ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3435/20 от 03.03.2021 Московского районного суда г. Твери (Тверская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 марта 2021 года г. Тверь

Московский районный суд г. Твери в составе:

председательствующего судьи Пыжовой Н.И.,

при помощнике судьи Подколзиной О.Н.,

с участием старшего помощника прокурора Центрального района г. Твери Андреева А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Центрального района г. Твери в защиту интересов Российской Федерации, прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

У с т а н о в и л :

Прокурор Центрального района г. Твери в защиту интересов Российской Федерации, прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на странице с адресом: https://meshok. net /item/ 210481034 ПМ 18Х Пистолет макарова ммг оригинал, запрещенной к распространению на территории РФ.

В обоснование заявленных требований указано, что в ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети Интернет установлено, что на сайте https://meshok. net /item/ 210481034 ПМ 18Х Пистолет макарова ммг оригинал размещена информация о продаже боевого оружия и боеприпасов без лицензии и каких-либо документов. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомится с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой интернет-пользователь. Информация на данном сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение, отсутствует.

Просит признать информацию, размещенную посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте с URL-адресом: https://meshok. net /item/ 210481034 ПМ 18Х Пистолет макарова ммг оригинал и ее отображения, запрещенными к распространению на территории РФ.

Определениями суда от 30.12.2020 г. и 03.02.2021 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ООО «Интернет-аукцион».

В судебном заседании представитель административного истца первый ст.помощник прокурора Центрального района г. Твери Андреев А.В. заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Поддержал дополнительные пояснения, изложенные в письменном виде, из которых следует следующее. Ст.222 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов. Ст.223 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконное изготовление оружия. Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории РФ, регламентированы ФЗ от 13.12.1996 №150-ФЗ «Об оружии», который в том числе направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов. Согласно ст.6 ФЗ «Об оружии» на территории РФ установлены запреты и ограничения на оборот различных видов оружия и боеприпасов, исключающие свободное приобретение, ношение, хранение, перевозку, продажу и передачу данного оружия и боеприпасов без соблюдения установленного законом порядка. Статьей 9 ФЗ «Об оружии» приобретение, экспонирование и коллекционирование оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежат лицензированию, за исключением случаев приобретения оружия государственными военизированными организациями; приобретения спортивного пневматического оружия с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибра до 4,5 мм включительно юридическими лицами, занимающимися производством оружия или торговлей им (далее - юридические лица - поставщики), спортивными организациями и образовательными организациями; приобретения, экспонирования и коллекционирования государственными и муниципальными музеями оружия, имеющего культурную ценность, в целях, определенных законодательством Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации; приобретения списанного оружия и охолощенных патронов; приобретения спортивного и охотничьего холодного клинкового оружия; приобретения охотничьего метательного стрелкового оружия. Кроме того, ст. 9.1 ФЗ «Об оружии» установлены требования о лицензировании при разработке, производстве, испытании, хранении, ремонте и утилизации гражданского и служебного оружия, а также разработке, производстве, испытании, хранении, реализации и утилизации патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов к гражданскому и служебному оружию, в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. На основании ст.3 ФЗ «Об оружии» списанное оружие относится к гражданскому оружию, в связи с чем на его продажу распространяются ограничения, связанные с торговлей. В соответствии с п.8(6) Постановления Правительства РФ от 2107.1998 №814 при продаже оружия вместе с товаром потребителю передаются установленные изготовителем комплект принадлежностей и документы; товарный чек, подписанный лицом, непосредственно осуществляющим продажу, в котором указываются наименование товара и продавца, марка, тип, индивидуальный номер оружия, дата продажи и цена товара, сведения о драгоценных металлах и драгоценных камнях, используемых в художественно оформленном оружии, сведения об отнесении продаваемого оружия к старинному (антикварному) оружию, копиям старинного (антикварного) оружия, репликам старинного (антикварного) оружия, холодному оружию, имеющему культурную ценность, сведения о документе, подтверждающем соответствие проданного товара законодательству Российской Федерации о техническом регулировании, сведения о произведенных контрольных отстрелах огнестрельного оружия с нарезным стволом (при отсутствии таких сведений в паспорте на оружие). Пункт 4.3.2 ГОСТ Р 50529-2015 определяет, что нестираемая четкая маркировка наносится на основных частях списанного оружия, подвергшихся доработкам, и должна содержать: наименование (индекс) огнестрельного оружия; идентификационный номер огнестрельного оружия; название страны, осуществившей внесение изменений в огнестрельное оружие; наименование или товарный знак изготовителя списанного оружия; обозначение вида списанного оружия: «СУ»- учебное, «СП»-разрезное, «СХ»-охолощенное. Пунктом 6.3.1 ГОСТ Р 50529-2015 установлено, что на списанное оружие наносится : клеймо ОИЛ (официальная испытательная лаборатория), проводившей испытания; знак соответствия. Таким образом, деятельность по деактивации оружия является лицензируемой. Оружие, изготовленное данным способом, должно иметь соответствующие документы, подтверждающие соответствие технических характеристик изделия требованиям закона, а также все необходимые маркировки. Данный интернет ресурс не содержит указания на технические сведения об оружии, в том числе на то, что оружие является охолощенным. К оружию не приложены соответствующие сертификаты, лицензии и паспорт. Также не имеется сведений о необходимых маркировках, в том числе указывающих на присвоенный специализированной организацией оружию номер. Имеются все основания полагать, что данное оружие является имитацией охолощенного оружия, произведенной кустарно. Кроме того, оружие, деактивированное кустарным способом, путем внесения конструктивных изменений может быть повторно активировано, что является угрозой безопасности общества и государства. Указанный интернет ресурс носит противоправный характер, вводит в заблуждение неопределенный круг лиц о характере и назначении данного оружия, а также побуждает к совершению преступлений, что может в свою очередь повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тверской области, не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии. В письменном отзыве на административный иск указал, что на указателе страницы сайта https://meshok. net /item/ 210481034 ПМ 18Х Пистолет макарова ммг оригинал указано, что реализуемый товар является деактивным оружием, не боевым, которым невозможно производить выстрелы ( данная информация содержится в описании товара, подтверждается скриншотом страницы сайта и фотографиями, размещенными по указанному URL-адресу). Вопрос об удовлетворении административных исковых требований может быть разрешен по усмотрению суда.

В судебное заседание представители заинтересованных лиц Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ООО «Интернет-аукцион» не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, возражений по существу иска не представили, об отложении дела не ходатайствовали.

В связи с изложенным, руководствуясь положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Разрешая заявленные требования по существу, суд исходит из следующего.

В силу ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном названным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Одной из сфер судебного контроля согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года (далее – Закона об информации) является признание информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в РФ запрещено.

По общему правилу, закрепленному в ч. 1 ст. 10 Закона об информации, в РФ распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ.

В ч. 5 ст. 15 Закона об информации предусмотрено, что передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 9 Закона об информации ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В п. 6 ст. 10 Закона об информации установлен запрет распространения информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно ст.4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

Из представленных материалов следует, что прокуратурой Центрального района г. Твери при осуществлении надзорной деятельности проводился мониторинг информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и установлен факт свободного доступа на страницу с адресом: https://meshok. net /item/ 210481034 ПМ 18Х Пистолет макарова ммг оригинал.

На указанной интернет - странице размещена информация о продаже боевого оружия и боеприпасов без лицензии и каких-либо документов. При этом вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации, ознакомиться с содержанием интернет - страницы может любой интернет-пользователь. Информация на данном сайте распространяется бесплатно. Ограничения на ее передачу, копирование, распространение – отсутствуют.

Доказательствами указанных фактов является представленные административным истцом скриншоты обозначенной страницы.

Ст.222 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов. Ст.223 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконное изготовление оружия.

Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории РФ, регламентированы ФЗ от 13.12.1996 №150-ФЗ «Об оружии», который в том числе направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов.

Согласно ст.6 ФЗ «Об оружии» на территории РФ установлены запреты и ограничения на оборот различных видов оружия и боеприпасов, исключающие свободное приобретение, ношение, хранение, перевозку, продажу и передачу данного оружия и боеприпасов без соблюдения установленного законом порядка.

Статьей 9 ФЗ «Об оружии» приобретение, экспонирование и коллекционирование оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежат лицензированию, за исключением случаев приобретения оружия государственными военизированными организациями; приобретения спортивного пневматического оружия с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибра до 4,5 мм включительно юридическими лицами, занимающимися производством оружия или торговлей им (далее - юридические лица - поставщики), спортивными организациями и образовательными организациями; приобретения, экспонирования и коллекционирования государственными и муниципальными музеями оружия, имеющего культурную ценность, в целях, определенных законодательством Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации; приобретения списанного оружия и охолощенных патронов; приобретения спортивного и охотничьего холодного клинкового оружия; приобретения охотничьего метательного стрелкового оружия. Кроме того, ст. 9.1 ФЗ «Об оружии» установлены требования о лицензировании при разработке, производстве, испытании, хранении, ремонте и утилизации гражданского и служебного оружия, а также разработке, производстве, испытании, хранении, реализации и утилизации патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов к гражданскому и служебному оружию, в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

На основании ст.3 ФЗ «Об оружии» списанное оружие относится к гражданскому оружию, в связи с чем на его продажу распространяются ограничения, связанные с торговлей. В соответствии с п.8(6) Постановления Правительства РФ от 2107.1998 №814 при продаже оружия вместе с товаром потребителю передаются установленные изготовителем комплект принадлежностей и документы; товарный чек, подписанный лицом, непосредственно осуществляющим продажу, в котором указываются наименование товара и продавца, марка, тип, индивидуальный номер оружия, дата продажи и цена товара, сведения о драгоценных металлах и драгоценных камнях, используемых в художественно оформленном оружии, сведения об отнесении продаваемого оружия к старинному (антикварному) оружию, копиям старинного (антикварного) оружия, репликам старинного (антикварного) оружия, холодному оружию, имеющему культурную ценность, сведения о документе, подтверждающем соответствие проданного товара законодательству Российской Федерации о техническом регулировании, сведения о произведенных контрольных отстрелах огнестрельного оружия с нарезным стволом (при отсутствии таких сведений в паспорте на оружие).

Пункт 4.3.2 ГОСТ Р 50529-2015 определяет, что нестираемая четкая маркировка наносится на основных частях списанного оружия, подвергшихся доработкам, и должна содержать: наименование (индекс) огнестрельного оружия; идентификационный номер огнестрельного оружия; название страны, осуществившей внесение изменений в огнестрельное оружие; наименование или товарный знак изготовителя списанного оружия; обозначение вида списанного оружия: «СУ»- учебное, «СП»-разрезное, «СХ»-охолощенное.

Пунктом 6.3.1 ГОСТ Р 50529-2015 установлено, что на списанное оружие наносится : клеймо ОИЛ (официальная испытательная лаборатория), проводившей испытания; знак соответствия.

Таким образом, деятельность по деактивации оружия является лицензируемой. Оружие, изготовленное данным способом, должно иметь соответствующие документы, подтверждающие соответствие технических характеристик изделия требованиям закона, а также все необходимые маркировки.

Данный интернет ресурс не содержит указания на технические сведения об оружии, в том числе на то, что оружие является охолощенным. К оружию не приложены соответствующие сертификаты, лицензии и паспорт. Также не имеется сведений о необходимых маркировках, в том числе указывающих на присвоенный специализированной организацией оружию номер. Имеются все основания полагать, что данное оружие является имитацией охолощенного оружия, произведенной кустарно. Кроме того, оружие, деактивированное кустарным способом, путем внесения конструктивных изменений может быть повторно активировано, что является угрозой безопасности общества и государства.

Указанный интернет ресурс носит противоправный характер, вводит в заблуждение неопределенный круг лиц о характере и назначении данного оружия, а также побуждает к совершению преступлений, что может в свою очередь повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что в целях соблюдения прав неопределенного круга лиц, и во исполнение требований действующего законодательства, следует признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на сайте с URL-адресом: https://meshok. net /item/ 210481034 ПМ 18Х Пистолет макарова ммг оригинал и ее отображениям, запрещенной к распространению на территории РФ, и ограничить к ней доступ.

При таких обстоятельствах, административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 186, 265.5 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление прокурора Центрального района г. Твери в защиту интересов Российской Федерации, прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет, на сайте с URL-адресом: https://meshok. net /item/ 210481034 ПМ 18Х Пистолет макарова ммг оригинал и ее отображения, запрещенными к распространению на территории Российской Федерации.

Решение суда является основанием для включения указанной интернет – страницы в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено, и подлежит немедленному исполнению.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Московский районный суд г. Твери в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий <данные изъяты> Н.И. Пыжова

1версия для печатиДело № 2а-533/2021 (2а-3435/2020;) ~ М-3490/2020 (Решение)