ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3466/20 от 15.12.2020 Калининского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2а-3466/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Челябинск 15 декабря 2020 года

Калининский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи Рохмистрова А.Е.,

рассмотрев в порядке упрощённого (письменного) производства административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по Калининскому району г. Челябинска к Поклад Алексею Дмитриевичу о взыскании задолженности по налогам.

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по Калининскому району г. Челябинска (далее по тексту - ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании налога на доходы физических лиц в размере 325 рублей, пени по нему в размере 4 рублей 28 копеек, налога на имущество физических лиц в размере 14 рублей, пени по нему в размере 1 рубля 26 копеек, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчётные периоды, возникшие до 1 января 2017 года, в размере 110 рублей 04 копеек, указав на то, что административный ответчик не произвёл оплату налогов и страховых взносов в установленные законом сроки, в связи с чем начислены пени (л.д. 4-6).

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещён, в административном иске просил рассмотреть дело в своё отсутствие, выразил согласие на рассмотрение дела в порядке упрощённого (письменного) судопроизводства (л.д. 5/оборот, 107).

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил, представил письменный отзыв, в котором против удовлетворения административного иска возражал (л.д. 76, 106, 108).

Суд в силу ч. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определил рассмотреть дело в порядке упрощённого (письменного) производства.

Исследовав материалы дела, суд считает административные исковые требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Положениями п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Согласно ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.

В силу ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.

Как следует из материалов дела, ФИО1 в течении четырёх полных месяцев 2014 года (до 29 мая 2014 года) являлся собственником 2/9 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение - квартиру по адресу: (адрес), кадастровый , что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 104).

26 сентября 2017 года почтовой связью в адрес административного ответчика ((адрес)) налоговым органом направлено налоговое уведомление от 23 августа 2017 года об уплате налога на имущество физических лиц за 2014 год за вышеназванную долю в квартире в сумме 14 рублей (187 692 * 2 / 9 * 0,001 * 4 / 12 = 13,90 руб., округляется до 14 руб.) в срок не позднее 1 декабря 2017 года (л.д. 18, 19).

4 декабря 2018 года почтовой связью в адрес административного ответчика налоговым органом направлено требование от 30 ноября 2018 года об уплате налога на имущество физических лиц за 2014 год за вышеназванную долю в квартире в срок до 17 января 2019 года в сумме 14 рублей и пени по нему за период с 2 декабря 2017 года по 29 ноября 2018 года в размере 1 рубля 26 копеек (л.д. 14-17).

В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 208 Налогового кодекса Российской Федерации для целей настоящей главы к доходам от источников в Российской Федерации относятся, в том числе доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации.

Налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п. 1 ст. 224 Налогового кодекса Российской Федерации).

17 ноября 2017 года между ООО «Маркетинговые инновации» (арендатор) и ФИО1 (арендодатель) заключен договор аренды автомобиля с экипажем , по условиям которого арендодатель предоставляет арендатору легковой автомобиль марки ***, 2007 года выпуска, идентификационный номер (VIN) *** государственный регистрационный знак ***, во временное владение и пользование за плату, а также оказывает арендатору своими силами услуги по управлению автомобилем и его технической эксплуатации (л.д. 99-100).

Пунктом 2.1 договора аренды автомобиля с экипажем предусмотрено, что все налоги и сборы, которые в соответствии с действующим законодательством России обязан уплачивать налогоплательщик в сроки, установленные законодательством, самостоятельно уплачивает арендодатель.

17 ноября 2017 года административный ответчик обратился с письмом на имя директора ООО «Маркетинговые инновации», в котором просил все суммы по договору аренды перечислять на его банковскую карту в полном объеме, указав на то, что уплату налогов будет производить самостоятельно (л.д. 101).

ФИО1 получил от ООО «Маркетинговые инновации» в качестве оплаты по договору аренды автомобиля с экипажем в ноябре 2017 года сумму 500 рублей, в декабре 2017 года - 2 000 рублей, после чего арендатор направил в налоговый орган справку о доходах физического лица за 2017 год в отношении административного ответчика с указанием о получении последним дохода в названном размере (л.д. 29).

27 июля 2018 года почтовой связью в адрес административного ответчика ((адрес)) налоговым органом направлено налоговое уведомление от 14 июля 2018 года об уплате налога на доходы физических лиц за 2017 год в размере 325 рублей (2 500 * 13% = 325) в срок не позднее 3 декабря 2018 года (л.д. 27, 28).

26 марта 2019 года почтовой связью в адрес административного ответчика налоговым органом направлено требование от 13 марта 2019 года об уплате налога на доходы физических лиц за 2017 год в срок до 9 апреля 2019 года в сумме 325 рублей и пени по нему за период с 3 декабря 2018 года по 12 марта 2019 года в размере 4 рублей 28 копеек (л.д. 20-26).

Определяя размер подлежащей взысканию с административного ответчика задолженности по налогу на имущество физических лиц, пени по налогу на имущество физических лиц, задолженности по налогу на доходы физических лиц и пени по налогу на доходы физических лиц, суд считает возможным взять за основу представленные административным истцом расчёты, которые административным ответчиком не опровергнуты, судом проверены и являются правильными.

При таких обстоятельствах, учитывая, что административному ответчику налоговым органом своевременно направлены налоговое уведомление и требование об уплате спорных налогов и пени, сроки на обращение с заявлением о выдаче судебного приказа, а также на обращение в суд после отмены судебного приказа административным истцом соблюдены, доказательств уплаты налогоплательщиком названных налогов материалы дела не содержат, с административного ответчика в пользу административного истца подлежит взысканию задолженность по налогу на доходы физических лиц в размере 325 рублей, пени по нему в размере 4 рублей 28 копеек, задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 14 рублей, пени по нему в размере 1 рубля 26 копеек.

Доводы административного ответчика о том, что в 2017 году он не сотрудничал с ООО «Маркетинговые инновации» и не получал от него доходы, опровергаются материалами дела, в том числе заключенным между ФИО1 и ООО «Маркетинговые инновации» договором аренды автомобиля с экипажем от 17 ноября 2017 года .

Ссылки административного ответчика на пропуск налоговым органом срока на обращение в суд отклоняются судом.

В силу абзаца третьего пункта 4 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если общая сумма налогов, исчисленных налоговым органом, составляет менее 100 рублей, налоговое уведомление не направляется налогоплательщику, за исключением случая направления налогового уведомления в календарном году, по истечении которого утрачивается возможность направления налоговым органом налогового уведомления в соответствии с абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (абзац третий пункта 2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации). Сумма налога на имущество физических лиц за 2014 год составила 14 рублей, то есть менее 100 рублей, поэтому срок направления налогового уведомления в силу вышеприведённых правовых норм составлял не позднее 31 декабря 2017 года (не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления), налоговое уведомление от 23 августа 2017 года направлено налогоплательщику 26 сентября 2017 года, то есть в установленный законом срок. В соответствии с абзацем 4 пункта 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абзац третий пункта 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации). ФИО1 в период с 10 июня 2015 года по 6 мая 2016 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 30-31). 11 августа 2016 года налоговый орган выставил административному ответчику требование об уплате пени за нарушение срока уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в общем размере 378 рублей 28 копеек со сроком исполнения до 22 августа 2016 года (л.д. 70). 9 января 2017 года налоговый орган выставил административному ответчику требование об уплате пени за нарушение срока уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в общем размере 1 601 рубля 37 копеек со сроком исполнения до 1 апреля 2017 года (л.д. 70). Общая сумма задолженности по требованиям от 11 августа 2016 года , от 9 января 2017 года , от 30 ноября 2018 года , от 13 марта 2019 года составила 2 324 рубля 19 копеек (378,28 + 1 601,37 + 14 + 1,26 + 325 + 4,28), то есть менее 3 000 рублей, соответственно шестимесячный срок на обращение в суд с заявлением о выдаче судебного приказа начал течь по окончанию трёхлетнего срока со дня истечения срока на исполнение самого раннего требования , то есть с 23 августа 2019 года, заявление о выдаче судебного приказа подано налоговым органом мировому судье судебного участка № 10 Калининского района г. Челябинска в установленный срок - 25 декабря 2019 года, определением от 3 февраля 2020 года судебный приказ отменён в связи с поступившими от налогоплательщика возражениями, после чего 28 июля 2020 года, то есть также в течении установленного шестимесячного срока, налоговый орган обратился в суд с настоящим иском. Что касается требования административного истца о взыскании с административного ответчика пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчётные периоды, истёкшие до 1 января 2017 года, в размере 110 рублей 04 копеек, суд не находит оснований для его удовлетворения. Судом в налоговом органе и в пенсионном органе были запрошены сведения о пениобразующих недоимках, согласно ответу налогового органа сведения об уплате или взыскании суммы пенеобразующей недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование у налогового органа отсутствуют, меры по взысканию данной суммы не принимались в связи со сбоем в программном обеспечении инспекции (л.д. 66-67), пенсионный орган также не предоставил сведений об уплате или взыскании пенообразующей недоимки, сославшись на передачу таких сведений налоговым органам (л.д. 95-96). Из представленных ответов невозможно определить в каком периоде возникла пениобразующая недоимка, уплачена ли она, взыскана ли она или нет, соответственно невозможно проверить соблюдены ли налоговым органом сроки на взыскание данной недоимки, не является ли она безнадёжной ко взысканию, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что административный истец не исполнил возложенную на него обязанность по доказыванию факта наличия у административного ответчика просроченной задолженности по страховым взносам за периоды, возникшие до 1 января 2017 года, соответственно не доказал правомерность начисления и взыскания заявленных пени, что влечёт за собой отказ в удовлетворении административного иска в названной части. На основании изложенного и руководствуясь статьями 111, 175-180, 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы России по Калининскому району г. Челябинска удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1, ИНН , (дата) года рождения, уроженца (адрес), зарегистрированного по месту жительства по адресу: (адрес), в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Калининскому району г. Челябинска задолженность по налогу на доходы физических лиц в размере 325 рублей, пени по нему в размере 4 рублей 28 копеек, задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 14 рублей, пени по нему в размере 1 рубля 26 копеек.

В удовлетворении требования о взыскании пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчётные периоды, истёкшие до 1 января 2017 года, Инспекции Федеральной налоговой службы России по Калининскому району г. Челябинска отказать.

Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Калининский районный суд г. Челябинска.

Председательствующий А.Е. Рохмистров

Мотивированное решение составлено 29 декабря 2020 года