ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3469/2022 от 15.08.2022 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2а-3469/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Денисовой М.А.,

при секретаре Платоновой Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Лазаревой Наталии Александровны к администрации города Ульяновска, Управлению по охране окружающей среды администрации города Ульяновска, муниципальному унитарному предприятию «Городской центр по благоустройству и озеленению города Ульяновска» о признании незаконными акта оценки состояния зеленых насаждений и порубочного билета,

УСТАНОВИЛ:

Лазарева Н.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации г.Ульяновска, Управлению по охране окружающей среды администрации г.Ульяновска, МУП «Городской центр по благоустройству и озеленению города Ульяновска» о признании незаконными акта оценки состояния зеленых насаждений и порубочного билета.

В обоснование исковых требований указала, что 04.04.2022 директор МБУ «Городской центр по благоустройству и озеленению г.Ульяновска» обратился в администрацию г.Ульяновска с заявлением о сносе 9 тополей по адресу: . На сайте администрации г.Ульяновска было размещено сообщение: «В администрацию г.Ульяновска поступили обращения директора МБУ «Городской центр по благоустройству и озеленению г.Ульяновска» Моргунова Г.А. на производство работ в отношении древесных насаждений по адресу: , снос (тополь – 9 шт.). Комиссионное обследование состоится 20.04.2022 в период с 14.00 до 16.00. Сбор участников комиссионного обследования состоится 20.04.2022 в 14.00 в Ленинском районе г.Ульяновска по адресу: ».

На основании акт Управлением по охране окружающей среды был выдан порубочный билет № 4/92 20.04.2022. В акте и порубочном билете не указаны основания для проведения работ. Официально администрация трижды сообщала разные причины, так и не указав одну конкретную. Считает, что оснований для сноса указанных деревьев не имеется. Более того, на них расположены гнезда птиц, которые вместе с птенцами могут пострадать, поскольку при оформлении акта ответчик Управление по охране окружающей среды администрации г.Ульяновска в нарушение действующих правовых норм указал ответчику МБУ «Городской центр по благоустройству и озеленению г.Ульяновска» провести работы не «после завершения гнездования птиц», а «в период окончания гнездования», прямо указав, что работы надо провести в период, внутри периода гнездования, а не после него, когда работы на деревьях вести нельзя. Своими действиями ответчики нарушили законодательство Российской Федерации, нарушили ее права и свободы, в том числе, ее конституционное право на благоприятную окружающую среду.

Просит признать незаконным акт оценки состояния зеленых насаждений на территории Заволжского района муниципального образования «город Ульяновск» от 20.04.2022 № 4/92, признать незаконным порубочный билет от 20.04.2022 № 4/92.

Административный истец Лазарева Н.А. и ее представитель Толкачев К.С. в судебном заседании административные исковые требования поддержали по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, дополнительно пояснили, что действия по выдаче порубочного билета являются незаконными в связи с тем, что административными ответчиками не предоставлены основания для сноса деревьев, не представлена проектная документация по ремонту ливневок, в связи с которой принято решение о сносе деревьев, при этом административными ответчиками не были рассмотрены альтернативные варианты проведения ремонтных работ, в соответствии с которыми возможно провести ремонтные работы без сноса деревьев, также не представлено доказательств необходимости проведения ремонтных работ. Кроме того, при выдаче порубочного билета была нарушена сама процедура – не был представлен полный пакет документов для рассмотрения данного вопроса. Просили административный иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации г.Ульяновска Дементьева А.А. в судебном заседании административные исковые требования не признала, пояснив, что порубочный билет был выдан МБУ «Городской центр по благоустройству и озеленению г.Ульяновска» в целях устранения нарушений произрастания деревьев по адресу: количестве 9 штук в связи с расположением корневой системы деревьев менее 1,5 м от железобетонной трубы ливневой канализации диаметром 600 мм, находящейся на обслуживании МБУ «Дорремстрой». В настоящее время происходит разрушение корневой системой железобетонных конструкций, что может привести к разрыву системы ливневой канализации и невозможности проведения ремонтных работ. В данном случае недопущение аварийных ситуаций является первостепенной задачей. Дереья являются возобновляемым ресурсом, а порубочный билет предусматривает максимальное восстановление зеленых насаждений – компенсационные выплаты и компенсационные посадки в границах территорий Уполномоченным структурным подразделением администрации г.Ульяновска – Управлением по охране окружающей среды не было нарушено ни одной нормы права при выдаче порубочного билета от 20.04.2022 . Просила в удовлетворении административного иска отказать.

Представитель административного ответчика администрации г.Ульяновска Ушанов А.Д. в судебном заседании поддержал позицию представителя администрации г.Ульяновска Дементьевой А.А.

Представитель административного ответчика Управления по охране окружающей среды администрации г.Ульяновска Головина Е.О. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела административный ответчик извещен, ранее в судебном заседании административные исковые требования не признала, пояснив, что порубочный билет выдан на основании административного регламента, в котором указан срок оказания муниципальной услуги – 20 дней. Лазарева Н.А. могла явиться в управление и предоставить имеющиеся у нее возражения в указанный период. Порубочный билет, датирован 20.04.2022, однако он был выдан 05.05.2022. Работы по сносу деревьев необходимо проводить по окончанию периода гнездования птиц, о чем имеется отметка в акте оценки состояния зеленых насаждений. Основанием для сноса деревьев является порубочный билет. 04.07.2022 был проведен осмотр, специалисты поднялись на вышке и осмотрели гнезда, птиц и птенцов в них не было, в связи с чем было принято решение о сносе деревьев. В настоящее время 5 деревьев снесены полностью, 4 дерева снесены не до конца в связи с судебным разбирательством. При визуальном осмотре признаков гнездования выявлено не было, процедура выдачи порубочного билета не была нарушена, просила в удовлетворении административного иска Лазаревой Н.А. отказать.

Представитель административного ответчика МБУ «Городской центр по благоустройству и озеленению г.Ульяновска» Романова М.Е. в судебном заседании административные исковые требования не признала, пояснив, что при обследовании объектов зеленых насаждений, расположенных по и принятии решения о сносе, комиссия руководствовалась административным регламентом оказания муниципальной услуги по предоставлению порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников, утвержденного распоряжением администрации г.Ульяновска от 30.04.2019 № 930. При принятии решения о сносе зеленых насаждений комиссия руководствовалась интересами не только административного истца, но и иных лиц, с целью проведения ремонта ливневой канализации. Выданный управлением окружающей среды администрации г.Ульяновска порубочный билет от 20.04.2022 соответствует форме и содержанию, определенным в административном регламенте. Порубочный билет от 20.04.2022 был выдан 05.05.2022 представителю МБУ «Городской центр по благоустройству и озеленению г.Ульяновска», о чем имеется отметка и подпись лица, получившего разрешение. Административный истец имела возможность прибыть в управление для подписания, но не воспользовалась ею. Отсутствие указание оснований о сносе деревьев в акте и порубочном билете также не свидетельствует об их незаконности, поскольку административный регламент не требует их указания в оспариваемых документах. Основание для сноса должно подтверждаться исчерпывающим перечнем документов, предусмотренных административным регламентом. Снос зеленых насаждений произведен на основании письма директора МБУ «Дорремстрой» Болдырева Н.И. от 21.03.2022 № 446. 04.07.2022 произведен комиссионный осмотр гнезд, в ходе которого наличие птенцов, кладок яиц и признаков гнездования не обнаружено. Оснований для признания незаконными акта оценки состояния зеленых насаждений и порубочного билета не имеется, просила в удовлетворении административного иска отказать.

Представитель заинтересованного лица МБУ «Дорремстрой» Михайлина О.В. в судебное заседание не явилась, о времени месте рассмотрения дела заинтересованное лицо извещено, ранее в судебном заседании считала требования административного иска незаконными и необоснованными, дополнительно пояснила, что согласно муниципальному заданию, утвержденному Управлением дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска спорная ливневая канализация находится на обслуживании МБУ «Дорремстрой». На протяжении нескольких лет данная канализация имеет сбои в работе, в связи с чем был запланирован ее ремонт, поскольку корни близлежащих деревьев проникают в канализацию, засоряют ее и приостанавливают движение сточных вод по всей ливневой канализации. Для предотвращения этих загрязнений стоками предусмотрена охранная зона канализации, в связи с чем высаживать деревья в охранной зоне запрещено.

Заинтересованное лицо ИП Ионов М.Ю. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, в письменном отзыве на административное исковое заявление указал, что он является собственником земельного участка и двухэтажного нежилого здания аптеки , расположенных по адресу: . По его заказу и за его счет специализированной проектной организацией разработан проект капитального ремонта фасадов данного здания, в настоящий момент износ фасадных покрытий достиг 100%. Данный проект был согласован в установленном порядке с Управлением архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска. В марте 2022 года в период обильного таяния снега он обнаружил, что подвальное помещение вышеуказанного здания подтапливается талыми водами, что причинило значительный ущерб зданию. В результате поиска причины затопления было обнаружено, что в непосредственной близости от его здания по проходит ливневая канализация диаметром 600 мм и имеется колодец ливневой канализации. В охранной зоне ливневой канализации возле колодца произрастали 9 тополей, корни которых могли повредить канализацию. 10.03.2022 он обратился в УМУП «Ульяновскводоканал» с заявлением, в котором сообщил о произрастающих в охранной зоне ливневой канализации деревьях, где ему сообщили, что ливневая канализация находится на балансе МБУ «Дорремстрой». Считает административные исковые требования Лазаревой Н.А. не подлежащими удовлетворению.

Представитель заинтересованного лица Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Разорвина Е.А. в судебном заседании пояснила, что Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по доводам, изложенным в обращении депутата Госудасртвенной Думы РФ Морозова С.И. в интересах жителей г.Ульяновска, депутата Законодательного Собрания Ульяновской области Цибаркова А.А. в интересах Лазаревой Н.А. о законности сноса зеленых насаждений в районе , . По результатам проверки выявлены нарушения при соблюдении административного регламента оказания муниципальной услуги по предоставлению порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников, утвержденного постановлением администрации г.Ульяновска от 30.04.2019 № 930. В нарушение п. 2.6.1 Административного регламента Администрацией г.Ульяновска 290.04.202 был выдан порубочный билет в отсутствие заявления на имя Главы , оформленного по форме согласно приложению 1 в настоящему регламенту (указанное заявление оформлено ненадлежащим образом), доверенности, оформленной в соответствии с законодательством РФ, заверенной печатью заявителя и подписанной руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом, карты-схемы мест произрастания зеленых насаждений, планируемых для сноса (пересадки), обрезки в границах земельного участка, фотофиксации испрашиваемых под снос (пересадку), обрезку зеленых насаждений, дендрологического плана зеленых насаждений с перечетной ведомостью и обозначением всех древесных и кустарниковых растений, подлежащих сохранению, сносу (пересадке), обрезке, письма на имя Главы г.Ульяновска, подтверждающего факт запланированной посадки зеленых насаждений, или копии договора на производство компенсационных посадок, включая постпосадочный полив в течение одного весеннее-летне-осеннего периода с кратностью не менее двух раз в неделю, и документа, подтверждающего оплату договорных работ по компенсационным посадкам. В целях устранения выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих, в адрес администрации г.Ульяновска внесено представление. Вместе с тем, указанные истцом в обоснование административного иска нарушения требований Федерального закона от 24.04.1995 № 52 «О животном мире» и Приказа МПР России от 28.04.2008 № 107 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания», прокуратурой в ходе проверки не установлены, соответственно, требования административного истца в данной части необоснованны. После перерыва в судебное заседание не явилась.

Допрошенная в ходе судебного заседания в качестве свидетеля ФИО19 пояснила, что Ремонт ливневого коллектора производился в 2018 году, в настоящее время коллектор работает, никаких проблем не имеется, необходимости в проведении ремонтных работ нет.

Суд, с учетом мнения участников процесса, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав явившихся лиц, свидетеля, специалиста, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.9 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч.11 ст. 226 КАС РФ).

В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Основы управления в области охраны окружающей среды закреплены в главе II Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ), регулирующей компетенцию органов, разграничение сфер влияния и принятия нормотворческих и иных решений между ними, перечень полномочий органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в сфере охраны окружающей среды, роль органов местного самоуправления в охране окружающей среды.

В статье 5 названного Закона перечислены полномочия органов государственной власти Российской Федерации.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в том числе по принятию законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением, определены статьей 6 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ.

В статье 6 данного Закона, определяющей полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, установлено, что указанные органы вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществлять контроль за их исполнением.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, установлены пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ. Согласно данной норме к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Согласно статьи 10 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с требованиями статьи 34 названного Закона хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

В силу пункта 1 статьи 45 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ производство автомобильных и иных транспортных средств должно осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Статьей 61 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ установлено, что зеленый фонд городских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений. Государственное регулирование в области охраны зеленого фонда городских и сельских поселений осуществляется в соответствии с законодательством.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, оно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения и гарантируется в том числе запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (статья 12, часть 1 статьи 130, часть 1 статьи 132, статья 133).

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа, отнесены к вопросам местного значения городского округа (пункт 25 части 1 статьи 16).

Озеленение территорий населенных пунктов предполагает воспроизводство зеленых насаждений, то есть древесно-кустарниковой и травянистой растительности (городские леса, парки, бульвары, скверы, сады, газоны, цветники и т.д.) взамен уничтоженных или поврежденных. Следовательно, полномочие по благоустройству и озеленению территории предполагает и рубку, в том числе санитарную рубку (снос), рубку (обрезку) в целях ухода, а также реконструкцию и пересадку зеленых насаждений.

Названный Федеральный закон предусматривает, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации - по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 1 статьи 6).

Таким образом, при осуществлении в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» правового регулирования отношений в сфере охраны зеленых насаждений органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать полномочия только органов государственной власти субъектов Российской Федерации в этой сфере.

Выдача порубочных билетов, являющаяся составной частью процесса организации благоустройства и озеленения территорий, относится к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Полномочия же органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения могут устанавливаться только федеральными законами и уставами муниципальных образований (часть 1.1 статьи 17 названного Федерального закона).

Согласно пункту 3 статьи 43 Федерального закона №131-ФЗ представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.

Решением Ульяновской Городской Думы от 24.02.2021 № 20 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования «Город Ульяновск» (далее – Правила благоустройства).

В силу пункта 25.2. Правил благоустройства, снос, обрезку и пересадку деревьев (за исключением зеленых насаждений, находящихся на отведенных территориях индивидуальных жилых домов и садово-огородных участках) допускается производить только при наличии порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников, выдаваемого в соответствии с настоящими Правилами при предъявлении положительного заключения государственной или негосударственной экспертизы (при строительстве объектов, проектная документация на которые подлежит экспертизе), по согласованию с правообладателем зеленых насаждений. Снос (пересадка) деревьев разрешается после:

Постановлением администрации г. Ульяновска от 30.04.2019 № 930 утвержден административный регламент оказания муниципальной услуги по предоставлению порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников (далее – Административный регламент).

Главой 2 указанного Административного регламента предусмотрен стандарт предоставления муниципальной услуги.

Пунктом 2.2 Административного регламента предусмотрено наименование органов, предоставляющих муниципальную услугу: Муниципальную услугу предоставляет управление по охране окружающей среды администрации города Ульяновска. За предоставлением муниципальной услуги заявитель обращается на имя Главы города Ульяновска.

Результатом предоставления муниципальной услуги является: выдача порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников; отказ (в форме письменного ответа заявителю) в выдаче порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников (пункт 2.3 Административного регламента).

Срок предоставления муниципальной услуги составляет 20 календарных дней с даты регистрации в администрации города Ульяновска или в многофункциональном центре поступившего заявления с приложением документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, указанных в пункте 2.6 настоящего раздела (пункт 2.4 Административного регламента).

Пунктом 2.6.1 Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными актами для предоставления муниципальной услуги:

заявление на имя Главы города Ульяновска, оформленное по форме согласно приложению 1 к настоящему административному регламенту;

копия документа, удостоверяющего личность заявителя (в случае если заявителем является физическое лицо);

доверенность, оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (для физических лиц, обращающихся через доверенное лицо);

доверенность, оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации, заверенная печатью заявителя и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц, обращающихся через доверенное лицо);

копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым лицо наделяется полномочиями действовать от имени заявителя без доверенности (для юридических лиц, обращающихся способом, указанным в данном абзаце);

копии правоустанавливающих документов на указанный заявителем земельный участок (в случае если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости);

оригинал (для ознакомления) и копия раздела "Экология" положительного заключения государственной или негосударственной экспертизы (при строительстве объектов, проектная документация на которые подлежит экспертизе);

карта-схема мест произрастания зеленых насаждений, планируемых для сноса (пересадки), обрезки в границах земельного участка;

фотофиксация испрашиваемых под снос (пересадку), обрезку зеленых насаждений;

дендрологический план зеленых насаждений с перечетной ведомостью и обозначением всех древесных и кустарниковых растений, подлежащих сохранению, сносу (пересадке), обрезке;

документ, подтверждающий согласие собственников указанного заявителем земельного участка на снос (пересадку), обрезку зеленых насаждений (в случае если заявителем является ответственное лицо, не обладающее правом собственности на указанный им земельный участок);

согласие большинства собственников помещений (более 50% от общего числа собственников) при планируемом сносе (пересадке), обрезке деревьев, располагающихся на территории земельного участка многоквартирного дома;

письмо на имя Главы города Ульяновска, подтверждающее факт запланированной посадки зеленых насаждений, или копия договора на производство компенсационных посадок, включая постпосадочный полив в течение одного весенне-летне-осеннего периода с кратностью не менее двух раз в неделю, и документа, подтверждающего оплату договорных работ по компенсационным посадкам (далее - документы на производство компенсационных посадок) (в случае проведения компенсационных посадок за вырубку зеленых насаждений). Документы, указанные в настоящем абзаце, представляются заявителем после оформления управлением акта оценки состояния зеленых насаждений на территории муниципального образования "город Ульяновск" (далее - акт оценки состояния зеленых насаждений).

В силу п. 2.9 Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются:

В соответствии с пунктом 3.1 Административного регламента, муниципальная услуга оказывается в соответствии с требованиями стандарта предоставления муниципальной услуги, указанными в разделе 2 настоящего административного регламента.

Пунктом 3.2. установлена последовательность и состав выполняемых административных процедур:

прием, первичная обработка и регистрация поступившего заявления и приложенных к нему документов в администрацию города Ульяновска;

поступление заявления и приложенных к нему документов Главе города Ульяновска;

поступление заявления и приложенных к нему документов Первому заместителю Главы города Ульяновска;

поступление заявления и приложенных к нему документов начальнику управления - главному экологу управления по охране окружающей среды администрации города Ульяновска (далее - начальник управления), начальнику отдела природопользования и непосредственному исполнителю - специалисту отдела природопользования;

проверка заявления и приложенных к нему документов на наличие оснований для предоставления муниципальной услуги или отказа в предоставлении муниципальной услуги;

формирование и направление запросов в органы (организации), участвующие в предоставлении муниципальной услуги;

проверка поступивших в рамках межведомственного взаимодействия документов на наличие оснований для предоставления муниципальной услуги либо отказа в предоставлении муниципальной услуги;

обследование зеленых насаждений, подготовка акта оценки состояния зеленых насаждений;

передача заявителю акта оценки состояния зеленых насаждений с уведомлением его о необходимости представления документов на производство компенсационных посадок или документов об оплате компенсационной стоимости;

представление заявителем копий документов на производство компенсационных посадок с уходными работами или документов об оплате компенсационной стоимости;

подготовка порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников либо письменного отказа в выдаче порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников;

выдача заявителю результата оказания муниципальной услуги.

Прием, первичная обработка и регистрация поступившего заявления и приложенных к нему документов в администрации города Ульяновска

Основанием для начала административного действия является личная либо надлежаще уполномоченным лицом подача письменного заявления по образцу, предусмотренному приложением 1 к настоящему административному регламенту, в администрацию города Ульяновска (п. 3.3.1 Административного регламента).

Основанием для начала административного действия является поступление непосредственному исполнителю заявления и приложенных к нему документов. Непосредственный исполнитель осуществляет проверку поступившего заявления и приложенных к нему документов на наличие оснований для предоставления муниципальной услуги либо отказа в предоставлении муниципальной услуги в течение одного рабочего дня с даты получения заявления (п. 3.3.5 Административного регламента).

Основанием для начала административного действия по обследованию зеленых насаждений и подготовка акта оценки состояния зеленых насаждений является поступление непосредственному исполнителю документов, предусмотренных абзацами тринадцатым и четырнадцатым подпункта 2.6.1 пункта 2.6 раздела 2 настоящего административного регламента.

Непосредственный исполнитель производит обследование зеленых насаждений на месте их произрастания с приглашением представителей заявителя в течение пяти рабочих дней с даты поступления заявления непосредственному исполнителю, необходимых для предоставления муниципальной услуги.

Деревья и кустарники обследует комиссия, создаваемая постановлением администрации города Ульяновска. В состав комиссии включаются представители управления, Экологической палаты Ульяновской области, Общественного экологического совета муниципального образования «город Ульяновск», специализированного муниципального учреждения, ответственного за благоустройство и озеленение г. Ульяновска, а также граждане, не заинтересованные в сносе этих зеленых насаждений (при наличии таковых).

На месте обследования производится фотофиксация состояния зеленых насаждений, подлежащих сносу (пересадке), обрезке.

По результатам обследования оформляется письменный акт оценки состояния зеленых насаждений в соответствии с приложением 2 к настоящему административному регламенту.

Основания допустимости сноса (пересадки), обрезки, пересадки зеленых насаждений:

зеленые насаждения являются аварийно опасными (утратившими свою механическую устойчивость), сухостойными, представляющими угрозу жизни и здоровью людей и сохранности имущества;

производство работ по строительству, реконструкции, ремонту;

прокладка подземных коммуникаций, дорог, установка линий электропередачи и других сооружений и устранение нарушений норм охраны и эксплуатации объектов капитального строительства, инженерной и транспортной инфраструктуры.

Акт оценки состояния зеленых насаждений оформляется в течение одного рабочего дня с даты их комиссионного обследования.

Компенсация за снос живых зеленых насаждений осуществляется в виде компенсационных посадок или оплаты компенсационной стоимости по выбору заявителя.

В силу п. 3.3.11 Административного регламента основаниями для начала административного действия по подготовке порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников либо письменного отказа в предоставлении муниципальной услуги являются:

представление заявителем непосредственному исполнителю документов на производство компенсационных посадок или документов на оплату компенсационной стоимости;

оформление акта оценки состояния зеленых насаждений в случаях, предусмотренных абзацами тринадцатым и четырнадцатым подпункта 2.6.1 пункта 2.6 раздела 2 настоящего административного регламента.

При наличии акта оценки состояния зеленых насаждений, представления заявителем документов на производство компенсационных посадок или документов об оплате компенсационной стоимости непосредственный исполнитель готовит порубочный билет и (или) разрешение на пересадку деревьев и кустарников и представляет его на подпись начальнику управления.

Порубочный билет и (или) разрешение на пересадку деревьев и кустарников оформляется в течение одного рабочего дня:

с даты представления документа на производство компенсационных посадок (в случае проведения компенсационной посадки зеленых насаждений за вырубку зеленых насаждений);

с даты представления документов об оплате компенсационной стоимости (в случае оплаты компенсационной стоимости за вырубку зеленых насаждений).

Срок действия порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников составляет один год.

Критерий принятия решения - наличие оснований допустимости сноса (пересадки), обрезки зеленых насаждений, указанных в подпункте 3.3.8 настоящего пункта.

В случае наличия оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, указанных в пункте 2.9 раздела 2 настоящего административного регламента, непосредственный исполнитель оформляет проект письма об отказе в предоставлении услуги с указанием соответствующих оснований для отказа

Как следует из материалов дела и установлено судом, 04.04.2022 на имя Главы г.Ульяновска поступило сообщение директора МБУ «Городской центр по благоустройству и озеленению г.Ульяновска» Моргунова Г.А. с просьбой дать поручение для выдачи порубочного билета на снос зеленых насаждений, произрастающих с нарушением МНиП по адресу: : тополь – диам. 48см, 46 см, 52 см, 20 см, 46 см, 52 см, 32 см, 32 см=9шт. Указано приложение: на 2 л. в 1 экз.

К заявлению приложен скриншот электронной карты местности из системы 2GIS и копия письма директора МБУ «Дорремстрой» Болдырева Н.И. от 21.03.2022, в котором указано, что на основании письма Ионова М.Ю. от 17.03.2022 просит дать указание подрядной организации осуществить снос деревьев в количестве 9 штук по адресу: связи с расположением корневой системы деревьев менее 1,5 м от железобетонной трубы ливневой канализации диаметром 600 мм, находящейся на обслуживании учреждения. Происходит разрушение корневой системой железобетонных конструкций, что может привести к разрыву системы ливневой канализации и невозможности проведения ремонтных работ.

На основании указанного заявления 20.04.2022 составлен акт оценки состояния зеленых насаждений на территории Заволжского района МО «г.Ульяновск», в соответствии с которым установлено наличие 9 живых зеленых насаждений – тополей по адресу: , подлежащих сносу. В акте также имеется указание о том, что работы по сносу зеленых насаждений производить в период окончания гнездования птиц с учетом требований Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире». К акту приложен расчет платежа за вырубку зеленых насаждений, подлежащих сносу.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела установлены нарушения при соблюдении административного регламента оказания муниципальной услуги по предоставлению порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников, утвержденного Постановлением администрации г.Ульяновска от 30.04.2019 № 930.

В нарушение п. 2.6.1 Административного регламента порубочный билет был выдан в отсутствие документов, необходимых в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги.

Так, заявление директора МБУ «ГЦ по БиО г.Ульяновска» от 04.04.2022 на имя Главы г.Ульяновска не соответствует форме согласно приложению 1 к настоящему административному регламенту, в заявлении, в частности, не указано состояние зеленых насаждений (аварийно опасные, сухостойные, живые), в заявлении не указано, какие именно СНиП нарушают произрастающие деревья по указанному адресу, в связи с чем невозможно определить основание для сноса зеленых насаждений. Не содержит данных сведений и акт оценки состояния зеленых насаждений от 20.04.2022 . Стороной административного ответчика в материалы дела не представлено документов в обоснование необходимости сноса зеленых насаждений, что свидетельствует о том, что данное обстоятельство не исследовалось при оформлении порубочного билета, тогда как положениями Административного регламента четко определены основания допустимости сноса (пересадки), обрезки, пересадки зеленых насаждений. Согласно акту оценки состояния зеленых насаждений от 20.04.2022 деревья не признаны аварийно опасными (утратившими свою механическую устойчивость), сухостойными, представляющими угрозу жизни и здоровью людей и сохранности имущества; в материалы дела не представлены документы, подтверждающие производство работ по строительству, реконструкции, ремонту, либо прокладке подземных коммуникаций, дорог, установке линий электропередачи и других сооружений и устранению нарушений норм охраны и эксплуатации объектов капитального строительства, инженерной и транспортной инфраструктуры. Не представлено доказательств разрушения корневой системой деревьев железобетонных конструкций, приводящего к разрыву ливневой канализации и невозможности проведения ремонтных работ, о чем заявлено стороной административных ответчиков.

Как уже отмечалось, необходимые документы согласно перечню, установленному п. 2.6.1 Административного регламента, не были представлены с заявлением о выдаче порубочного билета, что прямо усматривается из приложения к заявлению.

В целях устранения выявленных нарушений природоохранного законодательства стороной административного ответчика в ходе рассмотрения административного дела представлены дополнительные пояснения, в соответствии с которыми не может являться основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги обращение в произвольной форме. Доверенность не требовалась по причине обращения от имени самого директора учреждения. МБУ «Городской центр благоустройства и озеленения г.Ульяновска» является подведомственным учреждением, директор которого назначается распоряжением самой администрацией г.Ульяновска. Информация о директоре имеется также в документах о государственной регистрации юридического лица. По информации Управления по охране окружающей среды администрации г.Ульяновска при выдаче порубочного билета в распоряжении управления также имелась карта-схема мест произрастания зеленых насаждений, фотофиксация испрашиваемых под снос зеленых насаждений, письмо на имя Главы г.Ульяновска, подтверждающее факт запланированной компенсационной посадки зеленых насаждений. Аналогичные пояснения суду дала допрошенная в качестве свидетеля ФИО20

В материалы дела представлены фотоснимки зеленых насаждений, гарантийное письмо директора МБУ «ГЦ по БиО г.Ульяновска» от 26.04.2022 о производстве компенсационной посадки деревьев в весенний период в счет сносимых зеленых насаждений на земельном участке по адресу: количестве 9 штук. В качестве карты-схемы мест произрастания зеленых насаждений использован скриншот электронной карты местности из системы 2GIS, на котором зеленые насаждения обозначены темной чертой вдоль здания с номером . Дендрологический план зеленых насаждений с перечетной ведомостью и обозначением всех древесных и кустарниковых растений, подлежащих сохранению, сносу (пересадке), обрезке представлен не был. Доводы административного ответчика о том, что данные документы необходимости представлять не было в связи с тем, что снос деревьев запланирован не в процессе строительства, а для устранения нарушений норм охраны и эксплуатации объектов инженерной инфраструктуры, суд находит несостоятельными, поскольку в административном регламенте не имеется указания об отдельных случаях предоставления указанных документов, при этом, основание сноса деревьев в процессе рассмотрения дела не подтверждено документально.

Аналогичные нарушения при выдаче порубочного билета выявлены в результате проведения прокурорской проверки, по результатам которой Ульяновским межрайонным природоохранным прокурором 29.07.2022 в адрес администрации г.Ульяновска внесено представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих.

Оценивая представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что доводы административного истца о незаконности действий администрации г.Ульяновска при предоставлении порубочного билета , являются обоснованными, подтверждаются представленными в дело доказательствами и в этой части административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Указанное свидетельствует о допущенных нарушениях природоохранного законодательства в деятельности органов местного самоуправления и наличии оснований для удовлетворения требований административного истца о признании незаконными действий администрации г.Ульяновска при предоставлении порубочного билета.

Вместе с тем, признавая незаконными действия административного ответчика по предоставлению порубочного билета, судом отклоняется довод административного истца о нарушении требований Федерального закона от 24.04.1995 № 52 «О животном мире» и Приказа МПР России от 28.04.2008 № 107 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания», поскольку актом осмотра территории от 04.07.2022 подтверждается, что в ходе осмотра гнезд, расположенных на деревьях породы тополь по , наличие птенцов, кладок яиц и признаков гнездования не обнаружено.

Допрошенный в судебном заседании специалист ФИО21 пояснил, что вероятность того, что по состоянию на июль 2022 года продолжался период гнездования грачей, очень низкая. До конца июня – в начале июля птенцы уже покидают гнезда, держатся около колонии, к гнездам менее привязаны, поскольку родители кормят их уже непосредственно на присадках, на деревьях. Обозрев представленные фотоснимки гнезд со спорных деревьев, указал, что птицы, очевидно, занимали гнезда в текущем году, но к указанному периоду покинули его.

Надлежащим административным ответчиком по делу суд признает администрацию г.Ульяновска, поскольку Управление по охране окружающей среды администрации г.Ульяновска не является самостоятельным юридическим лицом, а МБУ «Городской центр по благоустройству и озеленению г.Ульяновска» не наделено полномочиями по предоставлению муниципальной услуги по выдаче порубочного билета.

Требование о признании незаконным акта оценки состояния зеленых насаждений на территории Заволжского района муниципального образования «город Ульяновск» от 20.04.2022 суд расценивает как обоснование заявленного иска.

При таком положении административный иск Лазаревой Н.А. подлежит частичному удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административный иск Лазаревой Наталии Александровны удовлетворить частично.

Признать действия администрации города Ульяновска по выдаче порубочного билета от 20.04.2022 незаконными.

В удовлетворении остальной части административного иска, а также в иске к Управлению по охране окружающей среды администрации города Ульяновска, муниципальному унитарному предприятию «Городской центр по благоустройству и озеленению города Ульяновска» отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.А. Денисова

Мотивированное решение составлено 29.08.2022.