ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-343/2021 от 11.11.2021 Абазинского районного суда (Республика Хакасия)

Дело №2а-343/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Абаза 11 ноября 2021 г.

Абазинский районный суд Республики Хакасия в составе: председательствующего судьи Ворошилова П.Д., при секретаре Елпатовой Е.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Бюджетно-финансового отдела Администрации г. Абаза к заместителю начальника отделения – заместителю старшего судебного пристава Абазинского городского отделения судебных приставов УФССП России по Республике Хакасия Нефедовой Ирине Владимировне, Абазинскому городскому отделению судебных приставов УФССП России по Республике Хакасия, УФССП России по Республике Хакасия о признании постановления о возбуждении исполнительного производства незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец обратился в суд с иском по тем основаниям, что 04 октября 2021 года заместителем начальника отделения - заместителем старшего судебного пристава Абазинского городского отделения судебных приставов УФССП России по Республике Хакасия Нефедовой И.В. было принято постановление о возбуждении исполнительного производства № 30374/21/19027-ИП в отношении Бюджетно-финансового отдела Администрации города Абазы о взыскании по исполнительному документу (Акту) № 3539 от 09 сентября 2021 г. Управления ФНС по Республике Хакасия задолженности в размере 215 071 руб. 57 коп. Предмет исполнения: взыскание налогов, сборов, пеней и штрафов за счет имущества должника.

Указывает, что Бюджетно-финансовый отдел Администрации г. Абаза в соответствии с п. 3 ст. 41 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» является казенным учреждением.

При этом обращает внимание, на особый порядок что порядок взыскания исполнения решения налогового органа о взыскании налога, сбора, страхового взноса, пеней и штрафов, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, установленный ст. 242.6 Бюджетного кодекса РФ. С учетом изложенного считает, что у судебного пристава - исполнителя отсутствовали основания для возбуждения исполнительного производства, поскольку исполнительный документ в соответствии с законодательством РФ не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов, следовало вынести постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства со ссылкой на п. 8 п. 1 ст. 31 Федерального закона от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В связи с изложенным просит признать незаконным постановление заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава Абазинского городского отделения судебных приставов УФССП России по Республике Хакасия Нефедовой И.В. о возбуждении исполнительного производства № 30377/21/19027-ИП в отношении Бюджетно-финансового отдела Администрации города Абазы.

Определением суда от 11 октября 2021 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено УФССП России по Республике Хакасия, в качестве заинтересованного лица Управление ФНС по Республике Хакасия.

Определением суда от 11 ноября 2021 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Абазинское городское отделение судебных приставов УФССП России по Республике Хакасия.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии.

Административный ответчик, представитель административного ответчика Абазинского городского отделения судебных приставов УФССП России по Республике Хакасия Нефедова И.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, направила отзыв на административное исковое заявление, в котором указала, что принятое судебным приставом-исполнителем обжалуемое постановление соответствует требованиям Федерального закона от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а также положениям Бюджетного и Налогового кодексам РФ, оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства на основании решения налогового органа у судебного пристава-исполнителя не было. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель административного ответчика УФССП России по Республике Хакасия, представитель заинтересованного лица Управления ФНС по Республике Хакасия в судебное заседание не явились, о дате и времени слушания дела были извещены надлежащим образом.

В силу п. 6 ст. 226 КАС РФ неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению дела.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 360 КАС РФ, постановления главного судебного пристава РФ, главного судебного пристава субъекта РФ, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действий (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, предусмотренном гл. 22 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 227 КАС РФ для признания решения, а также действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего, незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения либо действия (бездействия) закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение решением, действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца.

Согласно Положению о Бюджетно-финансовом отделе Администрации г. Абаза, отдел - является функциональным органом Администрации города Абазы и обладает статусом финансового органа, обеспечивающим формирование и реализацию бюджетной и финансовой политики города, исполнительно-распорядительные функции по управлению городскими муниципальными финансами, осуществляющим координацию деятельности в этих сферах иных органов исполнительной власти города. Отдел является юридическим лицом, имеет бланки, штампы, круглую печать со своим полным наименованием, лицевой счет в органах федерального казначейства. Отдел от своего имени заключает договоры, приобретает имущественные и личные неимущественные права, имеет соответствующие обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде, арбитражном суде. Финансирование расходов на содержание Отдела осуществляется за счет средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования г.Абаза в соответствии с бюджетной сметой. Имущество, закрепленное за Отделом для осуществления возложенных функций, является муниципальной собственностью муниципального образования г.Абаза. Все операции с закрепленным имуществом проводятся в соответствии с действующим законодательством и правовыми актами представительного органа местного самоуправления. За счет средств, выделенных Отделу по бюджетной смете, он вправе приобретать имущество, в том числе транспортные средства. Отдел не вправе заниматься предпринимательской (коммерческой) деятельностью.

28 июня 2021 г. Управление Федерального казначейства по Республике Хакасия в адрес Управления ФНС России по Республике Хакасия было направлено уведомление о неисполнении решения № 167 от 12 марта 2021 г. о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика – Бюджетно-финансового отдела Администрации г. Абазы, в размере 215 071 руб. 57 коп.

Постановлением № 3539 от 09 сентября 2021 г. Управлением ФНС России по Республике Хакасия было принято решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества Бюджетно-финансового отдела Администрации г. Абазы, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов, которое сопроводительным письмом от 15 сентября 2021 г. направлено в Абазинского городского отделения судебных приставов УФССП России по Республике Хакасия для дальнейшего взыскания задолженности в соответствии с Федеральным законом от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

04 октября 2021 г. заместителем начальника отделения - заместителем старшего судебного пристава Абазинского городского отделения судебных приставов УФССП России по Республике Хакасия Нефедовой И.В. принято постановление о возбуждении исполнительного производства № 30374/21/19027-ИП в отношении Бюджетно-финансового отдела Администрации города Абазы о взыскании по исполнительному документу (Акту) № 3539 от 09 сентября 2021 г. Управления ФНС по Республике Хакасия задолженности в размере 215 071 руб. 57 коп. Предмет исполнения: Произвести взыскание налогов, сборов, пеней и штрафов за счет имущества должника.

Постановлением заместителем начальника отделения - заместителем старшего судебного пристава Абазинского городского отделения судебных приставов УФССП России по Республике Хакасия Нефедовой И.В. от 08 ноября 2021 г. в вышеназванное постановление внесены изменения, в том числе в предмете исполнение исключена фраза «за счет имущества».

Вместе с тем, пунктом 4 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ установлено, что казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с данным кодексом.

Согласно п.п. 2, 3 ст. 239 Бюджетного кодекса РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных этим кодексом. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с гл. 24.1 Бюджетного кодекса РФ.

Главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ установлено, что в случае, если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка РФ или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с Федеральным законом от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (п.13 ст.242.3, п.12 ст.242.4, п.12 ст.242.5).

Таким образом, взыскание на средства бюджетного учреждения службой судебных приставов не производится, если у бюджетного учреждения нет счета, открытого в ЦБ РФ или в кредитной организации.

Согласно внесённым изменениям в Налоговый Кодекс РФ принятие решения о взыскании суммы налога (пени, штрафа) с казенного учреждения, которому открыт лицевой счет, должно осуществляться с учетом размера взыскиваемых средств (свыше пяти миллионов – на основании судебного решения, меньше пяти миллионов – по решению налогового органа).

При этом Федеральным законом от 04 октября 2014 г. № 283-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и статью 30 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», вступившим в силу с 06 октября 2014 г., гл. 24.1 БК РФ дополнена ст. 242.6 «Исполнение решения налогового органа о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», посвященной именно порядку исполнения решений налоговых органов о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов.

В Письме Казначейства России от 04 декабря 2014 г. N 42-7.4-05/9.3-735 указано, что, если сумма налога не превышает пяти миллионов рублей, взыскание будет производиться в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ, за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (налогового агента) – организации.

Исходя из этого судебные приставы-исполнители должны принимать к исполнению исполнительные листы о взыскании денежных средств с бюджетных учреждений всех уровней и исполнять их за счет средств, находящихся на счетах должников в учреждениях Центрального банка РФ или кредитных организациях (п.3.1 Методических рекомендаций по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденных Приказом ФССП РФ от 15 мая 2009 г. N 195).

В соответствии с п. 13 ст. 242.3 Бюджетного кодекса РФ, в случае если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

Между тем, п. 1 ст. 242.6 БК РФ установлено, что решение налогового органа о взыскании налога, сбора, страхового взноса, пеней и штрафов, предусматривающее обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направляется налоговым органом в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств соответствующего бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов соответствующего бюджета.

Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы соответствующего бюджета по исполнению решения налогового органа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года. Для исполнения решения налогового органа за счет средств соответствующего бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, распоряжение на сумму полного либо частичного исполнения решения налогового органа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств соответствующего бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации (п. 3 ст. 242.6 БК РФ).

При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения решения налогового органа должник направляет органу государственной власти (государственному органу, органу управления государственным внебюджетным фондом), органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств соответствующего бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения решения налогового органа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов (п. 4 ст. 242.6 БК РФ).

Аналогичные положения закреплены в ст. 46 Налогового кодекса РФ, согласно которой в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума (п. 1). Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему РФ необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя (п. 2). При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах и электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации либо при отсутствии информации о счетах (реквизитах корпоративных электронных средств платежа, используемых для переводов электронных денежных средств) взыскание суммы налога, не превышающей пяти миллионов рублей, производится в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах указанного налогоплательщика (налогового агента) - организации. Для взыскания налога в соответствии с абзацем первым настоящего пункта налоговый орган направляет решение о взыскании на бумажном носителе или в электронной форме в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, по месту открытия лицевого счета налогоплательщика (налогового агента). При неисполнении налогоплательщиком (налоговым агентом) - организацией решения налогового органа о взыскании в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, данный орган информирует об этом налоговый орган, который направил ему решение о взыскании, в течение десяти дней по истечении указанного срока на бумажном носителе или в электронной форме (п. 3.1). При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса (п. 7).

Согласно п. 1 ст. 47 Налогового кодекса РФ, в случае, предусмотренном п. 7 ст. 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со ст. 46 настоящего Кодекса. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ определено, что лицевые счета – счета, открытые в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации. В силу п. 1 ст. 30 судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено Настоящим Федеральным законом.

Обязанность принятия мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов возложена на судебных приставов-исполнителей ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации»

Статья 31 Федерального закона от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусматривает основания для отказа в возбуждении исполнительного производства.

Особенности исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ установлены в Бюджетным Кодексом РФ. На это прямо указано в п. 2 ст. 1 Федерального закона от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»: порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании подп. 5 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», с актом государственного органа, осуществляющего контрольные функции о взыскании налога должен быть предоставлен документ, содержащий отметки банка или иной кредитной организации, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.

В силу подп. 8 п. 1 ст. 31 Федерального закона от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.

Поскольку Бюджетно-финансовый отдел Администрации г. Абазы является казенным учреждением, а также стороной взыскателя не были предоставлены надлежащие сведения и доказательства, подтверждающие наличие имущества, на которое может быть обращено взыскание, наличие счетов в банках и кредитных учреждениях, вследствие чего судебным приставом-исполнителем должно было быть отказано в возбуждении исполнительного производства на основании положений п. 2 ст. 239 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающего, что обращение взыскания на денежные средства бюджетов бюджетной системы РФ службой судебных приставов не производятся.

При указанных обстоятельствах, суд признаёт возбуждение исполнительного производства № 30374/21/19027-ИП в отношении Бюджетно-финансового отдела Администрации г. Абазы на основании постановления заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава Абазинского городского отделения судебных приставов УФССП России по Республике Хакасия Нефедовой И.В. от 04 октября 2021 г. незаконным, административный иск подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Бюджетно-финансового отдела Администрации г. Абаза удовлетворить.

Признать незаконными постановление заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава Абазинского городского отделения судебных приставов УФССП России по Республике Хакасия Нефедовой И.В. от 04 октября 2021 г. о возбуждении исполнительного производства № 30374/21/19027-ИП в отношении Бюджетно-финансового отдела Администрации г. Абазы.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Хакасия через Абазинский районный суд Республики Хакасия в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья П.Д. Ворошилов