ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3428/19 от 23.08.2019 Калининского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2а-3428/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 августа 2019 года город Челябинск

Калининский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего Виденеевой О.В.

при секретаре Фомичевой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по Калининскому району г. Челябинска к Черкасовой Марии Петровне о взыскании задолженности по налогу и пени

У С Т А Н О В И Л:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по Калининскому району г. Челябинска обратилась в суд с административным иском к Черкасовой М.П. о взыскании налога на имущество физических лиц за 2014-2016 года в размере 5032 руб., пени по данному налогу в сумме 78, 23 руб.

В обоснование заявленных требований указано, что ответчик в 2014-2016 годах являлась собственником недвижимого имущества: квартир, расположенных по адреса: (адрес); (адрес); (адрес) в связи с чем являлась плательщиком налога на имущество физических лиц и обязана уплачивать данный налог. Направленное в соответствии с ст. 57 НК РФ налоговое уведомление на уплату налогов оставлено без исполнения. В соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ административному ответчику было направлено требование с предложением погасить задолженность, которое не исполнено.

В судебном заседании представитель административного истца участия при надлежащем извещении не принимал, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик в судебном заседании при надлежащем извещении участия не принимал.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991 г. №2003-1 плательщиками налога на имущество признаются физические лица – собственниками имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Согласно ст. 2 Закона объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

Пунктом 2 Решения Челябинской Городской Думы от 18 ноября 204 г. №2\12 установлены ставки налога на имущество физических лиц на основе умножений на коэффициент –дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику.

Так, при суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умножений на коэффициент –дефлятор, свыше 500 000 до 1500 000 руб. ставка налога установлена в размере 0.7 %, при стоимости свыше 1500 000 руб.- в размере 1.2 % (для объектов жилого назначения).

Как следует из налоговых уведомлений:

- от 23.04.2015 года, административному истцу на праве собственности в 2014 году принадлежало жилое помещение – 2/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенной по адресу: (адрес), суммарная инвентаризационная стоимость которой составила 229 944 руб.;

- от 06.08.2016 года, административному истцу на праве собственности в 2015 году принадлежало: жилое помещение – квартира, расположенная по адресу: (адрес), суммарная инвентаризационная стоимость которой составила 1 486 050 руб.;

2/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенная по адресу: (адрес), суммарная инвентаризационная стоимость которой составила 463 475 руб.;.

1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенная по адресу: (адрес), суммарная инвентаризационная стоимость которой составила 559 239 руб.;

- от 29.07.2017 года, административному истцу на праве собственности в 2016 году принадлежало: жилое помещение – квартира, расположенная по адресу: (адрес), суммарная инвентаризационная стоимость которой составила 2769146 руб.;

1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенная по адресу: (адрес), суммарная инвентаризационная стоимость которой составила 1549041 руб.

Налоговым органом был рассчитан налог на вышеуказанные объекты недвижимости.

Пункт 4 ст. 406 НК РФ предусматривает, что в случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах одного муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в следующих пределах, если суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов) свыше 500 000 рублей ставка налога устанавливается свыше 0,3 до 2,0 процента включительно.

Согласно налогового уведомления от 23.04.2015 года, сумма налога на указанное жилое помещение административного ответчика, подлежащая уплате ответчиком за 2014, составила 153 руб. Указанный налог надлежало уплатить до 1 октября 2015 года.

Налоговое уведомление направленно Черкасовой М.П. заказным письмом 05 мая 2015 года, что видно из списка заказных писем с указанием номера почтового идентификатора .

Поскольку в установленный законом срок налог уплачен не был, административным истцом в адрес ответчика было направлено требование об уплате налога на имущество физических лиц в размере 153 руб. и пени по нему в размере 13,34 руб. в срок до 13 сентября 2016 года.

Указанное требование было направленно в адрес административного ответчика заказным письмом 01 сентября 2016 года, что видно из списка заказных писем с указанием номера почтового идентификатора .

Согласно налогового уведомления от 06.08.2016 года, сумма налога на указанные жилые помещения административного ответчика, подлежащая уплате ответчиком за 2015, составила 20 223 руб. Указанный налог надлежало уплатить до 01 декабря 2016 года.

Налоговое уведомление направленно Черкасовой М.П. заказным письмом 20 сентября 2016 года, что видно из списка заказных писем с указанием номера почтового идентификатора .

Поскольку в установленный законом срок налог уплачен не был, административным истцом в адрес ответчика было направлено требование об уплате налога на имущество физических лиц в размере 2110 руб. и пени по нему в размере 11,96 руб. в срок до 16 февраля 2017 года.

Указанное требование было направленно в адрес административного ответчика заказным письмом 21 декабря 2015 года, что видно из списка заказных писем с указанием номера почтового идентификатора .

Согласно налогового уведомления от 29.07.2017 года, сумма налога на указанные жилые помещения административного ответчика, подлежащая уплате ответчиком за 2016, составила 2 927 руб. Указанный налог надлежало уплатить до 01 декабря 2017 года.

Налоговое уведомление направленно Черкасовой М.П. заказным письмом 05 августа 2017 года, что видно из списка заказных писем с указанием номера почтового идентификатора .

Поскольку в установленный законом срок налог уплачен не был, административным истцом в адрес ответчика было направлено требование об уплате налога на имущество физических лиц в размере 2769 руб. и пени по нему в размере 52,93 руб. в срок до 19 марта 2018 года.

Требование об уплате налога 16 февраля 2019 года размещено в личном кабинете налогоплательщика Черкасовой М.П.

Поскольку указанное требование оставлено без исполнения, 28 декабря 2018 года мировым судьей судебного участка №4 Калининского района г. Челябинска был вынесен судебный приказ по гражданскому делу №2а-2826/2018 о взыскании с Черкасовой М.П. недоимки по налогу и пени. 11 января 2019 года указанный судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями должника.

В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент, направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Согласно абз.1 п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В соответствии с п. 4 ст. 31 НК РФ, в случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.

Исходя из положений ст. ст. 46 - 48 НК РФ процедура принудительного взыскания налога возможна только после выполнения требований ст. 69 НК РФ о направлении налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Административным ответчиком в судебном заседании не оспаривалось, что данные требования ею исполнены не были.

При этом, из апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 06 августа 2018 года по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по Калининскому району г. Челябинска к Черкасовой Марии Петровне о взыскании задолженности по налогу и пени, следует о том, что как следует из ответа ИФНС по Калининскому району г. Челябинска от 06 июля 2018 года № 07-13/02327@ представленного Черкасовой М.В. в суд апелляционной инстанции, по данным информационных ресурсов инспекции вход Черкасовой МП. в интернет- сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» не осуществлялся. Подключение к данному интернет-сервису было осуществлено ошибочно, в связи с некорректными сведениями в учетных данных налогоплательщика.

При таких обстоятельствах, документ (просмотр требований) не может быть принят в качестве доказательства направления и получения Черкасовой М.П. требования N 6240 по состоянию на 13 февраля 2018 года об уплате налога на имущество физических лиц за 2016 год и пени.

Доказательств направления требования почтовой корреспонденцией, материалы дела не содержат.

Поскольку налоговым органом обязанность по направлению налогоплательщику требования об уплате налога и пени не исполнена, процедура принудительного взыскания налога в указанной части нарушена, то оснований для взыскания недоимки в указанной части у суда не имеется.

Согласно п.2 ст.57 Налогового кодекса РФ при уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени.

В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 Налогового кодекса РФ. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка РФ.

Согласно расчету, представленному истцом, сумма пени, подлежащая уплате ответчиком по налогу на имущество физических лиц составила 5032 руб.

В силу ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Как следует из материалов административного дела, срок исполнения налогового требования был установлен налоговым органом –до 19.03.2018 года.

Следовательно, срок обращения в суд с заявлением, подлежащий исчислению с 19 марта 2018 года, истек 19 сентября 2018 года.

Заявление о вынесении судебного приказа, а также административный иск по настоящему делу поданы налоговым органом в установленные законом сроки.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что налоговым органом не был нарушен предусмотренный Налоговым Кодексом РФ порядок принудительного взыскания задолженности по налогу в части соблюдения сроков обращения с заявлением о вынесении судебного приказа, а затем с иском о взыскании задолженности, в связи с чем имеются основания для частичного удовлетворения заявленных требований.

Суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу административного истца задолженность по налогу за 2014 год в размере 153 руб., пени по нему в размере 13,34 руб., задолженность по налогу за 2015 год в размере 2110 руб., пени по нему в размере 11,96 руб.

Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В силу указанной нормы права с административного ответчика надлежит взыскать государственную пошлину в федеральный бюджет в сумме 400 руб.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ суд

решил:

Административный исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы России по Калининскому району г. Челябинска к Черкасовой Марии Петровне о взыскании задолженности по налогу и пени- удовлетворить частично.

Взыскать с Черкасовой Марии Петровны в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Калининскому району г. Челябинска налог на имущество физических лиц за 2014 год в размере 153 рубля, пени по нему в размере 13 рублей 34 копейки, на имущество физических лиц за 2015 год в размере 2110 рублей, пени по нему в размере 11 рублей 96 копеек.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.

Взыскать с Черкасовой Марии Петровны в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рулей.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Калининский районный суд г. Челябинска в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий