Дело № 2а-3438/2021
55RS0003-01-2021-004996-50
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Омск 17 августа 2021 года
Ленинский районный суд г. Омска в составе
председательствующего судьи Верещагиной Т.Ю.,
при секретаре судебного заседания Царёвой Н.А.,
с участием помощника судьи Шелудяк М.А.,
рассмотрев по адресу: <...> в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Министерства здравоохранения Омской области к МРО по ОИП УФССП России по Омской области, ведущему судебному приставу-исполнителю МРО по ОИП УФССП России по Омской области ФИО1, УФССП России по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Министерство здравоохранения Омской области обратилось в Ленинский районный суд города Омска с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области ФИО1, Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области, УФССП России по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора. В обоснование заявленных требований указали, что постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя МРО по ОИП УФССП России по Омской области ФИО1 от 08.04.2020 на основании исполнительного листа от ХХ № возбуждено исполнительное производство № 21109/21/55007-ИП в отношении Министерства здравоохранения Омской области. Основанием для возбуждения исполнительного производства послужило решение Октябрьского районного суда города Омска от ХХ по гражданскому делу № №, согласно которому на Минздрав Омской области возложена обязанность по осуществлению финансирования БУЗ Омской области «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 2» в объеме, необходимом для устранения нарушений требований санитарного законодательства в установленный срок. Решение суда вступило в законную силу ХХ.
По результатам рассмотрения постановления о возбуждении исполнительного производства Минздрав Омской области проинформировал ведущего судебного пристава-исполнителя МРО по ОИП УФССП России по Омской области ФИО1 о принятии в пределах компетенции мер по исполнению требований исполнительного документа (по выделению БУЗОО «ГКБСМП № 2) и частичном устранении нарушений санитарного законодательства в деятельности учреждения (ответ Минздрава Омской области от ХХ года № Исх-20/МЗДР-4764). На основании постановления ведущего судебного пристава-исполнителя МРО по ОИП УФССП России по Омской области ФИО1 от ХХ № 55007/21/36488 в рамках исполнительного производства Министерству выставлено требование о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением исполнительного документа неимущественного характера (решения суда). Полагает, что усматриваются основания для освобождения Минздрава Омской области от взыскания исполнительского сбора, ввиду наличия объективных обстоятельств, препятствовавших исполнению решения суда в полном объем до истечения срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Как следует из содержания резолютивной части решения суда на Министерство возложена обязанность по осуществлению финансирования БУЗОО «ГКБСМП № 2» в объеме, необходимом для устранения нарушений требований санитарного законодательства в установленный срок. Пунктом 17 Положения установлено, что финансирование Министерства осуществляется за счет средств областного бюджета. Объем субсидий учреждению на иные цели определяется Министерством в соответствии с бюджетной росписью отраслевого органа в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств исходя из объема затрат на реализацию мероприятий в рамках соответствующих целей. Так, в 2021 году Министерством в рамках целевых субсидий БУЗОО «ГКБСМП № 2» выделялись средства в размере 274 695,29 рублей. Согласно пункту 6 Порядка определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели, БУЗОО «ГКБСМП №» в Министерство представлены документы для получения субсидии на цели, не связанные с выполнением государственного задания, на приобретение установки для обеззараживания медицинских отходов. По информации, полученной от БУЗОО «ГКБСМП №», ХХ между учреждением и ООО «Мегатехника» заключен контракт № на постановку установки для деструкции и обеззараживания медицинских отходов. Согласно товарной накладной от ХХ№ оборудование принято учреждением, а ХХ - введено в эксплуатацию. При таких обстоятельствах требования к Министерству, содержащиеся в исполнительном документе, Министерством исполнены в полном объеме в рамках компетенции, установленной законодательством. Просит суд освободить Минздрав Омской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству, возбужденному ХХ на основании исполнительного листа от ХХ № выданного Октябрьским районным судом города Омска по гражданскому делу №.
Представитель административного истца Министерство здравоохранения Омской области ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске, просила суд их удовлетворить.
Представители административных ответчиков Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области, Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.
Административный ответчик ведущий судебный пристав-исполнитель МРО по ОИП УФССП России по Омской области ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом.
Представители заинтересованных лиц Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области, БУЗ Омской области «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи №» в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В силу положений ст. 6 Федерального закона от ХХ№ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные этим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.Согласно ч. 1 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Частью 3 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что решением Октябрьского районного суда города Омска от ХХ по гражданскому делу№ № на Минздрав Омской области возложена обязанность по осуществлению финансирования БУЗ Омской области «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи №» в объеме, необходимом для устранения нарушений требований санитарного законодательства в установленный срок.
Судом установлено, что ХХ судебным приставом-исполнителем МРО по ОИП УФССП России по Омской области на основании исполнительного листа № от ХХ, выданного Октябрьским районным судом г. Омска, в отношении должника Министерство здравоохранения Омской области возбуждено исполнительное производство № 21109/21/55007-ИП.
В связи с неисполнением требований в срок, установленный для добровольного исполнения по исполнительному производству № 21109/21/55007-ИП, постановлением судебного пристава-исполнителя МРО по ОИП УФССП России по Омской области от ХХ с Министерства здравоохранения Омской области взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ХХ№ «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Анализируя представленные в материалы дела доказательства, пояснения участников процесса, суд приходит к следующему.
В соответствии с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от ХХ№-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного подхода, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Согласно п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 13.11.2007 №, Министерство здравоохранения Омской области является органом исполнительной власти Омской области, обеспечивающим проведение государственной политики на территории Омской области в сферах: охраны здоровья населения Омской области; функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов; обращения лекарственных средств на территории Омской области.
Пунктом 17 указанного Положения о Министерстве здравоохранения Омской области предусмотрено, что финансирование Министерства осуществляется за счет средств областного бюджета.
ХХ между БУЗ Омской области «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи №» и ООО «Мегатехника» заключен контракт № на постановку установки для деструкции и обеззараживания медицинских отходов.
Согласно товарной накладной от ХХ№ оборудование принято БУЗОО «ГКБСМП №».
Из акта ввода оборудования в эксплуатацию по контракту от 24.05.2021г. № К 211070 следует, что ХХ оборудование - аппаратный обеззараживания/ обезвреживания и деструкция медицинских отходов введено в эксплуатацию.
Кроме того, в материалы дела представлена копия платежного поручения № от ХХ., подтверждающая перечисление денежных средств за оборудование ООО «Мегатехника» в размере 1 460 000 рублей.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, представленные доказательства, с учетом характера требований исполнительного документа, предусмотренного законом срока их исполнения, особенностей финансирования расходных обязательств должника, принятых должником мер, направленных на исполнение требований исполнительного документа, суд приходит к выводу об отсутствии вины Министерства здравоохранения Омской области в неисполнении требований исполнительного документа в установленный законом срок.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Освободить Министерство здравоохранения Омской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству № 21109/21/55007-ИП, возбужденному ХХ на основании исполнительного листа № ФС 023279484 от ХХ, выданного Октябрьским районным судом г. Омска по делу № №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Омска.
Судья Т.Ю. Верещагина
Мотивированное решение изготовлено 31.08.2021