ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3473/20 от 10.12.2020 Советского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2а-3473/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 декабря 2020 г. г. Челябинск

Советский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи Губановой М.В.,

при секретаре Сапельниковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к ректору Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского», ФИО2, Государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского», Министру культуры Челябинской области ФИО3, Министерству культуры Челябинской области, ФИО4 о признании незаконным действий (бездействия) должностных лиц,

У С Т А Н О В И Л :

Административный истец ФИО1 обратилась в суд с административным иском к ректору Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского», ФИО2, Государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского», Министру культуры Челябинской области ФИО3, Министерству культуры Челябинской области, ФИО4 о признании незаконным действий (бездействия) должностных лиц.

Мотивировала исковые требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась с письменным заявлением к ректору ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского» ФИО2 с вопросом о возможности поступления на обучение по программе ассистентуры-стажировки.

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ ректор ФИО2 дала пояснения, что шансов для поступления у Т.В. Али-Паша нет, поскольку представленный диплом о профессиональной переподготовке не является документом о высшем образовании в области искусств.

Также ФИО2 не пояснила, почему квалификация игры на фортепиано не относится к области искусств, и каким законом регулируется, что относится к такой области, т.е. не обосновала свой ответ.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась к Министру культуры Челябинской области ФИО3 с письменным заявлением о разъяснении, существует ли утвержденный законом перечень специальностей высшего образования в области искусств, ответа на письменное заявление в адрес административного истца так и не поступило, затем ДД.ММ.ГГГГ работник Министерства культуры сообщила Т.В. Али- Паша, что ее заявление в Министерство не поступало, что является неправдой.

Истица полагает, что в результате неверной консультации она была лишена возможности поступить в ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского» на обучение.

Административный истец считает, что в результате действий должностных лиц она была лишена права на получение письменного ответа по существу заданных вопросов (ст. 5, 10, 12 Закона «О порядке рассмотрения обращения граждан», права на защиту и восстановление прав (ст. 10 Закона «О порядке рассмотрения обращения граждан»), на образование, которое является правом, гарантированным Конституцией РФ (ст. 43) и законом «Об образовании» (ст. 5), а также была лишена права на объективное и всестороннее рассмотрение ее обращения (ст. 1000 Закона «О порядке рассмотрения обращения граждан».

Т.В. Али-Паша просила признать незаконными действия ФИО2 по необеспечению объективного и всестороннего рассмотрения обращения административного истца, ФИО3, не давшего письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, не обеспечив таким образом объективное и всестороннее рассмотрение обращения, не принявшего меры на восстановление нарушенных прав административного истца.

В ходе рассмотрения дела административный истец просила произвести замену административного ответчика Министра культуры Челябинской области ФИО3 на ФИО4 - начальника отдела учебных заведений и организационно-контрольной работы Министерства культуры Челябинской области (л.д. 58). Действия ФИО4 просила признать незаконными в связи не предоставления ответа на письменное заявление.

Судом ФИО4 привлечена в качестве соответчика.

В судебном заседании административный истец поддержала заявленные требования.

Представители ответчиков: ФИО5 по доверенности от Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского», ФИО6 по доверенности Министерства культуры Челябинской области, ответчик ФИО4 в судебной заседании возражали против административного иска, полагая, что сведения, указанные в ответах на заявления административного истца с обращениями в адрес ответчиков содержат сведения по существу заданных административным истцом вопросов и не нарушают права истца.

Ответчики: ректор ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского» ФИО2, Министр культуры Челябинской области ФИО3 извещены, в судебное заседание не явились.

Суд, выслушав административного истца, представителей административных ответчиков, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

Как установлен судом, административный истец обращалась с письменными заявлениям ДД.ММ.ГГГГ в адрес ректора ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского» ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министра культуры ФИО3

В своем заявлении в адрес ректора ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского» ФИО7 Али-Паша указывает, что была на приеме у заведующего кафедрой оркестровых струнных инструментов С.А.Ю., проректора по учебно-методической работе Б.И.А. по вопросу обучения по программе ассистентуры-стажировки по специальности искусство музыкально-инструментального исполнительства. Указанными лицами было незаконно отказано в приеме на обучение, в связи с чем административный истец просила обосновать правильность отказа.

Из ответа ректора ФИО2 следует, что диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации Педагог дополнительного образования (фортепиано), представленный административным истцом в качестве доказательства наличия высшего образования в области искусств, не отвечает требованиям, предъявляемым к таким документам положение п. 5 Приказа Министерства культуры РФ от 12.01.2015 г. № 1 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по программам ассистентуры-стажировки, включающего в себя порядок приема на обучение по программам ассистентуры-стажировки». С.А.Ю. и Б.И.А. не могли отказать Т.В. Али-Паша в приеме на обучение, т.к. приемная компания еще не началась (прием документов с ДД.ММ.ГГГГ), а лишь дали разъяснения о невозможности поступления на обучение в связи с отсутствием необходимого уровня образования в области искусств и соответствующей квалификации (концертный исполнитель, преподаватель). При условии представления в период проведения приемной компании диплома специалиста или магистра в области искусств, успешного прохождения вступительных испытаний Т.В. Али-Паша может быть зачислена на обучение (л.д. 5).

В заявлении на имя Министра культуры Челябинской области административный истец сообщает, что обратилась в администрацию ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского» для уточнения шансов для поступления на обучение по программе ассистентура-стажировка по специальности искусство музыкально-инструментального исполнительства, пояснив, что имеет высшее образование в области искусств, о чем представила диплом. На обращение административному истцу был дан ответ, что представленные документы не соответствуют требованиям Приказа Министерства культуры РФ от 12.01.2015 г. № 1 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по программам ассистентуры-стажировки, включающего в себя порядок приема на обучение по программам ассистентуры-стажировки». Поскольку в нормативных документах отсутствует перечень специальностей высшего образования в области искусств, потому оснований для отказа в приеме на обучение быть не может. Административный истец просила для устранения противоречий разъяснить, существует ли утвержденный законом перечень специальностей высшего образования в области искусств, и, если существует, то просила указать точное наименование нормативного документа.

Согласно ответу, представленному в материалы дела Министерством культуры Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что по результатам рассмотрения обращения Т.В. Али-Паши по вопросу предоставления реквизитов документа сообщено, что данный перечень утвержден приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» от ДД.ММ.ГГГГ. В ответе рекомендовано ознакомиться с приложением и к указанному приказу (перечни направлений подготовки высшего образования магистратуры и специалитета) по группе культура и искусство, указано на нахождение документа в общем доступе сети «Интернет». Ответ подписан министром культуры Челябинской области ФИО3, подготовлен исполнителем ФИО4 (л.д. 25).

Истица полагала, что ответы, подготовленные и подписанные должностными лицами, не содержат разъяснений по существу заданных истцом вопросов. В результате ответов она лишена возможности обучаться по программе ассистентура – стажировка.

Однако согласиться с доводом административного истца нельзя.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон № 59-ФЗ).

В силу части 1 статьи 2 данного Закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона № 59-ФЗ гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Закона.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, а согласно части 1 статьи 9 названного Закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ).

В пунктах 1, 4 части 1 статьи 10 названного Закона предусмотрено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Закона.

Право гражданина получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением предусмотренных законом случаев, закреплено п. 3 ст. 5 Федерального закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Обязательность рассмотрения поступившего обращения в течение 30 дней со дня его регистрации предусмотрена ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 12 названного Закона.

Как установлено судом, истец обращалась с письменными заявлениям ДД.ММ.ГГГГ в адрес ректора ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского» ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министра культуры ФИО3

Истица не возражала, что в ответ на ее обращение адрес ректора ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского» ей были даны разъяснения в срок, установленный законом. В разъяснении указан приказ Министерства культуры РФ от 12.01.2015 г. № 1 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по программам ассистентуры- стажировки, включающего в себя порядок приема на обучение по программам ассистентуры-стажировки».

Согласно п. 5 приказа Министерства культуры РФ от 12.01.2015 г. № 1 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по программам ассистентуры-стажировки, включающего в себя порядок приема на обучение по программам ассистентуры-стажировки», действовавшему в период предоставления ответа административному истцу, к освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие высшее образование в области искусств (специалитет или магистратура).

Однако как следует из пояснений административного истца и участвующих в деле лиц, Т.В. Али-Паша предоставила в качестве приложения к заявлению диплом о профессиональной переподготовке Института дополнительных творческих профессий ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет» по дополнительной профессиональной программе Педагог дополнительного образования (фортепиано), что дает право на ведение профессиональной деятельности в сфере дополнительного образования детей (диплом ) (л.д. 8), а также академическую справку учащегося от ДД.ММ.ГГГГ, выданную СДШИ ЮУрГИИ.

Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (часть 3 статьи 43).

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", регулирующий общественные отношения, возникающие в сфере образования, понимает под образованием единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (пункт 1 статьи 2).

В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 3 указанного Федерального закона государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в том числе, на принципах признания приоритетности образования, а также обеспечения права каждого человека на образование, недопустимости дискриминации в сфере образования.

Из статьи 10 приведенного Федерального закона следует, что образование включает в себя среди прочего профессиональное образование, которое реализуется по уровням образования (части 2 и 3). Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование (пункт 6 статьи 10 Закона об образовании).

Согласно пункту 1 статьи 75 Закона об образовании, дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формировании культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.

Частью 3 статьи 23 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что организация ДПО - это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

Согласно части 4 статьи 23 Федерального закона № 273-ФЗ организации ДПО вправе осуществлять образовательную деятельность по программам подготовки научно-педагогических кадров, программам ординатуры, дополнительным общеобразовательным программам, программ профессионального обучения.

Согласно части 5 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Одним из уровней профессионального образования является высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации (пункт 4 части 5 названной статьи).

К основным образовательным программам относятся образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки (пункта "б" части 3 статьи 12).

Из нормы, содержащейся в ч. 4 ст. 69 Закона об образовании 2012 года, следует, что не требуется наличия у поступающих определенного профильного образования только в отношении продолжения образования в областях, не связанных с искусством или медициной.

Так, согласно части 4 статьи 69 Закона об образовании, освоению программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование. К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие высшее образование в области искусств.

Образовательная организация устанавливает вид программы ассистентуры-стажировки, конкретизирующий ориентацию указанной программы на области знания и (или) виды деятельности в рамках специальности. В наименовании программы ассистентуры-стажировки указываются наименование специальности и вид указанной программы.

Общий порядок разработки и реализации образовательных программ данного вида регулируется Приказом Минкультуры от 12 января 2015 г. № 1 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по программам ассистентуры-стажировки, включающего в себя порядок приема на обучение по программам ассистентуры-стажировки", направления подготовки, определяющие, в том числе, и область искусств, регулируются Приказом Министерства образования и науки РФ от 12.09.2013 г. № 1061.

Поскольку к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование (часть 3 статьи 76 данного Федерального закона), то в приложение к диплому о профессиональной переподготовке указано, что истица к моменту прохождения переподготовки уже имела диплом о высшем профессиональном образовании ГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет» (л.д. 8), как пояснила Т.В. Али-Паша, по специальности Педагог профессионального обучения, полученный в ДД.ММ.ГГГГ

В данном случае административный истец дипломом о профессиональной переподготовке подтвердила наличие у нее дополнительного профессионального образования, а не высшего образования, соответствующего уровню специалитета либо магистратуры, что и было разъяснено ей в ответе ректора ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского» ФИО2

Причем, какой бы ответ не был дан должностными лицами, он никак не мог препятствовать поступлению истицы для обучения по программе ассистентуры - стажировки, поскольку прием осуществляется путем прохождения приемных испытаний на конкурсной основе с предоставлением для приемной комиссии определенных документов об образовании согласно Правил приема на обучение в государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского» по образовательным программам высшего образования- программам подготовки кадров высшей квалификации в ассистентуре – стажировке в ДД.ММ.ГГГГ. Как установлено в суде, истица не использовала возможность поступления на обучение в ДД.ММ.ГГГГ, т.е. не обращалась за приемом на обучение в учебное заведение.

Как следует из электронного журнала входящей корреспонденции, обращение Т.В. Али-Паша в Министерство культуры Челябинской области зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 68). В письменном обращении указан почтовый и электронный адрес административного истца.

Ответ на письменное обращение административного истца от ДД.ММ.ГГГГ, подписанный министром культуры Челябинской области ФИО3, подготовлен исполнителем ФИО4 ( от ДД.ММ.ГГГГ л.д. 25), содержит аналогичные разъяснения по существу поставленных в электронном обращении вопросов и прав истицы не нарушает. В ответе указаны реквизиты нормативного акта содержащего перечень специальностей высшего образования в области искусств (Приказ Министерства образования и науки РФ от 12.09.2013 г. № 1061). Ответ содержит полную информацию по поставленным административным истцом вопросам в обращении.

Судом не принят довод истицы о том, что данный ответ не был подготовлен и отослан по почте России в срок, установленный законом, поскольку само по себе неполучение письменного ответа по почте России не может служить тому доказательством. Так, в суд представлен журнал исходящей корреспонденции, где отражена регистрация ответа Министерства культуры Челябинской области в адрес административного истца под номером в дату ДД.ММ.ГГГГ Из пояснений представителя ответчика следует, что ответ был отослан простой почтой, т.е. без составления реестров отправления, что не нарушает порядка ведения делопроизводства, предусмотренного Порядком работы с письменными и устными обращениями граждан и юридических лиц в Министерство культуры Челябинской области (приказ от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 121-140).

Судом для проверки доводов истицы о ненаправлении ей письменного ответа был направлен запрос в УФПС Челябинской области Челябинский Почтамт, из ответа на который от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по вопросу розыска простых почтовых отправлений произвести проверку не представляется возможным из - за отсутствия информации о номере почтового отправления (л.д. 99). В материалах дела отсутствуют доказательства виновного неисполнения обязанности Министерства культуры по ненаправлению ответа на обращение административного истца.

Таким образом, в суде не нашла подтверждения позиция административного истца о нарушении ее прав ответчиком своевременным ненаправлением ответа на обращение.

ДД.ММ.ГГГГ Министерство культуры Челябинской области повторно отправило ответы административному истцу по почте, что отражено в журнале исходящей корреспонденции (л.д. 172), и электронной почте, которые были ей получены.

Из представленных документов в материалы дела, следовало, что административным истцом было продублировано это же обращение в Министерство культуры в эту же дату ДД.ММ.ГГГГ с помощью электронной почты (л.д. 7), однако ответа на электронную почту Т.В. Али-Паша на обращение от ответчика не последовало. Обращение, направленное в адрес административного ответчика по электронной почте по содержанию аналогично обращению, полученному Министерством культуры по Челябинской области почтой России и не является повторным обращением, требующим в силу п. 26 п.п. 8 Порядка работы с письменными и устными обращениями граждан и юридических лиц в Министерстве культуры Челябинской области, утвержденного Приказом Министра культуры Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 122-140) направления повторного ответа.

В то же время п.п. 11 п. 26 Порядка работы с письменными и устными обращениями граждан и юридических лиц в Министерстве культуры Челябинской области, утвержденного Приказом Министра культуры Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено положение о направлении ответа на обращение почтой России и электронной почтой, если таковая указана в обращении заявителя, как и было указано в письменной обращении Т.В. Али-Паша.

Административным ответчиком нарушено указанное положение в части ненаправления ответа электронной почтой.

Однако, не направление ответа электронной почтой при направлении ответа почтой России не может быть признано нарушением прав истицы на объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение ее обращения, поскольку в ответе, направленном почтой России, в установленный для направления ответа срок, и в ответе, ненаправленном административным ответчиком по электронной почте, исходя из одинакового содержания обращений истицы (по сути одно обращение), должна содержатся одна и та же информация.

Подготовкой содержания ответа на обращение занималась ответчик ФИО4, которая пояснила, что, подготовив ответ под номером , передала для регистрации и направления его истице, в том числе по электронной почте. В судебном заседании ФИО4 не могла назвать причину ненаправления по электронной почте ответа на обращение, указав, что согласно приказу Министерства культуры Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации деятельности Министерства культуры Челябинской области с ДД.ММ.ГГГГ.» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 была переведена на дистанционный режим работы.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-178 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований к ректору Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского» ФИО2, Государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского», Министру культуры Челябинской области ФИО3, Министерству культуры Челябинской области, ФИО4 о признании незаконным действий (бездействия) должностных лиц.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Советский районный суд г. Челябинска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий М.В. Губанова