ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-343/2016 от 20.05.2016 Чурапчинского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2а-343/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 мая 2016 года село Чурапча

Чурапчинский районный суд Республики Саха (Якутия), в составе председательствующего судьи Дмитриева Н.Н.,

при секретаре Поповой Н.А.,

с участием административного ответчика – представителей ОГИБДД ОМВД России по Чурапчинскому району Ефремова В.Д., Долаан Р.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали «Колыма» Федерального дорожного агентства» к ОГИБДД ОМВД России по <адрес> о признании представления ОГИБДД ОМВД России по <адрес> от <ДАТА>, незаконным,

у с т а н о в и л:

И.о. начальника управления Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали «Колыма» Федерального дорожного агентства» Демченко Л.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к ОГИБДД ОМВД России по <адрес> о признании представления ОГИБДД ОМВД России по <адрес> от <ДАТА>, незаконным.

В обоснование административного искового заявления указано, что <ДАТА> в 17 час. 21 мин. в ходе проведения мероприятий по контролю за эксплуатационным содержанием улично-дорожной сети федеральной автомобильной дороги «Колыма», проходящей через населенный пункт <адрес> (Мугудай), государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Чурапчинскому району Нестеровым А.А. было выявлено, что на участках федеральной автомобильной дороги «Колыма» <данные изъяты>, проходящей через населенный пункт <адрес> (<адрес><адрес> РС (Я), отсутствует освещение. По данному факту составлен акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от <ДАТА>. На основании данного акта в адрес ФКУ Упрдор «Колыма» было направлено представление об устранении нарушений законодательства РФ в области безопасности дорожного движения от <ДАТА>., которым указано в течение одного месяца с момента получения настоящего представления рассмотреть вопрос о строительстве линии стационарного наружного освещения согласно СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» на федеральной автомобильной дороге «Колыма» <данные изъяты>), проходящий через населенный пункт <адрес><адрес> РС (Я), с определением сроков строительства, а также информацию о принятых мерах предоставить в ОГИБДД ОМВД России по Чурапчинскому району. Согласно ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог федерального значения обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, или в случаях, если автомобильные дороги переданы в доверительное управление Государственной компании «Российские автомобильные дороги», этой компанией. Данным органом в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от <ДАТА>., является Федеральное дорожное агентство (Росавтодор). С 2005 года и по настоящее время ФКУ Упрдор «Колыма» осуществляет функции Заказчика только по содержанию, ремонту и капитальному ремонту автомобильной дороги «Колыма», но не осуществляет функции по реконструкции и строительству автомобильных дорог и не получает Задания и денежные средства на выполнение работ по реконструкции и строительству автомобильной дороги. Согласно распоряжениям <данные изъяты> от <ДАТА>. и от <ДАТА>. функции Заказчика-застройщика, выполняющего работы по строительству, реконструкции федеральных автомобильных дорог <данные изъяты>» и строящейся дороги «<данные изъяты>», закреплены за <данные изъяты> Решить вопрос о строительстве линии стационарного наружного освещения в рамках ремонта и капитального ремонта ФКУ Упрдор «Колыма» не может ввиду того, что установка линий стационарного уличного освещения входит в понятие работ по строительству и реконструкции. Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденная приказом Министерства транспорта Российской Федерации от <ДАТА>., не содержит работы по установке линий стационарного уличного освещения. Согласно «Классификация работ по ремонту автомобильных дорог» при ремонте проводятся работы по элементам обустройства автомобильных дорог: восстановление электроосвещения, т.е. восстановление освещения уже существующей линии стационарного наружного освещения. Источником финансирования ФКУ Упрдор «Колыма» являются средства федерального бюджета. В связи с чем, требования врио начальника ОГИБДД ОМВД России по Чурапчинскому району Скрябина И.И. об осуществлении дополнительных видов дорожной деятельности не могут быть удовлетворены без дополнительных затрат на ее осуществление, поскольку включают в себя проектно-изыскательские работы на выполнение работ по строительству или реконструкции линий стационарного наружного освещения на спорных участках автомобильной дороги Р-504 «Колыма» Якутск – Магадан. Тем самым вышеуказанным представлением ОГИБДД ОМВД России по Чурапчинскому району на ФКУ Упрдор «Колыма» незаконно возложена обязанность по строительству линий стационарного наружного освещения на участках автомобильной дороги Р-504 «Колыма» Якутск – Магадан, т.к. управление не является лицом, в функции и полномочия которого входит строительство и реконструкция автомобильной дороги. Просит признать незаконным представление ОГИБДД ОМВД России по Чурапчинскому району РС (Я) от <ДАТА>, взыскать с административного ответчика государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей в пользу Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали «Колыма».

В судебном заседании представитель административного истца Игнатьев В.Ю., извещенный о времени месте рассмотрения административного дела, в суд не явился, при этом от него имеется заявление о рассмотрении дела без участия представителя административного истца.

Согласно ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителя административного истца.

В судебном заседании административный ответчик – представитель ОГИБДД ОМВД России по Чурапчинскому району Ефремов В.Д. административный иск не признал и пояснил, что в ходе проведения повседневного надзора за состоянием автомобильной дороги общего пользования федерального значения «Колыма» <данные изъяты>), проходящей через населенный пункт <адрес><адрес> РС (Я), государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Чурапчинскому району лейтенантом полиции Нестеровым А.А. выявлены нарушения требований ГОСТ Р 52766-2004 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», в части отсутствия линий стационарного освещения. Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.11.2011г. № 3-ФЗ «О полиции» на полицию возлагаются в частности обязанности по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения; В соответствии с п.п. 12 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции, полиция имеет право вносить в соответствии с федеральным законом руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений. ФКУ «Управление автомобильной магистрали «Колыма» является юридическим лицом, наделенным на праве оперативного управления, праве постоянного (бессрочного) пользования имуществом. Согласно уставу ФКУ Упрдор «Колыма» предметом деятельности Учреждения является организация выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них, закрепленных за Учреждением на праве оперативного управления. Учреждение обязано в полном объеме осуществлять виды деятельности, возложенные на него Уставом; заключать договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере закупок товара (работ, услуг) для государственных нужд. Стационарное освещение предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 метров; Просит суд отказать в удовлетворении административного иска ФКУ Упрдор «Колыма» в полном объеме.

Представитель ОГИБДД ОМВД России по Чурапчинскому району по доверенности Долаан Р.В. иск не признала и пояснила, что обязанность по проведению работ по установке искусственного наружного освещения на участках указанных в представлении ОГИБДД ОМВД России по Чурапчинскому району от <ДАТА>. , возложена на ФКУ «Управление автомобильной магистрали «Колыма». В этом году на данном участке дороги произошло несколько дорожно-транспортных происшествий. Данные дорожно-транспортные происшествия произошли в темное время суток, при этом сопутствующим фактором явилось отсутствие искусственного освещения. Просит отказать в удовлетворении административного иска.

Суд, выслушав мнение представителей административного ответчика, изучив представленные материалы дела, приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся в обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

В силу ч. 2 ст. 12 указанного Федерального закона, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.11.2011г. № 3-ФЗ «О полиции» на полицию возлагаются в частности обязанности по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильные дороги, включенные в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, являются федеральной собственностью.

В силу ч. 7 ст. 5 Федерального закона перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 15 указанного Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог федерального значения обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, или в случаях, если автомобильные дороги переданы в доверительное управление Государственной компании "Российские автомобильные дороги", этой компанией.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Как следует из материалов дела, <ДАТА> врио начальника ОМВД России по Чурапчинскому району старшим лейтенантом полиции И.И. Скрябиным в адрес ФКУ «Управление автомобильной магистрали «Колыма» Федерального дорожного агентства внесено представление , в котором указано, что <ДАТА> в 17 часов 21 минут в ходе проведения мероприятий по контролю за эксплуатационным содержанием улично-дорожной сети автомобильной дороги ФАД «Колыма», проходящим через населенный пункт <адрес> государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Чурапчинскому району лейтенантом полиции Нестеровым А.А. выявлено, что на автомобильной дороге ФАД «Колыма» на участках <данные изъяты>), отсутствует освещение, что является нарушением п. 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», согласно которому предусмотрено стационарное наружное освещение на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 метров согласно СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение». В связи с чем, было указано выполнить мероприятия по устранению нарушений законодательства в области безопасности дорожного движения, а именно: 1) Рассмотреть вопрос о строительстве линии стационарного наружного освещения согласно СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» автомобильной дороги ФАД «Колыма» на участках <данные изъяты>, проходящей через населенный пункт <адрес> РС (Я), с определением сроков строительства. 2) Информацию о принятых мерах предоставить в отделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения Отдела Министерства внутренних дел МВД России по Чурапчинскому району в течение одного месяца с момента получения представления.

Согласно акту от <ДАТА>, составленному государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Чурапчинскому району лейтенантом полиции Нестеровым А.А. в присутствии представителя владельца автомобильной дороги – начальника участка Р 504 ФАД «Колыма» ООО «Дорожник» Пахомова С.В., на участке Республики Саха (Якутия) Чурапчинский район, ФАД «Колыма» <данные изъяты>, отсутствует стационарное наружное освещение.

Автомобильная дорога Р-504 «Колыма» Якутск – Магадан включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА> «О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения», пунктом 3 которого установлено, что автомобильные дороги общего пользования федерального значения, включенные в перечень, закрепляются на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Федерального дорожного агентства.

По долгосрочному государственному контракту от <ДАТА>, Федеральное казенное учреждение Управление автомобильной магистрали «Колыма» (ФКУ Упрдор «Колыма»), действующее от лица Российской Федерации, именуемое как Заказчик, с одной стороны, и Обществом с ограниченной ответственностью «Дорожник» (ООО «Дорожник») именуемое как Исполнитель, с другой стороны, заключили государственный контракт по условиям которого, Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг по содержанию участка автомобильной дороги общего пользования федерального значения «Колыма» с <данные изъяты>), в том числе искусственных сооружений, в соответствии с требованиями Контракта, включая услуги по обеспечению круглогодичного проезда автомобильных транспортных средств по Объекту, созданию условий для бесперебойного и безопасного дорожного движения, а также по обеспечению сохранности имущественного комплекса Объекта, а Заказчик берет на себя обязательства оплатить вышеуказанные услуги, оказанные с надлежащим качеством, в соответствии с условиями Контракта.

Согласно Устава ФКУ «Управление автомобильной магистрали «Колыма» Федерального дорожного агентства», предметом деятельности Учреждения является организация выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них, закрепленных за Учреждением на праве оперативного управления.

Вместе с тем, в силу п. настоящего Устава, заключение государственных контрактов на выполнение работ (оказание услуг) по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них, закрепленных за Учреждением на праве оперативного управления, в пределах лимитов бюджетных обязательств в соответствии с действующим законодательством.

Согласно Устава, финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств федерального бюджета на основании бюджетных смет. Бюджетные сметы Учреждения составляются, утверждаются и ведутся в порядке, определенном Федеральным дорожным агентством в соответствии с общими требованиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В силу ст. 32 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог федерального значения осуществляется за счет средств федерального бюджета, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств юридических лиц и физических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Формирование расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований федерального бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог федерального значения в соответствие с требованиями технических регламентов.

Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения и правила расчета размера ассигнований федерального бюджета на указанные цели утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Федеральном дорожном агентстве, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА> Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере.

При этом Федеральное дорожное агентство организует обеспечение соответствия состояния автомобильных дорог общего пользования федерального значения установленным правила: стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам.

Согласно Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от <ДАТА> «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», при капитальном ремонте проводятся работы по устройству недостающего электроосвещения.

Кроме того, по долгосрочному государственному контракту на оказание услуг по содержанию автомобильной дороги общего пользования федерального значения «Колыма» и искусственных сооружений на ней на участке <данные изъяты>) в <адрес> (Якутия) от <ДАТА>, к услугам по содержанию указанной автомобильной дороги, предусмотренных в рамках контракта входит: поддержание в чистоте и порядке линий электроосвещения дорог, замена вышедших из строя ламп и светильников, других элементов электроосвещения; а также установка на искусственных сооружениях недостающего оборудования для функционирования систем освещения.

Из указанного следует, что на ФКУ Упрдор «Колыма» возложена обязанность лишь по устройству недостающего электроосвещения, а не по строительству линий стационарного наружного освещения на федеральной автомобильной дороге.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что, являясь бюджетным учреждением, ФКУ Упрдор «Колыма» может выполнять функции заказчика работ, услуг для государственных нужд только при условии включения мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения в федеральные целевые программы в установленном законом порядке и при наличии доведенных главным распорядителем бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.

При рассмотрении дела установлено, что главным распорядителем бюджетных средств – Росавтодором до указанного ответчика не доводились задания на выполнение работ по строительству линии стационарного наружного освещения на автомобильной дороге ФАД «Колыма» на участках <данные изъяты>), проходящей через населенный пункт <адрес> РС (Я), в связи с чем, ФКУ Упрдор «Колыма» не имеет возможности в отсутствии задания и лимитов бюджетных обязательств производить требуемые ОГИБДД ОМВД России по Чурапчинскому району действия.

Кроме того, в материалах дела имеется распоряжение Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Министерства транспорта Российской Федерации от <ДАТА>. , согласно которому Государственному учреждению «Управление автомобильной магистрали Невер – Якутск», государственному учреждению «Федеральное управление автомобильных дорог «Дальний Восток», государственному учреждению «Управление автомобильной магистрали «Колыма», государственному учреждению «Управление федеральных автомобильных дорог по Магаданской области», произвести в установленном порядке перемену лиц в обязательствах по договорам подряда по объектам строительства, реконструкции и капитальному ремонту федеральных автомобильных дорог <данные изъяты>», а также строящейся дороги «<данные изъяты>», определив заказчиком-застройщиком по указанным объектам <данные изъяты>

Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Административным ответчиком – ОГИБДД ОМВД России по Чурапчинскому району не представлено достаточных доказательств законности вынесенного предписания от <ДАТА>.

В связи с чем, установив, что содержание автомобильных дорог федерального значения производится за счет средств федерального бюджета из расчета ассигнований, выделенных на ремонт и содержание, а также установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления ФКУ Упрдор «Колыма» о признании незаконным представление ОГИБДД ОМВД России по Чурапчинскому району от <ДАТА>.

На основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Согласно ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В связи с тем, что административный ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, исковые требования в этой части подлежат отказу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 179-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали «Колыма» Федерального дорожного агентства» к ОГИБДД ОМВД России по Чурапчинскому району, удовлетворить частично.

Признать незаконным представление ОГИБДД ОМВД России по Чурапчинскому району от <ДАТА> и обязать ОГИБДД ОМВД России по Чурапчинскому району устранить допущенные нарушения в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

В остальной части административного иска – отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение 1 месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Н.Н. Дмитриев

Решение изготовлено в окончательной форме <ДАТА>.