ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3441/20 от 19.11.2020 Октябрьского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Иркутск 19 ноября 2020 года

Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Горбатько И.А., при секретаре Силивановой В.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Областного государственного унитарного энергетического предприятия «Электросетевая компания по эксплуатации сетей «Облкоммунэнерго» к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП России по Иркутской области Б.А.О., Управлению ФССП России по Иркутской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Областное государственное унитарное энергетическое предприятие «Электросетевая компания по эксплуатации сетей «Облкоммунэнерго» обратилось в Октябрьский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП России по Иркутской области Б.А.О., Управлению ФССП России по Иркутской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В обоснование административных исковых требований, с учетом уточнений, административный истец указал, что он является должником по исполнительному производству -ИП от Дата, возбужденному на основании исполнительного листа серии ФС от Дата, выданного Иркутским районным судом Иркутской области по гражданскому делу по иску М.Е.А. к МОУ ИРМО «Листвянской СОШ», ОГУЭП «Облкоммунэнерго», Администрации Листвянского МО об устранении препятствий в пользовании земельным участком, взыскании расходов по уплате государственной пошлины. В рамках рассмотрения данного гражданского дела между сторонами судом утверждено мировое соглашение.

В соответствии с п. 2 мирового соглашения от 17.07.2019: ОГУЭП «Облкоммунэнерго» и Администрация Листвянского муниципального образования урегулируют в установленном порядке отношения по установлению публичного сервитута. Для чего в установленные законодательством РФ сроки: Администрация Листвянского МО обязуется вынести решение об установлении публичного сервитута; Администрация Листвянского МО и ОГУЭП «Облкоммунэнерго» обязуются подписать соглашение об установлении публичного сервитута; Администрация Листвянского МО обязуется зарегистрировать соглашение об установлении публичного сервитута в Управлении Росреестра по Иркутской области в установленном законодательством РФ порядке: ОГУЭП «Облкоммунэнерго» обязуется в течение тридцати календарных дней с момента государственной регистрации соглашения об установлении публичного сервитута в Управлении Россреестра по Иркутской области перенести КПТН, расположенную на углу земельного участка с кадастровым номером 38:06:030103:58 на земли, государственная собственность на которые не разграничена, согласно каталогу координат в результате переноса ТП 3.83 км.

Таким образом, исполнение обязанности ОГУЭП «Облкоммунэнерго» по переносу КПТН находится в прямой зависимости от исполнения Администрацией Листвянского МО обязанности по установлению публичного сервитута и его государственной регистрации. В связи с чем, ОГУЭП «Облкоммунэнерго» не имеет правовых оснований для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

ОГУЭП «Облкоммунэнерго» не имеет возможности исполнить данное обязательство, так как Администрацией Листвянского МО не исполняется обязательство об установлении публичного сервитута в соответствующих координатах на земельные участки и не производятся регистрационные действия в установленном законом порядке, что приводит к препятствию переноса КТПН.

Административный истец просит суд освободить ОГУЭП «Облкоммунэнерго» от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству -ИП от Дата в размере 50 000 рублей.

Представитель административного истца С.О.А. в судебном заседании административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов к исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по Иркутской области Б.А.О. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила, в письменных возражениях на административный иск указала на законность принятых судебным приставом-исполнителем мер, оставила разрешение спора на усмотрение суда.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Заинтересованное лицо М.Е.В. в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Суд, рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ч. 6 ст. 226, ч. 2 ст. 358 КАС РФ Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Выслушав представителя истца, исследовав материалы административного дела, имеющиеся в деле доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее ФЗ № 229-ФЗ) при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Основания ответственности за нарушение обязательств установлены ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (п. 1 ст. 401 ГК РФ).

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).

Согласно п.п. 75, 77 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» при применении положений п. 7 ст. 112 ФЗ № 229-ФЗ об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора (п. 75).

Несовершение должником указанных действий без уважительных причин в установленный срок является основанием для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, размер которого определяется по правилам, установленным для исполнительных документов неимущественного характера (ч. 3 ст. 112 ФЗ № 229-ФЗ) (п. 77).

В соответствии с ч. 1 ст. 105 ФЗ № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1 ст. 112 названного Закона).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 ст. 105 ФЗ № 229-ФЗ, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2 ст. 112 ФЗ № 229-ФЗ).

В п. 74 ранее указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации даны разъяснения о том, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 ФЗ № 229-ФЗ, либо освободить должника от его взыскания не только приразрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (ч.ч. 6, 7, 9 ст. 112 ФЗ № 229-ФЗ, ч. 3 ст. 62 КАС РФ, ч. 4 ст. 200 АПК РФ).

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что в производстве Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП России по Иркутской областис Дата находится исполнительное производство -ИП об обязании ОГУЭП «Облкоммунэнерго» исполнить требования, предусмотренные условиями заключенного мирового соглашения, утвержденного Иркутским районным судом Иркутской области по гражданскому делу по иску М.Е.А. к МОУ ИРМО «Листвянской СОШ», ОГУЭП «Облкоммунэнерго», Администрации Листвянского МО об устранении препятствий в пользовании земельным участком, взыскании расходов по уплате государственной пошлины.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера Управления ФССП России по Иркутской области от Дата с должника ОГУЭП «Облкоммунэнерго» взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, при этом данное постановление в порядке ч. 2 ст. 112 ФЗ № 229-ФЗ утверждено старшим судебным приставом.

По условиям заключенного мирового соглашения ОГУЭП «Облкоммунэнерго» и Администрация Листвянского муниципального образования урегулируют в установленном порядке отношения по установлению публичного сервитута. Для чего в установленные законодательством РФ сроки: Администрация Листвянского МО обязуется вынести решение об установлении публичного сервитута; Администрация Листвянского МО и ОГУЭП «Облкоммунэнерго» обязуются подписать соглашение об установлении публичного сервитута; Администрация Листвянского МО обязуется зарегистрировать соглашение об установлении публичного сервитута в Управлении Росреестра по Иркутской области в установленном законодательством РФ порядке: ОГУЭП «Облкоммунэнерго» обязуется в течение тридцати календарных дней с момента государственной регистрации соглашения об установлении публичного сервитута в Управлении Россреестра по Иркутской области перенести КПТН, расположенную на углу земельного участка с кадастровым номером на земли, государственная собственность на которые не разграничена, согласно каталогу координат в результате переноса ТП 3.83 км.

Таким образом, исполнение административным истцом обязанности по переносу КТПН возможно лишь после исполнения Администрацией Листвянского МО обязанности по установлению публичного сервитута и государственной регистрации в Управлении Росреестра по Иркутской области.

Административный истец с июля 2019 года по октябрь 2020 года неоднократно обращался в Администрацию Листвянского МО с заявлениями об установлении публичного сервитута, на что Дата получен ответ об отсутствии у Администрации Листвянского МО полномочий по установлению публичного сервитута.

Одновременно в период подачи указанных заявлений, административный истец обращался в Иркутский районный суд Иркутской области с заявлением о разъяснении способа исполнения определения суда, в удовлетворении которого ему отказано.

Кроме того, административным истцом осуществлялось непосредственное взаимодействие со службой судебных приставов, выраженное в направлении заявлений об отложении исполнительных действий в силу невозможности исполнения требований исполнительного документа.

В настоящее время в производстве Арбитражного суда Иркутской области находится заявление ОГУЭП «Облкоммунэнерго» к Администрацию Листвянского МО о признании незаконным отказа в установлении публичного сервитута.

Анализ материалов исполнительного производства -ИП свидетельствует об отсутствии бездействия должника по исполнению требований исполнительного документа, поскольку ОГУЭП «Облкоммунэнерго» осуществлялись все возможные действия, направленные на исполнение требований исполнительного документа. При этом, неисполнение требований исполнительного документа связано с наличием объективных обстоятельств, независящих от административного истца.

На основании исследованных в судебном заседании доказательств, с учетом принятых мер для исполнения требований исполнительного документа, суд приходит к выводу о том, что в данном случае виновное противоправное бездействие должника в неисполнении условий мирового соглашения отсутствует.

При таких обстоятельствах, суд считает, что законные основания для удовлетворения административного иска и освобождения ОГУЭП «Облкоммунэнерго» от обязанности по оплате исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, имеются.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 358, 363, 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Областного государственного унитарного энергетического предприятия «Электросетевая компания по эксплуатации сетей «Облкоммунэнерго» к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП России по Иркутской области Б.А.О., Управлению ФССП России по Иркутской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, удовлетворить.

Освободить Областное государственное унитарное энергетическое предприятие «Электросетевая компания по эксплуатации сетей «Облкоммунэнерго» от оплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела А.О.С. приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера Управления ФССП России по Иркутской области от 31.07.2020 по исполнительному производству -ИП от Дата.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда через Октябрьский районный суд г. Иркутска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 23.11.2020, в порядке, предусмотренном ст.ст. 297-299 КАС РФ.

Судья И.А. Горбатько