Дело № 2а-346/2021
УИД 52RS0006-02-2020-002771-76
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 января 2021 года город Нижний Новгород
Сормовский районный суд города Нижний Новгород в составе:
председательствующего судьи Умилиной Е.Н.,
при секретаре судебного заседания Сметаниной Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к Участковым избирательным комиссиям избирательных участков № 2743, № 2746, № 2747, № 2748 № 2749 города Нижний Новгород и Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 19 города Нижнего Новгорода о признании незаконными действий Участковых избирательных комиссий избирательных участков № 2743, № 2746, № 2747, № 2748 № 2749 города Нижний Новгород и отмене решения об итогах голосования на выборах депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва 13 сентября 2020 года,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2743 города Нижний Новгород о признании незаконными действий Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2743 города Нижний Новгород, выразившихся в нарушении процедуры досрочного голосования на выборах депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва 13 сентября 2020 года, признании недействительными бюллетени досрочного голосования и отмене решения об итогах голосования на выборах депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва 13 сентября 2020 года.
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2749 города Нижний Новгород о признании незаконными действий Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2749 города Нижний Новгород, выразившихся в нарушении процедуры досрочного голосования на выборах депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва 13 сентября 2020 года, признании недействительными бюллетени досрочного голосования и отмене решения об итогах голосования на выборах депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва 13 сентября 2020 года.
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2747 города Нижний Новгород о признании незаконными действий Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2747 города Нижний Новгород, выразившихся в нарушении процедуры досрочного голосования на выборах депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва 13 сентября 2020 года, признании недействительными бюллетени досрочного голосования и отмене решения об итогах голосования на выборах депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва 13 сентября 2020 года.
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2746 города Нижний Новгород о признании незаконными действий Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2746 города Нижний Новгород, выразившихся в нарушении процедуры досрочного голосования на выборах депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва 13 сентября 2020 года, признании недействительными бюллетени досрочного голосования и отмене решения об итогах голосования на выборах депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва 13 сентября 2020 года.
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2748 города Нижний Новгород о признании незаконными действий Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2748 города Нижний Новгород, выразившихся в нарушении процедуры досрочного голосования на выборах депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва 13 сентября 2020 года, признании недействительными бюллетени досрочного голосования и отмене решения об итогах голосования на выборах депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва 13 сентября 2020 года.
В обоснование своих требований указал, что 19 августа 2020 года он был зарегистрирован в качестве кандидата на выборах депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва 13 сентября 2020 года по одномандатному избирательному округу № 19 в соответствии с решением № 19 Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 19 города Нижний Новгород. В период со 02 сентября 2020 года по 10 сентября 2020 года на избирательных участках Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2743, № 2746, № 2747, № 2748 № 2749 города Нижний Новгород проходило досрочное голосование, установленное положениями статьи 65 Федерального закона Российской Федерации от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В соответствии с частью 4 статьи 65 ФЗ РФ № 67-ФЗ организация досрочного голосования должна обеспечивать тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, участника референдума, обеспечивать сохранность бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования. Вместе с тем указанная процедура досрочного голосования проходила с нарушениями правил и порядка, предусмотренных данной статьей, административный ответчик не предпринял мер по обеспечению законности и прозрачности установления итогов голосования, а именно, административным ответчиком были нарушены правила, предусмотренные частью 2, 5, 6, 8, 11, 13, 14, 15 статьи 65 ФЗ РФ № 67-ФЗ. В частности, не было принято во внимание, что избирателей необходимо допускать до процедуры досрочного голосования только при наличии уважительной причины. Хотя законодатель и устанавливает не исчерпывающий перечень уважительных причин, это не означает возможность предоставления права досрочного голосования по любой причине, особенно с учетом проведения 11 сентября 2020 года и 12 сентября 2020 года досрочного голосования в помещении для голосования. В заявлениях избирателей содержаться не все данные, которые должны содержаться в соответствии с положениями части 6 статьи 65. Конверты для бюллетеней досрочного голосования не соответствуют требованиям, установленным частью 8 статьи 65, и не оформлены соответствующим образом. Нарушены процедуры, предусмотренные частями 13, 14, 15 статьи 65, по подсчету количества конвертов, извлечению бюллетеней из конвертов, неотложной проштамповке конвертов печатью избирательной комиссии с обратной стороны, помещению бюллетеней в стационарный ящик для голосования. Также Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 24 июля 2020 года № 260/1916-7 установлены правила упаковки и извлечения конвертов с бюллетенями досрочного голосования в специальные сейф-пакеты. Однако в нарушение положений пунктов 1.11 и 6.7 Порядка, утвержденного указанным постановлением ЦИК РФ, имеются сомнения в сохранности сейф-пакета, в который помещались конверты с бюллетенями досрочного голосования, что может говорить о том, что производилось вскрытие данного сейф-пакета до начала работы административного ответчика 13 сентября 2020 года, что создает угрозу искажения волеизъявления избирателей. Несмотря на наличие нарушений, означающих недействительность бюллетеней досрочного голосования, все бюллетени досрочного голосования незаконно были признаны действительными и учтены при определении итогов голосования. Таким образом, итоги голосования определены незаконно. Итоги опубликованы на сайте Центральной избирательной комиссии РФ и Государственной автоматизированной системы «Выборы». Нарушение правил проведения досрочного голосования, нарушает его право на свободные выборы, зафиксированное в части 3 статьи 3 Конституции РФ, статьи 3 Протокола № 1 ЕКПЧ, нарушает право быть избранным и избираться в органы местного самоуправления посредством процедуры, соответствующей общемировым стандартам. Кроме того, учитывая аномальный процент бюллетеней досрочного голосования в общем количестве бюллетеней, полученных всеми участковыми избирательными комиссиями одномандатного избирательного округа административного ответчика, отсутствия возможности всеобъемлющего наблюдения и возможности контроля за конвертами с бюллетенями досрочного голосования в течение всего периода со 02 сентября 2020 года до основного дня голосования 13 сентября 2020 года, данная процедура в целом не отвечает смыслу процедуры голосования, установленной избирательным законодательством. Проведение голосования, в котором значительный процент бюллетеней получен в ходе процедуры, имеющей более низкие гарантии честности и прозрачности, не отвечает критериям свободных демократических выборов, создает широкий простор для злоупотреблений, искажает смысл свободных честных прозрачных выборов, неизбежно приводит к искажению волеизъявления избирателей и умалению права кандидатов быть избранными депутатом городской Думы города Нижнего Новгорода.
Определением суда от 30 сентября 2020 года указанные дела объединены в одно производство.
В качестве административного соответчика привлечена Окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа № 19 города Нижнего Новгорода.
В качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены Городская Дума Нижнего Новгорода, Избирательная комиссия Нижегородской области, Избирательная комиссия муниципального образования город Нижний Новгород, Территориальная Избирательная комиссия Сормовского района города Нижнего Новгорода, Нижегородское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО»», ФИО2, Нижегородское региональное отделение партии «Единая Россия».
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен о дне и времени судебного заседания надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административных ответчиков избирательных участков № 2743, № 2746, № 2747, № 2748, № 2749 и Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №19 г.Н.Новгорода в судебное заседание не явился, извещен о дне и времени судебного заседания надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии Сормовского района города Нижний Новгород в судебное заседание не явился, извещен о дне и времени судебного заседания надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представители заинтересованных лиц Городской Думы Нижнего Новгорода, Избирательной комиссии муниципального образования города Нижнего Новгорода, Нижегородского регионального отделения Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», Избирательной комиссии Нижегородской области, Нижегородского регионального отделения партии «Единая Россия» в судебное заседание не явились, извещены о дне и времени судебного заседания надлежащим образом.
Заинтересованное лицо ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен о дне и времени судебного заседания надлежащим образом, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель прокуратуры Московского района города Нижнего Новгорода в судебное заседание не явился, извещен о дне и времени судебного заседания надлежащим образом.
Исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ст. 3, ч. 2), граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ст. 32, ч. 2). Данные конституционные положения согласуются со ст. 3 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и п. «b» ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которым каждый гражданин должен иметь без какой-либо дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального Закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
На территории Нижегородской области гарантии избирательных прав граждан при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, порядок назначения, подготовки, проведения этих выборов устанавливаются указанным выше Федеральным законом, а также Законом Нижегородской области от 06 сентября 2007 года № 108-3 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области».
В соответствии с п. 1.1 ст. 77 Федерального закона № 67-ФЗ, после установления итогов голосования, определения результатов выборов вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.
Законодательной основой регулирования отношений, в рамках которых реализуется конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон № 67-ФЗ, имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (п.п. 1 и 2 ст. 1).
Согласно п. 1 ст. 75 Федерального закона № 67-ФЗ, решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с п. 1.2 ст. 77 Федерального закона № 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:
а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;
д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в постановлении Конституционного Суда Федерации от 22 апреля 2013 года № 8-П, конституционные принципы правового государства, основанного на верховенстве права и правовой демократии, предполагают в целях поддержания гражданского мира и согласия необходимость установления нормативно-правового регулирования, которое обеспечивало бы цивилизованные формы разрешения избирательных споров, что делает наиболее востребованными именно судебные механизмы защиты избирательных прав.
В силу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, судебная защита должна быть доступной для избирателей и эффективной не только в случаях, когда нарушения избирательных прав, включая право избирать в органы государственной власти, органы местного самоуправления, возникают в период избирательной кампании до начала или непосредственно в ходе голосования, но и на следующих стадиях избирательного процесса, направленных на определение результатов выборов.
Вместе с тем судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права.
Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 15 января 2002 года № 1-П, и имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.
Следовательно, механизм судебной защиты избирательных прав граждан, нарушенных при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, должен основываться на согласовании частных и публичных интересов, недопустимости злоупотребления правом.
Таким образом, для удовлетворения требований административного иска необходимо наличие доказательств таких бесспорных нарушений, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей.
В соответствии с п. 1 ст. 67 Федерального закона № 67-ФЗ участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке.
Отмена избирательной комиссией или судом решения о результатах выборов в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, в силу п. 6 ст. 77 Федерального закона № 67-ФЗ влечет признание результатов выборов по данному избирательному округу недействительными.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 39 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах «б», «в», «г» п. 2, пунктов 3 и 4 ст. 77 Федерального закона № 67-ФЗ, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума, а также нарушения, указанные в подпункте «а» п. 2 ст. 77 данного Федерального закона № 67-ФЗ.
При этом в смысле принципов, на основе которых осуществляется избирательный процесс, отмена результатов выборов судом является крайней мерой, применение которой в каждом конкретном случае должно быть, безусловно, обоснованным и следовать из обстоятельств дела.
Порядок досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 год утвержден Постановлением Центральной избирательной комиссии от 24 июля 2020 года № 260/1916-7.
Порядок досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года (далее - Порядок) разработан в целях создания условий для защиты здоровья избирателей, участников референдума при участии в голосовании, создания максимального удобства для реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав, права на участие в референдуме на основании абз. 2 п. 1 и п. 16 ст. 65, п. 18 ст. 66 Федерального закона № 67-ФЗ, частей 2 и 13 ст. 82, ч. 18 ст. 83 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и устанавливает порядок применения дополнительных форм организации голосования избирателей, участников референдума, а также порядок и сроки такого голосования при проведении выборов и референдумов 13 сентября 2020 года, в том числе при проведении повторного голосования и повторных выборов.
Согласно п. 1.2 порядка досрочного голосования, в соответствии с Порядком могут применяться следующие дополнительные формы организации голосования: досрочное голосование в помещении для голосования; досрочное голосование вне помещения для голосования; досрочное голосование на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования (на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах); досрочное голосование групп избирателей, участников референдума, которые проживают (находятся) в населенных пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено.
Согласно п. 1.3, досрочное голосование в соответствии с предусмотренными пунктом 1.2 Порядка формами организации голосования проводится в течение двух дней, предшествующих дню голосования, с 8 до 20 часов по местному времени.
Как следует из п. 1.7, если при проведении выборов (референдумов), на которых в соответствии с положениями пункта 1.4 Порядка применяется форма организации голосования, указанная в подпункте 1 п. 1.2 Порядка, предусмотрено проведение досрочного голосования в соответствии с п. 2 ст. 65 Федерального закона № 67-ФЗ, указанное досрочное голосование проводится в порядке, установленном законом, в период, который начинается за 10 дней до дня голосования и заканчивается за 2 дня до дня голосования.
Согласно п. 6.1 до проведения досрочного голосования в соответствии с Порядком пустые переносные (стационарные) ящики для голосования предъявляются лицам, присутствующим в помещении участковой комиссии, после чего опечатываются (пломбируются).
Как следует из п. 6.2. по истечении времени голосования каждого дня досрочного голосования бюллетени из каждого переносного (стационарного) ящика для голосования помещаются в отдельный сейф-пакет, который опечатывается с использованием печатей (средств), исключающих возможность их снятия без повреждения. На месте опечатывания ставятся подписи двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, а также членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей (по их желанию). Сейф-пакет помещается в сейф участковой комиссии либо иное специально приспособленное для хранения документов место и не вскрывается до начала подсчета голосов избирателей, участников референдума. В отношении каждого сейф-пакета составляется акт (приложение № 1 к Порядку), который хранится вместе с сейф-пакетом. С указанным актом вправе ознакомиться (по желанию - также получить его заверенную копию) члены участковой комиссии с правом решающего голоса, члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели.
Согласно п. 6.10 в случае если после проведенной проверки подтвердится, что число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в сейф-пакете, больше количества избирателей, участников референдума, получивших бюллетени при проведении голосования с использованием соответствующего ящика для голосования в конкретный день досрочного голосования, указанного в соответствующем акте, все бюллетени по соответствующим выборам, референдуму, находившиеся в данном сейф-пакете, решением участковой комиссии признаются недействительными, что указывается в соответствующем акте (приложение № 2 к Порядку), который прилагается к протоколу об итогах голосования. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней оглашается, вносится в указанный акт и впоследствии суммируется с числом недействительных бюллетеней, выявленных при сортировке бюллетеней. На лицевой стороне каждого из этих бюллетеней, на квадратах, расположенных справа от данных баллотирующихся кандидатов, списков кандидатов, а на выборах в органы местного самоуправления также от позиции «Против всех кандидатов» («Против всех списков кандидатов») (при ее наличии), на квадратах, относящихся к позициям «Да» и «Нет» («За» и «Против»), вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии.
В соответствии с п. 1 ст. 65 Федерального закона № 67-ФЗ может проводиться досрочное голосование групп избирателей, участников референдума. В этом случае голосование проводится с использованием переносных ящиков для голосования и в день голосования перед началом голосования председатель участковой избирательной комиссии предъявляет к осмотру присутствующим в помещении для голосования лицам опечатанный переносной ящик (опечатанные переносные ящики) для голосования с избирательными бюллетенями, заполненными и опущенными досрочно проголосовавшими избирателями, участниками референдума, после чего располагает его (их) в помещении для голосования так, чтобы они постоянно находились в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. По окончании времени голосования в режиме голосования «Стационарный» указанный выше опечатанный переносной ящик (опечатанные переносные ящики) для голосования вскрывается (вскрываются) в порядке, предусмотренном в п. 5.1 настоящей Инструкции.
Согласно п. 5.1 Инструкции, если число обнаруженных в переносном ящике бюллетеней установленной формы для голосования больше количества заявлений избирателей, участников референдума, содержащих отметку о получении бюллетеня, все бюллетени для голосования, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой комиссии признаются недействительными, о чем составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования с использованием этого ящика для голосования.
Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней оглашается и вносится в указанный акт. На лицевой стороне каждого из недействительных бюллетеней, на квадратах, расположенных справа от данных кандидатов, списков кандидатов, вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Федерального закона № 67-ФЗ участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума.
В соответствии с ч. 1 ст. 68 Федерального закона № 67-ФЗ, подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса.
Результаты выборов на основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих комиссий, путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных определяет комиссия, наделенная этим правом законом (п. 1 ст. 70 Федерального закона № 67-ФЗ).
Судом установлено, что решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 23 июня 2020 года № 148 выборы депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва назначены на 13 сентября 2020 года, решение было опубликовано в газете «День города Нижний Новгород».
Решением Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 19 города Нижний Новгород от 19 августа 2020 года ФИО1 зарегистрирован в качестве кандидата на выборах депутатов городской Думы город Нижнего Новгорода седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 19.
Результаты выборов по одномандатному избирательному округу № 19 оформлены протоколом Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 19 города Нижний Новгород, который подписан 14 сентября 2020 года.
Итоги голосования на избирательном участке № 2743 одномандатного избирательного округа № 19 оформлены протоколом № 1 от 13 сентября 2020 года.
Согласно данному протоколу:
1 | Число избирателей, включенных в список избирателей на момент окончания голосования | 1711 |
2 | Число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией | 1200 |
3 | Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно | 109 |
4 | Число избирательных бюллетеней, выданных участковой избирательной комиссией избирателям в помещении для голосования в день голосования | 72 |
5 | Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещении для голосования в день голосования | 3 |
6 | Число погашенных избирательных бюллетеней | 1016 |
7 | Число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования | 42 |
8 | Число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования | 142 |
9 | Число недействительных избирательных бюллетеней | 8 |
10 | Число действительных избирательных бюллетеней | 176 |
11 | Число утраченных избирательных бюллетеней | 0 |
12 | Число избирательных бюллетеней, не учтенных при получении | 0 |
В алфавитном порядке фамилии, имена, отчества внесенных в избирательный бюллетень зарегистрированных кандидатов | Число голосов избирателей, поданных за каждого зарегистрированного кандидата | |
13 | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | 11 |
Сведения о количестве поступивших в участковую избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу | 0 |
Судом установлено, что на данном избирательном участке проходил отдельный подсчет голосов избирателей, проголосовавших досрочно на основании избирательных бюллетеней, на оборотной стороне которых проставлена печать Участковой избирательной комиссии, сведения оглашены в помещении для голосования, о чем 13 сентября 2020 года в 20 час 55 минут составлен соответствующий акт, согласно которому ФИО1 получил 5 голоса, ФИО2 получил 37 голосов.
Итоги голосования на избирательном участке № 2746 избирательного округа № 19 оформлены протоколом № 1 от 13 сентября 2020 года.
Согласно данному протоколу:
1 | Число избирателей, включенных в список избирателей на момент окончания голосования | 1917 |
2 | Число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией | 1300 |
3 | Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно | 109 |
4 | Число избирательных бюллетеней, выданных участковой избирательной комиссией избирателям в помещении для голосования в день голосования | 96 |
5 | Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещении для голосования в день голосования | 2 |
6 | Число погашенных избирательных бюллетеней | 1093 |
7 | Число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования | 48 |
8 | Число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования | 159 |
9 | Число недействительных избирательных бюллетеней | 19 |
10 | Число действительных избирательных бюллетеней | 188 |
11 | Число утраченных избирательных бюллетеней | 0 |
12 | Число избирательных бюллетеней, не учтенных при получении | 0 |
В алфавитном порядке фамилии, имена, отчества внесенных в избирательный бюллетень зарегистрированных кандидатов | Число голосов избирателей, поданных за каждого зарегистрированного кандидата | |
13 | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | 7 |
Сведения о количестве поступивших в участковую избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу | 0 |
На данном избирательном участке проходил отдельный подсчет голосов избирателей, проголосовавших досрочно на основании избирательных бюллетеней, на оборотной стороне которых проставлена печать Участковой избирательной комиссии, сведения оглашены в помещении для голосования, о чем 13 сентября 2020 года в 21 час 15 минут составлен соответствующий акт, согласно которому ФИО1 получил 3 голоса, ФИО2 получил 39 голосов.
Итоги голосования на избирательном участке № 2747 избирательного округа № 19 оформлены протоколом № 1 от 13 сентября 2020 года.
Согласно данному протоколу:
1 | Число избирателей, включенных в список избирателей на момент окончания голосования | 1526 |
2 | Число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией | 1350 |
3 | Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно | 131 |
4 | Число избирательных бюллетеней, выданных участковой избирательной комиссией избирателям в помещении для голосования в день голосования | 83 |
5 | Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещении для голосования в день голосования | 6 |
6 | Число погашенных избирательных бюллетеней | 1130 |
7 | Число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования | 35 |
8 | Число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования | 185 |
9 | Число недействительных избирательных бюллетеней | 17 |
10 | Число действительных избирательных бюллетеней | 203 |
11 | Число утраченных избирательных бюллетеней | 0 |
12 | Число избирательных бюллетеней, не учтенных при получении | 0 |
В алфавитном порядке фамилии, имена, отчества внесенных в избирательный бюллетень зарегистрированных кандидатов | Число голосов избирателей, поданных за каждого зарегистрированного кандидата | |
13 | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | 6 |
Сведения о количестве поступивших в участковую избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу | 0 |
На данном избирательном участке проходил отдельный подсчет голосов избирателей, проголосовавших досрочно на основании избирательных бюллетеней, на оборотной стороне которых проставлена печать Участковой избирательной комиссии, сведения оглашены в помещении для голосования, о чем 13 сентября 2020 года в 21 час 00 минут составлен соответствующий акт, согласно которому ФИО1 получил 2 голоса, ФИО2 получил 69 голосов.
Итоги голосования на избирательном участке № 2748 избирательного округа № 19 оформлены протоколом № 1 от 13 сентября 2020 года.
1 | Число избирателей, включенных в список избирателей на момент окончания голосования | 1650 |
2 | Число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией | 1250 |
3 | Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно | 108 |
4 | Число избирательных бюллетеней, выданных участковой избирательной комиссией избирателям в помещении для голосования в день голосования | 51 |
5 | Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещении для голосования в день голосования | 0 |
6 | Число погашенных избирательных бюллетеней | 1091 |
7 | Число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования | 31 |
8 | Число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования | 128 |
9 | Число недействительных избирательных бюллетеней | 13 |
10 | Число действительных избирательных бюллетеней | 146 |
11 | Число утраченных избирательных бюллетеней | 0 |
12 | Число избирательных бюллетеней, не учтенных при получении | 0 |
В алфавитном порядке фамилии, имена, отчества внесенных в избирательный бюллетень зарегистрированных кандидатов | Число голосов избирателей, поданных за каждого зарегистрированного кандидата | |
13 | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | 5 |
Сведения о количестве поступивших в участковую избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу | 0 |
На данном избирательном участке проходил отдельный подсчет голосов избирателей, проголосовавших досрочно на основании избирательных бюллетеней, на оборотной стороне которых проставлена печать Участковой избирательной комиссии, сведения оглашены в помещении для голосования, о чем 13 сентября 2020 года в 21 час 01 минут составлен соответствующий акт, согласно которому ФИО1 получил 0 голосов, ФИО2 получил 49 голосов.
Итоги голосования на избирательном участке № 2749 избирательного округа № 19 оформлены протоколом № 1 от 13 сентября 2020 года.
Согласно данному протоколу:
1 | Число избирателей, включенных в список избирателей на момент окончания голосования | 1696 |
2 | Число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией | 1550 |
3 | Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно | 94 |
4 | Число избирательных бюллетеней, выданных участковой избирательной комиссией избирателям в помещении для голосования в день голосования | 90 |
5 | Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещении для голосования в день голосования | 3 |
6 | Число погашенных избирательных бюллетеней | 1363 |
7 | Число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования | 35 |
8 | Число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования | 152 |
9 | Число недействительных избирательных бюллетеней | 17 |
10 | Число действительных избирательных бюллетеней | 170 |
11 | Число утраченных избирательных бюллетеней | 0 |
12 | Число избирательных бюллетеней, не учтенных при получении | 0 |
В алфавитном порядке фамилии, имена, отчества внесенных в избирательный бюллетень зарегистрированных кандидатов | Число голосов избирателей, поданных за каждого зарегистрированного кандидата | |
13 | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | 2 |
Сведения о количестве поступивших в участковую избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу | 0 |
На данном избирательном участке проходил отдельный подсчет голосов избирателей, проголосовавших досрочно на основании избирательных бюллетеней, на оборотной стороне которых проставлена печать УИК, сведения оглашены в помещении для голосования, о чем 13 сентября 2020 года составлен соответствующий акт, по данным которого ФИО1 получил 3 голоса, ФИО2 получил 31 голос.
Из акта участковой комиссии участка № 2743 о помещении заявлений и конвертов с бюллетенями лиц, проголосовавших досрочно в период со 02 сентября 2020 года по 10 сентября 2020 года, при проведении выборов депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва 13 сентября 2020 года, в сейф-пакет следует, что 10 сентября 2020 года в помещении участковой комиссии присутствующими были помещены заявления и конверты с бюллетенями лиц, проголосовавших досрочно в период со 02 сентября 2020 года по 10 сентября 2020 года, при проведении выборов депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва 13 сентября 2020 года, в сейф-пакет <данные изъяты> количество заявлений лиц, проголосовавших досрочно - 70. Количество конвертов с бюллетенями лиц, проголосовавших досрочно – 70. 10 сентября 2020 года 20 часов 00 минут.
Из акта участковой комиссии участка № 2743 о проведении досрочного голосования с использованием переносного (стационарного) ящика и сейф-пакета следует, что 11 сентября 2020 года в помещении участковой комиссии присутствующим был представлен пустой переносной ящик № 2, который затем был опечатан и использован при проведении досрочного голосования в следующей форме: досрочное голосование в помещении для голосования. Данные о числе бюллетеней: получено для проведения голосования – 116, выдано избирателям, участникам референдума – 25, возвращено испорченных избирателями, участниками референдума – 1, возвращено неиспользованных избирателями, участниками референдума – 90. По завершении голосования с использованием переносного (стационарного) ящика № 2 бюллетени были переложены в сейф-пакет № 39080180 и опечатаны. 12 сентября 2020 года 20 часов 05 минут. При подсчете голосов избирателей/участников референдума число бюллетеней установленной формы, обнаруженных при вскрытии сейф-пакета № 39080180 – 25. 13 сентября 2020 года 20 часов 45 минут.
Из акта участковой комиссии участка № 2743 о проведении досрочного голосования с использованием переносного (стационарного) ящика и сейф-пакета следует, что 11 сентября 2020 года в помещении участковой комиссии присутствующим был представлен пустой переносной ящик № 2, который затем был опечатан и использован при проведении досрочного голосования в следующей форме: досрочное голосование в помещении для голосования. Данные о числе бюллетеней: получено для проведения голосования – 80, выдано избирателям, участникам референдума – 14, возвращено испорченных избирателями, участниками референдума – 0, возвращено неиспользованных избирателями, участниками референдума – 66. По завершении голосования с использованием переносного (стационарного) ящика № 2 бюллетени были переложены в сейф-пакет <данные изъяты> и опечатаны. 11 сентября 2020 года 20 часов 05 минут. При подсчете голосов избирателей/участников референдума число бюллетеней установленной формы, обнаруженных при вскрытии сейф-пакета <данные изъяты> – 14. 13 сентября 2020 года 20 часов 45 минут.
Из ведомости передачи избирательных бюллетеней членами участковой избирательной комиссии № 2743 для выдачи их избирателям при проведении голосования вне помещения для голосования (переносной ящик №) следует, что: число заявлений избирателей – 3, число бюллетеней, полученных членами УИК – 5, число бюллетеней выданных избирателям – 3, число неиспользованных возвращенных бюллетеней – 2.
Из акта о проведении голосования вне помещения для голосования (переносной ящик №) следует, что для проведения голосования вне помещения для голосования членами избирательной комиссии № получены: число заявлений избирателей – 3, число бюллетеней, полученных членами УИК – 5, число бюллетеней выданных избирателям – 0, число неиспользованных возвращенных бюллетеней – 2.
Из акта участковой комиссии участка № 2746 о помещении заявлений и конвертов с бюллетенями лиц, проголосовавших досрочно в период со 02 сентября 2020 года по 10 сентября 2020 года, при проведении выборов депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва 13 сентября 2020 года, в сейф-пакет следует, что 10 сентября 2020 года в помещении участковой комиссии присутствующими были помещены заявления и конверты с бюллетенями лиц, проголосовавших досрочно в период со 02 сентября 2020 года по 10 сентября 2020 года, при проведении выборов депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва 13 сентября 2020 года, в сейф-пакет № количество заявлений лиц, проголосовавших досрочно - 63. Количество конвертов с бюллетенями лиц, проголосовавших досрочно – 63. 10 сентября 2020 года 20 часов 10 минут.
Из акта участковой комиссии участка № 2746 о проведении досрочного голосования с использованием переносного (стационарного) ящика и сейф-пакета следует, что 11 сентября 2020 года в помещении участковой комиссии присутствующим был представлен пустой переносной ящик № 1, который затем был опечатан и использован при проведении досрочного голосования в следующей форме: досрочное голосование в помещении для голосования. Данные о числе бюллетеней: получено для проведения голосования – 80, выдано избирателям, участникам референдума – 18, возвращено испорченных избирателями, участниками референдума – 0, возвращено неиспользованных избирателями, участниками референдума – 62. По завершении голосования с использованием переносного (стационарного) ящика № 1 бюллетени были переложены в сейф-пакет № и опечатаны. 11 сентября 2020 года 20 часов 10 минут. При подсчете голосов избирателей/участников референдума число бюллетеней установленной формы, обнаруженных при вскрытии сейф-пакета № – 18. 13 сентября 2020 года 20 часов 54 минут.
Из акта участковой комиссии участка № 2746 о проведении досрочного голосования с использованием переносного (стационарного) ящика и сейф-пакета следует, что 12 сентября 2020 года в помещении участковой комиссии присутствующим был представлен пустой переносной ящик № 1, который затем был опечатан и использован при проведении досрочного голосования в следующей форме: досрочное голосование в помещении для голосования. Данные о числе бюллетеней: получено для проведения голосования – 70, выдано избирателям, участникам референдума – 26, возвращено испорченных избирателями, участниками референдума – 0, возвращено неиспользованных избирателями, участниками референдума – 44. По завершении голосования с использованием переносного (стационарного) ящика № 1 бюллетени были переложены в сейф-пакет № и опечатаны. 12 сентября 2020 года 20 часов 06 минут. При подсчете голосов избирателей/участников референдума число бюллетеней установленной формы, обнаруженных при вскрытии сейф-пакета № – 26. 13 сентября 2020 года 20 часов 50 минут.
Из акта участковой комиссии участка № 2746 о проведении досрочного голосования с использованием переносного (стационарного) ящика и сейф-пакета следует, что 12 сентября 2020 года в помещении участковой комиссии присутствующим был представлен пустой переносной ящик № 2, который затем был опечатан и использован при проведении досрочного голосования в следующей форме: досрочное голосование в помещении для голосования. Данные о числе бюллетеней: получено для проведения голосования – 6, выдано избирателям, участникам референдума – 2, возвращено испорченных избирателями, участниками референдума – 0, возвращено неиспользованных избирателями, участниками референдума – 4. По завершении голосования с использованием переносного (стационарного) ящика № 1 бюллетени были переложены в сейф-пакет № и опечатаны. 12 сентября 2020 года 20 часов 10 минут. При подсчете голосов избирателей/участников референдума число бюллетеней установленной формы, обнаруженных при вскрытии сейф-пакета № – 2. 13 сентября 2020 года 20 часов 52 минут.
Из ведомости передачи избирательных бюллетеней членами участковой избирательной комиссии № для выдачи их избирателям при проведении голосования вне помещения для голосования (переносной ящик № 2) следует, что: число заявлений избирателей – 4, число бюллетеней, полученных членами УИК – 6, число бюллетеней выданных избирателям – 2, число неиспользованных возвращенных бюллетеней – 4.
Из акта о проведении голосования вне помещения для голосования (переносной ящик № 2) следует, что для проведения голосования вне помещения для голосования членами избирательной комиссии № получены: число заявлений избирателей – 3, число бюллетеней, полученных членами УИК – 5, число бюллетеней выданных избирателям – 2, число неиспользованных возвращенных бюллетеней – 3.
Из акта участковой комиссии участка № 2747 о помещении заявлений и конвертов с бюллетенями лиц, проголосовавших досрочно в период со 02 сентября 2020 года по 10 сентября 2020 года, при проведении выборов депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва 13 сентября 2020 года, в сейф-пакет следует, что 10 сентября 2020 года в помещении участковой комиссии присутствующими были помещены заявления и конверты с бюллетенями лиц, проголосовавших досрочно в период со 02 сентября 2020 года по 10 сентября 2020 года, при проведении выборов депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва 13 сентября 2020 года, в сейф-пакет № количество заявлений лиц, проголосовавших досрочно - 96. Количество конвертов с бюллетенями лиц, проголосовавших досрочно – 96. 10 сентября 2020 года 20 часов 00 минут.
Из акта участковой комиссии участка № 2747 о проведении досрочного голосования с использованием переносного (стационарного) ящика и сейф-пакета следует, что 11 сентября 2020 года в помещении участковой комиссии присутствующим был представлен пустой переносной ящик № 1, который затем был опечатан и использован при проведении досрочного голосования в следующей форме: досрочное голосование в помещении для голосования. Данные о числе бюллетеней: получено для проведения голосования – 80, выдано избирателям, участникам референдума – 21, возвращено испорченных избирателями, участниками референдума – 0, возвращено неиспользованных избирателями, участниками референдума – 59. По завершении голосования с использованием переносного (стационарного) ящика № 1 бюллетени были переложены в сейф-пакет № и опечатаны. 12 сентября 2020 года 20 часов 05 минут. При подсчете голосов избирателей/участников референдума число бюллетеней установленной формы, обнаруженных при вскрытии сейф-пакета № – 21. 13 сентября 2020 года 21 часов 10 минут.
Из акта участковой комиссии участка № 2747 о проведении досрочного голосования с использованием переносного (стационарного) ящика и сейф-пакета следует, что 11 сентября 2020 года в помещении участковой комиссии присутствующим был представлен пустой переносной ящик № 1, который затем был опечатан и использован при проведении досрочного голосования в следующей форме: досрочное голосование в помещении для голосования. Данные о числе бюллетеней: получено для проведения голосования – 76, выдано избирателям, участникам референдума – 14, возвращено испорченных избирателями, участниками референдума – 0, возвращено неиспользованных избирателями, участниками референдума – 62. По завершении голосования с использованием переносного (стационарного) ящика № 1 бюллетени были переложены в сейф-пакет № и опечатаны. 11 сентября 2020 года 20 часов 05 минут. При подсчете голосов избирателей/участников референдума число бюллетеней установленной формы, обнаруженных при вскрытии сейф-пакета № – 14. 13 сентября 2020 года 21 часов 08 минут.
Из ведомости передачи избирательных бюллетеней членами участковой избирательной комиссии № 2747 для выдачи их избирателям при проведении голосования вне помещения для голосования (переносной ящик №1) следует, что: число заявлений избирателей – 6, число бюллетеней, полученных членами УИК – 6, число бюллетеней выданных избирателям – 6, число неиспользованных возвращенных бюллетеней – 0.
Из акта о проведении голосования вне помещения для голосования (переносной ящик № 1) следует, что для проведения голосования вне помещения для голосования членами избирательной комиссии № получены: число заявлений избирателей – 6, число бюллетеней, полученных членами УИК – 6, число бюллетеней выданных избирателям – 6, число неиспользованных возвращенных бюллетеней – 0.
Из акта участковой комиссии участка № 2748 о помещении заявлений и конвертов с бюллетенями лиц, проголосовавших досрочно в период со 02 сентября 2020 года по 10 сентября 2020 года, при проведении выборов депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва 13 сентября 2020 года, в сейф-пакет следует, что 10 сентября 2020 года в помещении участковой комиссии присутствующими были помещены заявления и конверты с бюллетенями лиц, проголосовавших досрочно в период со 02 сентября 2020 года по 10 сентября 2020 года, при проведении выборов депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва 13 сентября 2020 года, в сейф-пакет, количество заявлений лиц, проголосовавших досрочно - 77. Количество конвертов с бюллетенями лиц, проголосовавших досрочно – 77. 10 сентября 2020 года 20 часов 14 минут.
Из акта участковой комиссии участка № 2748 о проведении досрочного голосования с использованием переносного (стационарного) ящика и сейф-пакета следует, что 11 сентября 2020 года в помещении участковой комиссии присутствующим был представлен пустой переносной ящик № 1, который затем был опечатан и использован при проведении досрочного голосования в следующей форме: досрочное голосование в помещении для голосования. Данные о числе бюллетеней: получено для проведения голосования – 23, выдано избирателям, участникам референдума – 14, возвращено испорченных избирателями, участниками референдума – 0, возвращено неиспользованных избирателями, участниками референдума – 9. По завершении голосования с использованием переносного (стационарного) ящика № 1 бюллетени были переложены в сейф-пакет № и опечатаны 11 сентября 2020 года 20 часов 08 минут. При подсчете голосов избирателей/участников референдума число бюллетеней установленной формы, обнаруженных при вскрытии сейф-пакета № – 14. 13 сентября 2020 года 20 часов 48 минут.
Из акта участковой комиссии участка № 2748 о проведении досрочного голосования с использованием переносного (стационарного) ящика и сейф-пакета следует, что 12 сентября 2020 года в помещении участковой комиссии присутствующим был представлен пустой переносной ящик № 1, который затем был опечатан и использован при проведении досрочного голосования в следующей форме: досрочное голосование в помещении для голосования. Данные о числе бюллетеней: получено для проведения голосования – 29, выдано избирателям, участникам референдума – 17, возвращено испорченных избирателями, участниками референдума – 0, возвращено неиспользованных избирателями, участниками референдума – 12. По завершении голосования с использованием переносного (стационарного) ящика № 1 бюллетени были переложены в сейф-пакет № и опечатаны 12 сентября 2020 года 20 часов 15 минут. При подсчете голосов избирателей/участников референдума число бюллетеней установленной формы, обнаруженных при вскрытии сейф-пакета № – 17. 13 сентября 2020 года 20 часов 50 минут.
Из акта участковой комиссии участка № 2749 о помещении заявлений и конвертов с бюллетенями лиц, проголосовавших досрочно в период со 02 сентября 2020 года по 10 сентября 2020 года, при проведении выборов депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва 13 сентября 2020 года, в сейф-пакет следует, что 10 сентября 2020 года в помещении участковой комиссии присутствующими были помещены заявления и конверты с бюллетенями лиц, проголосовавших досрочно в период со 02 сентября 2020 года по 10 сентября 2020 года, при проведении выборов депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва 13 сентября 2020 года, в сейф-пакет № количество заявлений лиц, проголосовавших досрочно - 62. Количество конвертов с бюллетенями лиц, проголосовавших досрочно – 62. 10 сентября 2020 года 20 часов 05 минут.
Из акта участковой комиссии участка № 2749 о проведении досрочного голосования с использованием переносного (стационарного) ящика и сейф-пакета следует, что 11 сентября 2020 года в помещении участковой комиссии присутствующим был представлен пустой переносной ящик № 1, который затем был опечатан и использован при проведении досрочного голосования в следующей форме: досрочное голосование в помещении для голосования. Данные о числе бюллетеней: получено для проведения голосования – 40, выдано избирателям, участникам референдума – 15, возвращено испорченных избирателями, участниками референдума – 0, возвращено неиспользованных избирателями, участниками референдума – 25. По завершении голосования с использованием переносного (стационарного) ящика № 1 бюллетени были переложены в сейф-пакет № и опечатаны 11 сентября 2020 года. При подсчете голосов избирателей/участников референдума число бюллетеней установленной формы, обнаруженных при вскрытии сейф-пакета № – 17. 13 сентября 2020 года 20 часов 15 минут.
Из акта участковой комиссии участка № 2749 о проведении досрочного голосования с использованием переносного (стационарного) ящика и сейф-пакета следует, что 12 сентября 2020 года в помещении участковой комиссии присутствующим был представлен пустой переносной ящик № 2, который затем был опечатан и использован при проведении досрочного голосования в следующей форме: досрочное голосование в помещении для голосования. Данные о числе бюллетеней: получено для проведения голосования – 4, выдано избирателям, участникам референдума – 1, возвращено испорченных избирателями, участниками референдума – 0, возвращено неиспользованных избирателями, участниками референдума – 3. По завершении голосования с использованием переносного (стационарного) ящика № 1 бюллетени были переложены в сейф-пакет № и опечатаны. 12 сентября 2020 года в 20 часов 05 минут. При подсчете голосов избирателей/участников референдума число бюллетеней установленной формы, обнаруженных при вскрытии сейф-пакета № – 1. 13 сентября 2020 года 20 часов 20 минут.
Из акта участковой комиссии участка № 2749 о проведении досрочного голосования с использованием переносного (стационарного) ящика и сейф-пакета следует, что 12 сентября 2020 года в помещении участковой комиссии присутствующим был представлен пустой переносной ящик № 1, который затем был опечатан и использован при проведении досрочного голосования в следующей форме: досрочное голосование в помещении для голосования. Данные о числе бюллетеней: получено для проведения голосования – 40, выдано избирателям, участникам референдума – 16, возвращено испорченных избирателями, участниками референдума – 0, возвращено неиспользованных избирателями, участниками референдума – 24. По завершении голосования с использованием переносного (стационарного) ящика № 1 бюллетени были переложены в сейф-пакет № и опечатаны. 12 сентября 2020 года в 20 часов 10 минут. При подсчете голосов избирателей/участников референдума число бюллетеней установленной формы, обнаруженных при вскрытии сейф-пакета № – 16. 13 сентября 2020 года 20 часов 25 минут.
Из ведомости передачи избирательных бюллетеней членами участковой избирательной комиссии № 2749 для выдачи их избирателям при проведении голосования вне помещения для голосования (переносной ящик № 1) следует, что: число заявлений избирателей – 8, число бюллетеней, полученных членами УИК – 10, число бюллетеней выданных избирателям – 3, число неиспользованных возвращенных бюллетеней – 7.
Из ведомости передачи избирательных бюллетеней членами участковой избирательной комиссии № 2749 для выдачи их избирателям при проведении голосования вне помещения для голосования следует, что: число заявлений избирателей – 2, число бюллетеней, полученных членами УИК – 4, число бюллетеней выданных избирателям – 1, число неиспользованных возвращенных бюллетеней – 3.
Из акта о проведении голосования вне помещения для голосования (переносной ящик № 1) следует, что для проведения голосования вне помещения для голосования членами избирательной комиссии № 2749 получены: число заявлений избирателей – 8, число бюллетеней, полученных членами УИК – 10, число бюллетеней выданных избирателям – 3, число неиспользованных возвращенных бюллетеней – 7.
Из акта о проведении голосования вне помещения для голосования (переносной ящик № 2) следует, что для проведения голосования вне помещения для голосования членами избирательной комиссии № 2749 получены: число заявлений избирателей – 2, число бюллетеней, полученных членами УИК – 4, число бюллетеней выданных избирателям – 1, число неиспользованных возвращенных бюллетеней – 3.
Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие граждан Российской Федерации на выборах является свободным и добровольным. Граждане Российской Федерации голосуют на выборах соответственно за кандидата (списки кандидатов), а в случаях, предусмотренных законом, за или против кандидата непосредственно. Голосование на выборах является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина (ст.ст. 3, 4, 5, 6, 7 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).
В том числе, с целью соблюдения принципа тайны голосования ст. 65 Федерального закона № 67-ФЗ установлен специальный порядок проведения досрочного голосования.
Так, в соответствии с пунктами 8 - 13 ст. 65 Федерального закона № 67-ФЗ для проведения досрочного голосования используются специальные непрозрачные конверты. Бюллетень, заполненный проголосовавшим досрочно избирателем, вкладывается избирателем вне места для тайного голосования в такой конверт, который заклеивается. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответственно Территориальная избирательная комиссия (ТИК), Избирательная комиссия муниципального образования (ИКМО) с правом решающего голоса, а также членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей (по их желанию). Указанные подписи заверяются печатью соответствующей комиссии.
Запечатанный конверт с бюллетенями хранится у секретаря соответствующей комиссии: в помещении ТИК, ИКМО – до момента передачи конвертов с бюллетенями в участковую комиссию, в помещении участковой комиссии – до дня голосования.
ТИК (ИКМО) не позднее чем в день, предшествующий дню голосования, передает в каждую нижестоящую участковую комиссию соответствующие список досрочно проголосовавших избирателей с приобщенными к нему заявлениями избирателей о досрочном голосовании, конверты с бюллетенями досрочно проголосовавших избирателей.
Непосредственно после получения списка досрочно проголосовавших избирателей участковой комиссией в списке избирателей напротив фамилий избирателей, проголосовавших досрочно в помещении ТИК, ИКМО, делается отметка: «Проголосовал досрочно». Список досрочно проголосовавших избирателей с приобщенными к нему заявлениями избирателей о досрочном голосовании приобщается к списку избирателей, участников референдума.
Информация о числе избирателей, проголосовавших досрочно отдельно по каждому избирательному участку представляется до дня голосования участковой комиссией, территориальной комиссией, избирательной комиссией муниципального образования, окружной избирательной комиссией в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию и (или) избирательную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации - в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в порядке и сроки, установленные Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
В день голосования председатель участковой комиссии перед началом голосования, но после подготовки и включения в режим голосования технических средств подсчета голосов (при их использовании) в присутствии членов участковой комиссии, наблюдателей, иных лиц, указанных в п. 3 ст. 30 настоящего Федерального закона, сообщает о числе избирателей, включенных в список избирателей на данном избирательном участке, проголосовавших досрочно, в том числе в помещении территориальной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с бюллетенями. После этого председатель участковой комиссии вскрывает поочередно каждый конверт (п. 13).
Согласно п. 15 ст. 65 Федерального закона № 67-ФЗ после совершения действий, указанных в пунктах 13 и 14 настоящей статьи, председатель участковой комиссии, соблюдая тайну волеизъявления избирателя, опускает бюллетени в стационарный ящик для голосования либо в техническое средство подсчета голосов (в случае его использования). Если на конверте отсутствуют реквизиты, предусмотренные п. 8 настоящей статьи, либо из конверта извлечено более одного бюллетеня установленной формы для голосования по соответствующему избирательному округу, все извлеченные из данного конверта избирательные бюллетени по соответствующему избирательному округу признаются недействительными, о чем составляется акт.
По данному делу административным истцом не представлено доказательств нарушений со стороны Участковых избирательных комиссий избирательных участков № 2743, № 2746, № 2747, № 2748 № 2749 города Нижний Новгород процедуры голосования и подведения итогов голосования на выборах депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва, предусмотренных Федеральным законом № 67-ФЗ.
Доводы административного истца ФИО1 о не обеспечении тайны голосования при проведении досрочного голосования и неисполнения требований Федерального закона № 67-ФЗ о сохранности бюллетеней, заполненных досрочно проголосовавшими избирателями, являются бездоказательными.
Судом установлено, что протоколы после их составления и подписания были переданы в Избирательную комиссию муниципального образования город Нижний Новгород, а итоги голосования включены в сводную таблицу официально опубликованную.
Согласно протоколу № 1 Окружной избирательной комиссии о результатах выборов по одномандатному избирательному округу № 19 число бюллетеней, поданных за: ФИО1 – 606, за ФИО2 – 2 423.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 № 108-ФЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» ФИО2 избран депутатом по одномандатному избирательному округу № 19.
Утверждения административного истца об ином количестве избирателей, проголосовавших досрочно, чем это указано в соответствующих актах Участковых избирательных комиссий № 2743, № 2746, № 2747, № 2748 № 2749 равно как и доводы о допущенных членами избирательных комиссий нарушениях при проведении досрочного голосования, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Какие-либо относимые, допустимые и в своей совокупности достаточные доказательства, подтверждающие доводы административного истца о допущенных избирательными комиссиями нарушениях при учете воли избирателей, принявших участие в досрочном голосовании, административным истцом не представлено.
Доводы административного истца и представленные доказательства носят вероятностный, предположительный характер, в связи с чем подлежат отклонению.
Одним из принципов административного судопроизводства является состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда (п. 7 ст. 6 КАС РФ).
Исходя из этого принципа в ч. 1 ст. 62 КАС РФ установлена прежде всего обязанность административного истца доказывать обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований, если иной порядок распределения обязанностей доказывания не предусмотрен поименованным кодексом.
Между тем административный истец не представил относимых и допустимых доказательств, подтверждающих, что перечисленные в административном иске нарушения избирательного законодательства не позволили выявить действительную волю избирателей.
С учетом, представленных в дело доказательств, суд приходит к выводу о том, что Участковыми избирательными комиссиями № 2743, № 2749, № 2747, № 2746, № 2748 требования Федерального закона № 67-ФЗ при подсчете голосов досрочно проголосовавших избирателей не нарушены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, нарушений, не позволяющих выявить действительную волю избирателей и влекущих за собой признание итогов голосования недействительными, не допущено.
Произвольное вмешательство суда в выборный процесс, только исходя из формальных оснований, приведет к умалению значения формируемых выборных органов и нивелирует волеизъявление избирателей, являющихся высшим носителем суверенной государственной власти в Российской Федерации.
Таким образом, поскольку обстоятельств, которые не позволяли бы выявить действительную волю избирателей, не установлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания недействительными итогов голосования и отмены оспариваемого решения избирательной комиссии.
Суд считает доводы административного истца о незаконности не предоставления в материалы дела списков избирателей со всеми приложениями, всех заявлений граждан, выразивших желание проголосовать досрочно, реестр заявок избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения, несостоятельными, поскольку избирательным законодательством не предусмотрено предоставление гражданам, утратившим статус кандидата в депутаты, документов, содержащих персональные данные избирателей.
Согласно п. 13 ст. 65 Федерального закона № 67-ФЗ, в день голосования председатель участковой комиссии перед началом голосования, но после подготовки и включения в режим голосования технических средств подсчета голосов (при их использовании) в присутствии членов участковой комиссии, наблюдателей, иных лиц, указанных в п. 3 ст. 30 этого же Федерального закона, сообщает о числе избирателей, участников референдума, включенных в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума, проголосовавших досрочно, в том числе в помещении территориальной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с бюллетенями.
Иной способ получения информации о числе досрочно проголосовавших избирателей, и возможность ознакомления с заявлениями граждан, изъявивших желание проголосовать досрочно, положениями вышеприведенных законов не предусмотрены.
Кроме того, доводы административного истца не могут быть приняты во внимание, поскольку по своему существу они основаны на выборочном, избирательном толковании норм действующего законодательства.
В силу ч.ч. 2, 3 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования. После опубликования результатов; выборов, референдума административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума о результатах референдума может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума.
Из материалов дела следует, что административные исковые заявления ФИО1 направлены почтой – 22 сентября 2020 года, которые поступили в суд – 24 сентября 2020 года.
Таким образом, судом установлено, что административным истцом срок на подачу административных исковых заявлений не нарушен.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Участковым избирательным комиссиям избирательных участков № 2743, № 2746, № 2747, № 2748 № 2749 города Нижний Новгород и Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 19 города Нижнего Новгорода о признании незаконными действий Участковых избирательных комиссий избирательных участков № 2743, № 2746, № 2747, № 2748 № 2749 города Нижний Новгород и отмене решения об итогах голосования на выборах депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва 13 сентября 2020 года отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Сормовский районный суд города Нижний Новгород в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья