дело № 2а-344/2017 г.
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Бежецкий городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Абрамовой И.В.
при секретаре Репиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бежецкого межрайонного прокурора в защиту неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Фралевское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области о возложении обязанности актуализировать схему теплоснабжения муниципального образования «Фралевское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области,
у с т а н о в и л:
Бежецкий межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Фралевское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области о возложении обязанности актуализировать схему теплоснабжения МО «Фралевское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области.
Требования мотивировал следующим. Межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о теплоснабжении в деятельности администрации МО «Фралевское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В силу п. 4.2 ч. 1 ст. 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении». Согласно п. 6 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации. Пунктом 20 ст. 2 ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что под схемой теплоснабжения понимается документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В соответствии с частями 1 - 3 ст. 23 ФЗ «О теплоснабжении» определено, что развитие систем теплоснабжения поселений, городских округов осуществляется в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию, теплоноситель и обеспечения надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном вредном воздействии на окружающую среду, экономического стимулирования развития и внедрения энергосберегающих технологий. Развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа. Уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения, которые должны содержать: 1) определение условий организации централизованного теплоснабжения, индивидуального теплоснабжения, а также поквартирного отопления; 2) решения о загрузке источников тепловой энергии, принятые в соответствии со схемой теплоснабжения; 3) графики совместной работы источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, и котельных, в том числе график перевода котельных в «пиковый» режим функционирования; 4) меры по консервации избыточных источников тепловой энергии; 5) меры по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии; 6) радиус эффективного теплоснабжения, позволяющий определить условия, при которых подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок к системе теплоснабжения нецелесообразно вследствие увеличения совокупных расходов в указанной системе; 7) оптимальный температурный график и оценку затрат при необходимости его изменения; 8) иные меры, предусмотренные правилами, определяющими требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки, в целях достижения установленных в инвестиционных программах организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения. Частью 7 ст. 23 ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки определяются правилами, утвержденными Правительством РФ. Порядок разработки схем теплоснабжения в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ, должен обеспечивать открытость процедуры их разработки и утверждения, участие в этой процедуре представителей теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии. Требования к составу схем теплоснабжения поселений, городских округов, разрабатываемых в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, обеспечения надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном воздействии на окружающую среду, а также экономического стимулирования развития систем теплоснабжения и внедрения энергосберегающих технологий, регламентированы постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 г. № 154. Кроме того, вышеуказанным постановлением Правительства РФ утверждены Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, которые определяют требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, а также к порядку их актуализации. В соответствие с пп. 22, 23, 24 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 г. № 154, схема теплоснабжения подлежит ежегодно актуализации в отношении следующих данных: а) распределение тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии в период, на который распределяются нагрузки; б) изменение тепловых нагрузок в каждой зоне действия источников тепловой энергий, в том числе за счет перераспределения тепловой нагрузки из одной зоны действия в другую в период, на который распределяются нагрузки; в) внесение изменений в схему теплоснабжения или отказ от внесения изменений в части включения в нее мероприятий по обеспечению технической возможности подключения к системам теплоснабжения объектов капитального строительства; г) переключение тепловой нагрузки от котельных на источники с комбинированной выработкой тепловой и электрической энергии в весенне-летний период функционирования систем теплоснабжения; д) переключение тепловой нагрузки от котельных на источники с комбинированной выработкой тепловой и электрической энергии в отопительный период, в том числе за счет вывода котельных в пиковый режим работы, холодный резерв, из эксплуатации; е) мероприятия по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии; ж) ввод в эксплуатацию в результате строительства, реконструкции и технического перевооружения источников тепловой энергии и соответствие их обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и проектной документации; з) строительство и реконструкция тепловых сетей, включая их реконструкцию в связи с исчерпанием установленного и продленного ресурсов; и) баланс топливно-энергетических ресурсов для обеспечения теплоснабжения, в том числе расходов аварийных запасов топлива; к) финансовые потребности при изменении схемы теплоснабжения и источники их покрытия. Актуализация схем теплоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения. Уведомление о проведении ежегодной актуализации схемы теплоснабжения размещается не позднее 15 января года, предшествующего году, на который актуализируется схема. Актуализация схемы теплоснабжения должна быть осуществлена не позднее 15 апреля года, предшествующего году, на который актуализируется схема. Предложения от теплоснабжающих и теплосетевых организаций и иных лиц по актуализации схемы теплоснабжения принимаются до 1 марта. В ходе проведенной проверки установлено, что постановлением главы администрации Фралевского сельского поселения Бежецкого района от 30.12.2016 г. № 50 утверждена схема теплоснабжения МО «Фралевское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области до 2023 года. Однако с указанного времени и по настоящий период администрацией МО «Фралевское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области ежегодная актуализация схемы теплоснабжения муниципального образования не проводилась, предусмотренные законом мероприятия по порядку проведения актуализации схемы теплоснабжения администрацией муниципального образования не планировались и не осуществлялись. Неисполнение администрацией МО «Фралевское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области вышеуказанных требований законодательства о теплоснабжении нарушают права неопределенного круга лиц на обеспечение надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном воздействии на окружающую среду, а также экономического стимулирования развития систем теплоснабжения и внедрения энергосберегающих технологий. Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Обращение в защиту прав неопределенного круга лиц обосновано тем, что определить конкретное количество лиц, права, которых нарушены, не предоставляется возможным. Бежецкий межрайонный прокурор просил возложить на администрацию МО «Фралевское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области обязанность актуализировать схему теплоснабжения МО «Фралевское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области, утвержденную постановлением главы администрации Фралевского сельского поселения Бежецкого района Тверской области от 30.12.2016 г. № 50, в соответствие с требованиями постановления Правительства РФ от 22.02.2012 г. № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения».
В судебное заседание прокурор не явился, просил дело рассмотреть без своего участия, иск поддерживает.
Административный ответчик администрация МО «Фралевское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области о дате, времени и месте судебного заседания извещен заранее и надлежащим образом, представлено заявление о рассмотрении дела без участия представителя ответчика, где указано, что возражений по заявленным требованиям администрация сельского поселения не имеет, схема теплоснабжения в ближайшее время будет актуализирована.
Изучив доводы иска, исследовав представленные материалы в совокупности, суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно п. 4 ч. 1, ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ), вопросы по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В соответствии с п.4.2 ч.1 ст.17 Федерального закона № 131-ФЗ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон №190-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.
Сама схема является документом, содержащим предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основании положений п. 20 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, а также к порядку их актуализации утверждены Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012 года N154.
На основании ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона № 190-ФЗ, полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 4 части 1 статьи 9 Устава муниципального образования «Фралевское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области предусмотрено, что к вопросам местного значения относится, в том числе, организация в границах поселения теплоснабжения населения, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (л.д. 18-21).
Согласно статьи 1 Закона Тверской области от 19.11.2014 г. № 92-ЗО «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселения Тверской области» дополнительно к установленным частью 3 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 1 января 2015 года за сельскими поселениями Тверской области закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4 - 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (за исключением осуществления муниципального земельного контроля в границах поселения), 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1 - 34, 37, 38, 39 части 1 статьи 14 названного Федерального закона.
Пунктом 20 статьи 2 Федерального закона № 190-ФЗ определено, что схема теплоснабжения – это документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В соответствии с частями 1-3 ст.23 Федерального закона № 190-ФЗ, развитие систем теплоснабжения поселений осуществляется в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию, теплоноситель и обеспечения надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном вредном воздействии на окружающую среду, экономического стимулирования развития и внедрения энергосберегающих технологий.
Развитие системы теплоснабжения поселения осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения.
Уполномоченныев соответствии с настоящим Федеральным законом органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения, которые должны содержать:
1) определение условий организации централизованного теплоснабжения, индивидуального теплоснабжения, а также поквартирного отопления;
2) решения о загрузке источников тепловой энергии, принятые в соответствии со схемой теплоснабжения;
3) графики совместной работы источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, и котельных, в том числе график перевода котельных в "пиковый" режим функционирования;
4) меры по консервации избыточных источников тепловой энергии;
5) меры по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;
6) радиус эффективного теплоснабжения, позволяющий определить условия, при которых подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок к системе теплоснабжения нецелесообразно вследствие увеличения совокупных расходов в указанной системе;
7) оптимальный температурный график и оценку затрат при необходимости его изменения;
8) иные меры, предусмотренные правилами, определяющими требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки, в целях достижения установленных в инвестиционных программах организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения.
В соответствии с ч. 7 ст.23 Федерального закона № 190-ФЗ, требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки определяются правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Порядок разработки схем теплоснабжения в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации, должен обеспечивать открытость процедуры их разработки и утверждения, участие в этой процедуре представителей теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии.
Требования к схемам теплоснабжения и Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения утверждены постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012 года № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения».
Проект схемы теплоснабжения разрабатывается уполномоченными органами местного самоуправления поселений, юридическими лицами либо совместно органами местного самоуправления и юридическими лицами. Схема теплоснабжения разрабатывается на срок не менее 15 лет с соблюдением установленных принципов, и в отношении определенных в требованиях данных подлежит ежегодной актуализации.
Пунктом 22 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 г. № 154, схема теплоснабжения подлежит ежегодно актуализации в отношении следующих данных:
а) распределение тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии в период, на который распределяются нагрузки;
б) изменение тепловых нагрузок в каждой зоне действия источников тепловой энергии, в том числе за счет перераспределения тепловой нагрузки из одной зоны действия в другую в период, на который распределяются нагрузки;
в) внесение изменений в схему теплоснабжения или отказ от внесения изменений в части включения в нее мероприятий по обеспечению технической возможности подключения к системам теплоснабжения объектов капитального строительства;
г) переключение тепловой нагрузки от котельных на источники с комбинированной выработкой тепловой и электрической энергии в весенне-летний период функционирования систем теплоснабжения;
д) переключение тепловой нагрузки от котельных на источники с комбинированной выработкой тепловой и электрической энергии в отопительный период, в том числе за счет вывода котельных в пиковый режим работы, холодный резерв, из эксплуатации;
е) мероприятия по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;
ж) ввод в эксплуатацию в результате строительства, реконструкции и технического перевооружения источников тепловой энергии и соответствие их обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и проектной документации;
з) строительство и реконструкция тепловых сетей, включая их реконструкцию в связи с исчерпанием установленного и продленного ресурсов;
и) баланс топливно-энергетических ресурсов для обеспечения теплоснабжения, в том числе расходов аварийных запасов топлива;
к) финансовые потребности при изменении схемы теплоснабжения и источники их покрытия.
Пунктами 23-24 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, актуализация схем теплоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения.
Уведомление о проведении ежегодной актуализации схемы теплоснабжения размещается не позднее 15 января года, предшествующего году, на который актуализируется схема. Актуализация схемы теплоснабжения должна быть осуществлена не позднее 15 апреля года, предшествующего году, на который актуализируется схема. Предложения от теплоснабжающих и теплосетевых организаций и иных лиц по актуализации схемы теплоснабжения принимаются до 1 марта.
Установлено, что постановлением главы администрации Фралевского сельского поселения Бежецкого района от 30.12.2016 г. № 50 «О внесении изменений в Постановление администрации Фралевского сельского поселения Бежецкого района Тверской области от 28.06.2013 года № 21» схема теплоснабжения Фралевского сельского поселения изложена в новой редакции (л.д. 9-17).
Однако, в нарушение п. 24 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 г. № 154, ни до 15.01.2017 г., ни до настоящего времени уведомление о проведении ежегодной актуализации схемы теплоснабжения на последующий год Фралевского сельского поселения Бежецкого района не размещено; актуализация схемы теплоснабжения Фралевского сельского поселения Бежецкого района на 2018 год не осуществлена ни до 15.04.2017г., ни в настоящее время.
Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по проведению ежегодной актуализации схемы теплоснабжения МО «Фралевское сельское поселение» Бежецкого района приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц (граждан) на обеспечение надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном воздействии на окружающую среду, а также экономического стимулирования развития систем теплоснабжения и внедрения энергосберегающих технологий.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве ответчиков либо истцов, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Ввиду изложенного, государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228 КАС РФ, суд
р е ш и л :
заявленные требования Бежецкого межрайонного прокурора удовлетворить.
Возложить на администрацию муниципального образования «Фралевское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области обязанность актуализировать схему теплоснабжения муниципального образования «Фралевское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области, утвержденную постановлением главы администрации Фралевского сельского поселения Бежецкого района Тверской области от 30.12.2016 г. № 50, в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 22.02.2012 г. № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения».
Решение может быть обжаловано в течение 1 месяца с момента его вынесения в окончательной форме в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Бежецкий городской суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 20 июня 2017 года.
Председательствующий