ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3461/16 от 25.05.2016 Свердловского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело №2а-3461/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 мая 2016 года г. Пермь

Свердловский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Борцовой Е.П.

при секретаре Петровских А.Н.

с участием представителя истца Гавриковой Е.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ИФНС России по <адрес> к Беляевой А. И. о взыскании задолженности по налоговым платежам,

установил:

ИФНС по <адрес> обратилась в суд с административным иском к Беляевой А.И., указывая, что она является плательщиком земельного налога и обязана своевременно и в полном объеме вносить в бюджет причитающиеся к уплате суммы налога. На основании ст. 391, 392, 394 НК РФ ответчику начислен земельный налог за 2014 год в сумме -СУММА1-. по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ. В установленный срок налог не уплачен. На основании ст. 75 НК РФ ответчику начислена пеня за неуплату налога в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России от неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки в сумме -СУММА2-. Ответчику направлены Требования №, . об уплате земельного налога и пени, которые до настоящего времени перед бюджетом не погашены.

На основании вышеизложенного, истец просит взыскать с Беляевой А.И. задолженность по земельному налогу в сумме -СУММА3- в том числе недоимку по земельному налогу за 2014г. в размере -СУММА1-., пени в размере -СУММА2-.

Административный истец в судебном заседании доводы административного искового заявления поддержали.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещался, ранее представитель административного ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что решениями Пермского краевого суда изменена кадастровая стоимость земельных участков, в связи с чем размер земельного налога необходимо пересчитывать.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя административного истца, суд приходит к следующему.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК Российской Федерации) обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу статьи 45 НК Российской Федерации обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального Закона от 09.12.1991 № 2003-1, исчисление налогов производится налоговыми органами.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

В соответствии со статьей 387 НК Российской Федерации земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу статьи 388 НК Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

На основании пункта 1 статьи 389 НК Российской Федерации объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

В соответствии со статьей 390 НК Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством.

Согласно норме статьи 391 НК Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В соответствии с пунктом 4 данной статьи налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах.

Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Судом установлено, что Беляевой А.И. на праве собственности принадлежат земельные участки, расположенные в <адрес>, в связи с чем она является плательщиком земельного налога с физических лиц в границах городских поселений.

В связи с этим, истцом в адрес Беляевой А.И. было направлено налоговое уведомление , в соответствии с которым ей предлагалось уплатить земельный налог за 2014 год за земельные участки: кадастровый в срок до ДД.ММ.ГГГГ. в размере -СУММА1-. (л.д. 19).

Однако в указанный срок административным ответчиком обязанность по уплате налога не была исполнена. В связи с чем, на сумму недоимки Инспекцией начислены пени в размере -СУММА2-

Инспекцией в адрес ответчика были направлены Требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, в соответствии с которыми ей было предложено погасить задолженность по уплате земельного налога и пени в срок до ДД.ММ.ГГГГ., до ДД.ММ.ГГГГ. и до ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 5, 6, 7).

Поскольку Беляева А.И. свои обязательства по уплате земельного налога надлежащим образом не исполнила, учитывая, что срок уплаты налога истек, суд считает, что требования ИФНС по <адрес> к Беляевой А.И. о взыскании недоимки, пени по земельному налогу в размере -СУММА3-., в том числе: недоимка по земельному налогу за 2014г. в размере -СУММА1-., пени в размере -СУММА2- являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Доводы представителя административного ответчика о том, что земельный налог за 2014 год следует исчислять исходя из кадастровой стоимости земельного участка, определенного решениями Пермского краевого суда, судом во внимание не принимаются по следующим основаниям.

Решениями Пермского краевого суда № 3-143/2015, № 3а-237/2015, 3а-236/2015 установлены следующие размеры кадастровой стоимости принадлежащих Беляевой А.И. земельных участков по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.: -СУММА4-., -СУММА4-., -СУММА5-

Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (статья 391 НК РФ). Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).

Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы - органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.

Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. При этом статьей 24.20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Таким исключением являются положения абз. 5 статьи 24.20 указанного Закона, согласно которому в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, для определения периода, в котором подлежит применению установленная судом кадастровая стоимость земельного участка. Указанный вывод также следует из положений п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".

Аналогичный порядок определения налоговой базы в отношении земельного участка в случае изменения его кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", регламентирован в абз. 6 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ. В таком случае сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

В своем Определении от 03.07.2014г. №1555-О Конституционный Суд РФ указал, что установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости, в том числе в целях налогообложения, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель; … доведение размеров кадастровой стоимости до рыночной стоимости объекта, производится на будущее время. То есть, из смыла указанного Определения следует, что ретроспективное изменение кадастровой стоимости (распространение её на прошедшее время) – невозможно.

Правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости в связи с ее несоответствием рыночной стоимости земельного участка является то, что с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в кадастр установленную судебным актом рыночную стоимость земельного участка. С этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой и должна применяться в новом, измененном виде.

С учетом указанных обстоятельств суд исходит из отсутствия у административного истца правовых оснований для определения налоговой базы по земельному налогу за 2014 год по измененной кадастровой стоимости.

Судом установлено, что при постановке на государственный кадастровый учет расчет кадастровой стоимости земельных участков была произведена в соответствии с действующим на тот момент Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ.. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером составляла -СУММА6-.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером составляла -СУММА7- кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером составляла -СУММА8-. (л.д. 36-55).

Установлено, что заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков Беляевой А.И. были поданы в течение 2015г.

Таким образом, кадастровая стоимость определенная решениями Пермского краевого суда применяется с 1 января календарного года, в котором поданы соответствующие заявления о пересмотре кадастровой стоимости - 2015 год.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. для исчисления налога на земельные участки применяется кадастровая стоимость, утвержденная Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края» в размере -СУММА6-. по земельному участку с кадастровым номером ; в размере -СУММА7-. по земельному участку с кадастровым номером ; в размере -СУММА8-. по земельному участку с кадастровым номером

С учетом изложенного, доводы Беляевой А.И. о том, что земельный налог за 2014 год следует исчислять исходя из кадастровой стоимости земельных участков, определенных решениями Пермского краевого суда № 3-143/2015, № 3а-237/2015, 3а-236/2015, являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению в полном размере.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.174-180, 290 КАС РФ, суд

Решил:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Взыскать с Беляевой А. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> задолженность по налогам -СУММА1-., пени - -СУММА2-., всего – -СУММА3-.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми в течение месяца с момента вынесения в окончательной форме.

Судья: Е.П. Борцова.