ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-341/20 от 23.06.2020 Отрадненского городского суда (Самарская область)

Решение

именем Российской Федерации

23 июня 2020 <адрес> городской суд <адрес>, в составе:

председательствующего Кощеевой И.А.

с участием прокурора ФИО2

при секретаре Мокеевой Г.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-341/2020 по административному иску Прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации, граждан и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» запрещенной к распространению на территории Российской Федерации

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах Российской Федерации, граждан и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В судебном заседании прокурор поддержал в полном объеме заявленные требования и объяснил, что прокуратурой <адрес> в ходе проведения мониторинга сети Интернет выявлены сайты с доменным именем https://vk.com/id396719322, https://vk.com/public113851496, https://vk.com/matkapital000, на котором размещена общедодоступная информация о предоставлении услуг по выплате денежных средств (обналичиванию) материнского капитала и оказанию услуг по получению средств материнского капитала вопреки предусмотренному законом порядку.

Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной информации и скопировать информацию в электронном варианте может любой интернет-пользователь..

В силу ч. 2 ст. 7 и ч. 1 ст. 38 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

На основании ч. 2 ст. 2 и ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 74.1 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным ассигнованиям на социальное обеспечение населения относятся бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения.

Расходные обязательства на социальное обеспечение населения могут возникать в результате принятия публичных нормативных обязательств.

Бюджетные ассигнования на исполнение указанных публичных нормативных обязательств, предусматриваются отдельно по каждому виду таких обязательств в виде пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также осуществления мер социальной поддержки населения.

В силу ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицом, указанных в ч. 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, получившим сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Продажа сертификата материнского капитала, его обналичивание законом не предусмотрено.

Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность за мошенничество при получении выплат, т.е. хищение денежных средств или иного имущества при получении пособий, компенсаций, субсидий, и иных социальных выплат, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, путем предоставления заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, а равно путем умолчание о фактах, влекущих прекращение указанных выплат ( ч. 1 ст. 159.2УК РФ).

Общедоступная информация на сайте с URL-адресом: https://vk.com/id396719322, https://vk.com/public113851496, https://vk.com/matkapital000 о предоставлении услуг по выплате денежных средств (обналичиванию) материнского капитала и оказанию услуг по получению средств материнского капитала вопреки предусмотренному законом порядке, способствует совершению уголовно- наказуемых деяний, связанных с незаконным получением средств из федерального бюджета и облегчает их совершение, вводя в заблуждение неопределенного круга лиц о законности совершения таких действий.

Проверочными мероприятиями установить владельца сайта не представляется возможным.

Выявить владельца сайта и его местонахождение не представляется возможным, поскольку не имеет места жительства на территории Российской Федерации.

Информация, как нематериальный объект, не имеет территориальных пределов и размещается на всей территории Российской Федерации без привязки к конкретному адресу. Правовые последствия распространения информации возникают или могут возникнуть независимо от места нахождения ее владельца

С учетом изложенного, прокурор просит суд:

1. Признать информацию, размещенную на сайтах https://vk.com/id396719322, https://vk.com/public113851496, https://vk.com/matkapital000 информационно-телекоммуникационной сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

2. Включить сетевые адреса https://vk.com/id396719322, https://vk.com/public113851496, https://vk.com/matkapital000 в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

3. Ограничить доступ к информации, содержащейся на сайтах https://vk.com/id396719322, https://vk.com/public113851496, https://vk.com/matkapital000.

Заинтересованное лицо - представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> (Управление Роскомнадзора по <адрес>) в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. Против удовлетворения данного административного искового заявления Прокурора <адрес> не возражает, о чем сообщил суду письменно.

Суд, выслушав прокурора, изучив материалы дела, считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 39 ч. 1 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст. 265.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Согласно ст. 29 ч. 4 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

В соответствии со ст. 55 ч.3 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст. 2 п.4, 13, 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"

-информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;

- сайт в сети "Интернет" - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет";

- страница сайта в сети "Интернет" - часть сайта в сети "Интернет", доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети "Интернет".

Согласно ст. 9 ч. 1. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу ст. 15.1 ч. 5 п.п. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии со ст. 15.1 ч. 1, ч 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).

В реестр включаются:

1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Согласно ч. 3 ст. 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", а также Правилами принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», распространение которых в Российской Федерации запрещено».

Статьей 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно статьи 17 ч. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» нарушение требований настоящего Федерального закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона № 149-ФЗ в случае, если распространение определенной информации ограничивается или запрещается федеральными законами, гражданско-правовую ответственность за распространение такой информации не несет лицо, оказывающее услуги:

1) либо по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений;

2) либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации.

В соответствии со ст. 10 ч. 1. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 6 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу ч. 2 ст. 7 и ч. 1 ст. 38 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

На основании ч. 2 ст. 2 и ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 74.1 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным ассигнованиям на социальное обеспечение населения относятся бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения.

Расходные обязательства на социальное обеспечение населения могут возникать в результате принятия публичных нормативных обязательств.

Бюджетные ассигнования на исполнение указанных публичных нормативных обязательств, предусматриваются отдельно по каждому виду таких обязательств в виде пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также осуществления мер социальной поддержки населения.

В силу ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицом, указанных в ч. 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, получившим сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Продажа сертификата материнского капитала, его обналичивание законом не предусмотрено.

Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность за мошенничество при получении выплат, т.е. хищение денежных средств или иного имущества при получении пособий, компенсаций, субсидий, и иных социальных выплат, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, путем предоставления заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, а равно путем умолчание о фактах, влекущих прекращение указанных выплат ( ч. 1 ст. 159.2УК РФ).

Судом установлено, что Прокуратурой <адрес> в ходе проведения мониторинга сети Интернет выявлены сайты с доменным именем https://vk.com/id396719322, https://vk.com/public113851496, https://vk.com/matkapital000, на котором размещена общедоступная информация о предоставлении услуг по выплате денежных средств (обналичиванию) материнского капитала и оказанию услуг по получению средств материнского капитала вопреки предусмотренному законом порядку.

Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой интернет-пользователь.

Общедоступная информация на сайте о предоставлении услуг по выплате денежных средств (обналичиванию) материнского капитала и оказанию услуг по получению средств материнского капитала вопреки предусмотренному законом порядку, способствует совершению уголовно-наказуемых деяний, связанных с незаконным получением средств из федерального бюджета и облегчает их совершение, вводя в заблуждение неопределенный круг лиц о законности совершения таких действий.

Проверочными мероприятиями установить владельца сайта не представляется возможным.

Выявить владельца сайта и его местонахождение не представляется возможным, поскольку не имеет места жительства на территории Российской Федерации.

Информация, как нематериальный объект, не имеет территориальных пределов и размещается на всей территории Российской Федерации без привязки к конкретному адресу. Правовые последствия распространения информации возникают или могут возникнуть независимо от места нахождения ее владельца.

Согласно Сведений Роскомнадзора, в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, информации по сайтам https://vk.com/id396719322, https://vk.com/public113851496, https://vk.com/matkapital000 не имеется, что подтверждается распечаткой.

Судом установлено, что вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и воспользоваться информацией в электронном варианте может любой Интернет-пользователь.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ способами защиты гражданских прав, в частности является пресечение действий, нарушающих или создающих угрозу его нарушения.

Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности, в связи с чем, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.

В целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, информацию, распространяемую посредством сети «Интернет», расположенную на сайте с доменным именем https://vk.com/id396719322, https://vk.com/public113851496, https://vk.com/matkapital000 следует признать информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Следовательно, административное исковое заявление Прокурора <адрес> основано на законе и подлежит удовлетворению.

В силу ст. 265.5 ч.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 39, 175- 180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать информацию, размещенную на сайтах https://vk.com/id396719322, https://vk.com/public113851496, https://vk.com/matkapital000 информационно-телекоммуникационной сети Интернет, запрещенной к распространению на территории в Российской Федерации.

Включить сетевые адреса https://vk.com/id396719322, https://vk.com/public113851496, https://vk.com/matkapital000 в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Ограничить доступ к информации, содержащейся на сайтах https://vk.com/id396719322, https://vk.com/public113851496, https://vk.com/matkapital000.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Отрадненский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме

Судья: подпись

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ