Дело №2а-3444/2019
УИД 42 RS0009-01-2019-004997-22
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово в составе председательствующего судьи Гречановской О.В., при секретаре Сарыгиной В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово
с участием представителя истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2
13 августа 2019 года
административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Ново-Кемеровская ТЭЦ» к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Кемеровской области о признании незаконным предписания,
У С Т А Н О В И Л :
АО «Ново-Кемеровская ТЭЦ» обратилось в Центральный районный суд г. Кемерово с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Кемеровской области о признании незаконным предписания.
Требования мотивированы тем, что по результаам проверки, проведенной 04.06.2019 г. инспектором по ОП ОГК Управления Росгвардии по Кемеровской области ФИО3 выдано предписание от 04.06.2019 г. ### об устранении выявленных нарушений в срок до 04.06.2020 г. Указанное предписание, по мнению административного истца, является незаконным и необоснованным, поскольку административным ответчиком грубо нарушены положения об организации и проведению проверок.
В зависимости от степени потенциальной опасности объекта топливно-энергетического комплекса устанавливаются три категории объектов топливно-энергетического комплекса: объекты высокой категории опасности, средней категории опасности и низкой категории опасности. Актом категорирования объекта ТЭК АО «Ново-Кемеровская ТЭЦ», составленным 27.07.2018 г. объекту присвоена низкая категория опасности.
Паспортом безопасности объекта ТЭК АО «Ново-Кемеровская ТЭЦ», утвержденным 30.08.2018 г. объект также отнесен к низкой категории опасности.
Паспорт безопасности объекта был направлен в Управление Росгвардии по Кемеровской области с сопроводительным письмом от 08.10.2018 г.
Планом проведения Управлением Росгвардии по Кемеровской области плановых проверок объектов топливно-энергетического комплекса на 2019 год, утвержденным 15.10.2018 г. АО «Ново-Кемеровская ТЭЦ» включена в план проверок как объект средней категории опасности, при этом, последняя проверка проводилась в 2018 году.
В связи с отнесением АО «Ново-Кемеровская ТЭЦ» к объектам низкой категории опасности, проведение проверки ранее, чем через три года после последней проведенной проверки, является неправомерным. Кроме того, указание в плане проведения проверок категории опасности «Средняя» в отношении объекта, фактически означает отсутствие запланированной проверки в отношении АО «Ново-Кемеровская ТЭЦ» как объекта с низкой категорией опасности.
Таким образом, проведение проверки было осуществлено с нарушением требований о периодичности проведения проверок и с грубыми нарушениями требований законодательства, что свидетельствует, по мнению представителя административного истца, о незаконности выданного предписания от 04.06.2019 г. ###.
Административный истец просит признать незаконным предписание Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Кемеровской области от 04.06.2019 г. ###.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, действующая на основании доверенности от 02.10.2018 г., настаивала на удовлетворении заявленных требований, доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала. Суду пояснила, что объект ранее относится к средней категории опасности. В 2018 г. в отношении объекта была проведена проверка Управлением Росгвардии по Кемеровской области. Позже в 2018 году объекту присвоена низкая категория опасности, что подтверждается актом категорирования объекта. Административным истцом в адрес административного ответчика направлено сообщение об изменении категории опасности объекта с приложением необходимых документов. Однако, в плане проведения проверок Управления Росгвардии по Кемеровской области на 2019 год объект вновь был включен в план как объект средней категории опасности. ФИО3, проводивший проверку объекта, выдал предписание об устранении недостатков в отношении АО «Ново-Кемеровская ЭЦ», как объекта низкой категории опасности, основываясь на паспорте безопасности объекта. Кроме того, проверка была проведена ранее истечения трехлетнего срока после последней проведенной проверки. Таким образом, проверка проведена незаконно, в настоящее время административный истец вынужден исполнять выданное предписание.
Представитель административного ответчика ФИО2, действующий на основании доверенности от 22.01.2019 г., в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований. Суду предоставил возражения в письменной форме. В судебном заседании пояснил, что план проведения проверок был сформирован на основании данных о категории опасности объекта, имеющихся на момент составления плана. При проведении проверки было установлено, что объекту изменена категория опасности и проверка проведена в соответствии с установленной категорией опасности. Нарушений при проведении проверки он не усматривает.
Заинтересованное лицо инспектор по особым поручениям отдела государственного контроля Управления Росгвардии по Кемеровской области ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований. Суду пояснил, что плановая проверка проведена законно. При проведении проверки при выходе на объект в обязательном порядке сверяется категория опасности, установленная в плане проведения проверок и в паспорте объекта. В данном случае в паспорте объекта была установлена низкая категория опасности, в связи с чем, объект проверялся на предмет соблюдения требований, установленных для объектов с низкой категорией опасности. Кроме того, нарушений по срокам проведения проверки заинтересованное лицо также не усматривает, поскольку проверка может быть проведена в течение трех лет со дня проведения последней проверки в любое время.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив представленные суду доказательства, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению в связи со следующим:
Согласно ч.1 ст.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с положениями ч.2 ст.62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Указом Президента РФ от 30.09.2016 № 510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» утверждено Положение о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - войска национальной гвардии), в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности, в сфере частной детективной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.
В соответствии с подпунктом 9 части 2 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации одной из основных задач Росгвардии является осуществление федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 9 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации Росгвардия осуществляет ряд полномочий, в том числе, организует и осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной и частной детективной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны.
В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» охраняемые объекты топливно-энергетического комплекса - здания, строения, сооружения, иные объекты топливно-энергетического комплекса, а также прилегающие к ним территории и акватории в пределах границ, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2016 № 1067 «Об утверждении Правил осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» утверждены Правила осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
Указанные Правила устанавливают порядок осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса (далее соответственно - государственный контроль (надзор), орган государственного контроля (надзора).
Мероприятия по государственному контролю (надзору) включают в себя действия должностного лица (лиц) органа государственного контроля (надзора) по рассмотрению документов субъекта топливно-энергетического комплекса, проверке объектов топливно-энергетического комплекса на предмет соответствия их состояния требованиям обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в соответствии с Федеральным законом «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».
В соответствии с пунктом 3 указанных правил Государственный контроль (надзор) осуществляется путем проведения документарных и выездных проверок, которые могут носить плановый и внеплановый характер.
В соответствии с пунктом 16 указанных Правил плановая проверка проводится на основании утвержденного ежегодного плана проведения плановых проверок и предписания на проведение проверки, выдаваемого руководителем органа государственного контроля (надзора).
В соответствии с пунктом 39 Правил выездная проверка, как плановая, так и внеплановая, проводится по месту нахождения объекта топливно-энергетического комплекса.
В соответствии с пунктом 40 Правил предметом выездной проверки является фактическая оценка соблюдения субъектом топливно-энергетического комплекса требований обеспечения безопасности.
Судом установлено, что актом категорирования объекта установлена низкая категория опасности АО «Ново-Кемеровская ТЭЦ», как объекта топливно-энергетического комплекса. Также, указание на низкую категорию опасности объекта содержатся в паспорте безопасности объекта.
С целью внесения изменений при подготовке плана проведения проверок руководством АО «Ново-Кемеровская ТЭЦ» был направлен паспорт безопасности объекта начальнику Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Кемеровской области, что подтверждается сопроводительным письмом от 08.10.2018 г. (л.д. 19).
В соответствии с планом проведения Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Кемеровской области плановых проверок объектов топливно-энергетического комплекса на 2019 год, утвержденным 15.10.2018 г. начальником управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Кемеровской области, на май 2019 года запланировано проведение проверки в отношении АО «Ново-Кемеровская ТЭЦ», продолжительностью 20 рабочих дней (л.д. 17-18). В указанном плане указана средняя категория опасности объекта.
В период с 06.05.2019 г. по 04.06.2019 г. представителем Управления Росгвардии по Кемеровской области проведена плановая выездная проверка в отношении объекта АО «Ново-Кемеровская ТЭЦ», расположенного по адресу ... результатам проведенной проверки выдано предписание об устранении выявленных нарушений ### с указанием выявленных нарушений и требованием их устранить в срок до 04.06.2020 г. (л.д. 7-8)
Административный истец, выражая свое несогласие с вынесенным предписанием, указывала на то, что при проведении проверки объекта было проведено по требования к объекту низкой категории опасности, в то время, как в плане проведения проверки категория объекта указана средняя.
Суд не усматривает нарушений прав административного истца в данной части, поскольку, несмотря на указание в плане проведения проверок категории опасности объекта «средняя», при проведении проверки инспектором, проводившим проверку, было установлено, что объект изменил категорию опасности на «низкую». При проведении проверки, как пояснил заинтересованное лицо ФИО3 в ходе рассмотрения дела, были выявлены нарушения по требованиям, предъявляемым к объектам низкой категории опасности объекта, в связи с чем, было выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
При обращении с заявленными требованиями о признании незаконным предписания, представитель административного истца ссылался лишь на нарушение административным ответчиком процедуры проведения проверки. При этом, требования по существу выданного предписания административным истцом не заявлены, доказательства, подтверждающие отсутствие выявленных в ходе проведения проверки нарушений судом не установлены.
Проведение проверки объекта, как объекта со средней категорией опасности, то есть, как требует административный истец, привело бы к установлению нарушений требований, предъявляемых к объектам со средней категорией опасности.
Предписание ###, выданное АО «Ново-Кемеровская ТЭЦ» содержит требования об устранении нарушений предъявляемых к объектам с низкой категорией опасности, то есть требований, которые должна соблюдать АО «Ново-Кемеровская ТЭЦ» при организации своей деятельности.
Довод административного истца о том, что выездная плановая проверка проведена с нарушением срока проведения проверок, также не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Так, в соответствии с пунктом 9 Правила осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса установлено, что Плановая проверка в отношении объектов топливно-энергетического комплекса проводится не чаще одного раза в год для объектов топливно-энергетического комплекса высокой и средней категории опасности и одного раза в 3 года для объектов топливно-энергетического комплекса низкой категории опасности, начиная с даты окончания предыдущей проверки.
Как следует из представленного суду плана проведения плановых проверок на 2019 год, в отношении АО «Ново-Кемеровская ТЭЦ» в последний раз была проведена проверка в апреле 2018 года. На момент проведения проверки в 2018 году АО «Ново-Кемеровская ТЭЦ» относилась к средней категории опасности объектов топливно-энергетического комплекса.
Установление Правилами возможности проведения проверки объекта топливно-энергетического комплекса низкой категории опасности не чаще одного раза в 3 года, начиная с даты окончания предыдущей проверки, означает возможность проведения проверки в периоде, начиная с даты окончания предыдущей проверки до даты истечения трехлетнего срока.
Поскольку проведение проверки в 2019 году было осуществлено в мае 2019 года, то есть по истечении12 месяцев со дня проведения предыдущей проверки в 2018 году, суд не усматривает нарушений прав административного истца в указанной части.
Доводы административного истца о том, что, бюджетом организации не предусмотрено исполнение требований предписания, выданного по результатам проверки объекта, как объекта топливно-энергетического комплекса, относящегося к низкой категории опасности, суд находит несостоятельными. Требования безопасности предъявляются к объектам топливно-энергетического комплекса с целью их устойчивого и безопасного функционирования, защиты интересов личности, общества и государства в сфере топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства. Таким образом, соблюдение установленных правил безопасности надлежит обеспечивать объектами топливно-энергетического комплекса не только в интересах своей безопасности и безопасности своих сотрудников, но и безопасности неопределенного круга лиц, что подразумевает высокую степень ответственности при организации деятельности объекта.
Отсутствие финансов, предусмотренных для исполнение требований выданного предписания, не может являться основанием для признания проведенной проверки незаконной и проведенной с грубыми нарушениями.
В соответствии с пунктом 60 Правил осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса установлено, что К грубым нарушениям установленных настоящими Правилами положений по организации и проведению проверок относятся:
а) нарушение срока уведомления о проведении проверки;
б) отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки;
в) непредставление уполномоченному представителю субъекта топливно-энергетического комплекса акта проверки;
г) проведение проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок;
д) непредставление уполномоченному представителю субъекта топливно-энергетического комплекса копий документов, послуживших основанием для назначения проверки в соответствии с подпунктом "б" пункта 19 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 59 указанных Правил Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных настоящими Правилами положений по организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения субъектом топливно-энергетического комплекса требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и подлежат отмене органом государственного контроля (надзора) на основании заявления субъекта топливно-энергетического комплекса.
Таким образом, перечень нарушений при проведении проверки, относящихся к грубым и влекущим отмену проведенной проверки, является исчерпывающим, не подлежит расширенному толкованию.
Представителем административного истца в ходе рассмотрения административного дела, не представлено доказательств нарушения прав административного истца, как и доказательств нарушения проверяющим органом регламента проведения проверки.
Оценивая изложенное в совокупности, поскольку в ходе рассмотрения настоящего административного дела судом не установлено каких-либо грубых нарушений при проведении проверки, нарушений прав административного истца, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца и признания незаконным предписания ###, вынесенного инспектором по отдельным поручениям отдела государственного контроля Управления Росгвардии по Кемеровской области ФИО3.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административных исковых требований Акционерного общества «Ново-Кемеровская ТЭЦ» к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Кемеровской области о признании незаконным предписания об устранении выявленных нарушений от 04.06.2019 г. ### отказать.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в мотивированной форме.
В мотивированной форме решение изготовлено 17.08.2019 г.
Судья Гречановская О.В.
9