Дело №2а-432/2022 (2а-3448/2021;)
УИД:05RS0012-01-2021-014082-46
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Дербент 15 февраля 2022 года
Дербентский городской суд РД, в составе: председательствующего судьи Наврузова В.Г., при секретаре судебного заседания Алимирзоевой Л.Н., рассмотрев материалы административного дела по административному иску Султановой Фариды Магомедовны к Управлению Росреестра по РД о признании незаконными действия должностного лица Управления Росреестра по РД по отказу во внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости, выраженном в Уведомлении Росреестра по РД от ДД.ММ.ГГГГ за №КУВД-001/2021-49492955/1, и обязании устранить допущенные нарушения, путем внесения изменений в ЕГРН записей о земельном участке с кадастровым номером: 05:07:000073:1341: о категории - с «земли сельскохозяйственного назначения» на «Земли населенных пунктов»; об адресе - с «Джалганское сельское поселение» на «сельское поселение «сельсовет «Хазарский»,
У С Т А Н О В И Л:
Султанова Ф.М. обратилась в Дербентский городской суд РД с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по РД о признании незаконными действия должностного лица Управления Росреестра по РД по отказу во внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости, выраженном в Уведомлении Росреестра по РД от ДД.ММ.ГГГГ за №КУВД-001/2021-49492955/1, и обязании устранить допущенные нарушения, путем внесения изменений в ЕГРН записей о земельном участке с кадастровым номером: 05:07:000073:1341: о категории - с «земли сельскохозяйственного назначения» на «Земли населенных пунктов»; об адресе - с «Джалганское сельское поселение» на «сельское поселение «сельсовет «Хазарский».
Административные исковые требования Султановой Ф.М. мотивированы тем, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный и <адрес изъят> РД, с кадастровым номером 05:07:000073:1341.
В Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) имеются записи о праве и характеристиках указанного земельного участка - категория «Земли сельскохозяйственного назначения», местоположение «<адрес изъят> Джалганское сельское поселение».
С целью получения информации о всех видах возможного использования своего земельного участка она обратилась в <адрес изъят> с заявлением о выдаче Градостроительного плана земельного участка.
В итоге ей был выдан Градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 05:07:000073:1341 за номером РФ-05 Д-07-2-00-2021 -0048 от ДД.ММ.ГГГГ (далее ГПЗУ К из содержания которого следует, что этот земельный участок на основании Решения Собрания МР «<адрес изъят>» от ДД.ММ.ГГГГ, <номер изъят> вошёл в черту населённого пункта «сельское поселение «сельсовет «Хазарский», на нём разрешена застройка объектами капитального строительства, площадь стройки не должна, превышать 50 % от общей площади земельного участка, а видами ею разрешённого использования являются «Застройка индивидуальными жилыми домами», застройка малоэтажными жилыми дамами, размещение объектов делового, общественного и коммерческого назначения, специализированной общественной застройки, инженерной инфраструктуры.
Узнав, что часть сведений в ЕГРН о земельном участке является устаревшей, неактуальной и недостоверной с целью их исправления и изменения в ЕГРН на достоверные, ею, через представителя по доверенности Султанова Рауфа Султановича ДД.ММ.ГГГГ в Росреестр РД через МФЦ <адрес изъят> было подано заявление на внесение изменений в записи ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером 05:07:000073:1341 о категории - с «земли сельскохозяйственного назначения» на «Земли населённых пунктов», об адресе - с «<адрес изъят>. Джалганское сельское поселение» на «сельское поселение «сельсовет «Хазарский».
К заявлению им был приложен указанный выше ГПЗУ от ДД.ММ.ГГГГ.
01.12.2021г. за № КУВД-001/2021-49492955/1 был подучен отказ во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с ч.4 ст. 33 Федерального закона m 13.07,2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» за подписью государственного регистратора ФИО4 В качестве основания, послужившего причиной для отказа, он указал непредставление документа, подтверждающего изменение категории земельного участка, при этом им не указано, какой документ, по его мнению должен быть представлен.
Согласно пункту 71 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок, с ним, утвержденного приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>, Уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с указанием норм (пунктов, частей, статей) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, а неустранение этих причин - к отказу в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, и содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов.
Данные причины должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен был совершить в целях устранения этих причин, неустранение которых привело к принятию решения об отказе в оказании ему государственной услуги, а также для подачи вновь документов на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав или подготовки им заявления в суд, арбитражный суд об обжаловании отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Таким образом, считает незаконными действия должностного лица Росреестра по отказу во внесении изменений в ЕГРН.
В своем письменном отзыве административный ответчик Управление Росреестра по РД в лице представителя по доверенности ФИО5 с административными исковыми требованиями не согласилось, указав, что в ходе проведения правовой экспертизы документов административного истца, были установлены, обстоятельства, исключающие возможность внесения изменения категории земельного участка с кадастровым номером 05:07:000073:1341.
Так, согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172- ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Утверждение генерального плана поселения или городского округа предусматривает установление или изменение границ населенных пунктов, что, в свою очередь, является решением о переводе земельных участков, относящихся к иным категориям земель, в категорию земель населенных пунктов.
В то же время сам факт нахождения земельного участка в границах населенного пункта, определяется исходя из местоположения соответствующего земельного участка по отношению к местоположению границы населенного пункта, а также исходя из перечня земельных участков, предусмотренного п. 7 ч. 7 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон <номер изъят>- ФЗ) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ населенного пункта, в результате чего сведения государственного кадастра недвижимости о принадлежности земельных участков к землям иных категорий, включенных на основании генерального плана поселения или городского округа в земли населенных пунктов, должны быть изменены на категорию земель населенных пунктов.
Согласно пунктам 6, 7, 34 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1532:
в случае утверждения правил землепользования и застройки либо внесения в них изменений, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон, установление или изменение границ населенного пункта орган местного самоуправления (органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт- Петербурга и Севастополя) направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым установлены или изменены правила землепользования и застройки, установлены или изменены границы населенных пунктов;
документы, предоставляемые в орган регистрации прав в электронном виде, должны быть защищены от доступа лиц, не участвующих в их подготовке, обработке и получении, а также заверены усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего и направившего их органа.
Согласно ч. 18.1 ст.32 Закона №218-ФЗ обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав с целью установления или изменении границ населенного пункта является подготовленные в электронной форме графическое описание местоположения границ населенных пунктов, с указанием среднеквадратической погрешности определения таких координат, содержания ограничений в использовании территории.
Учитывая изложенное, полагает, что сведения о границах населенного пункта могут быть внесены в ЕГРН только при поступлении в порядке, установленном статьей 32 Закона №218-ФЗ, документа в соответствии с которым устанавливается или изменяется граница населенного пункта, а также графического описания местоположения границ населенного пункта.
В рассматриваемом случае, указанные сведения в орган регистрации прав не поступали.
В тоже время, представленный заявителем в качестве основания изменения категории земельного участка генеральный план земельного участка какие-либо сведения о нахождении земельного участка в границах населенного пункта, не содержит.
Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Проверив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Султанова Ф.М. является собственницей земельного участка с кадастровым номером 05:07:000073:1341, площадью 10 986 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, адрес (местонахождение) объекта: <адрес изъят>, Джалганское сельское поселение, что подтверждается соответствующей выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Султанова Ф.М., приложив Градостроительный план земельного участка обратилась через МФЦ <адрес изъят> в Управление Росреестра по РД с заявлением на внесение изменений в записи ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером 05:07:000073:1341 о категории - с «земли сельскохозяйственного назначения» на «Земли населённых пунктов», об адресе - с «<адрес изъят>. Джалганское сельское поселение» на «сельское поселение «сельсовет «Хазарский».
ДД.ММ.ГГГГ Управление Росреестра по <адрес изъят> отказало во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица на основании части 4 статьи 33 Закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации) вследствие непоступления предоставляемых в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов, необходимых для осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 2 и части 4 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
Пунктом 1 части 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, направляются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости органами, указанными в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 8 Федерального закона N 172-ФЗ).
При этом согласно части 1 статьи 5 Федерального закона N 172-ФЗ внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и уведомление правообладателей этих земельных участков о внесении таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляются в порядке, установленном Законом о государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 11 части 1 и пунктом 8 части 1 статьи 32 Закона о государственной регистрации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) об отнесении к определенной категории земель или переводе земельного участка из одной категории земель в другую, а также в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ населенного пункта.
Обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 3, 8 и 9 части 1, пунктами 4 и 5 части 3, частью 3.1 настоящей статьи, являются подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ населенных пунктов (часть 18.1 статьи 32).
В силу части 6 статьи 34 Закона о государственной регистрации орган регистрации прав в срок не более пятнадцати рабочих дней со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ населенного пункта, вносит изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о земельных участках, расположенных в границах такого населенного пункта, путем указания на принадлежность указанных земельных участков к категории земель населенных пунктов в случае, если согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельные участки, находящиеся в соответствии с описанием местоположения их границ в границах населенного пункта, отнесены к иной категории земель.
Следовательно, внесение в ЕГРН изменений относительно категории земельного участка в связи с изменением границ населенного пункта возможно после внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ соответствующего населенного пункта.
Как следует из частей 2 - 5 статьи 33 Закона о государственной регистрации, соответствующие сведения в ЕГРН вносятся только на основании информации поступившей от уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица.
Из оспариваемого ответа следует, что изменение категории земельного участка в связи с изменением границ населенного пункта возможно только после внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ соответствующего населенного пункта.
Судом установлено, что в материалах дела отсутствует данные о том, что орган местного самоуправления направлял в Управление Росреестра по РД необходимые сведения с обязательными приложениями о включении спорного земельного участка в границы населенного пункта.
Действительно, изложенная в тексте решения от ДД.ММ.ГГГГ формулировка не в полной мере воспроизводит основание, предусмотренное части 4 статьи 33 Закона о государственной регистрации недвижимости, однако в данном случае это не может повлечь признание оспариваемого решения незаконным.
Как следует из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Соответственно, признание незаконными действий (бездействия) и решений органов и должностных лиц возможно только при несоответствии их нормам действующего законодательства одновременно с нарушением прав и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Между тем по данному административному делу таких правовых условий, позволяющих принять решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований, судом не установлено.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, руководствуясь Законом о государственной регистрации, суд полагает, что при вынесении оспариваемого отказа во внесении сведений в ЕГРН Управление Росреестра по РД действовало в пределах своих полномочий и в соответствии с требованиями закона, что не повлекло нарушение прав Султановой Ф.М. и приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.175-180, КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требования Султановой Фариды Магомедовны о признании незаконными действия должностного лица Управления Росреестра по РД по отказу во внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости, выраженном в Уведомлении Росреестра по РД от ДД.ММ.ГГГГ за №КУВД-001/2021-49492955/1, и обязании устранить допущенные нарушения, путем внесения изменений в ЕГРН записей о земельном участке с кадастровым номером: 05:07:000073:1341: о категории - с «земли сельскохозяйственного назначения» на «Земли населенных пунктов»; об адресе - с «Джалганское сельское поселение» на «сельское поселение «сельсовет «Хазарский», отказать
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда РД через Дербентский городской суд РД в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 15.02.2022.
Судья В.Г. Наврузов