№ 2а-3468/2018
Решение
Именем Российской Федерации
03 сентября 2018 года г. Киров
Ленинский районный суд г. Кирова в составе:
председательствующего судьи Сунцовой М.В.,
при секретаре Захаровой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ИФНС России по г. Кирову к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени,
Установил:
ИФНС России по г. Кирову обратилась с административным иском ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени. В обоснование иска указывают, что согласно данным лицевого счета, за налогоплательщиком ФИО1 имеется задолженность на сумму 8 684 рубля 43 копеек по уплате страховых взносов и пени: страховые взносы в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за периоды до 01.01.2010 года в размере 6 317 рублей; пени по страховым взносам в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за периоды до 01.01.2010 года в размере 2 328 рублей 89 копеек; пени по страховым взносам в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии за периоды до 01.01.2010 года в размере 38 рублей 54 копейки. Административный ответчик прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя с декабря 2007 года, о чем свидетельствует внесение сведений в ЕГРИП. Одновременно административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу административного иска. В обоснование указывают, что срок, установленный действующим законодательством для принятия решения о взыскании с ответчика недоимки, пропущен по уважительным причинам, в связи с большим количеством налогоплательщиков, уклоняющихся от уплаты налогов. Требование в адрес налогоплательщика налоговым органом не направлялось. На основании изложенного, ИФНС России по г. Кирову просит взыскать с ФИО1 за счет его имущества в доход государства сумму задолженности по страховым взносам и пени в размере 8 684 рубля 43 копейки.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Административный ответчик ФИО1 дате, времени и месте судебного заседания извещена своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суд не уведомила, ходатайств не заявляла.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что ФИО1 в период с 18.03.1999 года по 20.12.2007 года являлся индивидуальным предпринимателем.
Согласно данным лицевого счета, за налогоплательщиком ФИО1 имеется задолженность на сумму 8 684 рубля 43 копеек по уплате страховых взносов и пени: страховые взносы в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за периоды до 01.01.2010 года в размере 6 317 рублей; пени по страховым взносам в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за периоды до 01.01.2010 года в размере 2 328 рублей 89 копеек; пени по страховым взносам в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии за периоды до 01.01.2010 года в размере 38 рублей 54 копейки.
По информации, предоставленной ИФНС России по г. Кирову, задолженность, явившаяся поводом для обращения в суд, образовалась в период до 2010 года. Требования об уплате задолженности по страховым взносам за указанные периоды ответчику не направлялись, не направлялись также и уведомления.
С 2017 г. функции по администрированию страховых взносов от ПФР и ФСС переданы налоговым органам. С 1 января 2017 г. вступили в силу следующие законодательные акты: Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование"; Федеральный закон от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование". В соответствии с данными Законами полномочия по администрированию страховых взносов передаются налоговым органам: в НК РФ введена гл. 34 "Страховые взносы". В законодательство об обязательном пенсионном, социальном и медицинском страховании внесены соответствующие изменения. Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" утрачивает силу 31.12.2016.
В силу ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить установленные законом налоги и сборы.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Согласно п.1 ст. 72 Налогового кодекса РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии с п.1 п.2 ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Согласно п.п. 3, 5 ст. 75 Налогового кодекса РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
На правоотношения, возникшие до дня вступления в силу ФЗ 212-ФЗ от 24.07.2009, настоящий закон не применяется. Согласно п.1 ст. 60 ФЗ N 212-ФЗ недоимка (задолженность) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшаяся на 2003 год включительно, и задолженность по соответствующим пеням и штрафам подлежит исчислению и уплате в порядке, действовавшем до дня вступления в силу названного Закона. В соответствии с применяющимися ранее статьями 25, 25.1 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании" контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществлялся налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующим деятельность налоговых органов, ст. ст. 106, 109, 113 НК РФ.
Из материалов дела следует, что административный ответчик имел статус индивидуального предпринимателя с 18.03.1999 года по 20.12.2007 год, требования об уплате страховых взносов и пени в адрес административного ответчика не направлялись.
Из материалов дела усматривается, что недоимка по страховым взносам, образовавшаяся до 2010 года пенсионным органом в принудительном порядке не взыскана, недоимка ответчиком не оплачена в добровольном порядке. Начисление и взыскание пеней на недоимку, взыскание которой невозможно в установленном законом порядке, противоречит компенсационному характеру пеней, вследствие чего после истечения пресекательного срока на бесспорное или судебное взыскание задолженности пени не могут служить способом обеспечения обязанности по уплате налога.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч.8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.03.2012 N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Как следует из материалов дела, в адрес административного ответчика требований о взыскании недоимки по страховым взносам не направлялось, с исковым заявление ИФНС России по городу Кирову обратилась только 05.07.2018 года, то есть по истечении 10 лет после прекращения деятельности административным ответчиком в качестве индивидуального предпринимателя.
Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований. Оснований для восстановления пропущенного срока суд не находит.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения административного иска ИФНС России по г.Кирову к ФИО1 о взыскании задолженности не имеется.
В административном иске надлежит отказать.
Руководствуясь ст. ст. 175-177 Кодекса административного судопроизводства суд
Решил:
В административном иске ИФНС России по городу Кирову к ФИО1 – отказать в полном объеме.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кировский областной суд в течении месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 10 сентября 2018 года.
Судья Сунцова М.В.