Дело № 2а-3459/2022 21 июня 2022 года
УИД 29RS0023-01-2022-003232-98
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Поповой Д. В.,
при секретаре Поливаной Д. И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к ФИО1 .. о взыскании задолженности по налогам и пени,
у с т а н о в и л:
межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – МИФНС № 9, Инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени.
В обоснование административного искового заявления указала, что административным ответчиком не исполнена обязанность по уплате задолженности по транспортному налогу с физических лиц: пени в сумме 664,55 руб., в том числе: 111,61 руб. за период с 05.02.2018 по 29.10.2018 - за несвоевременную уплату налога за 2016 год; 552,94 руб. за период с 22.12.2016 по 29.10.2018 за несвоевременную уплату налога за 2015 год; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчётные периоды, начиная 01.01.2017, пени в общей сумме 5 044,55 руб., в том числе: 507,98 руб. за период с 29.01.2019 по 06.08.2021 - за несвоевременную уплату взносов за 2018; 4 179,44 руб. за период с 29.01.2019 по 06.08.2021 - за несвоевременную уплату взносов за 2017; 357,13 руб. - за несвоевременную уплату взносов за 2017, 2018; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, пени в общей сумме 887,08 руб., в том числе: 111,74 руб. за период с 29.01.2019 по 06.08.2021 - за несвоевременную уплату взносов за 2018; 775,34 руб. за период с 29.01.2019 по 06.08.2021 - за несвоевременную уплату взносов за 2017; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчётные периоды, истекшие до 01.01.2017, пени в общей сумме 615,32 руб. в том числе: 554,74 руб. за период с 29.01.2019 по 06.08.2021 - за несвоевременную уплату взносов за 2016; 60,58 руб. - за несвоевременную уплату взносов за 2016; по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации, пени в общей сумме 46 626,92 руб., в том числе: 107,35 руб. за период с 29.01.2019 по 06.08.2021 - за несвоевременную уплату налога за 2017 год; 41 418,25 руб. за период с 29.01.2019 по 06.08.2021 - за несвоевременную уплату налога за 2014 год; 5 101,32 руб. - за несвоевременную уплату налога, всего сумма задолженности, подлежащая взысканию, составляет: 53 838 руб. 42 коп.
Административный истец - представитель МИФНС № 9 в судебное заседание не явился, был извещён надлежащим образом о времени и месте его проведения, просил рассмотреть дело без его участия. Дополнительно заместителем начальника Инспекции ФИО2 представлен письменный отзыв на возражения представителя административного ответчика, в котором он просит полностью удовлетворить заявленные Инспекцией требования, признать возражения несостоятельными по основаниям, указанным в письменном отзыве.
Административный ответчик ФИО1, надлежаще извещённая, просила рассмотреть дело в своё отсутствие, сообщила, что направит в суд своего представителя.
Представитель административного ответчика ..... действующая на основании доверенности, имеющая высшее юридическое образование (л. <...>), надлежаще извещённая (л. д. 53), в суд не явилась. В ранее представленных возражениях на административное исковое заявление с заявленными требованиями не согласилась в части взыскания пени, указывая, что транспортный налог за 2015, 2016 г.г. был уплачен налогоплательщиком самостоятельно 30.10.2018.
Сроки для взыскания пени за просрочку платежа установлены статьёй 46 НК РФ и на момент обращения с административным исковым заявлением истек.
.....
Просила в удовлетворении заявленных требований отказать, привлечь в качестве заинтересованного лица ПАО СК «Росгострах», истребовать в ПАО СК «Росгострах» материалы выплатного дела в отношении административного ответчика (л. д.49).
.....
Согласно статье 150, части 2 статьи 289 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие привлечённых к участию в деле лиц.
Изучив материалы дела, материалы дела № 2а-4832/2021-7, суд приходит к следующему.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу пункта 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно сведениям, представленным на основании пункта 4 статьи 85 НК РФ в адрес МИФНС № 9 органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств, ФИО1 являлась собственником транспортных средств – объектов налогообложения:
.....
В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются физические лица, на имя которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные суда транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 362 НК РФ сумма налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Как это предусмотрено статьей 361, 363 Кодекса, конкретные ставки транспортного налога, а также порядок и сроки уплаты налога определяются законами субъектов Российской Федерации.
На территории Архангельской области принят Закон от 01.10.2002 № 112-16-ОЗ «О транспортном налоге» (далее - Закон). Статьей 1 указанного Закона установлены ставки транспортного налога в зависимости категории транспортных средств, от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на 1 лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, 1 регистровую тонну или единицу транспортного средства. Так, ставки транспортного налога, (статья 1 Закона), составляли 24,00 руб. - для легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 100 л. с. до 150 л. с. включительно.
Порядок и сроки уплаты транспортного налога установлены статьей пунктом 1 статьи 363 НК РФ. Так, транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговым периодом в соответствии со статьей 360 НК РФ признается календарный год.
Согласно пункту 3 статьи 362 Кодекса налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, осуществляют уплату транспортного налога на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Согласно пункту 1 статьи 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащего уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено Кодексом в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено.
В силу пункта 2 и 3 статьи 52 НК РФ обязанность по исчислению суммы транспортного, земельного налога и налога на имущество физических лиц (имущественных налогов) возлагается на налоговый орган, который направляет налогоплательщику налоговое уведомление, не позднее 30 дней до наступления срока платежа.
Форма налогового уведомления утверждена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии с частью 4 статьи 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
С учётом положений статьи 52, 362, Кодекса Инспекцией были сформированы и направлены заказным письмом в адрес регистрации налогоплательщика налоговые уведомления:
- от 08.10.2016 № 93158717 со сроком исполнения - не позднее 01.12.2016 на уплату транспортного налога за 2015 год в размере 2 928,00 руб.(л. д. 27).
- от 20.09.2017 № 6148/1844 со сроком исполнения – не позднее 01.12.2017 на уплату транспортного налога за 2016 год в размере 1 708,00 руб. (л. д. 25).
В силу пункта 4 статьи 52 и пункта 4 статьи 31 НК РФ в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Таким образом, налоговым органом исполнена обязанность по направлению налогового уведомления в адрес налогоплательщика.
В установленный срок транспортный налог за 2015-2016 уплачен не был, возражения относительно начислений не заявлены.
Транспортный налог за 2015, 2016 уплачен налогоплательщиком самостоятельно 30.10.2018, то есть с нарушением установленного срока.
Налогообложение доходов физических лиц осуществляется в соответствии с положениями главы 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ.
Согласно статье 210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло.
Согласно статье 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса.
В соответствии с частью 4 пункта 1 статьи 228 НК РФ исчисление и уплату налога производят налогоплательщики - физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, - исходя из сумм таких доходов.
Пунктом 1 статьи 226 НК РФ установлено, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, подлежащие налогообложению, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 НК РФ.
Указанные организации признаются налоговыми агентами и обязаны исполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов, в частности, статьей 226 НК РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 226 Кодекса налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Согласно пункту 5 статьи 226 НК РФ при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
Форма сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога, а также порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В данном случае, формой сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога является - "Справка о доходах и суммах налога физического лица" (форма 2-НДФЛ), которая утверждена Приказом ФНС России от 02.10.2018 N ММВ-7-11/566@ (приложение N 1 к настоящему приказу).
По данным Инспекции, на основании представленных налоговым агентом справки, административным ответчиком в 2017 году был получен доход:
.....
Иных сведений и справок о доходах и суммах налога физического лица за 2017 год в отношении налогоплательщика от названного налогового агента в Инспекцию не поступало.
Таким образом, общая сумма НДФЛ за 2017 год, не удержанная налоговыми агентами у административного ответчика, составила – 1 820,00 руб.
Приказом ФНС России от 10.09.2015 № ММВ-7-11/387@ «Об утверждении кодов видов доходов и вычетов» утверждены коды видов доходов и коды видов вычетов налогоплательщика.
В соответствии с представленной сведениями код дохода указан – «2301», что соответствует наименованию дохода: «Суммы штрафов и неустойки, выплачиваемые организацией на основании решения суда за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителей в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Перечень доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, содержится в статье 217 НК РФ.
Суммы неустойки и штрафа, выплачиваемые на основании Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (код дохода - 2301), облагаются налогом на доходы физических лиц, поскольку такие выплаты прямо не поименованы в перечне доходов, не подлежащих налогообложению (Пункт 3 ст. 217 НК РФ; Письма ФНС России от 13.04.2015 N БС-3-11/1481@, от 17.07.2015 N СА-4-7/12693@; Письмо Минфина России от 28.10.2015 N 03-04-07/62079; Определение ВС РФ от 30.09.2014 № 309-ЭС14-47).
Соответственно, самостоятельное определение налоговым органом сумм дохода налогоплательщика, с которых налоговым агентом не был удержан налог на доходы физических лиц, и, соответственно сумм, с которых подлежит уплате налог, не предусмотрено действующим законодательством.
Вместе с тем в случае несогласия с данными, содержащимися в справке по форме 2-НДФЛ, представленной налоговым агентом в налоговый орган, налогоплательщик вправе обратиться непосредственно к налоговому агенту о представлении в налоговый орган по месту своего учета уточняющей (аннулирующей) справки о доходах и суммах налога физического лица по форме 2-НДФЛ.
При этом перерасчет налога на доходы физических лиц налогоплательщиков в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации осуществляется только после представления налоговым агентом уточняющих (аннулирующих) сведений.
В соответствии с пунктом 6 статьи 228 Кодекса налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном, в частности, пунктом 5 статьи 226 Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.
Налоговое уведомление формируется налоговым органом на основании представленного налоговым агентом в соответствии с пунктом 5 статьи 226 НК РФ Сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога, в виде Справки о доходах физического лица (форма 2-НДФЛ).
Форма налогового уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии с частью 4 статьи 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
На основании статьей 52, 226 НК РФ, а также справок по форме 2-НДФЛ, представленных налоговым агентом, налоговым органом было сформировано и направлено заказным письмом в адрес регистрации налогоплательщика налоговое уведомление от 05.09.2018 № 41199659 на уплату не позднее 03.12.2018 НДФЛ за 2017 год в размере 1 820,00 руб.
В установленный срок налог уплачен не был. Недоимка взыскана налоговым органом по судебному приказу от 12.07.2019 № 2а-2981/2019-7 и на данный момент погашена частично 14.06.2019 в размере 1 500,00 руб., 12.03.2021 в размере 100,00 руб.
Кроме того, по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2014 год, представленной в Инспекцию 23.01.2017, налогоплательщику доначислен НДФЛ за 2014 год по сроку уплаты 15.07.2015 в размере 260 000,00 руб., что подтверждается решением от 17.10.2017 № 2.14-22/106500 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (л. д. 29-33).
В установленный срок налог уплачен не был. Недоимка взыскана налоговым органом по судебному приказу от 05.09.2018 № 2а-3994/2018-7 и на данный момент погашена частично в размере 196 627,56 руб.
По сведениям, имеющимся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в период с 13.12.2013 по 08.02.2018 ФИО1 состояла на учете в Инспекции в качестве индивидуального предпринимателя (л. д. 10).
До 01.01.2017 отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 № 212 -ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ, Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, действовавшего до 01.01.2017,ответчик являлся плательщиком страховых взносов, в связи с чем, обязан в соответствии с частью 1 статьи 18 и пунктом 1 части 2 статьи 28 Закона № 212-ФЗ правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 Закона.
В связи с вышеизложенным, страховые взносы в фиксированном размере за 2016 год у налогоплательщика составили по сроку уплаты – 09.01.2017 года:
- 3 796,85 руб. - страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Страховые взносы взысканы с налогоплательщика в порядке статьи 46, 47 НК РФ: решение о взыскании за счёт денежных средств от 02.10.2017 № 117116, решение о взыскании за счет имущества от 05.02.2018 № 35474.
С 01.01.2017 года в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ) на ФНС России возложены функции по администрированию страховых взносов.
С 01.01.2017 порядок исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование года регламентируется главой 34 НК РФ.
В соответствии со статьей 419 НК РФ ответчик являлся плательщиком страховых взносов. В соответствии со статьей 430 Кодекса плательщики, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам (далее - плательщики), уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере. Порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, установлен статьей 432 НК РФ.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено статьей 432 Кодекса.
Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
В связи с вышеизложенным, страховые взносы в фиксированном размере за 2017 год у налогоплательщика составили по сроку уплаты – 09.08.2018 года:
- 4 590,00 руб. - страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
- 23 400,00 руб. - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии.
Страховые взносы за 2017 взысканы с налогоплательщика по судебному приказу от 05.09.2018 № 2а-3994/2018-7 и до настоящего момента в бюджет не уплачены.
Пунктом 5 статьи 430 НК РФ установлено, что если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя сняты с учета в налоговых органах.
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя включительно.
Пунктом 5 статьи 432 НК РФ установлено, что, если индивидуальный предприниматель прекращает деятельность, то страховые взносы на пенсионное и медицинское страхование необходимо перечислить в течение 15 календарных дней после регистрации этого факта.
В связи с вышеизложенным, страховые взносы в фиксированном размере за 2018 год у налогоплательщика составили по сроку уплаты – 26.02.2018 года:
- 625,71 руб. - страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
- 2 844,11 руб. - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии.
Страховые взносы за 2018 взысканы с налогоплательщика по судебному приказу от 22.01.2019 № 2а-142/2019-7 и до настоящего момента в бюджет не уплачены.
Рассылка налоговых уведомлений и иных документов на уплату страховых взносов законодательством о налогах и сборах не предусмотрена.
Статьей 45 Кодекса установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, сбора, страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога, сбора, страховых взносов должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. При этом, налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги и сборы установлена также статьей 57 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 3 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 75 Кодекса за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начисляется пеня, начиная со следующего за установленным днем уплаты налога в размере одной трехсотой ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации.
В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки налогоплательщиком не исполнена обязанность по уплате законно установленных налогов и сборов, на сумму недоимки в соответствии со статьей 75 Кодекса налоговым органом начислены пени (расчеты пени приложены к исковому заявлению), вошедшие в требование № 35633:
- по транспортному налогу: 664,55 руб., в том числе:
- 111,61 руб. за период с 05.02.2018 по 29.10.2018 - за несвоевременную уплату налога за 2016 год (л. д. 16);
- 552,94 руб. за период с 22.12.2016 по 29.10.2018 - за несвоевременную уплату налога за 2015 год (л. д. 16, оборот).
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование: 5 044,55 руб., в том числе:
- 507,98 руб. за период с 29.01.2019 по 06.08.2021 – за несвоевременную уплату взносов за 2018 (л. д. 20, оборот);
- 4 179,44 руб. за период с 29.01.2019 по 06.08.2021 – за несвоевременную уплату взносов за 2017 (л. д. 21);
- 357,13 руб. (189,83 руб. + 0,66 руб. + 166,64 руб.) – за несвоевременную уплату взносов за 2017, 2018 (л. д. 21, оборот);
- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование: 887,08 руб., в том числе:
- 111,74 руб. за период с 29.01.2019 по 06.08.2021 – за несвоевременную уплату взносов за 2018 (л. д. 16);
- 775,34 руб. за период с 29.01.2019 по 06.08.2021 – за несвоевременную уплату взносов за 2017 (л. д. 20, оборот).
- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017: 615,32 руб., в том числе:
- 554,74 руб. за период с 29.01.2019 по 06.08.2021 – за несвоевременную уплату взносов за 2016 (л. д. 21, оборот);
- 60,58 руб. (26,79 руб. + 0,09 руб. + 29,07 руб. + 4,63 руб.) - за несвоевременную уплату взносов за 2016 (л. д. 22);
- по налогу на доходы физических лиц: 46 630,12 руб., в том числе:
- 107,35 руб. за период с 29.01.2019 по 06.08.2021 - за несвоевременную уплату налога за 2017 год (л. д. 17).
- 41 418,25 руб. за период с 29.01.2019 по 06.08.2021 - за несвоевременную уплату налога за 2014 год (л. д. 17).
- 5 104,52 руб. (2 708,41 руб. + 9,40 руб. + 2386,71 руб.) - за несвоевременную уплату налога (л. д. 19, оборот).
На момент направления административного искового заявления пени административным ответчиком в бюджет не уплачены.
Пунктом 1 статьи 45 Кодекса предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со статьями 69, 70, 75 НК РФ Инспекцией в адрес регистрации налогоплательщика заказным письмом направлено требование № 35633 от 07.08.2021 с предложением в добровольном порядке в срок до 15.09.2021 уплатить задолженность по пени в общей сумме 53 841,62 руб. (л. д. 11).
Пунктом 4 статьи 31, пунктом 6 статьи 69 НК РФ установлено, что в случае направления требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Таким образом, налоговым органом исполнена обязанность по направлению требования в адрес налогоплательщика.
В установленный срок, а также на момент направления настоящего заявления в суд и его рассмотрения в суде, требование налогоплательщиком полностью самостоятельно не исполнено.
В представленном заместителем начальника Инспекции ФИО2 письменном отзыве на возражения представителя административного ответчика, содержится просьба удовлетворить заявленные Инспекцией требования в полном объёме, признать возражения несостоятельными по следующим основаниям.
В 2015-2016 ФИО1 в силу статьи 357 НК РФ являлась плательщиком транспортного налога, что не оспаривается налогоплательщиком.
Также налогоплательщиком не оспаривается уплата транспортного налога за 2015-2016 год с нарушением установленного законом срока.
В соответствии со статьей 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Таким образом, налогоплательщику в порядке статьи 75 Кодекса были начислены пени в размере:
- 111,61 руб. за период с 05.02.2018 по 29.10.2018 - за несвоевременную уплату налога за 2016 год (л. д. 16);
- 552,94 руб. за период с 22.12.2016 по 29.10.2018 - за несвоевременную уплату налога за 2015 год (л. д. 16, оборот).
То есть пени начислены по день исполнения обязанности по уплате налога, что полностью соответствует положениям статьи 75 Кодекса.
Таким образом, исполнение обязанности по уплате пеней рассматривается в настоящем деле с учётом исполнения обязанности по уплате налога. Соответственно, в данном случае пени служат способом обеспечения обязанности по уплате налога, а значит, заявлены ко взысканию правомерно и обоснованно, с чем суд соглашается.
Статьёй 46 НК РФ, на которую ссылается представитель налогоплательщика в возражениях, регламентировано взыскание налога, сбора, страховых взносов, а также пеней, штрафа за счёт денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также за счёт его электронных денежных средств.
Сроки формирования требования об уплате задолженности по пени, как и сроки взыскания задолженности по пени, статьёй 46 Кодекса, как верно указано представителем Инспекции, не регламентированы.
Контррасчёт сроков взыскания пени налогоплательщиком в возражениях не представлен.
ФИО1 не является индивидуальным предпринимателем с 08.02.2018, соответственно, задолженность подлежит взысканию в порядке статьи 48 Кодекса.
Меры взыскания, предусмотренные статьей 48 НК РФ и принимаемые Инспекцией, указаны в административном исковом заявлении. Процедура принудительного взыскания обязательных платежей и санкций с ФИО1 осуществлена с соблюдением порядка и сроков, установленных Кодексом.
В связи с чем довод об истечении срока взыскания пени в данном случае несостоятелен.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 230 Кодекса налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу (за исключением случаев, при которых могут быть переданы сведения, составляющие государственную тайну), - не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Действующим законодательством на налоговый орган не возложена обязанность, как и не предусмотрено право, на самостоятельное определение кода сумм дохода налогоплательщика, с которых налоговым агентом не был удержан налог на доходы физических лиц.
Код дохода налогоплательщика определяется налоговым агентом самостоятельно.
Как указывалось в административном исковом заявлении налоговое уведомление ..... на уплату налога на доходы физических лиц за 2017 год в размере 1 820,00 руб. сформировано налоговым органом в порядке статьи 226 НК РФ, на основании сведений, представленных налоговым агентом (фактически на основании справки о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ).
.....
.....
Код дохода «2301», в соответствии Приказом ФНС России от 10.09.2015 № ММВ-7-11/387@, соответствует наименованию дохода: «Суммы штрафов и неустойки, выплачиваемые организацией на основании решения суда за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителей в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Перечень доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, содержится в статье 217 НК РФ.
В пункте 3 статьи 217 Кодекса суммы неустойки и штрафа, выплачиваемые на основании Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (код дохода - 2301) не поименованы в перечне доходов, не подлежащих налогообложению, следовательно, облагаются налогом на доходы физических лиц.
Данный вывод также подтверждается Письмом ФНС России от 13.04.2015 N БС-3-11/1481@, от 17.07.2015 N СА-4-7/12693@; Письмом Минфина России от 28.10.2015 N 03-04-07/62079; Определением ВС РФ от 30.09.2014 N 309-ЭС14-47.
В случае несогласия с данными, содержащимися в справке по форме 2-НДФЛ, представленной налоговым агентом в налоговый орган, налогоплательщик вправе обратиться непосредственно к налоговому агенту о представлении в налоговый орган по месту своего учета уточняющей (аннулирующей) справки о доходах и суммах налога физического лица по форме 2-НДФЛ.
По состоянию на 10.06.2022 от налогового агента ПАО СК «РОСГОССТРАХ» не поступало уточняющих, корректирующих и иных справок в отношении ФИО1, кроме той, что была представлена налоговым органом с административным исковым заявлением.
Поскольку иных сведений о полученном налогоплательщиком в 2017 году доходе налоговым агентом не представлено, оснований для перерасчета или сторнирования налога на доходы физических лиц не имеется.
В установленный срок налог на доходы физических лиц за 2017 налогоплательщиком уплачен не был.
При этом, недоимка по налогу на доходы физических лиц за 2017 год не является предметом спора по настоящему делу. Даная недоимка взыскана налоговым органом по судебному приказу от 12.07.2019 № 2а-2981/2019-7 и на данный момент задолженность перед бюджетом погашена частично 14.06.2019 в размере 1 500,00 руб., 12.03.2021 в размере 100,00 руб.
В связи с чем пени, начисленные на данную недоимку, заявлены ко взысканию Инспекцией правомерно и обосновано.
Кроме того, налогоплательщиком не представлено доказательств о том, какой конкретно доход, на каком основании, в рамках какого договора и топу подобное был получен им от налогового агента в 2017 году, соответственно, довод о том, что налоговым агентом была выплачена сумма страхового возмещения в добровольном порядке не обоснован и не подтвержден документально.
.....
.....
На основании пункта 1 статьи 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «налог на прибыль организаций» настоящего Кодекса.
На основании статьи 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Предусмотренные законодательством о защите прав потребителей санкции, носят исключительно штрафной характер. Их взыскание не преследует цель компенсации потерь (реального ущерба) потребителя.
Поскольку выплата сумм таких санкций приводит к образованию имущественной выгоды у потребителя, они включаются в доход гражданина на основании положений статей 41, 209 НК РФ вне зависимости от того, что получение данных сумм обусловлено нарушением прав физического лица. Данная позиция отражена в пункте 7 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 НК РФ, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.10.2015).
В соответствии с пунктом 5 статьи 226 НК РФ при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего счета о невозможности удержать налог и сумме налога.
Решение суда - документ, послуживший основанием для предоставления в адрес МИФНС № 9 справки о доходах и суммах налога физического лица за 2017 год в отношении ФИО1, с которых подлежит уплате налог на доходы физических лиц (л. д. 64).
.....
Факт неуплаты в установленный срок НДФЛ за 2014 в размере 260 000,00 руб. также ФИО1 не оспаривается.
В связи с чем налогоплательщику в порядке статьи 75 НК РФ были начислены пени на данную недоимку, заявленные к взысканию по настоящему делу.
Порядок взыскания налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем установлен статьей 48 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Пунктом 3 статьи 48 НК РФ установлен специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица предъявляется налоговым органом в порядке приказного производства.
Заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей (статья 48 НК РФ в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ).
Поскольку общая сумма задолженности по требованию № 35633 от 29.07.2021 со сроком исполнения до 15.09.2021 превышает 10 000,00 руб. и составляет 53 841,62 руб., то срок для обращения налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа - не позднее 15.03.2022.
Как усматривается из материалов дела, 28.09.2021 Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 7 Северодвинского судебного района Архангельской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по обязательным платежам и пени с ФИО1
29.09.2021 мировым судьей судебного участка № 7 Северодвинского судебного района Архангельской области вынесен судебный приказ № 2а-4832/2021-7 о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам и пени в общей сумме 53 838 руб. 42 коп.
15.11.2021 от ФИО1 поступили возражения относительно исполнения судебного приказа № 2а-4832/2021-7.
16.11.2021 мировым судьёй судебного участка № 7 Северодвинского судебного района Архангельской области принято определение об отмене судебного № 2а-4832/2021-7.
В силу пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, то есть не позднее 16.05.2022.
С административным исковым заявлением Инспекция обратилась в Северодвинский городской суд Архангельской области 11.05.2022, то есть в пределах установленного пунктом 3 статьи 48 НК РФ срока.
С учётом установленных обстоятельств и представленных в дело доказательств суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объёме.
Представленный истцом расчёт взыскиваемых сумм судом проверен, признан обоснованным в соответствии с нормами действующего законодательства и арифметически правильным, ответчиком не оспорен, а также доказательств, опровергающих доводы налогового органа о наличии спорной задолженности, материалы дела их не содержат.
Согласно части 1 статьи 114 КАС РФ суд взыскивает с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования «Северодвинск» госпошлину в размере 1 815 руб. 15 коп.
Руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к ФИО1 .. о взыскании задолженности по налогам и пени удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 .., в доход бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации задолженность по транспортному налогу с физических лиц: пени в сумме 664,55 руб., в том числе: 111,61 руб. за период с 05.02.2018 по 29.10.2018 - за несвоевременную уплату налога за 2016 год; 552,94 руб. за период с 22.12.2016 по 29.10.2018 за несвоевременную уплату налога за 2015 год; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчётные периоды, начиная 01.01.2017, пени в общей сумме 5 044,55 руб., в том числе: 507,98 руб. за период с 29.01.2019 по 06.08.2021 - за несвоевременную уплату взносов за 2018; 4 179,44 руб. за период с 29.01.2019 по 06.08.2021 - за несвоевременную уплату взносов за 2017; 357,13 руб. - за несвоевременную уплату взносов за 2017, 2018; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, пени в общей сумме 887,08 руб., в том числе: 111,74 руб. за период с 29.01.2019 по 06.08.2021 - за несвоевременную уплату взносов за 2018; 775,34 руб. за период с 29.01.2019 по 06.08.2021 - за несвоевременную уплату взносов за 2017; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчётные периоды, истекшие до 01.01.2017, пени в общей сумме 615,32 руб. в том числе: 554,74 руб. за период с 29.01.2019 по 06.08.2021 - за несвоевременную уплату взносов за 2016; 60,58 руб. - за несвоевременную уплату взносов за 2016; по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации, пени в общей сумме 46 626,92 руб., в том числе: 107,35 руб. за период с 29.01.2019 по 06.08.2021 - за несвоевременную уплату налога за 2017 год; 41 418,25 руб. за период с 29.01.2019 по 06.08.2021 - за несвоевременную уплату налога за 2014 год; 5 101,32 руб. - за несвоевременную уплату налога, всего сумма задолженности, подлежащая взысканию, 53 838 (Пятьдесят три тысячи восемьсот тридцать восемь) руб. 42 коп.
Взыскать с ФИО1 . в доход бюджета муниципального образования «Северодвинск» государственную пошлину в размере 1 815 (Одна тысяча восемьсот пятнадцать) руб. 15 коп.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Д. В. Попова
Решение принято в окончательной форме 05.07.2022.