Дело №2а-3444/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(извлечение для размещения на Интернет-сайте суда)
Калининский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Смирновой О.А.,
при секретаре Закатовой К.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным решения о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Калининский районный суд города Санкт-Петербурга с административным иском к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным решения о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства. Свои требования мотивировал тем, что 29.11.2018 он направил в адрес административного ответчика письменное уведомление с приложением всех необходимых документов о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на земельном участке, принадлежащем ему на праве собственности по адресу: Х. Административным ответчиком после рассмотрения поступивших документов, принято решение о недопустимости размещения жилого дома на указанном земельном участке, в связи с нахождением части земельного участка на землях лесного фонда, о чем административный ответчик известил административного истца письменным уведомлением от 17.12.2018. Административный истец полагает, что данным решением нарушены его права как собственника по целевому использованию земельного участка. Указанный земельный участок относится к категории земель – земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования - под индивидуальное жилищное строительство. Сведения о расположении земельного участка в границах, охотничьих угодий, лесничества, лесопарков отсутствуют. Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из ЕГРН. Земельный участок истца расположен в границах особо охраняемой территории регионального значения -государственного природного заказника «Кивипарк», на основании Положения о Заказнике, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 14.05.2012 года №157 «Об организации государственного природного комплексного заказника «Кивипарк» в Выборгском районе Ленинградской области. Согласно заключения Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству Администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области от 13.09.2018 года земельный участок истца с кадастровым номером Х, расположенный по адресу : Х, согласно Правилам землепользования и застройки территории, входящих в состав МО «Селезневское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области, утвержденных решением совета депутатов МО «Селезневское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области от 27.12.2012 г № 148, относится к территориальной зоне—ТЖ-1, что подтверждается выпиской и выкопировкой из Правил землепользования и землеустройства( далее ПЗЗ). В соответствии с выпиской из ПЗЗ основные виды разрешенного использования земельного участка - размещение индивидуального (одноквартирного) жилого дома; размещение блокированного двухквартирного жилого дома. Согласно заключения кадастрового инженера А. при формировании и утверждении Правил землепользования и застройки, а также генерального плана Селезневского сельского поселения были учтены все имеющиеся документы, в том числе картографические материалы. Территория, на которой расположен земельный участок истца по адресу: Х, отнесена к категории земель населенных пунктов. Местоположение границ участка административного истца, сведения о которых содержатся в ЕГРН полностью совпадает с местоположением границ населенного пункта, соответственно он не может быть расположен на землях лесного фонда. Использование земельного участка для целей размещения индивидуального жилого дома не противоречит режиму особо охраняемой территории, указанным в п. 12.4. Положения о Заказнике. Расположение дома на земельном участке соответствует действующим нормативным актам в области строительства, в частности нормам СП 42.13330.2012 «Градостроительство. Планировка и застройка городских, ГрК РФ, ст. 75 и сельских поселений, СНиП 31-2-2001 «Дома жилые одноквартирные», СП 30-102-99 «Планировка и застройка малоэтажного жилищного строительства», Техническому регламенту о требованиях пожарной безопасности и другим нормативным актам, не нарушает права и законные интересы третьих лиц.
На основании определения Калининского районного суда города Санкт-Петербурга от 30.05.2019 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Росреестра по Ленинградской области.
В судебном заседании административный истец требования поддержал в полном объеме по мотивам, указанны в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, указав, что земельный участок Х расположен в границах особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного заказника «Кивипарк». Комитет является органом исполнительной власти, уполномоченным на рассмотрение уведомлений о планируемом строительстве в случае осуществления строительства, реконструкции жилых или садовых домов в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения. Земельный участок с кадастровым Х расположен в границах земель лесного фонда, а именно в границах выдела Х. Факт расположения земельного участка на землях лесного фонда подтверждается сведениями о местонахождении земельного участка и сведениями о местонахождении (границах) земель лесного фонда, содержащимся в государственном лесном реестре. На лесной участок Х зарегистрировано право собственности Российской Федерации. Статьей 25 Лесного кодекса РФ установлен перечень видов использования лесов. Использование лесов для индивидуального жилищного строительства в указанном перечне отсутствует. Кроме того, на землях лесного фонда запрещается размещение территорий для ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, предоставление лесных участков для ведения садоводства и огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства. Поскольку земельный участок с кадастровым номером Х расположен в границах выдела Х на указанном земельном участке не допускается строительство индивидуального жилого дома. В связи с этим, по результатам рассмотрения уведомлен ия о планируемом строительстве от 29.11.2018, направленного в Комитет ФИО1, Комитетом в адрес застройщика (ФИО1) было направлено уведомление о несоответствии планируемого строительства от 17.12.2018, по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ. В соответствии со сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером Х отнесен к категории земель «земли населенных пунктов». Вместе с тем, в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, земельный участок с кадастровым номером Х относится к категории земель лесного фонда, так как расположен в границах квартала Х. В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Таким образом, отнесение земельного участка с кадастровым номером Х к категории земель «земли населенных пунктов» нарушает права Российской Федерации, как собственника земель лесного фонда, по целевому использованию земельного участка. В связи с этим, фактически спор сводится к спору о праве, и к тому, установление какой категории земель для земельного участка с кадастровым номером Х является правомерным. Указанный спор не может быть рассмотрен в рамках рассмотрения спора о законности уведомления о несоответствии планируемого строительства от 17.12.2018. Поскольку земельный участок с кадастровым номером Х расположен в границах ООПТ регионального значения и в границах земель лесного фонда, то отношении него не разрабатываются правила землепользования и застройки, а разработанные не применяются. Таким образом, приведение в административном исковом заявлении сведений о том, что земельный участок с кадастровым номером Х относится к территориальной зоне ТЖ-1 в соответствии с Правилами землепользования и застройки территорий, входящих в состав МО «Селезневское сельское поселение «Выборгского района Ленинградской области», как доказательство того, что на указанном земельном участке допускается строительство индивидуального жилого дома, является несостоятельным. Заключение кадастрового инженера А. о том, что земельный участок с кадастровым номером Х не может быть расположен на землях лесного фонда является, несостоятельно, так как кадастровые инженеры не являются лицами, уполномоченным на представление заключений о расположении земельных участков в границах земель лесного фонда. В связи с этим, в удовлетворении иска следует отказать.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что 29.11.2018 ФИО1 направил в адрес административного ответчика письменное уведомление с приложением необходимых документов о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на земельном участке, принадлежащем ему на праве собственности по адресу: Х, кадастровый номер Х. Административным ответчиком после рассмотрения поступивших документов, принято решение о недопустимости размещения жилого дома на указанном земельном участке, в связи с нахождением части земельного участка на землях лесного фонда.
Административный истец полагает, что данное уведомление является незаконным, поскольку нарушены его права собственника по целевому использованию земельного участка.
Указанный земельный участок относится к категории земель – земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования - под индивидуальное жилищное строительство. Сведения о расположении земельного участка в границах, охотничьих угодий, лесничества, лесопарков отсутствуют. Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из ЕГРН. двухквартирного жилого дома.
Земельный участок с кадастровым номером Х расположен в границах особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного заказника «Кивипарк».
В соответствии с частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ и пунктом 3.4 Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 31.07.2014 № 341, Комитет является органом исполнительной власти, уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в случае осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Таким образом, Комитет является органом исполнительной власти, уполномоченным на рассмотрение уведомлений о планируемом строительстве в случае осуществления строительства, реконструкции жилых или садовых домов в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Направление уведомлений о планируемом строительстве и порядок их рассмотрения установлен статьей 51.1 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с частью 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве: проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступлении уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (далее также - уведомление о несоответствии планируемого строительства).
Земельный участок с кадастровым номером Х расположен в границах земель лесного фонда, а именно в границах выдела Х.
Факт расположения земельного участка на землях лесного фонда подтверждается сведениями о местонахождении земельного участка и сведениями о местонахождении (границах) земель лесного фонда Селезневского участкового лесничества Северо-западного лесничества Ленинградской области, содержащимся в государственном лесном реестре. На лесной участок Северо-Западного лесничества Ленинградской области (кадастровый номер земельного участка: Х) зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Статьей 25 Лесного кодекса РФ установлен перечень видов использования лесов. Использование лесов для индивидуального жилищного строительства в указанном перечне отсутствует.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» на землях лесного фонда запрещаются размещение территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, предоставление лесных участков для ведения садоводства и огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
В соответствии с частью 6 той же статьи положения части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ не распространяются на земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий.
В соответствии с частью 9 той же статьи положения части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ применяются в отношении земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, в случае, если в течение трех месяцев со дня выявления сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, в орган регистрации прав не поступило уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок.
В соответствии с частью 4 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении реестровой ошибки, в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
В соответствии с частью 6 той же статьи положения части 4 не распространяются на земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий.
В соответствии с частью 8 той же статьи положения части 4 применяются в отношении земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, в случае, если в течение трех месяцев со дня выявления сведений, указанных в части 4, в орган регистрации прав не поступило уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, является Федеральное агентство Российской Федерации (в соответствии с положением об указанном агентстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736).
Поскольку границы лесного участка Северо-Западного лесничества Ленинградской области (кадастровый номер земельного участка: Х) в порядке частей 4 и 8 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не были изменены в связи с пересечением (наложением) границ земельного участка с кадастровым номером Х с границами земель лесного фонда выдела Х (часть земельного участка с кадастровым номером Х), то земельный участок с кадастровым номером Х остается расположенным в границах земель лесного фонда, и на него распространяются все запреты и ограничения, связанные с использованием лесов, установленные действующим законодательством Российской Федерации, в том числе, запрет на строительство индивидуальных жилых домов.
В соответствии с частью 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ уведомление о несоответствии планируемого строительства направляется застройщику только в случае, если: указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления
уведомления о планируемом строительстве; уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером Х расположен в границах выдела Х на указанном земельном участке не допускается строительство индивидуального жилого дома. В связи с этим, по результатам рассмотрения уведомления о планируемом строительстве от 29.11.2018, направленного в Комитет ФИО1, Комитетом в адрес застройщика было направлено уведомление о несоответствии планируемого строительства от 17.12.2018, по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ.
Форма уведомления о несоответствии планируемого строительства утверждена приказом Минстроя России от 19.09.2018 № 591/пр.
В соответствии с частью 11 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ в уведомлении о несоответствии планируемого строительства должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, действуют на дату поступления уведомления о планируемом строительстве и которым не соответствуют параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанные в уведомлении о планируемом строительстве, а также в случае недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке - установленный вид разрешенного использования земельного участка, виды ограничений использования земельного участка, в связи с которыми не допускается строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, или сведения о том, что лицо, подавшее или направившее уведомление о планируемом строительстве, не является застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок.
Уведомление о несоответствии планируемого строительства от 17.12.2018 составлено по форме, утвержденной приказом Минстроя России от 19.09.2018, и содержит сведения об ограничениях использования земельного участка с кадастровым номером Х, в связи с которыми на нем не допускается строительство объекта индивидуального жилищного строительства (а именно, расположение земельного участка на землях лесного фонда).
В соответствии с частью 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
В соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером Х отнесен к категории земель «земли населенных пунктов».
Вместе с тем, в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, земельный участок с кадастровым номером Х относится к категории земель лесного фонда, так как расположен в границах квартала Х. В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Таким образом, отнесение земельного участка с кадастровым номером Х к категории земель «земли населенных пунктов» нарушает права Российской Федерации, как собственника земель лесного фонда, по целевому использованию земельного участка.
В соответствии с частью 6 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером Х расположен в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения и в границах земель лесного фонда, то отношении него не разрабатываются правила землепользования и застройки, а разработанные не применяются.
Таким образом, приведение в административном исковом заявлении сведений о том, что земельный участок с кадастровым номером Х относится к территориальной зоне ТЖ-1 в соответствии с Правилами землепользования и застройки территорий, входящих в состав МО «Селезневское сельское поселение «Выборгского района Ленинградской области», как доказательство того, что на указанном земельном участке допускается строительство индивидуального жилого дома, является несостоятельным.
Заключение кадастрового инженера А. о том, что земельный участок с кадастровым номером Х не может быть расположен на землях лесного фонда является, несостоятельно, так как кадастровые инженеры не являются лицами, уполномоченным на представление заключений о расположении земельных участков в границах земель лесного фонда.
В соответствии со статьей 91 Лесного кодекса РФ документированная информация о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках содержится в государственном лесном реестре.
В соответствии с частью 2 той же статьи в Государственном лесном реестре содержится документированная информация, в том числе о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; лесничествах, лесопарках, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о лесных участках и их границах.
В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса РФ ведение Государственного лесного реестра относится к полномочиям Российской Федерации, переданным субъектам Российской Федерации. В соответствии с частью 2.2 Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 31.07.2014 №341, Комитет уполномочен на ведение Государственного лесного реестра.
В целях получения сведений о возможном расположении земельного участка в границах земель лесного фонда граждане вправе обратиться в Комитет, как орган, уполномоченный на ведение Государственного лестного реестра.
Сведения о том, что ФИО1 или кадастровый инженер ФИО2. обращались в Комитет в целях получения сведений о расположении земельного участка с кадастровым номером Х в границах земель лесного фонда, отсутствуют. Заключение кадастрового инженера о том, что земельный участок с кадастровым номером Х не может располагаться на землях лесного фонда, не подтверждено соответствующими сведениями, предоставленными Комитетом.
Таким образом, в данном случае суд считает, что требования истца не подлежат удовлетворению, истцом выбран ненадлежащий способ защиты своего права, в связи с чем в удовлетворении требований следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 177 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования ФИО1 к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным решения о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд города Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья