ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-344/19 от 28.01.2019 Первомайского районного суда г. Кирова (Кировская область)

Дело № 2а-344/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 января 2019 года г.Киров

Первомайский районный суд г. Кирова Кировской области в составе судьи Маловой Н.Л.,

при секретаре Никитиной А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области к Автономной некоммерческой образовательной организации дополнительного профессионального образования «Центр аттестации строителей» о ликвидации некоммерческой организации, исключении сведений,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Министерства юстиции РФ по Кировской области обратилось с административным иском о ликвидации Автономной некоммерческой образовательной организации дополнительного профессионального образования «Центр аттестации строителей». В обоснование требований указано, что 29.01.2013 года принято решение о государственной регистрации в качестве юридического лица. Организация действует на основании собственного устава, утвержденного решением общего собрания учредителей организации от 29.01.2013 года. Ответчик неоднократно не представлял в управление в установленные сроки отчет по своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы в целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, по формам №ОН0001 и №ОН0002, либо заявление в соответствии с п.3.1 ст.32 ФЗ №7-ФЗ за 2017 год. Неоднократно не разместила в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и не опубликовала отчеты о своей деятельности в средства массовой информации за 2016-2017 годы, что подтверждается скриншотом с Портала Минюста России (unro.minjust.ru). 07.05.2018 года в адрес организации направлено предупреждение с установлением срока исполнения до 03.09.2018 года. Предупреждение не исполнено. 10.09.2017 года в адрес организации направлено предупреждение с установлением срока исполнения до 02.11.2018 года. Предупреждение до настоящего времени не исполнено. Кроме того, в период с 01 по 26 октября 2018 года проводилась плановая документарная проверка соответствия деятельности организации, в ходе которой выявлены неоднократные и грубые нарушения организацией действующего законодательства РФ. Согласно информации, представленной специализированным отделом ЗАГС регистрации смерти по городу Кирову единственный учредитель организации ФИО1 умер 09.06.2016 года. 16.10.2018 года в адрес управления поступила информация от директора организации ФИО2 о том, что организация уставную деятельность не осуществляет с декабря 2017 года, против ликвидации организации не возражает. Просит ликвидировать Автономной некоммерческой образовательной организации дополнительного профессионального образования «Центр аттестации строителей» (ОГРН <***>); исключить сведения об ответчике из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д.5-8).

В судебное заседание представитель административного истца не явился, извещен своевременно надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен своевременно надлежащим образом, причины неявки не известны.

Представитель заинтересованного лица МИФНС России №14 по г. Кирову в судебное заседание не явился, извещен своевременно надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, просят дело рассмотреть в их отсутствие.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, 04.12.2003 года инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам по г.Кирову Кировской области принято решение о государственной регистрации Автономной некоммерческой образовательной организации дополнительного профессионального образования «Центр аттестации строителей» в качестве юридического лица и сведения об организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>.

Организация действует на основании собственного устава, утвержденного решением общего собрания учредителей организации от 29.01.2013.

В соответствии с положениями пункта 3 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ, обязаны представлять в управление документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, по формам № ОН0001 и № ОН0002.

Согласно положениям пункта 3.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности.

Формы и сроки предоставления указанных документов определены Приказом Минюста России от 29.03.2010 № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» и постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 "О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующие деятельность некоммерческих организаций", в соответствии с которыми документы должны предоставляться некоммерческой организацией в Управление ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Согласно положениям абзаца первого пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ, обязаны ежегодно размещать в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.

В соответствии с положением абзаца второго пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.

Порядок и сроки размещения установлены Приказом Минюста России от 07.10.2010 N 252 "О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций", также не позднее 15 апреля на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, а именно на информационном портале Минюста России «О деятельности некоммерческих организаций» (unro.minjust.ru).

В нарушение положений пунктов 3, 3.1 и 3.2 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ организация неоднократно не представлял в управление в установленные сроки отчет по своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы в целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, по формам №ОН0001 и №ОН0002, либо заявление в соответствии с п.3.1 ст.32 ФЗ №7-ФЗ за 2017 годы. В соответствии с пунктом 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

В нарушение положений пунктов 3, 3.1 и 3.2 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ организация неоднократно не представлял в управление в установленные сроки отчет по своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы в целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, по формам №ОН0001 и №ОН0002, либо заявление в соответствии с п.3.1 ст.32 ФЗ №7-ФЗ за 2017 год.

Неоднократно не разместила в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и не опубликовала отчеты о своей деятельности в средства массовой информации за 2016-2017 годы, что подтверждается скриншотом с Портала Минюста России (unro.minjust.ru).

07.05.2018 года в адрес организации направлено предупреждение с установлением срока исполнения до 03.09.2018 года. Предупреждение не исполнено.

10.09.2017 года в адрес организации направлено предупреждение с установлением срока исполнения до 02.11.2018 года. Предупреждение до настоящего времени не исполнено.

Кроме того, в период с 01 по 26 октября 2018 года проводилась плановая документарная проверка соответствия деятельности организации, в ходе которой выявлены неоднократные и грубые нарушения организацией действующего законодательства РФ.

Согласно информации, представленной специализированным отделом ЗАГС регистрации смерти по городу Кирову, единственный учредитель организации ФИО1 умер 09.06.2016 года.

16.10.2018 года в адрес управления поступила информация от директора организации ФИО2 о том, что организация уставную деятельность не осуществляет с декабря 2017 года, против ликвидации организации не возражает.

В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Данное требование может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

В силу п. 4.1 ст. 32 Федерального закона N 7-ФЗ контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. N 705.

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами.

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (п. 3 и абзац 1 п. 5 Положения).

Административный истец является государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.

Оценивая представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд учитывает, что стороной административного ответчика не представлено доказательств, опровергающих исковые требования.

При таких обстоятельствах, учитывая, что доводы истца о нарушении ответчиком обязанностей, возложенных на некоммерческую организацию положениями статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", нашли подтверждение при рассмотрении дела, ответчиком оспорены и опровергнуты не были, допущенные нарушения в силу пункта 10 статьи 32 Федерального закона могут служить основанием для ликвидации данной некоммерческой организации, поскольку носят неоднократный систематический характер на протяжении периода с 2013 до настоящего времени, в связи с чем, суд находит основания для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ,

Р Е Ш И Л:

Ликвидировать Автономную некоммерческую образовательную организацию дополнительного профессионального образования «Центр аттестации строителей» (ОГРН <***>).

Исключить сведения об Автономной некоммерческой образовательной организации дополнительного профессионального образования «Центр аттестации строителей» из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение суда может быть обжаловано в Кировский областной суд через Первомайский районный суд г. Кирова в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Л. Малова

Решение в окончательной форме изготовлено 30 января 2019 года

Судья Н.Л. Малова