ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-345/20 от 13.02.2020 Октябрьского районного суда г. Кирова (Кировская область)

Дело № 2а-345/2020

(43RS0002-01-2019-005607-90)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Киров, ул. Московская, д.70 13 февраля 2020 года

Октябрьский районный суд г. Кирова в составе:

председательствующего судьи Николиной Н.С.,

при секретаре судебного заседания Полуэктовой Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Министерству образования Кировской области, министру образования Кировской области Рысевой О.Н. о признании бездействия незаконным,

У С Т А Н О В И Л :

Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» (далее также – Благотворительные уроки финансовой грамотности; Административный истец; Истец) обратилось в суд с иском к Министерству образования Кировской области (далее также – Министерство образования, Административный ответчик, Ответчик) о признании бездействия незаконным.

В административном исковом заявлении указано, что в целях исполнения пунктов 24 и 25 Предложений добровольческих (волонтерских) организаций Административный истец направил в адрес Административного ответчика обращение общественного объединения граждан в определении форм и сроков межсекторного взаимодействия в реализации мероприятий, указанных в Перечне поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета (утв. Президентом Российской Федерации от 16.01.2019 № Пр-38ГС) и предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы».

В силу ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «Опорядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

Согласно ч. 1 ст. 12 вышеуказанного Федерального закона, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В соответствии с ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ, ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме.

Однако до момента подачи административного иска в суд, в нарушение 30-дневного срока ответ на обращение объединения граждан от административного ответчика не поступил, тем самым Министерство образования Кировской области нарушило основные прав и свободы граждан, гарантированные ст. 33 Конституции и ч.4 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «Опорядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Оспариваемое бездействие органа исполнительной власти в лице административного ответчика заключается в нарушении сроков ответа на обращение объединения граждан, предусмотренного названным Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ.

Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» просило признать бездействие Министерства образования Кировской области, заключающееся в нарушении сроков дачи ответа на обращения граждан – незаконным; обязать административного ответчика предоставить письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве административного ответчика также была привлечена министр образования Кировской области Рысева О.Н.

Представитель административного истца – Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» – Королев Ю.В., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен, направил ходатайство о проведении судебного заседания без его участия.

Представитель административного ответчика – Министерства образования Кировской области, административный ответчик – министр образования Кировской области Рысева О.Н. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены, представили в материалы дела ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. Согласно представленным в материалы дела отзывам, административные ответчики просят отказать административному истцу в удовлетворении заявленных требований, поскольку необходимой совокупности условий, предусмотренных ст. 227 КАС РФ, для удовлетворения административного иска не имеется. Так, распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы» (далее – Стратегия), носит рекомендательный характер. Кроме того, информация о возможности участия в работе платформы самообучения «Урфинграм» размещена на сайте КОГАОУ ДПО «Институт развития образования Кировской области» 20.09.2019. При этом, в адрес органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и кировских областных государственных образовательных организаций направлено рекомендательное письмо о возможности участия в работе платформы самообучения «Урфинграм». Министерство образования самостоятельно реализует предоставленные ему полномочия, в том числе, вправе определять формы и порядок реализации свих полномочий, в том числе, по поддержке и сотрудничеству с общественными организациями, реализации социально ориентированных программ. Обязанность по взаимодействию с юридическими лицами при реализации своих полномочий действующими нормами права на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не возложена. На момент рассмотрения дела в суде Министерство образования направило административному истцу ответ.

Изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно материалам дела, 16.09.2019 в Министерстве образования Кировской области за № 42-03-03-5438 было зарегистрировано обращение от 15.09.2019 № 1090, поступившее от Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» (л.д. 130 (оборот)).

Как следует из указанного обращения, в целях исполнения пунктов 24 и 25 Предложений добровольческих (волонтерских) организаций, утвержденных Перечнем поручений по итогам заседания Государственного совета (утв. Президентом Российской Федерации от 16.01.2019 №Пр-38ГС), Перечнем мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации в области повышения финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций в Российской Федерации на 2017-2021 гг., Планом мероприятий («дорожная карта») Банка России и Министерства финансов Российской Федерации по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 гг. планом мероприятий по реализации Концепции содействию развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года в рамках межсекторного партнерства, предусмотренного распоряжением правительства Российской Федерации от 25.09.2017 № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы» административный истец просил определить форму и сроки взаимодействия с подведомственными учреждениями (л.д.120?122).

17.12.2019 Министерство образования перенаправило вышеуказанное письмо руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, директорам кировских областных государственных образовательных организаций, указав на возможность участия обучающихся на бесплатной основе в работе платформы самообучения «Урфинграм», уточнив, что подробная информация размещена на сайте КОГОАУ «Институт развития образования Кировской области» (л.д.103).

Письменный ответ на вышеуказанное обращение Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» был направлен министерством образования 14.01.2020 (в форме электронного документа на адрес электронной почты), а также 15.01.2020 (почтовым отправлением по почтовому адресу административного истца) (л.д.102, 123-124).

В выше обозначенном ответе Министерства образования от 14.01.2020 указано на то, что министерство образования не планирует осуществлять взаимодействие с добровольческим молодежным движением «Урфинграм». Также до сведения административного ответчика было доведено, что информация о возможности участия в работе платформы самообучения «Урфинграм» размещена на сайте КОГАОУ ДПО «Институт развития образования Кировской области» 20.09.2019. При этом, заявителю также указывалось на то, что в адрес органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и в адрес кировских областных государственных образовательных организаций было направлено рекомендательное письмо о возможности участия в работе платформы самообучения «Урфинграм». Заявителю также было разъяснено, что органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации вправе напрямую определять порядок взаимодействия с организацией по вопросу, содержащемуся в письме заявителя (л.д. 141).

В силу ст. 1 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», названным Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также – гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (ч. 1). Установленный данным Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (ч. 2).

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ, граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ, для целей названного Федерального закона используются следующие основные термины: 1) обращение гражданина (далее – обращение) – направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления; 2) предложение – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества; 3) заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц; 4) жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Статьей 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ установлено, что гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (ч. 1). Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения (ч. 3).

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Таким образом, направленное административным истцом Министерству образования письмо от 15.09.2019 № 1090 соответствовало признакам заявления, указанным в Федеральном законе от 02.05.2006 № 59-ФЗ.

Вместе с тем, рассмотрение заявления Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» не входило в компетенцию министерства образования ввиду следующего.

Согласно ч. 10 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Обобразовании в Российской Федерации», Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с названным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации (ч. 1). Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам (ч. 2). К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности, в частности, относятся: разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации (п. 6 ч. 3).

Таким образом, в соответствии с вышеуказанными требованиями действующего законодательства Министерство образования перенаправило заявление административного истца руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, директорам кировских областных государственных образовательных организаций.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

При этом, суд исходит из того, что само по себе нарушение срока направления заявителю уведомления о переадресации обращения в другой орган не влечет признания незаконными действий (бездействия) Министерства образования Кировской области и не нарушает прав и законных интересов административного истца, с учетом того, что на момент вынесения судом решения заявление Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» было перенаправлено в учебные учреждения, о чем административный истец был уведомлен в письменном виде.

Оснований для возложения на Министерство образования обязанности предоставить административному истцу письменный ответ по существу вопросов, поставленных в обращении, не имеется.

Само по себе несогласие административного истца с содержанием уведомления на его обращение (заявление) не может служить основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку не нарушает прав истца, не возлагает на него никаких обязанностей и не препятствует осуществлению его прав и свобод.

Поскольку судом не установлено необходимой совокупности, поименованной в ч. 2 ст. 227 КАС РФ, оснований для удовлетворения заявленных истцом требований суд не находит, ввиду чего в удовлетворении административного иска надлежит отказать.

Руководствуясь ст. ст. 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного иска Благотворительному региональному молодежному общественному движению «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Министерству образования Кировской области, министру образования Кировской области Рысевой О.Н. о признании бездействия незаконным – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Октябрьский районный суд города Кирова, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.С. Николина

Решение в окончательной форме

принято 28.02.2020.