Р Е Ш Е Н И Е
Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 сентября 2017 года город Иркутск
Кировский районный суд г.Иркутска в составе:
председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2А-3427/2017 по административному исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании распоряжения об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов полностью незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Братский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области, требуя признать распоряжение временно замещающей должность руководителя Агентства лесного хозяйства Иркутской области № 559-агр от 10.03.2016г. «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов (арендатор ООО «СибирьЛесторг»)» полностью незаконным.
В обоснование административного искового заявления прокурор указал, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании информации филиала ФГБУ «Рослесинфорг» Прибайкаллеспроект» о выявленных фактах незаконных рубок на территории Чунского лесничества проведена проверка в отношении территориального отдела Министерства лесного комплекса Иркутской области по Чунскому лесничеству. Проверкой установлено, что 29.01.2016г. между Агентством лесного хозяйства Иркутской области (арендодателем) и Обществом с ограниченной ответственностью «СибирьЛесТорг» (арендатором) заключен договор аренды № 91-47/16 лесного участка, расположенного в Иркутской области, Чунском районном муниципальном образовании Чунском лесничестве Неванском участковом лесничестве Неванской даче кварталы №№ 32, 33, 42, 43, 58-60, 75, 76, 90, 91ч, 105, Новочунской даче кварталы №№ 11-18, 23-30, 31ч, 38-40, 44- 55, 56ч-58ч, 70ч-74ч, 84-87 (кадастровый номер 38:00:000000:390) общей площадью 42493 Га, в целях использования лесов для заготовки древесины. Срок действия договора установлен с 11.02.2015г. по 11.02.2025г.
10.03.2016 г. экспертной комиссией государственной экспертизы была проведена государственная экспертиза проекта освоения лесов, переданных в аренду ООО «СибирьЛесТорг» для заготовки древесины на территории Чунского лесничества Чунского районного муниципального образования Иркутской области по договору аренды лесного участка от 29.01.2016г. № 91- 47/16, по результатам которой комиссией сделаны выводы о соответствии указанного проекта освоения лесов требованиям приказа Рослесхоза от 29.02.2012 г. № 69 и предложено утвердить положительное заключение экспертной комиссии.
Распоряжением временно замещающей должность руководителя Агентства лесного хозяйства Иркутской области № 559-агр от 10.03.2016 г. утверждено положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов, арендатором которых является ООО «СибирьЛесТорг».
По результатам проведенной проверки установлено, что указанное распоряжение временно замещающей должность руководителя Агентства лесного хозяйства Иркутской области противоречит ч. 5 ст. 12 и ч. 2 ст. 88 Лесного кодекса РФ и принятым во исполнение указанного федерального закона Приказу Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 г. № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» - пунктам 6, 9, 10 и Приказу Федерального агентства лесного хозяйства от 22.12.2011г. № 545 «Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» (в настоящее время данные правоотношения регулируются Приказом Минприроды РФ от 26.09.2016г. № 496)- пунктам 3, 8, 10. В нарушение п. 3 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 22.12.2011г. № 545, не достигнута цель экспертизы, так как представленный проект освоения лесов ООО «СибирьЛесТорг» не соответствует принципам сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации. Так, при отсутствии запроектированных мероприятий по лесовосстановлению на участках, где были совершены незаконные рубки лесных насаждений, по сохранению животного мира, сохранению водных объектов, отсутствии сведений о наличии на территории участка лесов, расположенных в водоохранной зоне, в отношении которых определен особый режим их использования, проектировка под заготовку древесины лесных земель, незанятых лесными насаждениями, подвергшихся незаконной рубке, экспертная комиссия не запрашивала дополнительную информацию и разъяснения по положениям, предусмотренным проектом освоения лесов, что является нарушением п. 8 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 22.12.2011 г. № 545 (Приказа Минприроды РФ от 26.09.2016г. № 496). При этом, в нарушение п. 10 указанного Приказа, положительное заключение экспертной комиссии оформлено при отсутствии обязательных, предусмотренных Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012г. № 69, мероприятий по лесовосстановлению на местах незаконных рубок, по охране животного мира, по охране водных объектов. Таким образом, в нарушение п.п. 10, 11 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 22.12.2011 г. № 545 (Приказа Минприроды РФ от 26.09.2016г. № 496), временно замещающей должность руководителя Агентства лесного хозяйства Иркутской области незаконно вынесено распоряжение об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, переданных в аренду ООО «СибирьЛесТорг» в целях использования лесов для заготовки древесины на территории Чунского лесничества Чунского районного муниципального образования Иркутской области, так как указанный проект не соответствует законодательству Российской Федерации, принципам биологического разнообразия. Это в соответствии с п. 11 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 22.12.2011 г. № 545 «Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» является основанием для оформления отрицательного заключения экспертизы.
Как далее указал прокурор, исполнителем работ по дистанционному мониторингу использования лесов на территории Иркутской области является Филиал ФГБУ «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект». По результатам космического дистанционного мониторинга использования лесов в 2015г. Филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект» были выявлены незаконные рубки лесных насаждений без разрешительных документов в Чунском лесничестве Неванском участковом лесничестве Новочунской даче в квартале 12 выделе 19 на площади 1,6 Га, квартале 13 выделах 6, 11 на площади 1,9 Га, квартале 13 выделе 6 на площади 2 Га, квартале 13 выделе 6 на площади 3,9 Га, квартале 13 выделе 13 на площади 1,5 Га, квартале 84 выделе 5 на площади 1,6 Га, квартале 84 выделе 5 на площади 3,2 Га; Чунском лесничестве Неванском участковом лесничестве Неванской даче квартале 43 выделах 5,7 на площади 2,7 Га, квартале 91 выделе 27 на площади 1,1 Га, квартале 91 выделе 27 на площади 3,7 Га, квартале 105 выделе 5 на площади 1,1 Га. По результатам проведенного дешифрирования 17.11.2015г. были составлены 11 карточек дешифрирования мест использования лесов с отображением местонахождения рубок без правоустанавливающих документов, их площади, объемов. 18.11.2015г. карточки дешифрирования мест использования лесов с выявленными нарушениями лесного законодательства были представлены в Агентство лесного хозяйства Иркутской области. Таким образом, на момент проведения государственной экспертизы проекта освоения лесов ООО «СибирьЛесТорг» (10.03.2016г.) Министерство лесного комплекса Иркутской области обладало информацией о выявленных незаконных рубках на территории арендованного лесного участка. Вместе с тем, в нарушение требований закона, в проекте освоения лесов, переданных в аренду ООО «СибирьЛесТорг» для заготовки древесины на территории Чунского лесничества Чунского районного муниципального образования Иркутской области по договору аренды лесного участка от 29.01.2016г. № 91-47/16, сведения о наличии вырубок в Чунском лесничестве Неванском участковом лесничестве Новочунской даче в квартале 12 выделе 19 на площади 1,6 Га, квартале 13 выделах 6, 11 на площади 1,9 Га, квартале 13 выделе 6 на площади 2 Га, квартале 13 выделе 6 на площади 3,9 Га, квартале 13 выделе 13 на площади 1,3 Га, квартале 84 выделе 5 на площади 1,6 Га, квартале 84 выделе 5 на площади 3,2 Га; Чунском лесничестве Неванском участковом лесничестве Неванской даче квартале 43 выделах 5,7 на площади 2,7 Га, квартале 91 выделе 27 на площади 1,1 Га, квартале 91 выделе 27 на площади 3,7 Га, квартале 105 выделе 5 на площади 1,1 Га, выявленных в 2015 г., на территории арендованного участка - отсутствуют. В связи с этим, мероприятия по лесовосстановлению на указанных лесных участках, где были совершены незаконные рубки, не запроектированы. ООО «СибирьЛесТорг» в проекте освоения лесов отражена ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины (п. 6.3 Проекта освоения лесов). В ведомости отражены сведения о лесничестве, номере лесного квартала, номере выдела, преобладающей породе, площади выдела, запасе древесины на выделе: на 1 Га, форме (виде) рубки, проектируемых способах лесовосстановления. В соответствии с ведомостью под рубку запроектированы лесотаксационные выделы, где согласно представленным Филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект» сведениям уже были выявлены незаконные рубки лесных насаждений, в том числе в Чунском лесничестве Неванском участковом лесничестве Новочунской даче в квартале 12 выделе 19, квартале 13 выделе 6, квартале 13 выделе 11, квартале 13 выделе 13, квартале 84 выделе 5; Чунском лесничестве Неванском участковом лесничестве Неванской даче квартале 43 выделе 5, квартале 91 выделе 27, квартале 91 выделе 27, квартале 105 выделе 5. Указанная ведомость разработана с учетом лесотаксационного описания материалов лесоустройства, проведенного на территории арендной базы ООО «СибирьЛесТорг». Вместе с тем, при определении площади и запаса древесины, произрастающей на территории лесотаксационных выделов, не были учтены выявленные ФилиаДом ФГБУ «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект» незаконные рубки. Таким образом, под заготовку древесины, в том числе были запроектированы лесные земли, не занятые лесные насаждениями, где были проведены вырубки. Отсутствие в проекте освоения лесов мероприятий по лесовосстановлению на участках, где были совершены незаконные рубки, мероприятий, связанных с охраной животного мира и водных объектов, неотражецие в проекте лесов, расположенных в водоохранной зоне, свидетельствует о необеспечении охраны и рационального использования природных ресурсов и, соответственно, благоприятной окружающей среды. Кроме того, создается постоянная угроза причинения вреда в будущем, так как не проведение соответствующих разрабатываемых мероприятий не позволит снизить или сократить оказываемое негативное воздействие на животный мир и лесные ресурсы. Так как проект освоения лесов является основным документом, на основании которого осуществляется использование лесов, то не отражение указанных сведений в проекте освобождает ООО «СибирьЛесТорг» от обязанности по выполнению данных мероприятий при использовании лесного участка. Невыполнение указанных мероприятий не будет способствовать сохранению объектов животного мира и охране водных объектов, восстановлению лесов и, соответственно, реализации прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, в понятие которой входит объекты животного мира, водные объекты, лесные ресурсы, гарантированных ст. 42 Конституции РФ.
В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 5 Водного кодекса РФ к поверхностным водным объектам относятся, в том числе водотоки - реки, ручьи, каналы. Проверка показала, что в проекте освоения лесов, разработанном в отношении лесного участка, предоставленного в пользование ООО «СибирьЛесТорг» в соответствии с договором аренды лесного участка от 29.01.2016г. № 91-47/16 (подраздел 2.2, приложение 3: распределение площади лесного участка по видам целевого назначения лесов на защитные (по их категориям), эксплуатационные и резервные леса) отражены сведения об отсутствии на территории лесного участка защитных лесов - лесов, расположенных в водоохранной зоне, несмотря на наличие на территории арендуемого ООО «СибирьЛесТорг» лесного участка водных объектов - р. Бунбуйка, р. Джидыкан, р. Тавлан, руч. Миньчивакан, ручьев без названия на общей протяженности 59,3 км. и общей площадью 327,4 Га. Сведения о наличии на территории лесного участка водных объектов отражены в подразделе 5.1 проекта освоения лесов ООО «СибирьЛесТорг». Указанное свидетельствует о нарушении ст.ст. 5, 65 Водного кодекса РФ, ст. 104 Лесного кодекса РФ, п.6 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012г. № 69 «Об утверждении проекта освоения лесов и порядка его разработки», а также несоблюдении ограничений, связанных с использованием указанной категории лесов. В связи с этим, местонахождение лесов, расположенных в водоохранной зоне, на тематической лесной карте не отображено.
Кроме того, проверкой установлено, что территория, в пределах которой осуществляется заготовка древесины Обществом в соответствии с указанными договорами аренды, является общедоступными охотничьими угодьями, средой обитания охотничьих ресурсов - животного мира. В нарушение требований закона, проект освоения лесов, разработанный в отношении лесного участка, предоставленного в аренду в соответствии с договором аренды от 29.01.2016г. № 91-47/16, не содержит перечни конкретных мероприятий и их объемов по охране объектов животного мира и водных объектов, не имеет ведомости лесотаксационных выделов, в которой содержатся конкретные мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов, а также тематической лесной карты, содержащей пространственное размещение конкретных мест мероприятий по охране животного мира и водных объектов. В проекте освоения лесов ООО «СибирьЛесТорг» указанные тематические лесные карты отсутствуют. В подразделах 5.2, 5.4 (проектируемые виды и объемы мероприятий по охране водных объектов, проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира, проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов растительного мира, ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного и растительного мира) указаны запреты и ограничения, установленные действующими нормативно-правовыми актами в сфере законодательства об охране объектов животного мира, водного и лесного законодательства. В ведомости лесотаксационных выделов указано на необходимость соблюдения норм и требований действующего природоохранного законодательства на территории всего арендуемого ООО СибирьЛесТорг» лесного участка. В иных разделах проекта освоения лесов конкретные виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира, - также по охране водных объектов, тематическая лесная карта, отображающая их пространственное размещение, в конкретных выделах лесного участка отсутствуют.
Ввиду несоответствия предусмотренных указанным проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, законодательству Российской Федерации, оснований для дачи положительного заключения по результатам проведения государственной экспертизы проекта, не имелось, что указывает на допущенные при проведении экспертизы со стороны экспертной комиссии государственной экспертизы нарушения закона и незаконность вынесенного временно замещающей должность руководителя Агентства лесного хозяйства Иркутской области распоряжения.
При этом указанным незаконным распоряжением нарушаются интересы Иркутской области и Российской Федерации, как собственника лесных ресурсов, водных объектов, объектов животного мира. Отсутствие запроектированных мероприятий по лесовосстановлению на участках, подвергшихся незаконной рубке, позволит лесопользователю не проводить лесовосстановление на данных участках, осуществлять воспроизводство лесов, чем нарушаются интересы собственника - Российской Федерации, а также права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, в понятие которой входят и лесные ресурсы. Неотражение в основном документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, сведений о местоположении лесов, расположенных в водоохранной зоне, дает право лесопользователю не соблюдать ограничения при использовании указанных лесных земель, относящихся к категории защитных лесов, установленные ст. 104 Лесного кодекса РФ. Это также будет способствовать причинению вреда данной категории лесов при их использовании и нарушению прав собственника лесных ресурсов (Российской Федерации).
В судебном заседании помощник прокурора Кировского района г. Иркутска Зеленский Д.Е. по доверенности Братского межрайонного природоохранного прокурора поддержал заявленные требования.
Представитель административного ответчика Министерства лесного комплекса Иркутской области Бакленев Р.С. заявленные требования не признал по основаниям и доводам, изложенным в письменном отзыве на административный иск.
Представитель заинтересованного лица ООО «СибирьЛесТорг» Бутузова Н.В.в судебном заседании поддержала позицию административного ответчика, полагала требования не подлежащими удовлетворению. Суду пояснила, что Общество намерено дополнить проект освоения лесов недостающими разделами и получить на них положительное заключение.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В случаях предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу, бережно относиться к природным богатствам, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9, ч.1 ст. 42 и 58).
Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», ст. 8 Водного кодекса РФ животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью, а водные объекты являются федеральной собственностью, за исключением пруда, обводненного карьера, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу.
При этом в силу ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» животные и другие организмы, их генетический фонд, а также водные объекты являются объектами охраны окружающей среды от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира, и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также водных объектов должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного и водного мира.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, и таких главных принципов, как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Статьей 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» предусмотрено, что любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.
При размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель заболоченных, прибрежных и занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, использовании лесов, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения и осуществлении других видов хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий.
Согласно с п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочий по организации использования лесов, их охраны.
Министерство лесного комплекса Иркутской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного комплекса на территории Иркутской области, что также включает в себя осуществление полномочий Российской Федерации, переданных органом государственной власти субъектов Российской Федерации, (Положение о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 31.03.2016 г. № 178-пп).
В соответствии со ст. 62 Лесного кодекса РФ на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков.
Согласно ст. 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утверждены Приказом Рослесхоза от 29.02.2012г. № 69.
В соответствии п.4 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, общая часть проекта освоения лесов состоит из следующих разделов: общие сведения; сведения о лесном участке; создание лесной инфраструктуры; строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (составляется только для тех видов использования лесов, где указанная деятельность разрешена лесным законодательством); мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов; мероприятия по охране объектов животного мира и водных объектов.
29.01.2016г. между Агентством лесного хозяйства Иркутской области (арендодателем) и Обществом с ограниченной ответственностью «СибирьЛесТорг» (арендатором) заключен договор аренды № 91-47/16 лесного участка, расположенного в Иркутской области, Чунском районном муниципальном образовании Чунском лесничестве Неванском участковом лесничестве Неванской даче кварталы №№ 32, 33, 42, 43, 58-60, 75, 76, 90, 91ч, 105, Новочунской даче кварталы №№ 11-18, 23-30, 31ч, 38-40, 44- 55, 56ч-58ч, 70ч-74ч, 84-87 (кадастровый номер 38:00:000000:390) общей площадью 42493 Га, в целях использования лесов для заготовки древесины. Возможный ежегодный объем заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений составляет всего 77,4 тыс. куб.метров ликвидной древесины, в том числе 33 тыс. куб.метров по хвойному хозяйству. Из них по сплошным рубкам - 76,5 тыс. куб.метров ликвидной древесины, в том числе 32,7 тыс. куб.метров по хвойному хозяйству, по выборочным рубкам - 0,9 тыс. куб.метров ликвидной древесины, в том числе 0,3 тыс. куб.метров по хвойному хозяйству. Срок действия договора установлен с 11.02.2015г. по 11.02.2025г. 10.03.2016 г. экспертной комиссией государственной экспертизы была проведена государственная экспертиза проекта освоения лесов, переданных в аренду ООО «СибирьЛесТорг» для заготовки древесины на территории Чунского лесничества Чунского районного муниципального образования Иркутской области по договору аренды лесного участка от 29.01.2016г. № 91- 47/16, по результатам которой комиссией сделаны выводы о соответствии указанного проекта освоения лесов требованиям приказа Рослесхоза от 29.02.2012 г. № 69 и предложено утвердить положительное заключение экспертной комиссии.
Распоряжением временно замещающей должность руководителя Агентства лесного хозяйства Иркутской области № 559-агр от 10.03.2016 г. утверждено положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов, арендатором которых является ООО «СибирьЛесТорг».
По результатам проведенной прокурором проверки установлено, что указанное распоряжение противоречит ч. 5 ст. 12 и ч. 2 ст. 88 Лесного кодекса РФ и принятым во исполнение указанного федерального закона Приказу Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 г. № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» - пунктам 6, 9, 10 и Приказу Федерального агентства лесного хозяйства от 22.12.2011г. № 545 «Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов», а на момент проведения проверки пунктам 3, 8, 10 Приказа Минприроды РФ от 26.09.2016г. № 496.
Так, по результатам космического дистанционного мониторинга использования лесов в 2015г. Филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект» были выявлены незаконные рубки лесных насаждений без разрешительных документов в Чунском лесничестве Неванском участковом лесничестве Новочунской даче в квартале 12 выделе 19 на площади 1,6 Га, квартале 13 выделах 6, 11 на площади 1,9 Га, квартале 13 выделе 6 на площади 2 Га, квартале 13 выделе 6 на площади 3,9 Га, квартале 13 выделе 13 на площади 1,5 Га, квартале 84 выделе 5 на площади 1,6 Га, квартале 84 выделе 5 на площади 3,2 Га; Чунском лесничестве Неванском участковом лесничестве Неванской даче квартале 43 выделах 5,7 на площади 2,7 Га, квартале 91 выделе 27 на площади 1,1 Га, квартале 91 выделе 27 на площади 3,7 Га, квартале 105 выделе 5 на площади 1,1 Га. По результатам проведенного дешифрирования 17.11.2015г. были составлены 11 карточек дешифрирования мест использования лесов с отображением местонахождения рубок без правоустанавливающих документов, их площади, объемов. 18.11.2015г. карточки дешифрирования мест использования лесов с выявленными нарушениями лесного законодательства были представлены в Агентство лесного хозяйства Иркутской области. Таким образом, на момент проведения государственной экспертизы проекта освоения лесов ООО «СибирьЛесТорг» (10.03.2016г.) Министерство лесного комплекса Иркутской области обладало информацией о выявленных незаконных рубках на территории арендованного лесного участка.
Вместе с тем, в нарушение требований закона, в проекте освоения лесов, переданных в аренду ООО «СибирьЛесТорг» для заготовки древесины на территории Чунского лесничества Чунского районного муниципального образования Иркутской области по договору аренды лесного участка от 29.01.2016г. № 91-47/16, сведения о наличии вырубок в вышеуказанных лесных участках на территории арендованного участка отсутствуют. В связи с этим, мероприятия по лесовосстановлению на указанных лесных участках, где были совершены незаконные рубки, не запроектированы. ООО «СибирьЛесТорг» в проекте освоения лесов отражена ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины (п. 6.3 Проекта освоения лесов). В ведомости отражены сведения о лесничестве, номере лесного квартала, номере выдела, преобладающей породе, площади выдела, запасе древесины на выделе: на 1 Га, форме (виде) рубки, проектируемых способах лесовосстановления. В соответствии с ведомостью под рубку запроектированы лесотаксационные выделы, где согласно представленным Филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект» сведениям уже были выявлены незаконные рубки лесных насаждений. Вместе с тем, при определении площади и запаса древесины, произрастающей на территории лесотаксационных выделов, не были учтены выявленные ФилиаДом ФГБУ «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект» незаконные рубки. Таким образом, под заготовку древесины, в том числе были запроектированы лесные земли, не занятые лесные насаждениями, где были проведены вырубки.
В проекте освоения лесов, (подраздел 2.2, приложение 3: распределение площади лесного участка по видам целевого назначения лесов на защитные (по их категориям), эксплуатационные и резервные леса) отражены сведения об отсутствии на территории лесного участка защитных лесов - лесов, расположенных в водоохранной зоне, несмотря на наличие на территории арендуемого ООО «СибирьЛесТорг» лесного участка водных объектов - р. Бунбуйка, р. Джидыкан, р. Тавлан, руч. Миньчивакан, ручьев без названия на общей протяженности 59,3 км. и общей площадью 327,4 Га. Сведения о наличии на территории лесного участка водных объектов отражены в подразделе 5.1 проекта освоения лесов ООО «СибирьЛесТорг». Указанное свидетельствует о нарушении ст.ст. 5, 65 Водного кодекса РФ, ст. 104 Лесного кодекса РФ, п.6 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012г. № 69 «Об утверждении проекта освоения лесов и порядка его разработки», а также несоблюдении ограничений, связанных с использованием указанной категории лесов. В связи с этим, местонахождение лесов, расположенных в водоохранной зоне, на тематической лесной карте не отображено. Кроме того, территория, в пределах которой осуществляется заготовка древесины Обществом в соответствии с указанными договорами аренды, является общедоступными охотничьими угодьями, средой обитания охотничьих ресурсов - животного мира. В нарушение требований закона, проект освоения лесов, не содержит перечни конкретных мероприятий и их объемов по охране объектов животного мира и водных объектов, не имеет ведомости лесотаксационных выделов, в которой содержатся конкретные мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов, а также тематической лесной карты, содержащей пространственное размещение конкретных мест мероприятий по охране животного мира и водных объектов. В проекте освоения лесов указанные тематические лесные карты отсутствуют. В подразделах 5.2, 5.4 (проектируемые виды и объемы мероприятий по охране водных объектов, проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира, проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов растительного мира, ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного и растительного мира) указаны запреты и ограничения, установленные действующими нормативно-правовыми актами в сфере законодательства об охране объектов животного мира, водного и лесного законодательства. В ведомости лесотаксационных выделов указано на необходимость соблюдения норм и требований действующего природоохранного законодательства на территории всего арендуемого ООО СибирьЛесТорг» лесного участка. В иных разделах проекта освоения лесов конкретные виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира, - также по охране водных объектов, тематическая лесная карта, отображающая их пространственное размещение, в конкретных выделах лесного участка отсутствуют.
Выявленные нарушения природоохранного законодательства подтверждаются Актом о результатах проверки от 07.08.2017г., составленным Братской межрайонной природоохранной прокуратурой.
В силу пункта 10 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного Приказом Рослесхоза от 22 декабря 2011 года № 545, действовавшего на момент принятия оспариваемого распоряжения, положительное заключение государственной экспертизы оформляется при соответствии предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации.
Согласно п. 11 Порядка в случае несоответствия предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также не соответствующие лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации оформляется отрицательное заключение Экспертизы.
Экспертиза оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления. (п. 9 Порядка).
Аналогичные нормы права предусмотрены в п.10 Приказа Минприроды России от 26.09.2016 № 496 «Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов», действующем на момент рассмотрения дела судом.
При этом анализ вышеуказанных норм права позволяет прийти к выводу, что наличие положительного заключения не является безусловным основанием для его утверждения государственным органом.
Таким образом, оспариваемое распоряжение об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, переданных в аренду ООО «СибирьЛесТорг» в целях использования лесов для заготовки древесины на территории Чунского лесничества Чунского районного муниципального образования Иркутской области не соответствует законодательству Российской Федерации, регулирующему спорные правоотношения, принципам биологического разнообразия.
В силу требований ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств соблюдения норм законодательства при принятии оспариваемого решения, действии (бездействия) возлагается на административного ответчика, государственный орган, принявший оспариваемое решение.
Административным ответчиком в нарушение данных положений КАС РФ, не было представлено доказательств законности оспариваемого распоряжения Агентства лесного хозяйства Иркутской области № 559-агр от 10.03.2016г. «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов (арендатор ООО «СибирьЛесторг»)».
Правовая позиция административного ответчика противоречит нормам законодательства, а именно пунктам 4,6,9,10 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 г. № 69.
Отсутствие мероприятий по лесовосстановлению на участках, подвергшихся незаконной рубке, не отражение сведений о характеристиках водных объектов, проектируемых видов и объемов мероприятий по охране водных объектов; сведений о животном мире, проектируемых видов и объемов мероприятий по охране объектов животного мира, проектируемых видов и объемов мероприятий по охране объектов растительного мира приведет к нарушению прав Российской Федерации, а также права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Анализ представленных суду доказательств свидетельствует об обоснованности заявленных прокурором требований.
Доводы представителя заинтересованного лица о проведении лесовосстановительных работ и намерении в будущем дополнить проект освоения лесов недостающими сведениями не влечет законность оспариваемого распоряжения.
Рассматривая вопрос о соблюдении прокурором сроков обращения в суд с настоящими требованиями, суд учитывает, что о нарушении прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, а именно о незаконности распоряжения, прокурору стало известно из акта проверки от 07.08.2017г., поэтому обратившись в суд с настоящим административным иском 04.09.2017г., срок обращения в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, суд полагает, прокурором не пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение временно замещающей должность руководителя Агентства лесного хозяйства Иркутской области № 559-агр от 10.03.2016г. «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов (арендатор ООО «СибирьЛесторг»)».
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Н. Исакова
Мотивированный текст решения суда изготовлен 29.09.2017г. Н.Н. Исакова