ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-343/18 от 10.12.2018 Трубчевского районного суда (Брянская область)

№2а-343/2018

32RS0031-01-2018-000405-62

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Трубчевск 10 декабря 2018 года

Трубчевский районный суд Брянской области

в составе

председательствующего - судьи Бабина М.А.,

при секретаре Быковой М.Н.,

с участием ст.пом. прокурора Трубчевского района Сокоренко Е.В.,

представителя ответчика - администрации Трубчевского муниципального района - Москалевой О.А., действующей по доверенности,

представителя ответчика - КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» Никандровой М.Е., действующей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Трубчевского района в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Трубчевского муниципального района Брянской области, администрации Усохского сельского поселения Трубчевского района Брянской области, КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» и Управлению имущественных отношений Брянской области, о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по обращению в межмуниципальный отдел по Трубчевскому и Суземскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Брянской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - земляной плотины,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Трубчевского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в Трубчевский районный суд с указанным административным исковым заявлением и просит суд признать незаконным бездействие административного ответчика, обязав его обратиться в межмуниципальный отдел по Трубчевскому и Суземскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Брянской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - земляной плотины, расположенной в <адрес>.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию по делу в качестве административного ответчика была привлечена администрация Усохского сельского поселения Трубчевского района Брянской области.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию по делу в качестве административных ответчиков были привлечены КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» и Управление имущественных отношений Брянской области.

В судебном заседании ст. пом. прокурора Трубчевского района Сокоренко Е.В. поддержал заявленные исковые требования по основаниям, приведенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика - администрации Трубчевского муниципального района - Москалева О.А., действующая по доверенности, административные исковые требования прокурора Трубчевского района не признала и считает их необоснованными по основаниям, указанным в предоставленных в суд возражениях на данные требования. В возражениях, в частности, указано, что администрация Трубчевского муниципального района не является надлежащим ответчиком по делу, кроме этого административным истцом не указана ссылка на документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен.

Представитель ответчика - КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» Никандрова М.Е., действующая по доверенности, административные исковые требования прокурора Трубчевского района не признала и считает их необоснованными по основаниям, указанным в предоставленном в суд отзыве на данные требования, в котором, в частности указано, что постановлением Правительства Брянской области от 4 июня 2018 года №286-П утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, относящихся к собственности Брянской области. Согласно данному перечню, автомобильная дорога общего пользования «Брянск-Новозыбков» - Трубчевск-Ломакино, является дорогой общего пользования и находится в собственности Брянской области. Согласно техническому паспорту от октября 1996 года, в теле насыпи автомобильной дороги «Брянск-Новозыбков» - Трубчевск на 4 км + 282 м. имеется искусственное инженерное сооружение - водопропускная железобетонная труба. Согласно справочнику «Дорожная терминология», водопропускная труба является инженерным сооружением, укладываемым в теле насыпи автомобильных дорог для пропуска водного потока. Указанная труба не является гидротехническим сооружением в соответствии со ст.3 Федерального закона от 21 июля 1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»и по классификации СНиП 2.06.01-86 «Гидротехнические сооружения. Основные положения проектирования». При этом, в КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» имеется техническая документация на данную железобетонную трубу, производится обслуживание данного инженерного сооружения.

Представитель административного ответчика - администрации Усохского сельского поселения Трубчевского района в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки в суд - не сообщил.

Представитель административного ответчика - Управления имущественных отношений Брянской области в судебное заседание не явился, предоставил в суд отзыв, в котором, считает административные исковые требования прокурора Трубчевского района необоснованными и не подлежащими удовлетворению и просит рассмотреть дело без его участия.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно положениям ст.3 Федерального закона от 21 июля 1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», гидротехнические сооружения - это плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Данной статьей также определено, что территория гидротехнического сооружения - это земельный участок и (или) акватория в границах, устанавливаемых в соответствии с земельным законодательством и водным законодательством.

Согласно положениям п.3.2 СП 58.13330.2012. Свод правил. Гидротехнические сооружения. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 33-01-2003 (утв. Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года №623 в ред. от 20 октября 2016 года), гидротехнические сооружения - это сооружения, подвергающиеся воздействию водной среды, предназначенные для использования и охраны водных ресурсов, предотвращения негативного воздействия вод, в том числе загрязненных жидкими отходами, включая плотины, здания гидроэлектростанций (ГЭС), водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники, доки; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов морей, озер и водохранилищ, берегов и дна русел рек; струенаправляющие и оградительные сооружения; сооружения (дамбы), ограждающие золошлакоотвалы и хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; набережные, пирсы, причальные сооружения портов; сооружения систем технического водоснабжения, системы гидротранспорта отходов и стоков, подачи осветленной воды, устройства защиты от размывов на каналах, сооружения морских нефтегазопромыслов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Суд также учитывает, что согласно ст.90 Земельного кодекса РФ, землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного, трубопроводного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п.2 Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Брянской области, утвержденного постановлением Правительства Брянской области от 23 мая 2016 года №263-п, границы полосы отвода автомобильной дороги регионального и межмуниципального значения определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов.

Пунктом 2 Порядка установления и использования придорожных полос автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Брянской области, утвержденного постановлением Правительства Брянской области от 23 мая 2016 года №263-п, в пределах придорожных полос автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания таких автомобильных дорог, их сохранности и с учетом перспектив их развития, который предусматривает, что в придорожных полосах региональных и межмуниципальных автомобильных дорог общего пользования запрещается строительство капитальных сооружений, за исключением:

- объектов, предназначенных для обслуживания таких автомобильных дорог, их строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания;

- объектов Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации;

- объектов дорожного сервиса, рекламных конструкций, информационных щитов и указателей;

- инженерных коммуникаций.

Кроме этого, как следует из постановления администрации Трубчевского муниципального района №313 от 18 сентября 2002 года, под автомобильными дорогами общего пользования в границах Трубчевского района установлена полоса отвода шириной 19 метров, п.4 данного постановления установлен особый режим использования земель в полосе отвода автомобильных дорог.

Постановлением Правительства Брянской области от 4 июня 2018 года №286-П утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, относящихся к собственности Брянской области. Согласно данному перечню, автомобильная дорога общего пользования «Брянск-Новозыбков» - Трубчевск-Ломакино, является дорогой общего пользования и находится в собственности Брянской области.

Как следует из приложения №3 к техническому паспорту автомобильной дороги областного значения Брянск-Новозыбков» - Трубчевск- Голевск-Ломакино, на 4 км +282 м., в теле насыпи данной автодороги имеется водопропускная железобетонная труба, длиной 11,3 м..

Как следует из материалов дела, указанная автомобильная дорога находится в оперативном управлении КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области», которым заключен контракт на содержание данной дороги с ООО «Трубчевскагропромдорстрой». Согласно ведомости объемов работ, предусмотрены, в том числе, следующие виды работ: очистка русел труб от растительности; очистка русел труб от наносов, с выноской грунта носилками; очистка отверстий труб от грязи и наносов; окрашивание оголовков труб известковым составом; заделка трещин, раковин и сколов оголовков труб; ремонт лотков и укрепление русел труб бетоном.

При этом, п.3 Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Брянской области, утвержденного постановлением Правительства Брянской области от 23 мая 2016 года №263-п, предусмотрено, что принятие решений по образованию земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной собственности Брянской области, в целях размещения автомобильной дороги регионального и межмуниципального значения, в том числе для формирования полосы отвода такой автомобильной дороги, осуществляет КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области».

Согласно справочнику «Дорожная терминология» (под ред. д.т.н. проф. Ушакова В.В.), водопропускная труба является инженерным сооружением, укладываемым в теле насыпи автомобильных дорог для пропуска водного потока.

Кроме этого, как следует из положений ст.3 Федерального закона от 21 июля 1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»и по классификации СП 58.13330.2012. Свод правил. Гидротехнические сооружения. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 33-01-2003 (утв. Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года №623, в ред. от 20 октября 2016 года),указанная труба не является гидротехническим сооружением.

В связи с этим, суд соглашается с доводами представителя ответчика - КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» о том, что данная железобетонная водопропускная труба является инженерным сооружением, укладываемым в теле насыпи автомобильных дорог для пропуска водного потока, находится на обслуживании в КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» в связи с чем, данная труба, являясь элементом автомобильной дороги, не является гидротехническим сооружением.

Таким образом, на основании совокупности исследованных доказательств, суд приходит к выводу о том, что поскольку инженерное сооружение - железобетонная труба, расположенная в теле насыпи автомобильной дороги областного значения Брянск-Новозыбков» - Трубчевск- Голевск-Ломакино, на 4 км +282 м., длиной 11,3 м., не является гидротехническим сооружением, оснований для удовлетворения заявленных прокурором Трубчевского района административных исковых требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований прокурора Трубчевского района Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Трубчевского муниципального района, администрации Усохского сельского поселения Трубчевского района, КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» и Управлению имущественных отношений Брянской области, о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по обращению в межмуниципальный отдел по Трубчевскому и Суземскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Брянской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества земляной плотины, расположенной по адресу: <адрес> - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Трубчевский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий:

судья Бабин М.А.

Решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.