дело № 2а-345/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
25 июня 2018 года с. Приютное
Приютненский районный суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Барашова А.Ф.,
при секретаре судебного заседания Маливановой Н.В.,
с участием прокурора Пузиковой Г.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Калмыцкого республиканского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» к Приютненской территориальной избирательной комиссии Республики Калмыкия о признании незаконным ее решения от <дата>,
у с т а н о в и л:
Калмыцкое республиканское отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (далее по тексту – КРО ПП КПРФ) обратилось в суд о признании незаконным решения Приютненской территориальной избирательной комиссии Республики Калмыкия (далее – Приютненская ТИК) от <дата><номер> «О формировании участковой избирательной комиссии избирательного участка № 159 и назначении ее председателя», мотивируя следующим. Состав УИК избирательного участка № 159 сформирован на основании предложений Приютненского местного отделения ВПП «Единая Россия» (1 человек), Калмыцкого регионального отделения ПП «Патриоты России» (1 человек), Регионального отделения в Республике Калмыкия ПП «Гражданская платформа» (1 человек), Регионального отделения ПП Справедливая Россия» (1 человек), Калмыцкого регионального отделения ПП ЛДПР (1 человек), собрания избирателей по месту работы (1 человек) и собрания депутатов Ульдючинского СМО РК (1 человек) и ее председателем назначен ФИО1 Представленная КРО ПП КПРФ кандидатура <ФИО>1 не была включена в состав участковой избирательной комиссии избирательного участка № 159 вопреки требованиям п. 5 ст. 27 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» о приоритетном праве при включении в состав избирательной комиссии представителей партии. В связи с чем, просит признать незаконным решение Приютненской ТИК от <дата><номер>.
В судебном заседании представитель КРО ПП КПРФ <ФИО>6 поддержала административные исковые требования и показала, что при рейтинговом голосовании в I туре было нарушено приоритетное право кандидата от КРО ПП КПРФ <ФИО>7 по сравнению с другими кандидатурами, в частности <ФИО>12 и ФИО1, на его избрание в члены участковой комиссии № 159.
Председатель Приютненской ТИК ФИО2 в судебном заседании заявленные требования не признала и пояснила, что при формировании участковой избирательной комиссии избирательного участка № 159 не допущено нарушений избирательного законодательства.
В судебном заседании председатель привлеченной в качестве заинтересованного лица участковой избирательной комиссии избирательного участка № 159 ФИО1 не согласился с заявленными административными исковыми требованиями.
Выслушав участников судебного разбирательства, заключение прокурора, полагавшей отказать в удовлетворении требований КРО ПП КПРФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Система, статус и порядок формирования избирательных комиссий в Российской Федерации определяются Федеральным законом от <дата> N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), согласно пункту 1 статьи 27 которого полномочия по формированию участковой комиссии принадлежат территориальной комиссии.
Число членов участковой комиссии с правом решающего голоса определяется формирующими ее территориальной комиссией либо должностным лицом в зависимости от числа избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного участка, участка референдума, в следующих пределах: а) до 1001 избирателя - 3 - 9 членов участковой комиссии; б) от 1001 до 2001 избирателя - 7 - 12 членов участковой комиссии; в) более 2000 избирателей - 7 - 16 членов участковой комиссии (пункт 3 статьи 27 Федерального закона N 67-ФЗ).
Исходя из положений пунктов 1 и 4 статьи 27, пунктов 1 и 2 статьи 22 Федерального закона N 67-ФЗ, формирование участковой комиссии осуществляется на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, предложений других политических партий и иных общественных объединений, а также предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования, а также предложений представительных органов муниципальных образований, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, участковых комиссий предыдущего состава.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в Приютненскую ТИК своевременно поступили предложения по формированию участковой избирательной комиссии избирательного участка <номер> от 6 региональных отделений политических партий, в том числе и КРО ПП «КПРФ», собрания избирателей по месту работы и Собрания депутатов Ульдючинского СМО РК, всего предложено 8 кандидатур.
Согласно протоколу Приютненской ТИК <номер> от <дата> на заседании по рассмотрению вопроса формирования составов участковых избирательных комиссий Приютненского района РК присутствовали 9 членов комиссии из 9 с правом решающего голоса, которые имели возможность ознакомиться с документами по всем кандидатам, предложенным для включения в состав участковых избирательных комиссий, в том числе № 159, каких-либо замечаний и предложений о внесении изменений в предлагаемый проект решения ТИК о формировании участковой избирательной комиссии избирательного участка № 159 от членов комиссии, в том числе представителя КРО ПП КПРФ, не поступило, решение принято единогласно.
Решением Приютненской ТИК от <дата><номер> сформирована участковая избирательная комиссия избирательного участка № 159 сроком на 5 лет в количестве 7 членов комиссии с правом решающего голоса в составе: <ФИО>9, <ФИО>12, <ФИО>11, <ФИО>13 и <ФИО>10, предложенных для назначения в состав комиссии соответственно Приютненским местным отделением ВПП «Единая Россия», КРО ПП «Патриоты России», РО в РК ПП «Гражданская платформа», РО ПП Справедливая Россия и КРО ПП ЛДПР, <ФИО>14 и ФИО1, предложенных для назначения в состав комиссии соответственно собранием избирателей по месту работы и Собранием депутатов Ульдючинского СМО РК.
Пунктом 13 статьи 21 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения настоящего Федерального закона, обязательные для исполнения.
В целях единообразного применения положений действующего законодательства постановлением ЦИК РФ N 192/1337-5 от <дата> утверждены Методические рекомендации о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий (далее - Методические рекомендации).
В соответствии с п. 8.7, 8.8 Методических рекомендаций, в случае если число кандидатур, предложенных политическими партиями, избирательными объединениями, указанными в пункте 8.6 настоящих Методических рекомендаций, более одной второй от общего числа членов участковой избирательной комиссии, рекомендуется определять конкретные кандидатуры из числа предложенных указанными политическими партиями, избирательными объединениями для назначения в состав участковой избирательной комиссии таким образом, чтобы политические партии, избирательные объединения, указанные в пункте 8.6, были представлены в участковых избирательных комиссиях на соответствующей территории на равных основаниях.
Отбор кандидатур проводится на основании процедуры, определенной решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а при его отсутствии - решением соответствующей территориальной комиссии. Процедура отбора может предусматривать рейтинговое голосование, жеребьевку, иные способы определения конкретных кандидатур для назначения в состав участковой избирательной комиссии.
Избирательной комиссией Республики Калмыкия постановлением от <дата><номер> утверждена Процедура отбора кандидатур для назначения в составы участковых избирательных комиссий (далее по тексту – Процедура отбора) и территориальным избирательным комиссиям поручено осуществлять отбор кандидатур для назначения в составы УИК в соответствии с указанной Процедурой, в том числе в случаях, указанных в пунктах 8.7 Методических рекомендаций.
Пунктом 1.1 Процедуры отбора предусмотрено применение указанной процедуры в случае внесения политическими партиями, избирательными объединениями, перечисленными в п. 5 ст. 27 Федерального закона N 67-ФЗ, предложений по кандидатурам для назначения в состав УИК в количестве, превышающей одну вторую от общего числа членов УИК.
В соответствии с п. 2.1 Процедуры отбора соответствующая территориальная комиссия осуществляет отбор кандидатур для назначения в состав УИК рейтинговым голосованием. В случае, указанном в пункте 1.1 Процедуры, рейтинговое голосование проводится сначала между политическими партиями, избирательными объединениями, указанными в пункте 5 статьи 27 Федерального закона N 67-ФЗ, до назначения одной второй от общего числа членов УИК. В дальнейшем рейтинговое голосование проводится между кандидатурами, представленными политическими партиями, общественными объединениями, иными субъектами права внесения предложений, в том числе и политической партией, избирательным объединением, указанными в пункте 5 статьи 27 Федерального закона N 67-ФЗ, но по результатам первого рейтингового голосования не вошедшим в одну вторую от общего числа членов участкового комиссии, до назначения полного состава УИК.
Рейтинговое голосование является открытым и представляет собой ряд последовательных голосований по каждой кандидатуре, предложенной для назначения в состав участковой избирательной комиссии. В рейтинговом голосовании по каждой из кандидатур принимают участие все члены соответствующей территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, присутствующие на заседании, на котором решается вопрос о формировании участковой избирательной комиссии (пункты 2.2 и 2.3 Процедуры отбора).
В силу п. 2.7 Процедуры отбора избранной (избранными) кандидатурой (кандидатурами) для назначения в состав участковой избирательной комиссии считается (считаются) кандидатура (кандидатуры), набравшая(ие) в ходе рейтингового голосования наибольшее число голосов относительно других кандидатур.
В соответствии с пунктом 5 статьи 27 Федерального закона № 67-ФЗ территориальная комиссия обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов участковой комиссии на основе поступивших предложений: а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации; б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 настоящего Федерального закона; в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.
Такими партиями являются Всероссийская политическая партия "Единая Россия", Политическая партия "Коммунистическая партия Российской Федерации", Политическая партия ЛДПР - Либерально-демократическая партия России, Политическая партия Справедливая Россия, Политическая партия «Гражданская платформа» и Политическая партия «Патриоты России».
Как установлено судом, <дата> КРО ПП КПРФ представлены в Приютненскую ТИК предложения по кандидатуре <ФИО>7 (фамилия - по паспорту) в члены УИК избирательного участка № 159, расположенного на территории Ульдючинского СМО РК, с правом решающего голоса.
Помимо КРО ПП КПРФ кандидаты для назначения членами участковой избирательной комиссии избирательного участка № 159 с правом решающего голоса выдвинуты и указанными выше региональными отделения политических партий, то есть из 7 членов комиссии с правом решающего голоса 6 кандидатур в члены комиссии были выдвинуты региональными отделениями приведенных выше политических партий.
Поскольку общее количество кандидатур, предложенных политическими партиями, указанными в подпунктах «а» и «б» п. 5 ст. 27 Федерального закона N 67-ФЗ превышало ? от установленного числа членов УИК № 159, равной 4 членам от общего числа членов комиссии с правом решающего голоса, Приютненской ТИК в соответствии с Методическими рекомендациями и Процедурой отбора кандидатур для назначения в составы УИК РК проведено рейтинговое голосование между кандидатурами, предложенным вышеназванными политическими партиями.
По результатам рейтингового голосования первого тура кандидатура <ФИО>7, предложенная КРО ПП КПРФ, а также кандидатура <ФИО>13 от КРО ПП Справедливая Россия набрали наименьшее количество голосов относительно других кандидатур, в связи с чем кандидатуры КРО ВПП «Единая Россия» (<ФИО>9), КРО ПП ЛДПР (<ФИО>10), РО в РК ПП «Гражданская платформа» (<ФИО>11) и КРО ПП «Патриоты России» (<ФИО>12), набравшие в ходе голосования наибольшее количество голосов, избраны в состав УИК избирательного участка № 159.
В последующем Приютненской ТИК было проведено рейтинговое голосование между кандидатурами, не вошедшими в состав УИК № 159 по результатам первого рейтингового голосования (кандидатуры <ФИО>7 и <ФИО>13), а также кандидатурами, предложенными собранием избирателей по месту работы и Собранием депутатов Ульдючинского СМО РК.
По результатам рейтингового голосования второго тура кандидатура <ФИО>7 набрала 0 голосов. В связи с чем, кандидатуры, предложенные КРО ПП Справедливая Россия (<ФИО>13), собранием избирателей по месту работы (<ФИО>14) и Собранием депутатов Ульдючинского СМО РК (ФИО1), набравшие в ходе второго рейтингового голосования наибольшее число голосов относительно кандидатуры КРО ПП КПРФ, избраны в состав УИК избирательного участка № 159.
Таким образом, предложенная КРО ПП КПРФ кандидатура <ФИО>7 в члены участковой избирательной комиссии избирательного участка № 159 рассмотрена на заседании Приютненской ТИК наравне с кандидатурами от других политических партий, указанных в подпунктах «а» и «б» п. 5 ст. 27 Федерального закона N 67-ФЗ, по результатам первого рейтингового голосования приняла участие во втором рейтинговом голосовании, однако не набрала необходимого количества голосов. Следовательно, в данном случае принцип равного избирательного права в виде обеспечения доступа в избирательный процесс не нарушен.
Доводы представителя административного истца о преимущественном праве <ФИО>7, <дата> года рождения, на его избрание в члены участковой комиссии перед иными субъектами выдвижения, в частности <ФИО>12 и ФИО1, и субъективном отношении членов Приютненской ТИК к его кандидатуре являются несостоятельными.
Так, из пункта 1.1.5 Методических рекомендаций следует, что при формировании избирательной комиссии рекомендуется учитывать принцип преемственности в ее работе, целесообразность назначения в ее состав лиц, имеющих высшее (для участковых избирательных комиссий также среднее) профессиональное образование: юридическое, в области информационных технологий и автоматизации обработки информации либо иное высшее профессиональное образование, опыт организации и проведения выборов, референдумов, а также участие молодежи в работе избирательных комиссий.
Как считает суд, Приютненская ТИК при формировании участковой комиссии в должной мере учла наличие у <ФИО>12, <дата> года рождения, и ФИО1, <дата> года рождения, высшего образования, владение ими компьютерными технологиями и их молодой возраст, то есть в полной мере применила вышеуказанное положение Методических рекомендаций.
Данных, свидетельствующих о субъективном отношении членов Приютненской территориальной избирательной комиссии к кандидатуре КРО ПП КПРФ <ФИО>7 по сравнению с другими кандидатурами, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах, как считает суд, Приютненская ТИК при формировании участковой избирательной комиссии избирательного участка № 159 действовала в соответствии с нормами избирательного законодательства и в рамках предоставленных полномочий и приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований КРО ПП КПРФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 244, 298 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного иска Калмыцкого республиканского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» к Приютненской территориальной избирательной комиссии Республики Калмыкия о признании незаконным решения от <дата><номер> «О формировании участковой избирательной комиссии избирательного участка № 159 и назначении ее председателя» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Приютненский районный суд Республики Калмыкия в течение пяти дней со дня его принятия.
Председательствующий: