ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3455/2022 от 29.08.2022 Ленинскогого районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

Дело № 2а-3455/2022

УИД 21RS0023-01-2022-005043-06

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 августа 2022 года г. Чебоксары

Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Архиповой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Димитриеве А.В.,

с участием заместителя прокурора Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики ФИО3,

административного истца Малеева С.В.,

представителя административного ответчика Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики, заинтересованного лица Канашской районной территориальной избирательной комиссии ФИО4, действующего на основании доверенностей от дата, от дата,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Малеева Сергея Валериевича к Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики о признании незаконным и отмене постановления, об обязании повторно рассмотреть вопрос о регистрации кандидата в депутаты,

установил:

Малеев С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики о признании незаконным и отмене постановления Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от дата----- «О жалобе Малеева Сергея Валериевича на решение Канашской районной территориальной избирательной комиссии от дата-----Об отказе Малееву Сергею Валериевичу в регистрации кандидатом в депутаты Собрания депутатов Канашского муниципального округа Чувашской Республики первого созыва по Малобикшихскому одномандатному избирательному округу № -----», о возложении обязанности повторно рассмотреть вопрос о регистрации кандидатом в депутаты.

Требование мотивировал тем, что решением Канашской районной территориальной избирательной комиссии от дата----- ему отказано в регистрации кандидатом в депутаты Собрания депутатов Канашского муниципального округа Чувашской Республики первого созыва по Малобикшихскому одномандатному избирательному округу № -----». Постановлением Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от дата----- его жалоба на указанное решение оставлена без удовлетворения. С постановлением он не согласен, считает его незаконным и необоснованным. В соответствии с п.2 Методических рекомендаций, ответчик по его жалобе в целях подготовки к приему и проверке документов, предоставляемых для выдвижения и регистрации кандидата, должен был провести мероприятие в силу п.4.15 Методических рекомендаций ЦИК России. В силу п.4.13 Методических рекомендаций, Канашская ТИК в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней с момента подачи документов на выдвижение и регистрацию кандидатом в депутаты, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата с требованиями закона, включая Федерального закона № 95-ФЗ, и принять решение о регистрации кандидата. дата он был уведомлен телефонограммой о том, что дата состоится заседание комиссии. дата он представил заявление о внесении изменений в пакет документов на выдвижение кандидатом относительно ------, однако Канашской ТИК в нарушение требований закона принято решение об отказе в регистрации кандидатом в депутаты. Административный ответчик по его жалобе должен был отменить решение Канашской ТИК от дата с направлением извещения о выявлении неполноты сведений в документах с дальнейшим выдвижением и регистрацией кандидатом в депутаты. Отказывая в удовлетворении его жалобы, ответчик указал, что он не указал сведения ------ кандидата, что он имел право предоставить уточненные сведения ------ не позднее дата, что противоречит Методическим рекомендациям. Полагает, что срок предоставления дополнительных сведений им не нарушен, он вправе был представить дополнения, в том числе сведения ------ в срок по дата Кроме того, избирательная комиссия в срок, установленный п.1.1 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ, не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидатом документах. Ссылаясь на п.3.1 ст.33, п.1.1 ст.38 ФЗ от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», заявляет вышеуказанные требования.

В судебном заседании административный истец Малеев С.В. административное исковое заявление поддержал по изложенным в нем доводам, вновь привел их суду, просил удовлетворить требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики, заинтересованного лица Канашской районной территориальной избирательной комиссии ФИО4 просил отказать в удовлетворении требований истца, ввиду отсутствия предусмотренных законом оснований для отмены оспариваемого постановления по доводам, изложенным письменных отзывах. Суду пояснил, что административным истцом пропущен срок для обращения с административным иском в суд. Малеев С.В. в заявлении о согласии баллотироваться не указал сведения ------. Не указание в заявлении о согласии баллотироваться сведений ------ является фактом сокрытия кандидатом сведений ------, а не является фактом выявления неполноты сведений о кандидате, отсутствия каких-либо документов, или несоблюдения требований закона к оформлению документов. Сокрытие кандидатом сведений ------ является основанием отказа в регистрации кандидата (подпункт «е» пункта 24 статьи 38 Федерального закона). Указание в заявлении Малеевым С.В. «------» не восполняет обязанность кандидата указать сведения ------, определенной в подпункте 58 статьи 2 Федерального закона, так как не указаны ------. Кандидат имел право представить уточненные сведения ------ не позднее дата, исходя из расчета, что дата это день после которого остается один день до дня заседания избирательной комиссии – дата, чего сделано не было. Таким образом, решение Канашской районной территориальной избирательной комиссии от дата----- является законным и обоснованным. Следовательно, постановление Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от дата-----, которым отказано в удовлетворении жалобы Малеева С.В., является законным и не подлежит отмене.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства, заслушав заключение заместителя прокурора Ленинского района г.Чебоксары ФИО3, полагавшей постановление законным и не подлежащим отмене, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст.239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

В силу п.6 ст.76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 – 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В соответствии с постановлением Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от дата-----, полномочия по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления, местного референдума муниципального образования «город Канаш Чувашской Республики» возложены на Канашскую городскую территориальную избирательную комиссию ------).

Судом установлено, что решением Канашской районной территориальной избирательной комиссии от дата----- на дата назначены выборы депутатов Собрания депутатов Канашского муниципального округа Чувашской Республики первого созыва.

На Канашскую районную территориальную избирательную комиссию возложены предусмотренные пунктом 6 ст.14 Закона Чувашской Республики «О выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республике» полномочия окружных избирательных комиссий по проведению выборов депутатов Собрания депутатов Канашского муниципального округа первого созыва (по одномандатным избирательным округам №-----), что следует из решения от дата-----л------).

дата в Канашскую районную территориальную избирательную комиссию Малеев С.В. представил документы о выдвижении и регистрации кандидатом в депутаты Собрания депутатов Канашского муниципального округа Чувашской Республики по Малобикшихскому одномандатному избирательному округу -----. Сведения об ------ в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом Малеевым С.В. не указаны.

В соответствии с информацией, представленной Информационным центром МВД по Чувашской Республике от дата-----, Малеев С.В. ------

В соответствии с пунктом 2.1 ст.33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном пунктом 2 ст.33 Федерального закона (о согласии баллотироваться), указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также о дате снятия или погашения судимости.

Согласно ч.3 ст.20 Закона Чувашской Республики от 25 ноября 2003 года № 41 «О выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республике», если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.

В пункте 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ установлены основания для отказа в регистрации кандидата. Одним из таких оснований является сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 настоящего Федерального закона (пп. «е»).

дата Малеев С.В. представил заявление, в котором просил ------».

Заседание Канашской районной территориальной избирательной комиссии, на котором рассматривался вопрос о регистрации кандидата Малеева С.В., было назначено на дата

Решением Канашской районной территориальной избирательной комиссии от дата----- Малееву С.В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Собрания депутатов Канашского муниципального округа Чувашской Республики первого созыва по Малобикшихскому одномандатному избирательному округу -----.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от дата----- в удовлетворении жалобы Малеева С.В. на решение Канашской районной ТИК от дата----- отказано.

Оснований для признания незаконным и отмене постановления Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от дата----- суд не находит ввиду следующего.

В соответствии с подпунктом 58 ст.2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» сведения о судимости кандидата – сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и части (частей), пункта (пунктов), а также наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации.

Указание Малеевым С.В. в заявлении от дата------» не свидетельствует об исполнении кандидатом обязанности указать сведения о судимости, определенной в подпункте 58 ст.2 Федерального закона, так как не указаны номера, части, пункты, а также наименования статей Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которых был осужден кандидат.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона, если какое-либо действие может (должно) осуществляться со дня наступления какого-либо события, то первым днем, в который это действие может (должно) быть осуществлено, является календарная дата наступления соответствующего события, но не ранее времени наступления этого события.

Учитывая изложенное, установленный пунктом 18 статьи 38 Федерального закона и пунктом 1 статьи 24 Закона Чувашской Республики «О выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республике» десятидневный срок со дня приема документов для регистрации кандидата, в течение которого избирательная комиссия принимает решение о регистрации кандидата или об отказе в регистрации кандидата, начинает исчисляться со дня приема документов на регистрацию - дата и заканчивается дата

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.

Если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем за определенное количество дней или за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то соответственно последним днем или днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в Федеральном законе количество дней до дня наступления соответствующего события (пункт 2 ст.11.1 Федерального закона).

Следовательно, уточненные сведения о судимости кандидат имел право представить не позднее дата, исходя из расчета, что дата это день после которого остается один день до дня заседания избирательной комиссии - дата

При таких обстоятельствах вывод, приведенный в оспариваемом постановлении о наличии предусмотренного подпунктом «е» пункта 24 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основания для отказа в регистрации кандидата, является правильным.

Административный истец Малеев С.В. дата был уведомлен телефонограммой о проведении дата заседания Канашской районной территориальной избирательной комиссии на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата Малеева С.В. Данное обстоятельство подтверждается записью в журнале регистрации исходящих документов, представленной в материалы дела, а также не оспаривалось административным истцом в судебном заседании.

Довод административного истца о том, что избирательная комиссия не исполнила обязанность, предусмотренную п.1.1 ст.38 Федерального закона, а именно не известила его о неполноте представленных им сведений несостоятелен. Невыполнение избирательной комиссией требований пункта 1.1 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не освобождало кандидата от соблюдения установленных законом правил выдвижения и регистрации. Иное нарушало бы принцип равенства прав и обязанностей всех кандидатов, закрепленный пунктом 1 ст.39 названного федерального закона.

Вопреки доводам административного искового заявления, нарушений порядка приема и проверки избирательной комиссией представляемых кандидатом документов, установленных Методическими рекомендациями № 235/1486-6, судом не установлено. Решение Канашской районной территориальной избирательной комиссией принято в установленный срок, нарушений пунктов 4.13, 4.15 Методическими рекомендациями № 235/1486-6 также не установлено.

Изложенные установленные в ходе рассмотрения дела фактические обстоятельства опровергают доводы административного истца о незаконности оспариваемого постановления.

Оспариваемое постановление Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики принято в соответствии с требованиями закона, в том числе в соответствии со ст.75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Нарушений норм избирательного законодательства административным ответчиком не допущено, судом не установлено.

Доводов, влекущих безусловную отмену постановления Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от дата-----, административным истцом не приведено. Все доводы истца основаны на неверном толковании норм материального права, направлены на иную правовую оценку обстоятельств дела, выводов оспариваемого постановления не опровергают и не могут повлечь его отмену.

В соответствии с ч.2 ст.244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

Учитывая вышеизложенное, оценив представленные доказательства в совокупности, суд не находит оснований для признания незаконным и отмене постановления Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от дата-----.

Согласно ч.4 ст.240 КАС РФ в случае предварительного обжалования решения избирательной комиссии, комиссии референдума об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в иную избирательную комиссию, комиссию референдума в порядке, установленном федеральным законом, административное исковое заявление может быть подано в течение пяти дней со дня принятия соответствующей комиссией решения об оставлении жалобы без удовлетворения.

Сроки, указанные в частях 2 – 6 ст.240 КАС РФ, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска (часть 7 ст.240 КАС РФ).

Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 78 Федерального закона № 67-ФЗ.

Пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока является основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления (часть 10 ст.240 КАС РФ).

Из материалов дела следует, что Малеев С.В. присутствовал на заседании Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики, которое состоялось дата, в тот же день ему стало известно о принятом решении. Следовательно, последним днем подачи административного искового заявления было дата

Настоящее административное исковое заявление сдано в организацию почтовой связи дата, т.е. с пропуском срока, установленного ч.4 ст.240 КАС РФ, поступило в суд дата Доказательств наличия уважительных причин пропуска срока суду не представлено.

На основании изложенного, учитывая, что административным истцом пропущен срок обращения в суд с административным исковым, административным ответчиком заявлено о пропуске срока, суд приходит к выводу о том, что изложенные обстоятельства являются самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований истца.

Поскольку заявленные административным истцом требования о возложении обязанности повторно рассмотреть вопрос о регистрации кандидата в депутаты, являются производными от основного требования – признании незаконным и отмене постановления Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от дата-----, в связи с отказом в удовлетворении основных требований, требования в этой части не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Малеева Сергея Валериевича к Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики о признании незаконным и отмене постановления Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от дата----- «О жалобе Малеева Сергея Валериевича на решение Канашской районной территориальной избирательной комиссии от дата----- «Об отказе Малееву Сергею Валериевичу в регистрации кандидатом в депутаты Собрания депутатов Канашского муниципального округа Чувашской Республики первого созыва по Малобикшихскому одномандатному избирательному округу -----», о возложении обязанности повторно рассмотреть вопрос о регистрации кандидатом в депутаты - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Верховный Суд Чувашской Республики через Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Судья Н.В. Архипова

Мотивированное решение составлено 29 августа 2022 г.

Решение07.09.2022