Дело № 2а-3466/2016
Мотивированное решение составлено 23.05.2016.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 мая 2016 года г. Екатеринбург
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Мурашовой Ж.А.,
при секретаре Томиловой В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску военного прокурора Центрального военного округа в интересах Российской Федерации об оспаривании действий военного следственного управления Следственного комитета России по Центральному военному округу связанных с неисполнением требований о предоставлении сведений для проведения проверки,
установил:
Военный прокурор Центрального военного округа обратился в суд в интересах Российской Федерации с настоящим административным иском, указав, что *** военным прокурором Центрального военного округа в связи с началом проведения проверки соблюдения должностными лицами военного следственного управления Следственного комитета России по Центральному военному округу запретов, ограничений и обязанностей, требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, в военное следственное управление Следственного комитета России по Центральному военному округу в порядке ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» направлено требование о предоставлении сведений в отношении должностных лиц управления, обязанных представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Ответом от *** (исх. ***) руководителем военного следственного управления Следственного комитета России по Центральному военному округу отказано в предоставлении запрашиваемой информации со ссылкой на отсутствие поступившей в органы военной прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, что по мнению указанного должностного лица, в соответствии с п. 2 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» является единственным основанием для проведения проверки. Полагает данный отказ незаконным. Из анализа Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. № 39 «Об организации надзора за деятельностью Следственного комитета Российской Федерации вне уголовно-процессуальной сферы» следует, что прокурор вправе проводить проверки исполнения требований Федеральных законов «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и «О противодействии коррупции», а также требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов, включая Следственное управление Следственного комитета России по Центральному военному округу, представления необходимых документов и материалов. Из правовых норм (ст.ст. 3, 6, 7-11) Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», предусматривающих меры по профилактике коррупции, основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, а также обязанность государственных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, о возникшем конфликте интересов, следует, что одним из способов противодействия коррупции является неукоснительное соблюдение законов, регламентирующих порядок прохождения государственной службы, в том числе и в Следственных управлениях Следственного комитета Российской Федерации. Органы прокуратуры, реализуя предоставленные надзорные полномочия, вправе затребовать информацию, необходимую для выявления и устранения нарушений закона, в связи с чем отказ Следственного управления Следственного комитета России по Центральному военному округу в предоставлении запрашиваемой информации препятствует осуществлению военным прокурором Центрального военного округа надзорной деятельности, которая в рассматриваемом случае полностью соответствует требованиям действующего законодательства. Довод руководителя следственного органа об отсутствии поступившей в военную прокуратуру Центрального военного округа информации о фактах нарушения должностными лицами военного следственного управления законодательства о противодействии коррупции, как единственного основания для проведения проверки, является необоснованным. Целью истребования информации о сотрудниках Следственного управления являлась проверка выполнения этими должностными лицами установленных действующим законодательством обязанностей, а также ограничений и запретов, то есть на выявление и пресечение коррупционных правонарушений, как это предписывает Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Просит признать действия военного следственного управления Следственного комитета России по Центральному военному округу, совершенные в ****** (исх. ***), по неисполнению требований военной прокуратуры Центрального военного округа о предоставлении сведений для проведения проверки соблюдения
должностными лицами данного управления положений Федеральных законов от 27.07.2007 № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и от 25.12.2008 № 273 «О противодействии коррупции» незаконными. Обязать военное следственное управление Следственного комитета России по Центральному военному округу предоставить военной прокуратуре Центрального военного округа запрошенные в рамках
проведения проверки соблюдения законодательства о государственной
гражданской службе и противодействии коррупции сведения и необходимые документы в отношении сотрудников военного следственного управления Следственного комитета России по Центральному военному округу, представивших в 2015 году сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя, супруга и несовершеннолетних детей.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 поддержал доводы и требования административного иска, настаивал на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика ФИО2 в судебном заседании административный иск не признал, указав, что законодатель в Федеральном законе от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» ясно и совершенно однозначно обусловил право прокурора на проведение проверки исполнения законов наличием поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушений законов, требующих принятия мер прокурором. Полагает, что право на проведение прокурором проверки исполнения законов не является произвольным, а обусловлено наличием конкретного повода, которого в данном случае у прокуратуры не имелось. Согласно п. 2 ст. 3 ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является принцип законности, т.е. осуществление противодействия в строгом соответствии с законом, а не произвольно. Как усматривается из содержания ст. 5 ФЗ «О противодействии коррупции», осуществление противодействия коррупции возложено на федеральные органы государственной власти (к которым отнесён и СК России, но не отнесены органы прокуратуры), органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий (ч. 4 ст. 5 названного закона). Согласно требованиям ч. 6 ст. 5 этого же закона, ГП РФ и подчинённые ему прокуроры в пределах своих полномочий уполномочены лишь координировать деятельность органов внутренних дел РФ, органов ФСБ, таможенных органов РФ и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализовывать иные свои полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами. Таким образом, из анализа содержания ФЗ «О прокуратуре РФ» и «О противодействии коррупции» в их взаимосвязи, в области противодействия коррупции органы прокуратуры наделены законом лишь полномочиями по координации этой деятельности, и по осуществлению надзорной деятельности в установленном законом порядке, а не произвольно. О недопустимости произвольных проверочных действий и производстве их (в установленном законом порядке) лишь при получении данных о совершении коррупционных правонарушений указано и в ч. 5 ст. 5 ФЗ «О противодействии коррупции». Закон «О государственной гражданской службе в РФ» также не даёт прокурорам никаких дополнительных, относительно к содержанию ФЗ «О прокуратуре РФ», прав и полномочий по проведению проверок, а также не предоставляет права истребовать и получать какие-либо сведения вопреки требованиям п. 2 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре», т.е. при отсутствии информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. Полагает, что запрос ВСУ СК России по ЦВО о наличии в военной прокуратуре ЦВО информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, а также содержащийся в этом же документе обоснованный отказ в предоставлении необоснованно запрашиваемых прокурором документов (исх. ВСУ СК России по ФИО3 от ***), являются законными. Кроме того, ФЗ «О прокуратуре РФ» не предусматривает обязанности следственных органов, в том числе и ВСУ СК России по ЦВО, предоставлять по требованию органов прокуратуры документы, которые они не обязаны иметь в соответствии с законодательством РФ. Просит в удовлетворении требований административного иска отказать.
Представитель заинтересованного лица Следственного комитета Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна.
Также о времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещались публично путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации на интернет-сайте Кировского районного суда г. Екатеринбурга.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть административное дело при данной явке.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон административного иска с учетом правовых позиций, изложенных в том числе в письменном виде, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу требований ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров, обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями статей 2, 4 (часть 2), 15 (части 1 и 2) и 18 Конституции Российской Федерации.
Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций (часть 1 статьи 21 и статья 22 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).
Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что федеральный законодатель, возлагая на Следственный комитет Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства, а также иные полномочия, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»), одновременно распространил на сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих Следственного комитета ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также соответственно Федеральным законом от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (статья 17 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»).
Исходя из анализа статей 3, 6 - 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», предусматривающих меры по профилактике коррупции, основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, а также обязанность государственных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, о возникшем конфликте интересов, следует, что одним из способов противодействия коррупции является неукоснительное соблюдение законов, регламентирующих порядок прохождения государственной службы, в том числе и в следственных управлениях Следственного комитета Российской Федерации.
Надзор за исполнением законов Следственным комитетом осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством (статья 44 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»).
Пунктом 1 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 9 февраля 2012 года № 39 «Об организации надзора за деятельностью Следственного комитета Российской Федерации вне уголовно-процессуальной сферы» заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур предписано обеспечить надлежащий надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов Следственным комитетом и его должностными лицами вне уголовно-процессуальной сферы, то есть за деятельностью данного государственного органа, не связанной с осуществлением им полномочий в сфере уголовного судопроизводства, следовательно, в том числе и за исполнением законодательства о противодействии коррупции.
Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что прокурор вправе проводить проверки исполнения требований Федерального закона «О противодействии коррупции», а также, реализуя полномочия по надзору за исполнением указанного Федерального закона, вправе затребовать у руководителя проверяемых органов, включая военное следственное управление Следственного комитета России по Центральному военному округу, информацию, необходимую для выявления и устранения нарушений закона, соблюдения законодательства о противодействии коррупции.
При таких обстоятельствах, требование военного прокурора Центрального военного округа от *** о предоставлении информации об исполнении требований законодательства о государственной гражданской службе, о противодействии коррупции, а также о предоставлении сведений в отношении должностных лиц и членов их семей военного следственного управления Следственного комитета России по Центральному военному округу соответствует действующему законодательству.
Отказ военного следственного управления Следственного комитета России по Центральному военному округу в предоставлении запрашиваемой информации (письмо *** от ***), по мнению суда, препятствует осуществлению прокурором закрепленных законом полномочий.
При таких обстоятельствах, суд находит административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Требования административного иска военного прокурора Центрального военного округа в интересах Российской Федерации об оспаривании действий военного следственного управления Следственного комитета России по Центральному военному округу, удовлетворить.
Признать незаконными действия военного следственного управления Следственного комитета России по Центральному военному округу по неисполнению требования от *** о предоставлении в военную прокуратуру Центрального военного округа сведений для проведения проверки соблюдения должностными лицами данного управления требований законодательства о государственной гражданской службе, о противодействии коррупции.
Обязать военное следственное управление Следственного комитета России по Центральному военному округу не позднее 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу предоставить в военную прокуратуру Центрального военного округа сведения в отношении сотрудников следственного управления Следственного комитета России по Центральному военному округу, представивших в 2015 году сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также аналогичные сведения в отношении супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ж.А. Мурашова