№2а-345/2016г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Яковлевка 02 ноября 2016 г.
Яковлевский районный суд Приморского края Российской Федерации
в составе: председательствующего судьи Орлова В.И.
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по административному иску ФИО1 к начальнику отделения социального обслуживания пенсионеров Центра социального обеспечения Военного комиссариата Приморского края, ФКУ «Военному комиссариату Приморского края» о признании действий начальника отделения социального обслуживания пенсионеров Центра социального обеспечения военного комиссариата Приморского края незаконными, возложении на Военный комиссариат Приморского края обязанности возместить расходы по захоронению,
Установил:
ФИО1 обратилась в Яковлевский районный суд с административным исковым заявлением к начальнику отделения социального обслуживания пенсионеров Центра социального обеспечения Военного комиссариата Приморского края, Военному комиссариату Приморского края о признании действий начальника отделения социального обслуживания пенсионеров Центра социального обеспечения военного комиссариата Приморского края незаконными, возложении на Военный комиссариат Приморского края обязанности возместить расходы по захоронению, а также просила взыскать судебные расходы.
В обоснование административного иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к Военному комиссару Приморского края с заявлением о возмещении расходов, понесенных ею по захоронению участника Великой Отечественной войны ФИО2.
В обоснование заявления она представила удостоверение серии ВВ №, подтверждающее, что ФИО2 являлся участником ВОВ, свидетельство о смерти ФИО2, копию паспорта ФИО2 справку о смерти №, квитанцию-договор №, а также иные документы, подтверждающие ее право на возмещение расходов.
Ответом Начальника отделения социального обслуживания пенсионеров Центра социального обеспечения военного комиссариата Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ № ЦСО-2075 поданное ею заявление было оставлено без реализации и возвращено без исполнения, с указанием на то, что в представленных документах имеются разночтения в отчестве и дате рождения.
Фактически основанием оставления заявления без реализации стало наличие исправления отчества умершего в военном билете, а также неверное указание даты рождения в военном билете.
В вышестоящие органы жалоба на действия административных ответчиков не подавалась.
С оставлением заявления без реализации, то есть фактическим отказом в компенсации расходов по захоронению ФИО2 она не согласна, считает данное решение незаконным и необоснованным, нарушающим ее права на компенсацию расходов по захоронению, поскольку документами, подтверждающими право на возмещение расходов на погребение является удостоверение участника ВОВ, свидетельство о смерти, документы, подтверждающие расходы на погребение. В указанных документах, представленных ею административным ответчикам разночтения отсутствуют. Данные документы соответствуют сведениям, содержащимся в паспорте умершего. Следовательно, наличие описок в иных документах, в том числе воинского учета, предъявление которых является не обязательным, не может служить основанием для оставления ее заявления без реализации.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ № оплата ритуальных услуг производится по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, но в размере не более 18250 рублей, а в городах Москве и Санкт-Петербурге - 25269 рублей.
Учитывая, что согласно представленных ею административных ответчикам документам, фактически понесенные затраты превысили сумму в 18250 рублей, считает, что ответчикам надлежало принять решение о возмещении ей расходов в размере 18250 рублей.
Начальник отделения социального обслуживания пенсионеров Центра социального обеспечения военного комиссариата Приморского края в судебное заседание не прибыл, причину неявки суду не сообщил.
Представитель ФКУ «Военного комиссариата Приморского края», надлежащим образом извещенный о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не прибыл.
В соответствии с ч. 2 ст. 150 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени слушания дела.
В судебном заседании административный истец ФИО1 исковые требования поддержала по доводам, изложенным в нем.
Выслушав ФИО1, изучив материалы дела, суд находит административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Статьей 11 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» установлены гарантии погребения умерших (погибших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, участников войны.
Согласно пункту 5 этой статьи погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
В судебном заседании установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлся участником Великой Отечественной войны, умер в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ. Административный истец занималась его погребением и понесла расходы, которые подтверждены документально.
14.07.2016г. ФИО1 обратилась в ФГКУ «Военный комиссариат Приморского края» за компенсацией расходов на погребение, на что ей было отказано в возмещении расходов на ритуальные услуги за умершего ФИО2 по основанию разночтения отчества и даты рождения умершего ФИО2 в военном билете с другими документами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 № 460 установлено, что за счет средств федеральных органов исполнительной власти, в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу), в зависимости от последнего места ее прохождения осуществляется погребение участников Великой Отечественной войны. Оплате подлежат следующие виды ритуальных услуг: оформление документов, необходимых для погребения умершего; перевозка умершего в морг, услуги морга; предоставление и доставка гроба, урны, венка; перевозка тела (останков) к месту погребения (кремации); погребение (кремация).
При этом, оплата ритуальных услуг производится по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, но в размере не более 18250 рублей, а в городах Москве и Санкт-Петербурге - 25269 рублей.
Приказом Министра обороны РФ от 13.01.2008 № 5 «О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы» установлен порядок погребения, а также изготовления и установки надгробных памятников, который распространяется на участников Великой Отечественной Войны.
Согласно п. 30 и 31 указанного Порядка оплата ритуальных услуг, а именно: оформление документов, необходимых для погребения погибшего (умершего); перевозка погибшего (умершего) в морг, услуги морга; предоставление и доставка гроба, урны, венка; перевозка тела (останков) погибшего (умершего) к месту погребения (кремации); погребение (кремация), производится родственникам, законным представителям или иным лицам, взявшим на себя обязанности по погребению участника ВОВ, по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, но не более норм, установленных Правительством РФ.
Пунктом 38 Порядка установлено, что для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечиванию памяти лиц – участников ВОВ представляют в военный комиссариат по месту захоронения или учета погибшего (умершего) следующие документы:
заявление на имя военного комиссара о возмещении понесенных расходов;
документы, подтверждающие оплату выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и установке надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ);
свидетельство о смерти погибшего (умершего), выданное органами записи актов гражданского состояния;
справка о месте захоронения погибшего (умершего);
удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы, боевых действий или другой документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти;
фотография или другой документ, подтверждающий установку надгробного памятника на могиле.
Поскольку данный перечень документов является исчерпывающим, а в документах, подлежащих представлению, отчество и дата рождения ФИО2 верные, ссылка административного ответчика на неточности в военном билете умершего участника ВОВ – ФИО2 не состоятельна, в связи с чем административный иск подлежит удовлетворению.
В силу ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрения административного дела.
В соответствии со ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает другой стороне все понесенные по делу судебные расходы.
В силу ст. 112 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд по письменному ходатайству присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно представленных квитанций ФИО1 оплатила юридические услуги в размере 5000 рублей и госпошлину в размере 300 рублей.
По мнению суда, составление административного заявления для адвоката не представляет сложности и большого количества времени, поэтому находит оплату в размере 5000 рублей чрезмерно завышенной. И определяет ее в размере 3000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС РФ, суд
Решил:
Административный иск удовлетворить частично.
Признать действия начальника отделения социального обслуживания пенсионеров Центра социального обеспечения военного комиссариата Приморского края, связанные в отказе возмещения расходов, понесенных по захоронению участника Великой Отечественной войны ФИО2, незаконными.
Возложить на Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Приморского края» обязанность возместить ФИО1 расходы, понесенные ею на погребение участника Великой Отечественной войны – ФИО2 в размере, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 № 460 «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (со службы в указанных органах, войсках и учреждениях, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и органах налоговой полиции), а также на изготовление и установку надгробных памятников».
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Приморского края» в пользу ФИО1 расходы по оплате юридических услуг в размере 3000 (три тысячи) рублей, а также по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Яковлевский районный суд в течение месяца со дня его вынесения с подачей жалобы через Яковлевский районный суд.
Судья: