ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3452/2022 от 30.09.2022 Октябрьского районного суда (Город Санкт-Петербург)

решение в окончательной форме изготовлено 30 сентября 2022 года

УИД 78RS0016-01-2022-003670-64

дело №: 2а-3452/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 31 августа 2022 года

Октябрьский районный суд Санкт – Петербурга в составе

Председательствующего судьи Е.В. Николаевой,

при секретаре Александровой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Санкт-Петербургу Юрасова А.Г., действующего в защиту неопределённого круга лиц, о признании информационного материала экстремистским и запрещённым к распространению на территории Российской Федерации,

установил:

Заместитель прокурора города Санкт-Петербурга Юрасов А.Г., действующий в защиту неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании книги «Науковi записки» 2016/5-6 (85-86) вересень-грудень, изданной на 363 листах на территории Украины 20.06.2017 Институтом политических и этнонациональных исследований имени И.Ф. Кураса Национальной Академии Наук Украины в формате 60х84/16 тиражом 300 экземпляров ISSN 2524-0137 под редакцией ФИО1, ФИО2 и иных лиц, экстремистским материалом и запрете распространять её на территории Российской Федерации.

В судебном заседании представители прокуратуры города доводы и требования административного иска поддержали.

Заинтересованное лицо в судебное заседание не явилось, извещено судом надлежащим образом о слушании дела, ходатайств об отложении слушания не направило, уважительности причин своей неявки суду не сообщило.

Учитывая, что реализация участниками административного судопроизводства своих прав не должна нарушать права и охраняемые законом интересы других участников процесса на справедливое судебное разбирательство в разумный срок, закреплённое ст. 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учётом мнения участников процесса, суд признаёт возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, исследовав материалы дела, учитывая заключение Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге, выслушав участников процесса, приходит к следующему.

Материалами дела достоверно подтверждено, что прокуратурой города Санкт-Петербурга проведена проверка по вопросу наличия в книге «Науковi записки» 2016/5-6 (85-86) вересень-грудень, изданной на 363 листах на территории Украины 20.06.2017 Институтом политических и этнонациональных исследований имени И.Ф. Кураса Национальной Академии Наук Украины в формате 60х84/16 тиражом 300 экземпляров ISSN 2524-0137 под редакцией ФИО1, ФИО2 и иных лиц, признаков нарушения законодательства о противодействии экстремистской деятельности.

В ходе проверки установлено, что УФСБ России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности получена информация о поступлении на территорию Российской Федерации с территории Украины для распространения книги «Науковi записки». Названная книга поступила в отдел комплектования ФГБУК «Российская национальная библиотека» в качестве дара 15.11.2017 от гражданина ФИО3 из г. Нижин Черниговской области Украины.

Прокуратурой города изучен вопрос поступления и длительного хранения книги «Науковi записки» в ФГБУК «Российская национальная библиотека», включения таковой в библиотечный фонд и возможного предоставления во временное пользование юридическим или физическим лицам, по результатам чего установлено следующее

Согласно информации, представленной в прокуратуру города генеральным директором ФГБУК «Российская национальная библиотека» ФИО4, спорная книга 15.11.2017 поступила в ФГБУК «Российская национальная библиотека» без сопроводительных документов в единственном экземпляре с указанием несуществующего адресата и в библиотечный фонд учреждения не включалась. Поскольку в тексте печатного издания содержалась информация, искажающая события воссоединения Крыма с Россией в 2014 году, образования ДНР и ЛНР, разжигающая вражду между русским, украинским и белорусским народами, то о книге было сообщено в отдел в Центральном районе ЦФСБ России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области, после чего 13.03.2018 в ходе оперативно-розыскного мероприятия, проведенного сотрудниками этого отдела печатное издание было изъято. В промежуток времени с 15.11.2017 по 13.03.2018 книга «Науковi записки» во временное пользование юридическим или физическим лицам не предоставлялась, а после изъятия органом безопасности в учреждение не возвращалась.

В рамках проведения проверки книга была направлена для проведения исследования в Центр экспертиз ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет».

Согласно экспертному заключению вышеуказанного образовательного учреждения от 25.03.2020, книга «Науковi записки» посвящена вхождению в состав Российской Федерации Республики Крым и событиям на Украине. Целевая направленность информационного материала заключается в стремлении авторов на основании сведений, которые они излагают, сделать антинаучные, необъективные выводы об агрессивной внешней политике Российской Федерации, дать негативную оценку действиям Президента Российской Федерации ФИО5. Авторы на основании тех сведений, которые сообщают, стремятся подвести читателей к выводам об агрессивной внешней политике Российской Федерации, сформировать образ России как страны-агрессора. Агитационная и идейная направленность материала заключается в формировании идеологии и в изменении массового сознания.

В данном контексте исследуемый материал, как следует из заключения экспертного центра университета от 25.03.2020, способствует распространению русофобии, а также может служить мировоззренческой основой для ультрарадикальных социальных устремлений. Для достижения этой цели в материале использованы такие приемы, как коммуникативная стратегия «создания образа врага», нарочитые исторические параллели, приемы речевого воздействия с целью убеждения читателей в правоте авторов и том, что Российская Федерация представляет опасность для мира. Усиливают негативную оценку выразительные средства текста с отрицательной семантикой, которые содержат признаки унижения и пропаганды неполноценности представителей руководства, граждан России. Формируется негативный стереотип, отрицательный образ народа России как группы лиц, выделяемой по этническому признаку. В информационном материале содержатся признаки фальсификации истории, в том числе намеренной (мнения о фактах в виде утверждений, которые основаны на слухах, непроверенной информации, которую можно верифицировать). Содержание информационного материала способствует укоренению образа России как врага, военного агрессора, угрожающего суверенитету Украины и иных стран, что может послужить основанием для политических волнений, привести к международным, межнациональным и иным конфликтам. Книга может использоваться для пропаганды, одобрения, оправдания, планирования или организации, мотивации дискриминации, убийств, геноцида или иных действий в отношении народа России как группы лиц, выделяемой по территориальному признаку, необходимости осуществления враждебных, агрессивных, жестоких, насильственных, дискриминационных и иных подобных действий, провоцирования политических, межэтнических или межнациональных столкновений (конфликтов), нагнетания межнациональной или социальной напряженности, разжигания розни либо вражды, может повлечь за собой политическую нестабильность, дестабилизировать политическую обстановку в нашей стране, спровоцировать нарушение территориальной целостности или другие неблагоприятные последствия. В информационном материале реализуется коммуникативная задача пропаганды, обоснования и оправдания правомерности ненавистнического, враждебного, нетерпимого, неприязненного отношения к отдельной личности или группе лиц, выделяемым по признаку принадлежности к православной религии и народу России, как группе лиц, выделяемой по этническому признаку. В информационном материале содержатся признаки унижения достоинства человека либо группы лиц по признакам принадлежности к религии, принадлежности к группе лиц, выделяемой по этническому признаку (народ России), содержатся признаки формирования, подкрепления негативного стереотипа, перенос различного рода негативных характеристик и пороков отдельных представителей на всю религиозную группу, а также содержатся признаки приписывания враждебных действий и опасных намерений народу России, объяснения бедствий и неблагополучия в будущем существованием и целенаправленной деятельностью группы лиц, выделяемой по этническому признаку – народ России.

Разрешая спор, суд, руководствуясь положениями Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", оценив представленные сторонами по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", признаёт заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 3.2 и ч. 4 ст. 24, ч. 1 ст. 39, ч. 1 ст. 265.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации, а также других случаях, предусмотренных федеральным законом. С административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

В силу ч. 4 ст. 29 и ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно производить и распространять информацию любым законным способом. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с п.п. 1, 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее – Единый реестр запрещенных сайтов); сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Основанием для включения в реестр сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Согласно п.п. 5, 11 Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утверждённой Указом Президента Российской Федерации № 344 от 29.05.2020, экстремизм во всех его проявлениях ведет к нарушению гражданского мира и согласия, основных прав и свобод человека и гражданина, подрывает государственную и общественную безопасность, создает реальную угрозу суверенитету, единству и территориальной целостности Российской Федерации, сохранению основ конституционного строя Российской Федерации, а также межнациональному (межэтническому) и межконфессиональному единению, политической и социальной стабильности. Серьезную угрозу представляют участившиеся в иностранных государствах случаи умышленного искажения истории.

За действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды в отношении человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, установлена административная ответственность статьей 20.3.1 КоАП РФ и уголовная ответственность статьей 282 УК РФ.

Пунктом 12 Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 05.12.2016 № 646 (далее по тексту – Доктрина), расширяются масштабы использования специальными службами отдельных государств средств оказания информационно-психологического воздействия, направленного на дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в различных регионах мира и приводящего к подрыву суверенитета и нарушению территориальной целостности других государств. В эту деятельность вовлекаются религиозные, этнические, правозащитные и иные организации, а также отдельные группы граждан, при этом широко используются возможности информационных технологий. Отмечается тенденция к увеличению в зарубежных средствах массовой информации объема материалов, содержащих предвзятую оценку государственной политики Российской Федерации.

В соответствии с п. 20 Доктрины стратегической целью обеспечения информационной безопасности в области обороны страны является защита жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, связанных с применением информационных технологий в военно-политических целях, противоречащих международному праву, в том числе в целях осуществления враждебных действий и актов агрессии, направленных на подрыв суверенитета, нарушение территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру, безопасности и стратегической стабильности.

Основными направлениями обеспечения информационной безопасности в области государственной и общественной безопасности, указанными в п.23 Доктрины, являются, в т.ч.:

- противодействие использованию информационных технологий для пропаганды экстремистской идеологии, распространения ксенофобии, идей национальной исключительности в целях подрыва суверенитета, политической и социальной стабильности, насильственного изменения конституционного строя, нарушения территориальной целостности Российской Федерации;

- нейтрализация информационного воздействия, направленного на размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Пунктом 30 Доктрины предусмотрено, что система обеспечения информационной безопасности является частью системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Обеспечение информационной безопасности осуществляется на основе сочетания законодательной, правоприменительной, правоохранительной, судебной, контрольной и других форм деятельности государственных органов во взаимодействии с органами местного самоуправления, организациями и гражданами.

Согласно п. 34 Доктрины деятельность государственных органов по обеспечению информационной безопасности основывается, в т.ч. на принципе достаточности сил и средств обеспечения информационной безопасности, определяемая в том числе посредством постоянного осуществления мониторинга информационных угроз.

В силу п. 35 Доктрины задачами государственных органов в рамках деятельности по обеспечению информационной безопасности являются, в т.ч. обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и организаций в информационной сфере.

На основании ст. 13 Федерального закона № 114-ФЗ информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому, административному или уголовному делу. Копия вступившего в законную силу решения о признании информационных материалов экстремистскими направляется судом в трехдневный срок в федеральный орган государственной регистрации. Федеральный орган государственной регистрации на основании решения суда о признании информационных материалов экстремистскими в течение тридцати дней вносит их в федеральный список экстремистских материалов. Федеральный список экстремистских материалов подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте федерального органа государственной регистрации.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 02.07.2013 № 1053-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО6 на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 1 и 3 статьи 1 и части третьей статьи 13 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», признание тех или иных информационных материалов экстремистскими означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные антиэкстремистским законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу правам и свободам человека и гражданина, основам конституционного строя, обеспечению целостности и безопасности Российской Федерации.

Суд признаёт, что распространение на территории Российской Федерации книги «Науковi записки», учитывая ее содержание, приведёт к формированию в обществе мнения о допустимости экстремизма, унижения достоинства человека либо группы лиц и пропаганды неполноценности граждан в связи с их этнической принадлежностью (граждан России), происхождением, местом жительства, о необходимости физического уничтожения, применения насилия, совершения враждебных, жестоких, агрессивных, выражающих ненависть или иных подобных действий в отношении указанных лиц, вовлечению граждан в деятельность экстремистских организаций, привести к политическим, международным, межнациональным и иным конфликтам, нагнетанию межнациональной или социальной напряженности, разжиганию розни либо вражды, повлечь за собой политическую нестабильность, дестабилизацию политической обстановки в нашей стране, спровоцировать нарушение территориальной целостности или другие неблагоприятные последствия.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан, Российской Федерации и во исполнение действующего законодательства, включить книгу «Науковi записки» 2016/5-6 (85-86) вересень-грудень, изданной на 363 листах на территории Украины 20.06.2017 Институтом политических и этнонациональных исследований имени И.Ф. Кураса Национальной Академии Наук Украины в формате 60х84/16 тиражом 300 экземпляров ISSN 2524-0137 под редакцией ФИО1, ФИО2 и иных лиц, в Федеральный список экстремистских материалов сведений об информационном материале.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать книгу «Науковi записки» 2016/5-6 (85-86) вересень-грудень, изданной на 363 листах на территории Украины 20.06.2017 Институтом политических и этнонациональных исследований имени И.Ф. Кураса Национальной Академии Наук Украины в формате 60х84/16 тиражом 300 экземпляров ISSN 2524-0137 под редакцией ФИО1, ФИО2 и иных лиц, экстремистским материалом и запретить распространять на территории Российской Федерации.

Включить книгу «Науковi записки» 2016/5-6 (85-86) вересень-грудень, изданной на 363 листах на территории Украины 20.06.2017 Институтом политических и этнонациональных исследований имени И.Ф. Кураса Национальной Академии Наук Украины в формате 60х84/16 тиражом 300 экземпляров ISSN 2524-0137 под редакцией ФИО1, ФИО2 и иных лиц, в Федеральный список экстремистских материалов сведений об информационном материале.

Решение может быть обжаловано в Санкт – Петербургский городской суд в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд Санкт – Петербурга.

Судья –