ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3442/2023 от 09.09.2023 Промышленного районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 сентября 2023 года

Промышленный районный суд г. Смоленска

в составе:

председательствующего судьи Волковой О.А.,

при секретаре Видениной Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пещаницкого Алексея Владимировича, Копыл Олега Владимировича, Обыденниковой Светланы Сергеевны, Михеева Артема Сергеевича, Сырокоренской Дарьи Сергеевны, Шерстобоевой Виктории Олеговны к участковым избирательным комиссиям № № 812, 601 и 574 Смоленской области о признании действий незаконными,

установил:

Пещаницкий А.В., Копыл О.В., Обыденникова С.С., Михеев А.С., Сырокоренская Д.С., Шерстобоева В.О. обратились в суд с иском к вышеназванным административным ответчикам о признании действий незаконными, указав в обоснование требований, что Пещаницкий А.В., Копыл О.В., Обыденникова С.С. являются зарегистрированными кандидатами в депутаты Смоленской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №7, направившими в установленном порядке следующих наблюдателей на участковые избирательные комиссии избирательных участков Смоленской области: Михеева А.С. на УИК № 812; Сырокоренскую Д.С. на УИК № 601; Шерстобоеву В.О. на УИК № 574. В период работы наблюдателей последние с предварительным уведомлением председателей соответствующих участковых избирательных комиссий производили видеосъемку в течение дня. Одновременно с этим наблюдатели выразили намерение производить видеосъемку в ночное время с помощью стационарной видеокамеры. Между тем председатели соответствующих участковых избирательных комиссий своими действиями воспрепятствовали наблюдателям в производстве видеосъемки, указав на недопустимость видеосъемки в ночное время. Полагают, что своими действиями председатели участковых избирательных комиссий нарушили приведенные нормы права, воспрепятствовав зарегистрированным кандидатам в депутаты Смоленской областной Думы и наблюдателям в реализации их прав. Просят признать действия участковых избирательных комиссий избирательных участков № 812, 601, 574 Смоленской области незаконными; обязать участковые избирательные комиссии избирательных участков №812, 601, 574 Смоленской области не чинить препятствия кандидатам в депутаты Смоленской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №7 и наблюдателям в использовании личных средств освещения и видеонаблюдения, в том числе в ночное время; обратить решение по настоящему административному исковому заявлению к немедленному исполнению.

Административный истец Пещаницкий А.В., будучи извещенным надлежащим образом, в судебное заседание не явился, обеспечил явку своего представителя Кудрявцева Д.А., который доводы административного иска поддержал в полном объеме.

Административные истцы Копыл О.В., Обыденникова С.С., Михеев А.С., Сырокоренская Д.С., Шерстобоева В.О., будучи извещенными надлежащим образом, в судебное заседание не явились, просили о его проведении в свое отсутствие.

Представители административных ответчиков участковых избирательных комиссий избирательных участков № 574 в лице председателя Андреева И.В., № 601 в лице председателя Девятиловой С.В. и № 812 в лице председателя Ковалевой Т.А. доводы административного иска не признали, указав, что нарушений законодательства о выборах в их действиях не имеется. 08.09.2023 в дневное время наблюдателями от кандидатов в депутаты Смоленской областной Думы седьмого созыва в помещениях для голосования, в часы работы избирательных комиссий, осуществлялась видеосъемка с их согласия. В дальнейшем, после окончания работы избирательных участков видеокамеры были отключены, поскольку это не предусмотрено действующим законодательством.

Представитель заинтересованного лица территориальной избирательной комиссии Промышленного района г. Смоленска в лице ее председателя Даниленкова О.С. доводы административного иска не признала, указав, что действующим законодательством о выборах не предусмотрено видеонаблюдение в помещениях для голосования наблюдателями в ночное время. В соответствии с Порядком применения средств видеонаблюдения в помещениях для голосования, видеонаблюдение в помещении для голосования ведется непрерывно с 08.09.2023, в том числе и в ночное время.

Заслушав объяснения участников процесса, прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 239 КАС РФ избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.

Кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Наблюдатели вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие права наблюдателей, связанные с осуществлением ими своих полномочий.

Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 67-ФЗ) определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

В силу п. 5 ст. 3 Федерального закона № 67-ФЗ деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно.

В соответствии с ч.1 ст.30 Федерального закона № 67-ФЗ на всех заседаниях комиссии, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума и осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей, участников референдума, с бюллетенями, протоколами об итогах голосования и со сводными таблицами вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий с правом решающего голоса и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам или доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. На заседании комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, вправе присутствовать соответственно выдвинутый кандидат либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам, уполномоченный представитель избирательного объединения. Для присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, участников референдума, осуществляется работа с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума.

В силу п. 9 ст. 30 Федерального закона № 67-ФЗ наблюдатели вправе находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка, участка референдума в день голосования, а также в дни досрочного голосования в любое время в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;

В соответствии с п. 3 Федерального закона № 67-ФЗ с момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума вправе присутствовать лица, указанные в пунктах 1 и 1.2 настоящей статьи, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели.

В силу п. 9 Федерального закона № 67-ФЗ наблюдатели вправе производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, с 08.09.2023 по 10.09.2023 на территории Смоленской области проводится голосование по вопросу выбора депутатов Смоленской областной Думы седьмого созыва.

Согласно удостоверению № 1 Пещаницкий А.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты Смоленской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 7.

Согласно удостоверению № 3 Обыденникова С.С. зарегистрирована кандидатом в депутаты Смоленской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 7.

Согласно удостоверению № 5 Копыл О.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты Смоленской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 7.

Сторонами по делу не оспаривалось, что наблюдателями на избирательных участках №№ 812,601,574 являются Михеев А.С., Сырокоренская Д.С. и Шерстобоева В.О.

Как следует из административного иска и не оспаривалось сторонами в судебном заседании, председатели участковых избирательных комиссий избирательных участков №№ 574, 601, 812 разрешили наблюдателям в помещении для голосования производить видеосъемку посредством стационарной видеокамеры в период работы участковых избирательных комиссий в дневное время, при этом запретив ее производство в ночное время, что, по мнению административных истцов, является нарушением их прав.

Разрешая административные исковые требования, суд руководствуется следующим.

Порядок ведения фото и (или) видеосъемки в помещении для голосования урегулирован положениями ст. 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и подзаконным нормативно-правовым актом - постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 3 октября 2012 г. N 143/1085-6.

Пунктом 4 ст. 30 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определено, что при проведении выборов наблюдателя может назначить зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов, избирательное объединение, зарегистрировавшее список кандидатов. Законом может быть предусмотрена возможность назначения наблюдателей иными общественными объединениями. При проведении выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления наблюдателя могут назначить субъекты общественного контроля, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" (далее также - субъекты общественного контроля). При этом субъекты общественного контроля, указанные в пункте 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", назначают наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. При проведении референдума наблюдателя может назначить инициативная группа по проведению референдума, общественное объединение, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне. Политическая партия, иное общественное объединение, субъект общественного контроля, зарегистрированный кандидат или в случаях, предусмотренных федеральным законом, доверенное лицо зарегистрированного кандидата, а также инициативная группа по проведению референдума вправе назначить в каждую участковую комиссию, территориальную комиссию и окружную комиссию (за исключением случая возложения полномочий окружной избирательной комиссии на избирательную комиссию субъекта Российской Федерации) не более трех наблюдателей (в случае принятия решения, предусмотренного пунктом 1 или 2 статьи 63.1 настоящего Федерального закона, о голосовании в течение нескольких дней - из расчета не более трех наблюдателей на каждый день голосования), которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования, помещении, в котором осуществляется прием протоколов об итогах голосования, суммирование данных этих протоколов и составление протокола об итогах голосования на соответствующей территории, если иное не предусмотрено федеральным законом. Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну комиссию, если иное не предусмотрено федеральным законом. При проведении выборов в федеральные органы государственной власти наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом на указанных выборах. При проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации, выборов в органы местного самоуправления, местного референдума на территории соответствующего субъекта Российской Федерации наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом на выборах в органы государственной власти, правом на участие в референдуме соответствующего субъекта Российской Федерации.

Как следует из Разъяснения порядка ведения наблюдателями фото и (или) видеосъемки в помещении для голосования, утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 3 октября 2012 г. N 143/1085-6, наблюдатели могут вести фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования и отсутствовала возможность контроля за волеизъявлением избирателей.

При этом съемка должна вестись с определенного председателем соответствующей избирательной комиссии, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря избирательной комиссии.

Выше приведенными положениями Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и подзаконного нормативно-правового акта право производить фото- и видеосъемку закреплено исключительно за представителями СМИ и наблюдателями.

Проведение фото- и видеосъемки, призванное обеспечивать гласность на выборах, не может нарушать права на тайну голосования, порядок проведения фото- и видеосъемки в помещениях для голосования и защиту персонального изображения гражданина, которые обеспечиваются участковой избирательной комиссией в рамках полномочий, предоставленных подп. "д" и "к" п. 6 ст. 27 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация наблюдателями, и соответственно, кандидатами своих прав не должно быть сопряжена с вмешательством в выборный процесс и не должно препятствовать работе избирательной комиссии.

При этом, следует отметить, что постановлением избирательной комиссии Смоленской области от 09.08.2023 № 62/583-7 утвержден Порядок применения средств видеонаблюдения при проведении голосования на выборах, назначенных на единый день голосования 10 сентября 2023 года.

Согласно п. 1.3 указанного Порядка, видеонаблюдение в помещениях для голосования, помещениях ТИК организуется для обеспечения дополнительных гарантий открытости в деятельности, в частности а) участковых избирательных комиссий, сформированных на территории Смоленской области - при организации голосования в дни голосования 8,9 и 10 сентября 2023 года.

В силу п. 1.4 Порядка, видеонаблюдение осуществляется с использованием средств видеонаблюдения и трансляции изображения, которые устанавливаются в помещениях для голосования, помещениях ТИК и представляют собой устройства, предназначенные для видеонаблюдения, записи и трансляции изображения. Средство видеонаблюдения с момента включения обеспечивает непрерывную звуко- и видеозапись в течение времени, установленного Порядком, в том числе в ночное время.

На основании изложенного, избирательным законодательством не предусмотрена возможность применения личных средств освещения и видеонаблюдения в помещениях для голосования в ночное время при проведении выборов депутатов Смоленской областной Думы седьмого созыва.

Согласно общедоступной информации все избирательные участки в регионах России работают с 08 час. 00 мин. до 20 час. 00 мин. по местному времени с 8 по 10 сентября 2023 г.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что наблюдатели, находясь в помещении для голосования вправе производить видеосъемку в день голосования, то есть в часы работы избирательных комиссий.

Исходя из положений части 1 статьи 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, с учетом положений приведенных правовых норм и разъяснений по их применению, суд не усматривает законных оснований для удовлетворения заявленного административного иска, поскольку в ходе рассмотрения дела не установлено наличия нарушений законодательства о выборах при совершении оспариваемого бездействия административными ответчиками.

Руководствуясь ст.175-180, 244 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований Пещаницкого Алексея Владимировича, Копыл Олега Владимировича, Обыденниковой Светланы Сергеевны, Михеева Артема Сергеевича, Сырокоренской Дарьи Сергеевны, Шерстобоевой Виктории Олеговны к участковым избирательным комиссиям № № 812, 601 и 574 Смоленской области о признании действий незаконными и обязании не чинить препятствия в использовании личных средств освещения и видеонаблюдения, в том числе в ночное время, отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение пяти дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья О.А. Волкова

Мотивированное решение изготовлено 09.09.2023г.