ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3464/20 от 09.10.2020 Норильского городского суда (Красноярский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 октября 2020 года город Норильск

Норильский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Курунина С.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярского краю к некоммерческому партнерству «Норильский учебно-методический центр Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» о ликвидации некоммерческой организации и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Министерство юстиции Российской Федерации по Красноярского краю обратилось в суд с административным исковым заявлением к некоммерческому партнерству «Норильский учебно-методический центр Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» о ликвидации некоммерческой организации и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц, указав в обоснование заявленных требований, что 08.12.2005 Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Норильску Красноярского края внесла запись о государственной регистрации организации – административного ответчика - в ЕГРЮЛ и присвоила ей основной государственный регистрационный . В соответствии с положениями действующего законодательства Российской Федерации некоммерческие организации обязаны ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, предоставлять в Министерство юстиции Российской Федерации, его территориальные органы отчеты о своей деятельности или сообщения о продолжении своей деятельности, ежегодно размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчеты о своей деятельности или сообщения о продолжении своей деятельности. В нарушение п.п. 3, 3.1 ст. 32 Федерального закона №7-ФЗ организацией в установленный срок, до 15 апреля года, следующего за отчетным, и на момент обращения в суд, не представлены отчетные сведения о деятельности за 2018-2019 годы. Отчетные сведения не размещены на Информационном портале Минюста России.

Согласно п.10 ст. 32 Федерального закона №7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных ст.32 Федерального закона №7-ФЗ, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации.

Кроме этого, 13.02.2020 от директора организации Р. поступило заявление о том, что деятельность организацией не осуществляется и осуществляться в дальнейшем не будет.

Административный истец просил ликвидировать некоммерческое партнерство «Норильский учебно-методический центр Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» и исключить сведения о нем из ЕГРЮЛ.

Административный истец – Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю, будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направил, начальник Управления Б. просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца, не возражая против рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.

Административный ответчик - некоммерческое партнерство «Норильский учебно-методический центр Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России», надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направил, директор организации Р. в представленном письменном заявлении просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного ответчика, указав о фактическом прекращении деятельности, просил ликвидировать указанное юридическое лицо.

Заинтересованное лицо – Межрайонная ИФНС России №23 по Красноярскому краю, будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направило, о причинах неявки не сообщило, об отложении рассмотрения дела не просило.

Принимая во внимание, что в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной в силу закона и не признана судом таковой, а также представители этих лиц, суд на основании ч.7 ст.150 КАС РФ рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.

Исследовав доказательства в письменной форме, суд приходит к следующему.

Согласно статье 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами и (или) юридическими лицами права на объединение, создание, деятельность, реорганизацию и (или) ликвидацию некоммерческих организаций, регламентированы Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

В силу статьи 11 указанного Федерального закона некоммерческие организации могут создаваться в форме ассоциации (союза).

В силу статьи 8 указанного Федерального закона некоммерческие организации могут создаваться в форме некоммерческого партнерства.

Так, согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.

Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства. Члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов, если иное не установлено федеральным законом.

В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, и (если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации подлежат обязательному аудиту.

Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.

Некоммерческие организации, получившие денежные средства и иное имущество от иностранных источников, ведут раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках поступлений от иностранных источников, и доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках иных поступлений.

В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, представляют в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, один раз в полгода, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, - ежеквартально, аудиторское заключение - ежегодно.

В силу подпункта "а" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" вышеуказанные документы и сведения предоставляются некоммерческой организацией не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 марта 2010 года N 72 "Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций" (зарегистрирован в Минюсте РФ 09 апреля 2010 года N 16857) были утверждены Формы отчетов о деятельности некоммерческой организации, персональном составе ее руководящих органов, а также о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства (с 17.09.2018 - Приказ Минюста России от 16.08.2018 N 170 "Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций").

В соответствии с пунктом 3.2 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.

Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.

Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Такой порядок установлен Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 7 октября 2010 г. N 252 "О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций", и согласно этому Порядку названные отчеты и сообщения о деятельности некоммерческих организаций подлежат размещению на информационных ресурсах Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Меры принуждения за неисполнение юридическими лицами требований действующего законодательства установлены положениями пункта 10 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", согласно которой неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Данное законоположение является гарантией осуществления контроля за соблюдением некоммерческой организацией требований действующего законодательства РФ, поскольку неисполнение организацией требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", в сроки, установленные пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года N 212, существенно затрудняет выполнение уполномоченным органом его функций, возложенных Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 июня 2012 года N 1246-О, указанная мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц.

В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, за исключением бюджетных и казенных учреждений, и ведомственного контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений.

Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 Министерство юстиции Российской Федерации уполномочено осуществлять контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, их уставным целям и задачам, за соответствием деятельности филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации.

Судом установлено, что некоммерческое партнерство «Норильский учебно-методический центр Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» зарегистрировано 08.12.2005 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Норильску Красноярского края, присвоен ОГРН 1052457058686.

В нарушение требований, предусмотренных пунктами 3, 3.1 и 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ, некоммерческое партнерство «Норильский учебно-методический центр Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» не представило в Управление Министерства юстиции РФ по Красноярскому краю указанную информацию за 2018 год и за 2019 год и не размещала в сети Интернет и средствах массовой информации сообщения о продолжении своей деятельности.

В силу пункта 3 части 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется решением суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

Представленный в материалы дела Устав некоммерческого партнерства «Норильский учебно-методический центр Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» содержит положения, согласно которым партнерство создано и осуществляет свою деятельность на основании Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, федерального закона "О некоммерческих организациях".

Помимо этого, из главы 7 названного Устава следует, что юридическое лицо ведет бухгалтерский учет и предоставляет финансовую отчетность в порядке, установленном законодательством, в том числе предоставляет ежегодные отчеты.

Таким образом, судом установлено, что требования названного Федерального закона и приведенного Устава некоммерческого партнерства «Норильский учебно-методический центр Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» самой организацией не выполняются, при этом нарушения носят неоднократный характер и являются существенными.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года N 14-П по делу "О проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина Б., ЗАО "<данные изъяты>" и ЗАО "<данные изъяты>" указано, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных ими последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Исходя из конституционно-правового смысла указанных норм, юридическое лицо, в том числе, некоммерческую организацию, нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности. При этом характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

На момент обращения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю с административным иском в суд нарушения законодательства административным ответчиком не устранены.

Оценивая представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд учитывает, что суду не представлено доказательств, подтверждающих, что в период с 2018 года и до настоящего времени некоммерческая организация осуществляет деятельность, соответствующую ее уставным целям, при этом не имеет задолженности по налоговым платежам и обязательным платежам в бюджетные и внебюджетные фонды, поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства.

При таких обстоятельствах, учитывая, что доводы истца о нарушении административным ответчиком обязанностей, возложенных на некоммерческую организацию положениями статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", нашли подтверждение при рассмотрении дела, ответчиком оспорены и опровергнуты не были, допущенные нарушения в силу пункта 10 статьи 32 указанного Федерального закона могут служить основанием для ликвидации данной некоммерческой организации, поскольку носят неоднократный систематический характер на протяжении длительного периода, в связи с чем суд находит заявленные требования о ликвидации некоммерческой организации обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу статьи 1 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно статье 4 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственные реестры содержат соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.

Как указано выше, в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Пунктом 3 ст. 18 вышеназванного Федерального закона предусмотрено, что учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.

С учетом того, что учредители (участники), орган, уполномоченный учредительным документом административного ответчика, не принимали решение о ликвидации некоммерческой организации, по смыслу п. 3 ст. 18 закона "О некоммерческих организациях" они не обладают правом назначения ликвидационной комиссии и установления порядка и сроков ликвидации некоммерческой организации.

В соответствии с п. 9 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости исключения из Единого государственного реестра юридических лиц сведений об административном ответчике.

Административный истец исходя из положений подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины при подаче административного иска освобожден.

В силу положений ст.114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В этой связи, с учетом положений ст.333.19 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярского краю к гаражному некоммерческому партнерству «Норильский учебно-методический центр Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» о ликвидации некоммерческой организации и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц – удовлетворить полностью.

Ликвидировать некоммерческое партнерство «Норильский учебно-методический центр Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» (<данные изъяты>), исключив его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Взыскать с гаражного некоммерческого партнерства «Норильский учебно-методический центр Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» в доход местного бюджета муниципального образования город Норильск государственную пошлину в сумме 6 000 (шесть тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Норильский городской Красноярского края в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий судья С.В. Курунин