л.Ю. в судебном заседании с требованиями не согласилась, указав, что отказ в переводе нежилого помещения в жилое является законным и обоснованным, поскольку административным истцом не представлен документ, обязанность по предоставлению которого возложена на него. Полагает наличие проекта переустройства необходимым, поскольку из приложенных к заявлению документов видно, что такое переустройство необходимо. В частности в помещении отсутствует кухня. Ранее Некрасов В.А. неоднократно обращался к ним с таким заявлением, ему неоднократно предлагалось представить проект перепланировки, в связи с непредставлением которого в переводе помещения из нежилого в жилое отказывалось, в связи с чем при последнем обращении заявителя с таким заявлением без приложенного проекта перепланировки у него указанный документ не истребовался. Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу. Судом установлено, что Некрасов В.А. является собственником нежилого помещения – административного здания, расположенного по адресу: <адрес> 17 декабря 2018 года Некрасов В.А. обратился к Начальнику Управления строительства ЖКХ и градостроительной деятельности Администрации МО «<адрес> «<адрес>» с заявлением о переводе нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в жилое. Постановлением Администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» от 25.01.2019 №97 в переводе указанного нежилого помещения в жилое было отказано в связи с непредоставлением определенных ч.2 ст.23 ЖК РФ документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, а именно подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта переустройства переводимого помещения, предусматривающего помещение кухни с инженерными системами (вентиляция, водоснабжение, водоотведение, газоснабжение), в соответствии с п.5,13 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещений непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом. Из представленных материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что проект переустройства переводимого помещения к заявлению о переводе нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в жилое приложен не был. В соответствии с ч.1 ст.22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности. В силу ст.23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений). Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: заявление о переводе помещения; правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения). По смыслу указанных норм, перевод нежилого помещения в жилое допускается при условии соблюдения требований Жилищного кодекса РФ и законодательства о градостроительной деятельности. При согласовании в порядке ст. 23 Жилищного кодекса РФ изменения режима использования нежилых помещений в первую очередь должна определяться сама возможность перевода их в жилые помещения и техническая возможность использовать такие помещения в качестве жилых. Согласно ст. 24 ЖК РФ отказ в переводе нежилого помещения в жилое помещение допускается, в том числе, в случаях непредоставления определенных ч. 2 ст. 23 настоящего Кодекса документов и несоблюдения предусмотренных ст. 22 ЖК РФ условий перевода помещения. Перевод нежилого помещения в жилое не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует техническая возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям, либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц (ч. 4 ст. 22 ЖК РФ). Из указанных норм права следует, что именно на лицо, подающее заявление о переводе нежилого помещения в жилое возлагается обязанность подтвердить соответствие такого помещения установленным требованиям, предъявляемым к жилому помещению либо наличии возможности обеспечения соответствия такого помещения установленным требованиям. Как следует из технического паспорта указанное строение использовалось в качестве нежилого помещения, в том числе с размещением в нём магазина, назначение здания – административное. Сведения о том, что ранее указанные помещения использовались как жилые, в деле отсутствуют. Требования, предъявляемые к жилым помещениям, указаны в ст. 15 ЖК РФ и Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утверждено Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47). В соответствии с указанными правовыми нормами жилым помещением признается жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем. Согласно пунктам 11-14 Положения жилое помещение, равно как и общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, должно быть обустроено и оборудовано таким образом, чтобы предупредить риск получения травм жильцами при передвижении внутри и около жилого помещения, при входе в жилое помещение и жилой дом и выходе из них, а также при пользовании инженерным оборудованием и обеспечить возможность перемещения предметов инженерного оборудования соответствующих помещений квартир и вспомогательных помещений дома, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности. Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть размещены и смонтированы в соответствии с требованиями безопасности, установленными в действующих нормативных правовых актах, и инструкциями заводов - изготовителей оборудования, а также с гигиеническими нормативами, в том числе в отношении допустимого уровня шума и вибрации, которые создаются этими инженерными системами. Пунктами 1.7.1, 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения. Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются. В силу п. 7 вышеназванного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, является межведомственная комиссия. Именно межведомственная комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания (п. 42). Таким образом, решение вопроса о признании нежилых помещений пригодными для проживания граждан отнесено к исключительной компетенции межведомственной комиссии. В свою очередь, межведомственная комиссия пришла к выводу о необходимости переоборудования помещений, в частности для образования помещения кухни в одном из нежилых помещений здания с устройством соответствующих инженерных систем, таких как вентиляция, водоснабжение, водоотведение, что соответствует вышеуказанным нормам права. Документов, подтверждающих отсутствие необходимости переоборудования нежилого помещения и его соответствия требованиям, предъявляемым жилым помещениям ни административному ответчику при подаче заявления от 17 декабря 2018 года, ни в суд не представлено. Из технического паспорта факт наличия помещения для кухни, оборудования здания всеми необходимыми инженерными системами (в том числе водоснабжение, газоснабжение) не следует. Несостоятельной суд находит ссылку административного истца о нарушении Администрацией МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» регламента оказания муниципальной услуги, а именно не истребовании у него проекта переустройства помещения. Действительно, п.3.2 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение», утвержденного постановлением администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» от ДД.ММ.ГГГГ№ рассмотрев принятые документы, специалист Управления устанавливает предмет обращения, личность заявителя и его полномочия, проверяет наличие и правильность оформления документов, указанных в пункте 2.6 настоящего Регламента. При установлении факта отсутствия необходимых документов специалист Управления уведомляет заявителя о наличии препятствий для предоставления муниципальной услуги, объясняет заявителю содержание выявленных недостатков в представленных документах и предлагает принять меры по их устранению: при согласии заявителя устранить препятствия специалист Управления возвращает представленные документы; при несогласии заявителя устранить препятствия специалист Управления обращает его внимание, что указанное обстоятельство может препятствовать предоставлению муниципальной услуги. Из представленных материалов дела факт истребования у административного истца проекта перепланировки помещения не следует. Вместе с тем, сам по себе факт того, что у Некрасова В.А. данный документ не истребовался на законность постановления Администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» от ДД.ММ.ГГГГ№ не влияет. При этом суд также учитывает, что ранее Некрасов В.А. неоднократно обращался в администрацию МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» с заявлением о переводе нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>Б, в жилое без приложения проекта переустройства помещения, при каждом обращении ему предлагалось представить такой проект, в связи с непредставлением такого проекта в переводе данного нежилого помещения в жилое ему неоднократно отказывалось. Из пояснений административного истца следует, что проект перепланировки у него отсутствует, оформлять указанный документ и предоставлять его в администрацию МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» он не намерен. Таким образом, административному истцу было достоверно известно о необходимости предоставления проекта переустройства. Оспариваемое решение принято уполномоченным на то лицом с соблюдением установленной процедуры принятия такого решения. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным постановления Администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» от ДД.ММ.ГГГГ№, в связи с чем требования о понуждении административного ответчика к переводу помещения из нежилого в жилое удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: в удовлетворении требований Некрасова Владимира Ардалионовича к Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» о признании постановления незаконным, возложении обязанности перевести нежилое помещение в жилое – отказать. На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Нарьян-Марский городской суд. Председательствующий подпись В.В. Распопин Копия верна, судья В.В.Распопин |