ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-341/20 от 05.08.2020 Лыткаринского городского суда (Московская область)

Дело

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Лыткарино Московской области ДД.ММ.ГГГГ

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Лыткаринский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи О.А. Антоновой, при секретаре Е.О. Лоик,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Барабанова Виктора Ивановича, Булановой Надежды Егоровны, Сурковой Олеси Васильевны, Серафишко Владимира Александровича, Потапочкиной Елены Николаевны к Администрации г.о. Лыткарино о признании заключения по результатам публичных слушаний вынесенного с нарушениями положения об организации и проведении публичных слушаний,

с участием представителя административных истцов, по доверенности ФИО11., представителя административного ответчика, по доверенности ФИО12., представителя заинтересованного лица Совета депутатов г.о. Лыткарино, по доверенности ФИО13

У С Т А Н О В И Л:

Административные истцы обратились в суд с иском к Администрации г.о. Лыткарино о признании заключения по результатам публичных слушаний вынесенного с нарушениями положения об организации и проведении публичных слушаний, указывая следующее.

ДД.ММ.ГГГГ в МОУ ДОД «Детская музыкальная школа» проведено собрание участников публичных слушаний по проекту «Внесение изменений в Правила землепользования и застройки (части территории) г.о. Лыткарино Московской области». Участниками публичных слушаний были высказаны и представлены в письменном виде конкретные замечания и предложения.

В связи с тем, что обсуждаемый проект имеет существенные недостатки и несоответствия в отношении фактически сложившемуся землепользованию административных истцов, участниками публичных слушаний было выражено пожелание признать результатом слушаний необходимость отправить данный проект на доработку в соответствии с выраженными замечаниями и пожеланиями.

Административные истцы не согласны с результатами публичных слушаний, в связи с чем, просят: признать заключение от ДД.ММ.ГГГГ. по результатам публичных слушаний по проекту «Внесение изменений в Правила землепользования и застройки (части территории) г.о. Лыткарино Московской области» проведенных ДД.ММ.ГГГГ. в МОУ ДОД «Детская музыкальная школа» вынесенным с нарушением пп.4,5 п.13.2 Положения об организации и проведении публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности в г.о.Лыткарино Московской области, Положения об организации и проведении общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности в г.о.Лыткарино Московской области, Порядка предоставления предложений и замечаний по вопросу, рассматриваемому на общественных обсуждениях или публичных слушаниях в сфере градостроительной деятельности в г.о.Лыткарино Московской области утвержденного Решением Совета депутатов г.Лыткарино от ДД.ММ.ГГГГ. .

Представитель административных истцов, по доверенности ФИО8 в судебном заседании требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика и заинтересованного лица Совета депутатов г.о. Лыткарино, по доверенности ФИО7 возражала против удовлетворения требований.

Представитель заинтересованного лица Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области не явился, о слушании дела извещен.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

С 01.01.2015 вступил в силу Закон Московской области от 24.07.2014 №106/2014-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области», в соответствии с которым ряд полномочий органов местного самоуправления городских округов в сфере градостроительства, в т.ч. полномочия по подготовке правил землепользования и застройки городских округов, а также по внесению в них изменений, за исключением полномочий, предусмотренных частями 11-14 статьи 31 и частями 1-3 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляют Правительство Московской области или уполномоченные им исполнительные органы государственной власти Московской области (п.2 ч.4 ст. 2 Закона).

В соответствии с Постановлением Правительства МО от 30.12.2014 N1182/51 "Об утверждении порядка подготовки, согласования, направления проекта правил землепользования и застройки городского округа на утверждение в орган местного самоуправления городского округа Московской области" центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, уполномоченным на подготовку, согласование, направление проекта правил землепользования и застройки городского округа на утверждение в орган местного самоуправления городского округа Московской области, а также подготовку внесения изменений в правила землепользования и застройки городского округа Московской области, является Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области.

Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ на органы местного самоуправления возложены полномочия по проведению публичных слушаний по проектам ПЗЗ, а также по утверждению ПЗЗ. Полномочиями по разработке проектов ПЗЗ и изменений в них обладает Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области.

Порядок проведения публичных слушаний по проектам Правил землепользования и застройки и изменений в них регулируется ст.ст. 5.1 и 31 Градостроительного кодекса РФ, а также действовавшем на дату проведения публичных слушаний Положением об организации и проведении публичных слушаний по вопросами градостроительной деятельности в городском округе Лыткарино Московской области и Порядком предоставления предложений и замечаний по вопросу, рассматриваемому на общественных обсуждениях или публичных слушаниях в сфере градостроительной деятельности в городском округе Лыткарино Московской области, утвержденными решением Совета депутатов г.о. Лыткарино от 21.06.2018 N 325/37, действовавшим в период проведения оспариваемых публичных слушаний.

В соответствии с ч.13 ст.31 Градостроительного кодекса РФ продолжительность общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее одного и не более трех месяцев со дня опубликования такого проекта.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области направил Главе городского округа Лыткарино разработанный проект нормативного правового акта «Внесение изменений в Правила землепользования и застройки (части территории) городского округа Лыткарино Московской области» для организации и проведения публичных слушаний.

Во исполнение указанного поручения Главой городского округа Лыткарино было принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении публичных слушаний по проекту «Внесение изменений в Правила землепользования и застройки (части территории) городского округа Лыткарино Московской области». Постановление было опубликовано в газете «Лыткаринские вести» от ДД.ММ.ГГГГ (1350), а также размещено на официальном сайте города Лыткарино в сети Интернет.

Проект, вынесенный на публичные слушания, также был опубликован в газете «Лыткаринские вести» от ДД.ММ.ГГГГ (1350) и размещен на официальном сайте г.о.Лыткарино в сети «Интернет».

ДД.ММ.ГГГГ было проведено собрание участников публичных слушаний, где все заинтересованные лица также имели возможность высказать свое мнение относительно рассматриваемого проекта. Все письменные замечания и предложения, полученные в рамках публичных слушаний по проекту, приложены к протоколам публичных слушаний.

По результатам публичных слушаний было подготовлено Заключение по проекту «Внесение изменений в Правила землепользования и застройки (части территории) городского округа Лыткарино Московской области», которое было опубликовано в газете «Лыткаринские вести» от ДД.ММ.ГГГГ (1359) и размещено на официальном сайте города Лыткарино в сети «Интернет».

Далее, на основании п.25 Порядка подготовки, согласования, направления проекта правил землепользования и застройки городского округа на утверждение в орган местного самоуправления городского округа Московской области, утвержденного постановлением Правительства МО от 30.12.2014 N1182/51, Администрацией городского округа Лыткарино были направлены в Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области материалы по итогам проведенных публичных слушаний письмом от ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, процедура публичных слушаний по проекту «Внесение изменений в Правила землепользования и застройки (части территории) городского округа Лыткарино Московской области» была проведена в соответствии с требованиями федерального законодательства, а также законодательства Московской области и правовых актов г.о.Лыткарино. Все заинтересованные лица имели возможность высказать свое мнение относительно рассматриваемого проекта в устном и письменном виде. Доказательств нарушения процедуры проведения публичных слушаний административными истцами не представлено.

Довод административных истцов о том, что в заключении по результатам публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ не отражено количество предложений и замечаний, судом отклоняется, так как в п.8 заключения указано, что поступило 231 предложение/замечание.

Несостоятельным также является довод административных истцов о том, что в заключении по результатам публичных слушаний не отражено итоговое решение (рекомендация) по итогам публичных слушаний, так как в п.10 заключения указаны выводы и рекомендации по проведению публичных слушаний по проекту («считать целесообразным направление полученных предложений и замечаний от участников публичных слушаний в Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области для рассмотрения в установленном порядке и принятия решения в соответствии с действующим законодательством»).

Довод административных истцов об отсутствии аргументированных рекомендаций организатора публичных слушаний о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками публичных слушаний предложений и замечаний судом также отклоняется, так как в соответствии с п.2 части 4 статьи 2 Закона Московской области от 24.07.2014 №106/2014-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» полномочия по подготовке правил землепользования и застройки городских округов, а также по внесению в них изменений возложены на Правительство Московской области или уполномоченные им исполнительные органы государственной власти Московской области, а не на органы местного самоуправления. В соответствии с Постановлением Правительства МО от 30.12.2014 N1182/51 "Об утверждении порядка подготовки, согласования, направления проекта правил землепользования и застройки городского округа на утверждение в орган местного самоуправления городского округа Московской области" центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, уполномоченным на подготовку, согласование, направление проекта правил землепользования и застройки городского округа на утверждение в орган местного самоуправления городского округа Московской области, а также подготовку внесения изменений в правила землепользования и застройки городского округа Московской области, является Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области.

Кроме того, как пояснил представитель Администрации г.о.Лыткарино, для обеспечения выполнения задач градостроительного зонирования постановлением Правительства Московской области от 30.12.2014 N1193/51 создан коллегиальный орган - Комиссия по подготовке правил землепользования и застройки Московской области, в состав которой входят в том числе представители органов местного самоуправления Лыткарино. Обсуждение предложений и замечаний, полученных в рамках публичных слушаний, и их оценка осуществляется данной Комиссией; решения Комиссии об учете либо отклонении предложений участников публичных слушаний могут быть обжалованы заинтересованными лицами в рамках самостоятельного судебного процесса.

В обоснование своих требований административные истцы также указывают на то, что в заключении не зафиксировано единогласное мнение участников публичных слушаний отправить обсуждаемый проект на доработку. При этом истцы не учитывают, что в соответствии с ч.2 ст.5.1 Градостроительного кодекса РФ участниками публичных слушаний по проектам правил землепользования и застройки, и проектам, предусматривающим внесение изменений в правила, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.

На открытом собрании участников публичных слушаний присутствовали правообладатели земельных участков, входящих в состав садоводческих некоммерческих объединений граждан и расположенных в промзоне Тураево города Лыткарино, о чем свидетельствует протокол собрания участников публичных слушаний. Как установлено судом и не оспаривается истцами, все замечания по обсуждаемому проекту, полученные в ходе собрания участников публичных слушаний, зафиксированы в протоколе собрания участников публичных слушаний, протоколе публичных слушаний и заключении по результатам публичных слушаний. Указанные замечания касаются исключительно территориальной зоны ИН – «Иная зона», в которой расположены указанные СНТ и которая занимает порядка 5-7% от всей территории городского округа Лыткарино и не касаются оставшейся территории г.о.Лыткарино. Мнение лиц, присутствующих на собрании участников публичных слушаний, не является единогласным мнением участников публичных слушаний, так как участниками публичных слушаний являются все граждане, постоянно проживающие на территории г.о.Лыткарино, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства, а не только правообладатели земельных участков в составе СНТ.

В обоснование своих требований административные истцы также ссылаются на ч.3 ст.33 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с которой предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.

При этом, как следует из выписок из ЕГРН и не оспаривается административными истцами, земельные участки, принадлежащие истцам, не имеют установленного вида разрешенного использования. В соответствии со ст.37 Градостроительного кодекса РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства выбираются правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 Градостроительного кодекса РФ с учетом результатов публичных слушаний или общественных обсуждений.

Административные истцы имеют возможность выбора вида разрешенного использования земельных участков из имеющихся в Правилах землепользования и застройки г.о.Лыткарино для той территориальной зоны, в которой они расположены, однако предоставленным им правом до настоящего времени не воспользовались. Доказательств вероятного неэффективного использования участков и вероятного причинения вреда их правообладателям вследствие издания Администрацией оспариваемого заключения о результатах публичных слушаний административными истцами не представлено.

Доводы административных истцов не содержат указания на то, какие именно их права нарушены либо могут быть нарушены посредством издания заключения о результатах публичных слушаний и каким образом они нарушены либо могут быть нарушены.

Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 15.07.2010 N931-О-О, будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания по смыслу ст. 3 Конституции РФ и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.

Таким образом, результаты публичных слушаний, зафиксированные в протоколах и заключении по результатам публичных слушаний, носят рекомендательный характер для органов, уполномоченных на разработку проектов нормативных правовых актов и их утверждение, в связи с чем, заключение о результатах публичных слушаний не порождает для административных истцов каких-либо прав и обязанностей, не нарушает их права и свободы и не влечет негативных последствий.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Барабанова Виктора Ивановича, Булановой Надежды Егоровны, Сурковой Олеси Васильевны, Серафишко Владимира Александровича, Потапочкиной Елены Николаевны к Администрации г.о. Лыткарино о признании заключения по результатам публичных слушаний вынесенного с нарушениями положения об организации и проведении публичных слушаний – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Лыткаринский городской суд Московской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья О.А. Антонова