Дело № 2а-345/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Большереченский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Андреевой Н.Ю. при секретаре Черненко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Большеречье 16 августа 2018 года административное дело по иску межрайонной ИФНС России № 2 по Омской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 2 по Омской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу и пени. В обоснование требований истец указал, что ответчик, как собственник транспортного средства и недвижимого имущества, является плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц, который должен быть уплачен не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. В связи с тем, что ФИО1 в установленный срок указанную в налоговом уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ сумму имущественного налога за 2015 – 2016 г.г. в размере 584 рублей и сумму транспортного налога за 2016 год в размере 4620 рублей не уплатил, на сумму недоимки по имущественному и транспортному налогу начислена пеня. Требование об уплате сумм налога и пени от ДД.ММ.ГГГГ№, в котором предлагалось погасить задолженность в срок до ДД.ММ.ГГГГ, должником не исполнено, в связи с чем истец просил взыскать с ФИО1 задолженность по транспортному налогу за 2016 г. в размере 4620 рублей и пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 11,43 рублей, задолженность по имущественному налогу за 2015 – 2016 г.г. в размере 584 рублей и пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1,44 рублей.
Впоследствии административный истец исковые требования уменьшил в связи с исключением задолженности по отдельным транспортным средствам, просил взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу за 2016 г. в размере 2580 рублей и пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 6,38 рублей, задолженность по имущественному налогу за 2015 – 2016 г.г. в размере 584 рублей и пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1,44 рублей.
Представитель административного истца межрайонной ИФНС России № 2 по Омской области, будучи надлежащим образом извещенным о дне, месте, времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании также участия не принимал при надлежащем извещении о дне, месте, времени судебного разбирательства. Ранее в судебном заседании исковые требования признавал частично, не оспаривая факт неуплаты транспортного налога и налога на имущество за указанные истцом периоды, выразил несогласие с задолженностью по транспортному налогу, ссылаясь на отсутствие у него в собственности комбайна кормоуборочного <данные изъяты>, тракторов <данные изъяты> и <данные изъяты>, с налогом на здание согласен.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно положениям статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.
В силу ст. 8 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Пунктом 1 статьи 23 НК РФ на налогоплательщика возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства (ст. 357 НК РФ).
На основании ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются в том числе самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Согласно п. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Статьей 360 НК РФ установлено, что налоговым периодом признается календарный год.
В силу ст. 363 НК РФ уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, за ФИО1 Большереченской районной инспекцией гостехнадзора зарегистрированы самоходные транспортные средства, в том числе: трактор <данные изъяты>, <данные изъяты> года выпуска, государственный регистрационный знак №, с мощностью двигателя <данные изъяты> комбайн кормоуборочный <данные изъяты>, <данные изъяты> года выпуска, государственный регистрационный знак №, с мощностью двигателя <данные изъяты> в связи с чем в соответствии с вышеприведенными нормами законодательства обязан уплачивать транспортный налог.
Согласно налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 начислен транспортный налог за 2016 год в размере 4620 рублей, в том числе: за трактор <данные изъяты>, <данные изъяты>, в размере 600 рублей; за <данные изъяты>, №, в размере 1980 рублей, а также за комбайн кормоуборочный <данные изъяты>, №, в размере 1740 рублей, за <данные изъяты>№, в размере 300 рублей. Впоследствии административный истец исковые требования уточнил, просил взыскать задолженность по транспортному налогу только за трактор <данные изъяты>, №, в размере 600 рублей, и за <данные изъяты>, №, в размере 1980 рублей.
Учитывая, что государственный регистрационный знак № значится за зарегистрированным на имя ФИО1 комбайном кормоуборочным <данные изъяты>, дата выпуска которого (1980 г.), мощность (164,51 л.с.) и дата возникновения права на который (ДД.ММ.ГГГГ) практически полностью совпадают с данными, предоставленными налоговой инспекцией в отношении транспортного средства <данные изъяты>, за исключением неточности мощности двигателя (165 л.с.), суд приходит к выводу о том, что административным истцом допущена неточность в наименовании вида самоходной техники, что, однако, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Транспортный налог за 2016 год должен быть уплачен не позднее ДД.ММ.ГГГГ. В установленный законом срок транспортный налог уплачен не был, что не оспаривалось ответчиком в судебном заседании.
На основании ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки и должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и налоговым агентам.
В связи с неуплатой транспортного налога в установленный срок ответчику было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога на общую сумму 4620 рублей и пени в размере 11,43 рублей со сроком погашения задолженности до ДД.ММ.ГГГГ.
До настоящего времени в добровольном порядке ответчиком сумма задолженности по транспортному налогу за 2016 год и сумма пени не оплачена.
Учитывая, что в установленный срок ответчиком добровольно не исполнено требование налогового органа, исковые требования о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем, суд находит необходимым уточнить произведенный административным истцом расчет суммы транспортного налога.
На основании ст. 2 Закона Омской области от 18.11.2002 № 407-ОЗ «О транспортном налоге» налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах: в отношении других самоходных транспортных средств, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) – 12 рублей.
Согласно п. 2 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
При том, в Методических рекомендациях по применению главы 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса Российской Федерации», утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 09.04.2003 № БГ-3-21/177, разъяснено, что при пересчете во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) округление производится с точностью до второго знака после запятой.
Как следует из материалов дела, принадлежащий ФИО1 комбайн кормоуборочный <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, имеет мощность двигателя 164,51 л.с.
Соответственно, сумма транспортного налога за данное транспортное средство составит 1974,12 рублей (164,51 х 12).
Итого, с ответчика в пользу истца за два транспортных средства (комбайн кормоуборочный <данные изъяты> и трактор <данные изъяты>) подлежит взысканию задолженность по уплате транспортного налога за 2016 год в размере 2574 рубля 12 копеек (1974,12 р. + 600 р.). Соответственно, сумма пени также уменьшится и составит 6 рублей 37 копеек.
В соответствии со ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
Налогоплательщиками указанного налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (ст. 400 НК РФ).
Статьей 401 НК РФ к объектам налогообложения отнесены, в том числе, иные здание, строение, сооружение, помещение.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>
Согласно положений ст. 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Решением Совета депутатов Старокарасукского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№ в отношении данной категории недвижимого имущества утверждена ставка имущественного налога на 2015 год в размере 0,1%, а решением Совета депутатов Старокарасукского сельского поселения Большереченского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ – на 2016 год утверждена ставка имущественного налога в размере 0,5%.
В силу ст. 405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Как следует из материалов дела, согласно налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, наряду с транспортным налогом, начислен налог на имущество – вышеуказанное здание за 2015 год в размере 247 рублей, за 2016 год в размере 337 рублей, который предлагалось уплатить не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с неуплатой налога в установленный срок ответчику направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате имущественного налога на общую сумму 584 рубля и пени в размере 1,44 рублей со сроком погашения задолженности до ДД.ММ.ГГГГ.
До настоящего времени в добровольном порядке ответчиком сумма задолженности по налогу на имущество за 2015-2016 г.г. и сумма пени не оплачена.
Учитывая, что в установленный срок ответчиком добровольно не исполнено требование налогового органа, исковые требования о взыскании задолженности по налогу на имущество и пени суд также находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 286-290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования межрайонной ИФНС России № 2 по Омской области к ФИО1 удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 в пользу межрайонной ИФНС России № 2 по Омской области задолженность по уплате транспортного налога за 2016 г. в размере 2574 рублей 12 копеек и пени по транспортному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 6 рублей 37 копеек, а также задолженность по уплате налога на имущество физических лиц за 2015 - 2016 г.г. в размере 584 рублей 00 копеек и пени по налогу на имущество физических лиц за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 рубля 44 копеек.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Большереченский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Н.Ю. Андреева