ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-345/2022 от 02.02.2022 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 2а-345/2022 (2а-5535/2021)

УИД: 22RS0068-01-2021-007375-90

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 февраля 2022 года г. Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

судьи: Мальцевой О.А.

при секретаре: Мамедовой Д.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 16 по Алтайскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России по .... обратилась в суд с административным иском к ФИО1, просит взыскать с административного ответчика налог на имущество физических лиц за 2018 в размере 5659 руб., пени, начисленные на данную недоимку в размере 70,17 руб., земельный налог за 2018 в размере 3096 руб., пени, начисленные на данную недоимку в размере 38,39 руб.

В обоснование требований указано, что согласно данным органов, осуществляющих государственную регистрацию права на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органов технической инвентаризации, ФИО1 является собственником недвижимого имущества, а именно земельных участков: по адресу: .... (кадастровый ); по адресу: .... (кадастровый ); по адресу: .... (кадастровый ); по адресу: ...., СНТ Дружба, (кадастровый ). Исходя из кадастровой стоимости земельных участков сумма земельного налога за 2018 год составила 3096 руб.

Кроме того, ФИО1 является собственником жилого дома по адресу: .... (кадастровый ). Исходя из инвентаризационной стоимости объекта сумма налога на имущество за 2018 год составила 5 959 руб.

Налоговое уведомление, требование об уплате налогов и сборов направлены налогоплательщику в установленном порядке, вместе с тем, оплата задолженности в установленный срок не произведена. В связи с неуплатой налогоплательщиком налогов в установленный срок образовалась недоимка, начислены пени. Судебный приказ о взыскании недоимки и пени отменен по заявлению административного ответчика.

В судебное заседание административный истец не явился, извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебное заседание административный ответчик ФИО1 не явился, извещен надлежаще. В ходе рассмотрения дела заявленные требования не признал, указывая на наличие налоговой льготы, просил произвести перерасчет налога на имущество физических лиц исходя из его кадастровой стоимости. Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст.ст. 399, 400, 401 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Из материалов дела следует, что в 2018 году ФИО1 являлся собственником ? доли жилого дома по адресу: .... (кадастровый ), право собственности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы (исходя из кадастровой стоимости) может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

На территории .... до ДД.ММ.ГГГГ порядок исчисления налоговой базы из кадастровой стоимости не установлен, в связи с чем, налоговым органом налог на имущество физических лиц исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

Вместе с тем, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N 10-П Конституционный Суд РФ дал оценку конституционности пунктов 1 и 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, в той мере, в какой они служат нормативным основанием для определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц и обусловленного применяемым способом определения налоговой базы размера налоговой ставки в тех субъектах Российской Федерации, в которых продолжает применяться инвентаризационная стоимость объектов недвижимости для целей налогообложения.

Конституционный Суд признал оспоренные положения не противоречащими Конституции Российской Федерации, указав, что они не исключают права налогоплательщика требовать в индивидуальном порядке (при разрешении налогового спора), в целях исчисления суммы налога на имущество физических лиц, использования сведений об определенной в надлежащем порядке кадастровой (рыночной) стоимости этого имущества и соответствующего размера налоговой ставки в том случае, когда сумма налога, исчисленная налоговым органом исходя из инвентаризационной стоимости этого имущества, существенно превышает сумму налога, исчисляемую исходя из его кадастровой стоимости. Выявленный в настоящем Постановлении конституционно-правовой смысл пунктов 1 и 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

В судебное заседание от административного ответчика поступило ходатайство об использовании при исчислении налога на имущество кадастровой стоимости объектов недвижимости, как наиболее приближенной к реальной стоимости соответствующего объекта.

Учитывая, что сумма налога, рассчитанная из кадастровой стоимости объекта недвижимости меньше размера налога, исчисленного из инвентаризационной стоимости объектов, с учетом положений постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N9 10-П ответчик вправе требовать в индивидуальном порядке в целях исчисления суммы налога на имущество физических лиц за 2017 год использования сведений об определенной в надлежащем порядке кадастровой (рыночной) стоимости этого имущества и соответствующего размера налоговой ставки.

Согласно сведениям ФКП Росреестра кадастровая стоимость жилого дома по адресу: .... (кадастровый ), составляет 4 943 898,99 руб.

В силу ч.3 ст. 403 НК РФ налоговая база в отношении квартиры, части жилого дома определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, части жилого дома.

Соответственно, налоговая база в отношении ? доли квартиры, расположенной по адресу: .... (кадастровый ), определяется следующим образом: 4943 898,99 руб. (кадастровая стоимость) х 1/2 (доля в праве собственности) - 4 943 898,99 руб./186,3 кв.м.(общая площадь) х 20 кв.м. = 1 941 203 руб.

В соответствии с ч.2 ст.406 НК РФ в случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих 0,1 процента в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат.

Если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), налогообложение производится в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения - по налоговым ставкам, указанным в пункте 2 настоящей статьи (п.6 ст.406 НК РФ).

На момент исчисления налога на имущество физических лиц за 2018 год в отношении ФИО1 на территории .... налоговые ставки, в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, установлены не были.

Такие ставки установлены только решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «О налоге на имущество физических лиц на территории ....», вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с изложенным в отношении квартиры, расположенной по адресу: .... (кадастровый ) подлежит применению налоговая ставка, предусмотренная п.2 ст.406 НК РФ, в размере 0,1 % от налоговой базы.

Соответственно, сумма налога на имущество физических лиц на квартиру, расположенную по адресу: .... (кадастровый ), исчисленная исходя из кадастровой стоимости, составит 647 руб. (1 941 203 руб.*0,1%*4/12), с учетом округления до полного рубля.

Таким образом, сумма налога на имущество физических лиц за 2018 год составляет 647 руб.

При этом, как следует из ответа налогового органа ФИО1 при исчислении налога на имущество физических лиц за 2018 год предоставлена налоговая льгота в соответствии с п. 1 ст. 407 НК РФ в отношении жилого дома по адресу: ...., размер которой составляет 52 779 руб. В этой связи, оснований для освобождения налогоплательщика от оплаты налога в отношении доли жилого дома с кадастровым номером 22:63:020512:95 не имеется, поскольку в силу п. 3 ст. 407 НК РФ налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.

В соответствии с положениями ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии с ч. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Согласно ст.ст. 390, 391 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В силу ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ налоговая ставка для собственников земельных участков, занятых жилищным фондом или приобретенных (предоставленных) физическими лицами для индивидуального жилищного строительства установлена в размере 0,1%.

В соответствии с положениями п.5 ст.391 Налогового кодекса РФ налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся к одной из следующих категорий: ветеранов и инвалидов боевых действий.

Уменьшение налоговой базы в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи (налоговый вычет) производится в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика. Уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору не позднее 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанного земельного участка применяется налоговый вычет. При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на применение налогового вычета, уведомления о выбранном земельном участке налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщиков в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется право на налоговую льготу, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц (п.10 ст.396 Налогового кодекса РФ).

Согласно п.4.1 Положения о земельном налоге на территории городского округа - .... края, утв. решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 839 (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений), для категорий налогоплательщиков, указанных в пункте 5 статьи 391 Налогового кодекса РФ, налоговая база дополнительно уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 50000 рублей на одного налогоплательщика в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.

Согласно материалам дела ФИО1 на праве собственности принадлежит:

- земельный участок по адресу: .... (кадастровый ), право собственности с ДД.ММ.ГГГГ, категория земель – земли населенных пунктов, виды разрешенного использования – для эксплуатации жилого дома, кадастровая стоимость – 4 013 013, 75 руб.;

- ? доля на земельный участок по адресу: .... (кадастровый ), право собственности с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, категория земель – земли населенных пунктов, виды разрешенного использования – для завершения строительства и дальнейшей эксплуатации усадебного жилого дома, кадастровая стоимость – 692 249,12 руб.;

- земельный участок по адресу: .... (кадастровый ), право собственности с ДД.ММ.ГГГГ, категория земель – земли населенных пунктов, виды разрешенного использования – для эксплуатации жилого дома, кадастровая стоимость – 2 239 663,8 руб.

Материалами дела подтверждается, что ФИО1 относится к льготной категории «ветеран боевых действий», «пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством», в связи с чем, в административном иске налоговый орган производит расчет земельного налога за 2018 год по объекту .... с учетом права ФИО1 на налоговую льготу. Вместе с тем, необоснованно не учитывает наличие у административного ответчика права на налоговую льготу, установленную п.4.1 Положения о земельном налоге на территории городского округа - .... края, утв. решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 839.

В соответствии с приведенными выше нормативными положениями размер необлагаемой налогом суммы в отношении объекта .... составил 1 811 263 руб. исходя из следующего расчета: 4 013 013 руб. – 2 151 750 руб. – 50 000 руб., где, 12 151 750 руб. – кадастровая стоимость 600 кв.м. (4 013 013руб. / 1119 кв.м. * 600 кв.м.); 50000 руб.- дополнительный налоговый вычет.

Соответственно сумма земельного налога за 2018 год составляет:

- для участка по адресу: .... (кадастровый ), 1 811 руб. исходя из следующего расчета: 1 811 263 руб. (кадастровая стоимость участка) * 0,1 % (налоговая ставка)*12/12(количество месяцев владения), с учетом положений ч.6 ст. 52 Налогового кодекса РФ исчисляется в полных рублях, в данном случае, с округлением до полного рубля.

- для участка по адресу: .... (кадастровый ), 1120 руб. исходя из следующего расчета 2 239 663 руб. (кадастровая стоимость участка) * 0,1 % (налоговая ставка) *6/12(количество месяцев владения), с учетом положений ч.6 ст. 52 Налогового кодекса РФ исчисляется в полных рублях, в данном случае, с округлением до полного рубля.

- для участка по адресу: .... (кадастровый ), 115 руб. исходя из следующего расчета 692 249,12 * (кадастровая стоимость участка) * 0,1 % (налоговая ставка)*1/2 *4/12(количество месяцев владения), с учетом положений ч.6 ст. 52 Налогового кодекса РФ исчисляется в полных рублях, в данном случае, с округлением до полного рубля.

Итого, сумма недоимки по земельному налогу 2018 год составила 3046 руб.

Из материалов дела следует, что в соответствии с положениями ч.4 ст.52 НК РФ налоговое уведомление об уплате налога за 2018 год от ДД.ММ.ГГГГ с расчетом налога и сроком уплаты налога до ДД.ММ.ГГГГ направлено ответчику ДД.ММ.ГГГГ заказным письмом, что подтверждается списком заказных писем , сведениями АИС Налог-3ПРОМ о присвоении почтового идентификатора данному налоговому уведомлению.

На основании ст.ст. 69, 70 НК РФ в связи с неисполнением обязанности по уплате транспортного налога в установленный срок ФИО1ДД.ММ.ГГГГ направлено требование об уплате недоимки по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается списком заказных писем от ДД.ММ.ГГГГ, сведениями АИС Налог-3ПРОМ о присвоении почтового идентификатора данному требованию.

Адрес места жительства налогоплательщика, указанный в налоговом уведомлении, требовании и списках заказных писем, соответствует месту регистрации ответчика на момент направления указанных документов, что подтверждается адресной справкой.

В связи с изложенным суд приходит к выводу, что налоговым органом соблюден порядок направления административному ответчику налогового уведомления и требования.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно требованию срок оплаты недоимки установлен до ДД.ММ.ГГГГ. В установленный срок оплата налога ответчиком не произведена. Выданный ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ о взыскании недоимки отменен определением мирового судьи судебного участка № .... по заявлению должника – ДД.ММ.ГГГГ.

В суд с настоящим иском налоговый орган обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть в течение 6 месяцев со дня отмены судебного приказа – ДД.ММ.ГГГГ (срок до ДД.ММ.ГГГГ). Таким образом, установленный ст. 48 НК РФ срок принудительного взыскания недоимки за 2018 год соблюден.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Учитывая, что административным ответчиком не представлено доказательств исполнения обязанности по уплате налогов, с ФИО1 подлежит взысканию недоимка по земельному налогу за 2018 год в размере 3046 руб., недоимка по налогу на имущество за 2018 год в размере – 647 руб.

В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Из приведенной нормы следует, что требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется названным органом на основании пункта 1 статьи 70 НК РФ не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями - с момента уплаты последней ее части).

Расчет пени по земельному налогу, по налогу на имущество физических лиц за 2018 отражен в требовании по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, учитывая изменение судом основной задолженности, пени, начисленные на нее также подлежит перерасчету:

Пени, начисленные за неуплату налога на имущество физических лиц за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ:

647 руб. х6,50%/300х13 дн. = 1,8 руб.

647 руб. х6,25%/300 х46 дн. = 6,2 руб., а всего 8 руб.

Пени, начисленные за неуплату земельного налога за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ:

3 046 руб. х6,50%/300х13 дн. = 8,6 руб.

3 046 руб. х6,25%/300 х46 дн. = 29,2 руб., а всего 37,8 руб.

С учетом установленных по делу обстоятельств, требования налоговой инспекции подлежат удовлетворению в части. С ФИО1 подлежит взысканию задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 647 руб., пени в размере 8 руб., по земельному налогу за 2018 год в сумме 3046 руб., пени – 37,8 руб.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Административный иск Межрайонной ИФНС России по .... – удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС России по .... с зачислением в соответствующий бюджет налог на имущество за 2018 год в сумме 647 руб., пени, начисленные за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц в размере 8 руб., земельный налог за 2018 год в сумме 3046 руб., пени, начисленные за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц в размере 37,8 руб.

В остальной части иска – отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья О.А. Мальцева