Дело № 2А-3467/17
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 июня 2017 года г. Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи – Седых Н.А.,
при секретаре – Григорьевой Н.А.,
с участием прокурора М.Ю, заинтересованного лица Б.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сахалинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети Интернет по адресу: <данные изъяты>, на которой размещена информация «полет на воздушном шаре», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ Сахалинский транспортный прокурор обратился в суд с данным административным исковым заявлением, указав, что в ходе проведения проверки соблюдения требований законодательства о безопасности полетов в гражданской авиации в сети Интернет на сайте <данные изъяты>, было выявлено наличие материалов, противоречащих действующему законодательству, а именно содержащих информацию «полет на воздушном шаре», призывающую к совершению противоправных действий, которые могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан. В результате просмотра указанного материала установлено, что они представляют собой демонстрацию совершения действий по прогулке на воздушном шаре без правоустанавливающих разрешительных документов.
Поскольку осуществление предпринимательской деятельности без лицензии образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, Сахалинский транспортный прокурор, основываясь на положениях требований Закона РФ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», просит суд признать информацию, размещенную в сети интернет по адресу: <данные изъяты>, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в целях дальнейшего включения страницы сайта в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Дальневосточному федеральному округу Р.И представил в суд отзыв, в котором поддержал административное исковое заявление прокурора, просил суд рассмотреть дело в отсутствие представителя управления.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Б.А
В отзыве на административное исковое заявление Б.А просил отказать в удовлетворении требований прокурора. В обоснование своей позиции указал, что является пилотом свободного аэростата, зарегистрированным в установленном порядке, что дает право на использование воздушного судна. На аэростат имеются все необходимые документы. В ходе проверки прокуратурой не выявлено нарушений эксплуатации аэростата и правил полетов. Лицензии на осуществление пассажирских перевозок не имеет, поскольку в силу конструктивных особенностей аэростат не приспособлен для осуществления перевозок, а именно для доставления пассажиров в пункт назначения, пролета по определенному маршруту, с определенной точки отправки и приземления, следовательно, не осуществляет деятельности по перевозке пассажиров. Полеты на аэростате являются демонстрационными, предназначены для получения пассажирами эстетического удовольствия, наблюдения природы с высоты. При этом деятельность по выполнению демонстрационных полетов не подлежит лицензированию.
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, заявленные требования поддержал, просил суд их удовлетворить.
Заинтересованное лицо Б.А возражал против удовлетворения заявленного иска.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Дальневосточному федеральному округу в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.
На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Дальневосточному федеральному округу.
Выслушав прокурора, заинтересованное лицо, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 5, 9, 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:
1) информацию, свободно распространяемую;
2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;
4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица. Владелец сайта в сети "Интернет" обязан разместить на принадлежащем ему сайте информацию о своих наименовании, месте нахождения и адресе, адресе электронной почты для направления заявления, указанного в статье 15.7 настоящего Федерального закона, а также вправе предусмотреть возможность направления этого заявления посредством заполнения электронной формы на сайте в сети "Интернет".
Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Как установлено судом, на основе представленных материалов, в ходе проведения мониторинга интернет – ресурсов на предмет соблюдения требований законодательства об информации, информационных технологиях и информатизации в сети Интернет на сайте <данные изъяты> сотрудниками Сахалинской транспортной прокуратуры были выявлены материалы, содержащие информацию «полет на воздушном шаре», согласно которой предлагается осуществить полет на воздушном шаре, который длится около 1 часа и проходит на разных высотах от 50 до 1000 м в зависимости от погодных условий и желания пассажиров. В корзину, кроме пилота, размещается от двух до четырех пассажиров, в зависимости от комплекции. К месту старта и от места приземления в город доставка осуществляется транспортом команды. На протяжении всего полета осуществляется сопровождение автомобилем. Во время полета поддерживается непрерывная связь аэростата с машиной сопровождения и диспетчером аэропорта. Стоимость полета 15 000 руб. В летнее время полеты проводятся, как правило, утром или вечером, как в наиболее благоприятные для безопасности полетов время суток. При необходимости пилот может предъявить документы о квалификации. Кроме того, материалы содержат фотографии, демонстрирующие полет воздушного шара.
Согласно статье 9 Воздушного кодекса Российской Федерации отдельные виды деятельности в области авиации могут осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензий, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
В силу пункта 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации юридические лица, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил.
В соответствии с федеральными авиационными правилами "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил", утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации № 246 от 13 августа 2015 года, эксплуатанту необходимо пройти процедуру сертификации и получить сертификат эксплуатанта на выполнение коммерческих воздушных перевозок.
Согласно ответу Дальневосточного МТУ ВТ Росавиации на запрос органов прокуратуры, Б.А в качестве эксплуатанта, выполняющего коммерческие воздушные перевозки либо авиационные работы, а также в качестве эксплуатанта авиации общего назначения не зарегистрирован, соответствующих сертификатов и свидетельств, а также лицензии на право перевозки воздушным транспортом пассажиров и/или грузов не имеет.
Административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), установлена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Таким образом, распространение в сети Интернет сведений об осуществлении воздушных перевозок в отсутствие разрешительной документации, которое запрещено законом под угрозой административного наказания, является недопустимым.
В соответствии со статьей 15.1 Закона Российской Федерации № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено"
В реестр включаются:
1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются:
2) вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
При таких данных, учитывая, что информация, распространенная в сети Интернет по адресу <данные изъяты>, содержит сведения об осуществлении воздушных перевозок в отсутствие разрешительных документов, что влечет административную ответственность, суд приходит к выводу о том, что доступ к сайту, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт. Распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства в сфере безопасности полетов в гражданской авиации, может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан.
Доводы Б.А о том, что демонстрационные полеты на аэростате не являются воздушными пассажирскими перевозками и не подлежат лицензированию, суд находит несостоятельными в силу следующего.
В соответствии со статьей 100 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчиком является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты и имеющий лицензию на осуществление подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации вида деятельности в области авиации. Пассажиром воздушного судна является физическое лицо, заключившее договор воздушной перевозки пассажира, либо физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования воздушного судна (воздушный чартер).
В силу части 1 статьи 103 Воздушного кодекса Российской Федераици по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок.
Согласно подпункту 10 пункта 7 Федеральных авиационных правил полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденных Приказом Министра обороны РФ N 136, Минтранса РФ N 42, Росавиакосмоса N 51 от 31 марта 2002 года, под аэростатом понимается - летательный аппарат, подъемная сила которого основана на аэростатическом или одновременно аэростатическом и аэродинамическом принципах. Аэростаты подразделяются на пилотируемые, автоматические, привязные и свободные.
Как следует из информации «полет на воздушном шаре», полеты осуществляются без применения швартовочных приспособлений, следовательно, являются свободными. Полеты осуществляются физическим лицом за плату в интересах иных лиц, не для собственных нужд, при отсутствии сведений о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Таким образом, при осуществлении полетов пассажиры осуществляют передвижение в воздушном пространстве на аэростате, а, следовательно, заключают договор воздушной перевозки.
Доводы о том, что аэростат является неуправляемым воздушным судном и установить конкретный пункт назначения невозможно, суд находит несостоятельными. Так, при полете на воздушном шаре пассажиры вправе требовать остановки в любом месте полета, которое и будет являться для пассажиров пунктом назначения, а в силу технических характеристик пилот аэростата имеет возможность прекратить полет в любом месте, следовательно, полет на аэростате является управляемым.
Исходя из этого, суд приходит к выводу о том, что указанная деятельность подлежит лицензированию, в связи с чем требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление Сахалинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить.
Признать информацию в сети Интернет по адресу: <данные изъяты>, на которой размещена информация «полет на воздушном шаре», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
По вступлении настоящего решения суда в законную силу, его копию направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения страницы сайта сети Интернет с адресом: <данные изъяты> в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 03 июля 2017 года.
Председательствующий судья Н.А. Седых