Дело № 2а-3473/2020
74RS0028-01-2020-005965-80
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 декабря 2020 года г. Копейск
Копейский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Гончаровой М.И.
при секретаре Гаяновой Т.А.
с участием прокурора Звонарева А.И.
представителей административного истца ФИО1, ФИО2,
представителя административного ответчика ФИО3,
представителей заинтересованных лиц ФИО4, ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «Жилищная управляющая компания» к Собранию депутатов Копейского городского округа Челябинской области о признании незаконным и недействующим с момента принятия решения Собрания депутатов Копейского городского округа «Об утверждении Правил благоустройства территории Копейского городского округа»
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Жилищная управляющая компания» (далее – ООО «ЖУК») обратилось в суд с административным иском к Собранию депутатов Копейского городского округа Челябинской области, в котором просит признать незаконным и недействующим с момента принятия решение Собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области от 03 июля 2020 года № 142-МО «Об утверждении Правил благоустройства территории Копейского городского округа».
В обосновании требований ООО «ЖУК» указало, что нарушена процедура принятия решения, установленная Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку публичные слушания по проекту Правил благоустройства территории не проводились, мотивированное обоснование принятого решения отсутствует.
Кроме того, Правилами благоустройства территории Копейского городского округа, утвержденными решением Собрания депутатов Копейского городского округа 03 июля 2020 года № 897-МО, на хозяйствующих субъектов, не являющихся собственниками земельных участков, возлагаются обязанности по благоустройству прилегающей территории (25 метров от границы отведенного земельного участка). Вместе с тем границы прилегающих территорий (схемы) не разработаны. Пунктами 36, подпунктом 4 пункта 38, пунктом 1 пункта 43, пунктами 99, 109 Правил № 897 в противоречие положений федеральных норм на управляющую компанию возложена обязанность по содержанию земельных участков, относящихся к прилегающим территориям, и не находящимся на каком- либо вещном праве у собственников помещений многоквартирных домов, а также возложено дополнительное бремя по содержанию имущества, не принадлежащего им.
Пунктами 38 и 48 Правил охрана и содержание зеленых насаждений за границами сформированного земельного участка многоквартирного дома (далее - МКД) возложена на управляющую компанию, что противоречит п.5 Правил охраны и содержания зеленых насаждений на территории КГО, утвержденных решением Собрания депутатов Копейского городского округа от 24.08.2016г. № 180-МО, согласно которому уполномоченным органом в области охраны и содержания зеленых насаждений на территории КГО является администрация КГО.
Пунктом 46 Правил № 897 в совокупности с подпунктом 4 пункта 38 Правил № 897 на управляющую компанию возлагается обязанность по уборке и вывозу мусора от сноса (обрезки) зеленых насаждений в границах и за границами сформированного земельного участка по МКД, в то время как такая обязанность возложена Федеральным законом от 29.12.2014г. № 458-ФЗ на регионального оператора по вывозу ТКО – ООО «Центр коммунального сервиса».
Пунктом 109 Правил № 897 на лиц, обязанных производить работы по благоустройству и содержанию территорий в границах прилегающей территории для многоквартирных домов, т.е. на управляющую компанию, возложена обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, вместе с тем подпункт 24 пункта 43 Правил устанавливает, что выполнение мероприятий, направленных на недопущение образования несанкционированных свалок на территории КГО, их ликвидацию при выявлении, обеспечивает администрация Копейского городского округа.
На этом основании просят признать недействующим с момента принятия Решение Собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области от 03 июля 2020 года № 897-МО «Об утверждении Правил благоустройства территории Копейского городского округа»;
признать пункт 38, подпункт 1 пункта 43, пункт 46, пункт 99, пункт 109 Правил благоустройства территории Копейского городского округа, утвержденных Решением Собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области от 03 июля 2020 года № 897-МО, противоречащими действующему законодательству и недействующими со дня вступления в законную силу решения суда.
Представители административного истца ООО «ЖУК» ФИО2, ФИО1, действующие по доверенности (л.д.171-175 т.1), в судебном заседании на иске настаивали по тем же основаниям.
Представитель административного ответчика Собрания депутатов Копейского городского округа Ахмадулина Э.Р., действующая по доверенности (л.д.52 т.1 – доверенность, л.д. 177 т.1 – копия диплома, л.д. 15 т.2 – свидетельство о заключении брака), в судебном заседании с исковыми требованиям не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 45-50 т.1).
Представитель заинтересованного лица Администрации Копейского городского округа Власова Д.О., действующая по доверенности (л.д.16 – доверенность, л.д. 17- копия диплома), представитель заинтересованного лица ООО «ЦКС» ФИО5 (л.д.47-48 т.2 – доверенность, копия диплома) в судебном заседании с административным иском ООО «ЖУК» не согласились.
Заслушав участников процесса, с учетом заключения прокурора Звонарева А.И., полагавшего иск подлежащим удовлетворению частично, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска в части по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу ч. 7 ст. 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 8 ст. 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (ч. 9 ст. 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судом установлено, что решением Собрания депутатов Копейского городского округа от 03 июля 2020 года № 897-МО с учетом результатов общественных обсуждений утверждены Правила благоустройства территории Копейского городского округа, отменено ранее действующее решение Собрания депутатов Копейского городского округа от 25 мая 2016 года № 142-МО «Об утверждении Правил благоустройства территории Копейского городского округа» и все изменения к нему. Согласно п.5 решение вступает в законную силу с момента его официального опубликования за исключением положений, для которых настоящим решением установлен иной срок их вступления в силу. Положения главы V и раздела I Главы VI вступают в силу с 01 января 2021.
Данное решение опубликовано в газете «Копейский рабочий» № 28 от 10.07.2020 (л.д. 90-102 т.1).
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации" к вопросам местного значения городского поселения отнесены утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.
Утверждение правил благоустройства территории муниципального образования пунктом 11 части 10 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 463-ФЗ отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Частью 3 статьи 43 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ определено, что представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.
В силу ст. 7 Устава Муниципального образования «Копейский городской округ Челябинской области» представительным органом муниципального образования является Собрание депутатов Копейского городского округа.
По проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности (пункт 5 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Аналогичное положение содержится в Уставе Муниципального образования Копейского городского округа Челябинской области, в редакции от 24.04.2019г. (пункт 5 статьи 17).
В соответствии с Постановлением администрации КГО от 29.04.2020 № 842-МО публичные слушания по проекту решения Собрания депутатов Копейского городского округа «Об утверждении Правил благоустройства территории Копейского городского округа» были назначены на 15 июня 2020 года в 11-00. Определен порядок ознакомления с проектом решения: на официальном сайте администрации КГО в электронном виде, в здании администрации КГО в бумажном виде. Данное постановление опубликовано в газете «Копейский рабочий» 01 мая 2020 г. № 18 (л.д.72-75 т.1).
Кроме того, руководителям организаций и предприятий Копейского городского округа было направлено администрацией КГО письменное сообщение о проведении публичных слушаний по проекту решения Собрания депутатов КГО «Об утверждении правил благоустройства территории Копейского городского округа» и приглашение принять участие в публичных слушаниях (л.д.183 т.1).
Согласно заключению о публичных слушаниях в связи с распоряжением Правительства Челябинской области от 11.06.2020г. № 415-рп (о продлении режима повышенной готовности) публичные слушания, назначенные на 15.06.2020 решено провести в порядке проведения общественных обсуждений, прием письменных предложений к проекту решения продлить до 19.06.2020г. в 12.00 час. (л.д.56 т.1 - заключение).
Данное заключение размещено на официальном сайте администрации КГО от 15.06.2020г., таким образом размещено уведомление о проведении общественных обсуждений и прием письменных предложений по проекту до 12 час. 19.06.2020г. (л.д.11 т.2).
Установлено, что до окончания срока приема в администрацию КГО поступили письменные предложения к проекту Правил благоустройства от ООО «Жилищная управляющая компания», ООО «Наш коммунальный стандарт» (л.д.58-71, 184-187 т.1).
В материалы дела представлен протокол публичных слушаний от 15.06.2020г., протокол общественного обсуждения от 22.06.2020г., заключение от 22.06.2020г. на общественное обсуждение проекта решения Собрания депутатов КГО «Об утверждении Правил благоустройства территории Копейского городского округа», сведения об опубликовании на сайте администрации КГО. (л.д.57 т.1).
На заседании Собрания депутатов КГО 03 июля 2020 года принято решение № 897-МО об утверждении Правил благоустройства территории Копейского городского округа.
Данное решение опубликовано в газете «Копейский рабочий» от 10.07.2020г. № 28 (л.д. 90-102 т.1) и размещено на официальном сайте Собрания депутатов Копейского городского округа.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 19 постановления от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснил, что при проверке порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суду необходимо выяснять, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.
Из приведенного разъяснения следует, что не любые нарушения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта могут служить основанием для признания его недействующим, поскольку только несоблюдение существенных положений нормативного правового акта, регулирующего процедуру принятия актов данного вида, может служить таким основанием.
Исходя из установленных по делу фактических обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что проект решения Собрания депутатов КГО об утверждении Правил благоустройства территории КГО до проведения публичных слушаний и общественных обсуждений доводился до сведения населения муниципального образования «Копейский городской округ», публичные слушания в связи с продлением режима повышенной готовности в Челябинской области были заменены на заочную форму – общественные обсуждения, фактически общественные обсуждения проведены, административный истец принимал участие в публичных обсуждениях, представил свои предложения. Таким образом, баланс публичных интересов при принятии нормативного правового акта соблюден.
Отсутствие опубликования в газете «Копейский рабочий» заключения о результатах общественных обсуждений не является существенным нарушением процедуры принятия актов данного вида, которое могло бы служить самостоятельным и достаточным поводом для признания оспариваемого решения Собрания депутатов Копейского городского округа незаконным и недействующим.
Проверяя соответствие содержания Правил благоустройства территории Копейского городского округа утвержденных решением Собрания депутатов Копейского городского округа от 03 июля 2020 года № 897-МО, в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований административного искового заявления.
Вышеуказанными Правилами благоустройства Копейского городского округа (далее - Правила) установлены понятия:
Придомовая территория - примыкающий к дому земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенными на указанном земельном участке объектами благоустройства;
Прилегающая территория - территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.
Согласно п.36 Правил юридические и физические лица, в том числе собственники индивидуальных жилых домов, индивидуальные предприниматели, проживающие или пребывающие на территории Копейского городского округа, обеспечивают содержание отведенной и прилегающей территории, объектов благоустройства в соответствии с настоящими Правилами.
В силу подпункта 4 пункта 38 Правил при осуществлении мероприятий по содержанию и благоустройству территории границы прилегающей территории определяются исходя из следующих параметров: для нежилых зданий (комплекса зданий), многоквартирных домов - 25 метров от границ отведенного земельного участка или от ограждения по периметру.
Подпунктом 1 пункта 43 Правил установлено, что работы по благоустройству и содержанию осуществляют на земельных участках, находящихся в собственности, постоянном (бессрочном) и безвозмездном пользовании, аренде физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, и прилегающих к ним территориях - данные физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели.
Пунктом 109 Правил установлено, что в случае сброса мусора, отходов, снега, грунта на территории городского округа вне установленных для этого мест лица, допустившие подобные нарушения, за свой счет принимают меры по незамедлительной уборке загрязненной территории, а при необходимости, по рекультивации земельного участка. В случае невозможности установления лиц, разместивших отходы производства и потребления на несанкционированных свалках, удаление отходов производства и потребления, рекультивация территории свалок производится за счет лиц, обязанных проводить работы по благоустройству и содержанию территорий.
Административный истец полагает, что на него как на управляющую компанию, обязанную выполнять работы по содержанию общего имущества собственников помещений многоквартирного дома и, соответственно, работы по содержанию придомовой территории многоквартирного дома, данными пунктами Правил возлагаются дополнительные обязанности по содержанию территории, прилегающей к придомовой, что противоречит ст.210 Гражданского кодекса РФ, ст. 39,158 Жилищного кодекса РФ, ст. 40-42 Земельного кодекса РФ, ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 463-ФЗ) правила благоустройства территории муниципального образования - это муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Федеральным законом от 29 декабря 2017 года N 463-ФЗ дополнен статьей 45.1, посвященной содержанию правил благоустройства территории муниципального образования. Данной статьей предусмотрено, что указанные правила могут регулировать в том числе вопросы: 1) содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; 2) внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; 3) проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ; 4) организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений; 5) организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями; 6) размещения информации на территории муниципального образования, в том числе установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок; 7) размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм; 8) организации пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок; 9) обустройства территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения; 10) уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период; 11) организации стоков ливневых вод; 12) порядка проведения земляных работ; 13) участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий; 14) определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации; 15) праздничного оформления территории муниципального образования; 16) порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования; 17) осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования.
В соответствии с частью 9 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения, (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), обязано принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования.
В соответствии с пунктом 37 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации прилегающая территория - территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.
Руководствуясь приведенными нормами, суд приходит к выводу о том, что действующим законодательством, имеющим большую юридическую силу, предусмотрена императивная норма о возложении обязанности на лиц, ответственных за эксплуатацию здания, строения, сооружения (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования.
Правила благоустройства территории Копейского городского округа, утвержденные решением Собрания депутатов Копейского городского округа от 03.07.2020г. № 897-МО, под прилегающей территорией понимают территорию общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.2 Закона Челябинской области от 03.07.2018 N 748-ЗО "О порядке определения границ прилегающих территорий" границы прилегающих территорий определяются правилами благоустройства территории муниципального образования в случае, если правилами благоустройства предусмотрено участие, в том числе финансовое, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий.
Таким образом п.13 ст. 45.1 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления», ч. 9 ст. 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п.1 ст.2 Закона Челябинской области от 03.07.2018 N 748-ЗО "О порядке определения границ прилегающих территорий" исключается участие в том числе финансовое в содержании прилегающих территорий собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов
Вместе с тем Правилами благоустройства территории Копейского городского округа, утвержденными решением Собрания депутатов КГО от 03.07.2020 № 897-МО каких-либо исключений для собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов, в содержании прилегающих территорий, не предусмотрено.
Согласно правовой позиции, изложенной п.35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом (Постановления Конституционного суда РФ от 25 апреля 1995 г. N 3-П, от 15 июля 1999 г. N 11-П, от 11 ноября 2003 г. N 16-П и от 21 января 2010 г. N 1-П).
Суд приходит к выводу о том, что при отсутствии в Правилах благоустройства территории КГО четкого определения, бремя по содержанию прилегающих территорий будет возложено также на лиц, которые в силу закона данную обязанность не несут, а именно на собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что пункт 36, подпункта 4 пункта 38, подпункт 1 пункта 43, пункт 109 Правил благоустройства Копейского городского округа, утвержденных решением Собрания депутатов Копейского городского округа от 03.07.2020г. № 897-МО, не соответствует части 9 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 13 статьи 45.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 1 статьи 2 Закона Челябинской области от 03.07.2018 N 748-ЗО "О порядке определения границ прилегающих территорий" в той части, в которой не устанавливает исключений и предусматривают участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов.
Кроме того, административным истцом ООО «ЖУК» оспаривается пункт 46 Правил благоустройства территории Копейского городского округа по следующим основаниям.
Согласно п.46 Правил уборка отходов от сноса (обрезки) зеленых насаждений осуществляется организациями, производящими работы по сносу (обрезке) данных зеленых насаждений.
Уборка и вывоз отходов от сноса (обрезки) зеленых насаждений, удаление пней после сноса зеленых насаждений в границах земельного участка под многоквартирным домом, объектов для обслуживания, эксплуатации, благоустройства данного дома, оформленных в соответствии с требованиями жилищного, земельного, градостроительного законодательства, осуществляется собственниками помещений в данном многоквартирном доме либо организациями, с которыми собственники помещений заключили договор на управление/эксплуатацию многоквартирным домом.
Административный истец указывает, что обязанность по уборке и вывозу отходов в виде обрези деревьев (сухие ветки), образованных после санитарной опиловки зеленых насаждений возложена на регионального оператора по вывозу ТКО- ООО «Центр коммунального сервиса» с 01.01.2019г., тогда как п.46 Правил возлагает эту обязанность на собственников помещений МКД либо на управляющие компании.
В статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» даны основные понятия, которые используются в данном законе.
Так, к твердым коммунальным отходам относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также отнесены отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; при этом сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Согласно пункту 1 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (то есть обращение с отходами) обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Во исполнение требований федерального законодательства Постановлением Правительства РФ от 04 апреля 2016 года № 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Правительство РФ, осуществляя нормативно-правовое регулирование по нормированию, в состав отходов, подлежащих учету, включило такие отходы, которые образуются при уборке придомовой территории, что не предполагает произвольного утверждения нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Твердые коммунальные отходы являются одним из видов отходов. Вид отходов представляет собой совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.
Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» предусматривает ведение государственного кадастра отходов, который включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов (п.1 ст.20 Закона).
Федеральный классификационный каталог отходов утвержден приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017г. № 242.
Согласно классификационного каталога отходов к группе отходов в разделе 7 «Отходы коммунальные твердые, подобные коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению» относятся растительные отходы при уходе за газонами, цветниками; растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками.
Таким образом, отходы в виде обрези деревьев, образовавшихся после санитарной опиловки деревьев на придомовой территории МКД, отнесены Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» к твердым коммунальным отходам; обязанность по сбору твердых коммунальных отходов возложена на регионального оператора.
Вместе с тем уборка твердых коммунальных отходов в границах земельного участка многоквартирного дома не включена вышеуказанным федеральным законом в обязанности регионального оператора.
Таким образом, предусмотрев в пункте 46 Правил благоустройства территории Копейского городского округа для собственников помещений в многоквартирном доме либо организаций, с которыми собственники помещений заключили договор на управление/эксплуатацию многоквартирным домом, обязанность по вывозу отходов от сноса (обрезки) зеленых насаждений, находящихся в границах земельного участка под многоквартирным домом, без учета характера предоставленных полномочий в сфере с обращения с отходами, а также вне связи с обязанностями физических, юридических лиц и регионального оператора по обращению с отходами, данным пунктом Правил фактически установлен иной порядок вывоза и утилизации мусора, чем это предусмотрено федеральным законодателем.
На этом основании суд приходит к выводу о признании п.46 Правил благоустройства территории Копейского городского округа, утвержденных решением Собрания депутатов Копейского городского округа от 03 июля 2020 года, не соответствующим Федеральному закону «Об отходах производства и потребления» в той части, в которой возлагает на собственников помещений в многоквартирном доме либо организации, с которыми собственники помещений заключили договор на управление/эксплуатацию многоквартирным домом, обязанность по вывозу отходов от сноса (обрезки) зеленых насаждений.
Так же истцом оспаривается законность пункта 99 Правил благоустройства территории Копейского городского округа, утвержденных решением Собрания депутатов Копейского городского округа от 03.07.2020г. № 897-МО.
Пунктом 99 Правил установлено следующее.
Физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие содержание территории, здания, строения, сооружения:
1) обеспечивают устройство площадок для сбора и временного хранения ТКО и оборудование их контейнерами (мусоросборниками) либо заключают договор на обращение с отходами с собственником контейнерной площадки или организацией, обслуживающей площадки для сбора и временного хранения ТКО, в соответствии с законодательством;
2) содержат площадки для сбора и временного хранения ТКО и прилегающую к ним территорию в чистоте и порядке, очищают их от мусора согласно графику;
3) не допускают переполнение контейнеров (мусоросборников) отходами;
4) принимают меры по предотвращению возгорания отходов в контейнерах (мусоросборниках), а в случае возгорания отходов своевременно принимают меры по тушению пожара в соответствии с законодательством;
5) осуществляют раздельный сбор ТКО;
6) организовывают вывоз (транспортирование) и размещение (обработку, утилизацию, обезвреживание) отходов из мест сбора и временного хранения ТКО в соответствии с законодательством;
7) принимают меры для недопущения образования несанкционированных свалок.
По мнению административного истца данным пунктом Правил для физических и юридических лиц устанавливается дополнительное бремя по обустройству и содержанию контейнерных площадок, принадлежащих администрации и расположенных на муниципальной земле.
В силу п.1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (п.4 ст. 13.4 ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение их реестра.
Согласно пункту 3 данных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (п.4 Правил № 1039 от 31.08.2018г.).
Из приведенного правового регулирования следует, что обязанность по участию в организации деятельности по сбору твердых коммунальных отходов на территории городского округа, в частности обязанность по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на той территории города, где данная обязанность не возложена на иное лицо, несет Администрация Копейского городского округа.
В то же время пункт 99 Правил благоустройства территории Копейского городского округа устанавливает обязанность по устройству (организации) площадок для сбора и временного хранения ТКО и оборудование их контейнерами для всех физических, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих содержание территории (в том числе прилегающей), здания, строения, сооружения, соответственно, и для лиц, на которых законом такой обязанности не возложено.
Кроме того, пунктом 99 Правил предусмотрено, что вышеуказанные лица (физические, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие содержание территории, здания, строения, сооружения) обязаны заключить договоры на обращение с отходами с собственником контейнерной площадки или организацией, обслуживающей площадки для сбора и временного хранения ТКО.
В каких случаях указанные лица обязаны заключить договор на обращение с ТКО, а в каких случаях обязаны самостоятельно устраивать (организовать) площадки для сбора и временного хранения ТКО и оборудовать их контейнерами, содержать в чистоте данные площадки, не указано.
Таким образом, данный пункт Правил вызывают неоднозначное толкование, не отвечает общеправовому критерию формальной определенности.
На этом основании суд приходит к выводу о признании п.99 Правил благоустройства территории Копейского городского округа, утвержденных решением Собрания депутатов Копейского городского округа от 03 июля 2020 года, не соответствующим Федеральному закону «Об отходах производства и потребления», Постановлению Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 в той части, в которой возлагает на физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих содержание территории, здания, строения, сооружения обязанности обеспечить устройство площадок для сбора и временного хранения ТКО и оборудование их контейнерами (мусоросборниками), содержать площадки для сбора и временного хранения ТКО и прилегающую к ним территорию в чистоте и порядке, очищать их от мусора согласно графику, если такой обязанности данные лица не несут в силу закона.
Согласно пункту 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В случае если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны не действующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствуют, может быть признан судом не действующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта.
На основании изложенного административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Жилищная управляющая компания» следует удовлетворить частично; признать пункт 36, подпункт 4 пункта 38, подпункт 1 пункта 43, пункт 109 Правил благоустройства Копейского городского округа, утвержденных решением Собрания депутатов Копейского городского округа от 03.07.2020г. № 897-МО, не соответствующими закону, в той части, в которой не устанавливают исключений и предусматривают участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов; признать п.46 Правил благоустройства территории Копейского городского округа, утвержденных решением Собрания депутатов Копейского городского округа от 03 июля 2020 года, не соответствующим закону в той части, в которой возлагает на собственников помещений в многоквартирном доме либо организации, с которыми собственники помещений заключили договор на управление/эксплуатацию многоквартирным домом, обязанность по вывозу отходов от сноса (обрезки) зеленых насаждений; признать пункт 99 Правил, не соответствующим закону в той части, в которой возлагает на физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих содержание территории, здания, строения, сооружения обязанности обеспечить устройство площадок для сбора и временного хранения ТКО и оборудование их контейнерами (мусоросборниками), содержать площадки для сбора и временного хранения ТКО и прилегающую к ним территорию в чистоте и порядке, очищать их от мусора согласно графику, если такой обязанности указанные лица не несут в силу закона.
В остальной части административные исковые требования ООО «ЖУК» удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 215 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Жилищная управляющая компания» о признании незаконным и недействующим с момента принятия решения Собрания депутатов Копейского городского округа «Об утверждении Правил благоустройства территории Копейского городского округа» от 03 июля 2020 года № 897-МО удовлетворить частично.
Признать противоречащими действующему законодательству и недействующими с момента принятия пункт 36, пункт 38, подпункт 1 пункта 43, пункт 109 Правил благоустройства территории Копейского городского округа, утвержденные Решением Собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области от 03 июля 2020 года № 897-МО, в той части, в которой не устанавливает исключений и предусматривают участие, в том числе финансовом собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов, в содержании прилегающих территорий.
Признать противоречащим действующему законодательству и недействующим с момента принятия пункт 46 Правил благоустройства территории Копейского городского округа, утвержденных решением Собрания депутатов Копейского городского округа от 03 июля 2020 года № 897-МО, в той части, в которой возлагает на собственников помещений в многоквартирном доме либо организации, с которыми собственники помещений заключили договор на управление/эксплуатацию многоквартирным домом, обязанность по вывозу отходов от сноса (обрезки) зеленых насаждений.
Признать противоречащим действующему законодательству и недействующим с момента принятия пункт 99 Правил благоустройства территории Копейского городского округа, утвержденных решением Собрания депутатов Копейского городского округа от 03 июля 2020 года № 897-МО, в той части, в которой возлагает на физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих содержание территории, здания, строения, сооружения обязанности обеспечить устройство площадок для сбора и временного хранения ТКО и оборудование их контейнерами (мусоросборниками), содержание площадки для сбора и временного хранения ТКО и прилегающей к ним территории в чистоте и порядке, очистке их от мусора согласно графику, если такой обязанности указанные лица не несут в силу закона.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований Общества с ограниченной ответственностью «Жилищная управляющая компания» отказать.
Опубликовать сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании - газете "Копейский рабочий".
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Копейский городской суд в течение месяца.
Председательствующий М.И.Гончарова