ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3474/2021 от 06.05.2022 Фрунзенского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Принято в окончательной форме 06.05.2022

Дело № 2а-811/2022

76RS0024-01-2021-005041-23

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 апреля 2022 года г. Ярославль

Фрунзенский районный суд г.Ярославля в составе:

председательствующего судьи Жуковой Е.М.,

при секретаре Монаховой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску и.о. прокурора города Ярославля в интересах неопределенного круга лиц к мэрии города Ярославля о признании постановления незаконным,

установил:

И.о. прокурора города Ярославля обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к мэрии города Ярославля о признании незаконным постановления мэрии города Ярославля от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР «О расселении и сносе жилых домов» в части установления срока расселения граждан из дома <адрес> в ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА; о возложении обязанности по установлению разумного срока отселения жителей многоквартирного дома по адресу: <адрес>.

В обоснование иска указано, что Прокуратурой города Ярославля по поручению прокуратуры Ярославской области проведена проверка информации о ненадлежащем состоянии многоквартирного дома <адрес>.

В ходе проверки установлено, что многоквартирный жилой дом <адрес> 4-х и 6-ти этажный, 11-ти квартирный коммунального заселения, кирпичный, с централизованным теплоснабжением, электроснабжением, холодным водоснабжением и канализацией. Общая площадь помещений в многоквартирном номе составляет 3159,3 кв.м. Доля муниципальной собственности в указанном доме составляет 39,89%.

Заключением межведомственной комиссии от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР принято решение о признании помещений - квартиры №НОМЕР указанного многоквартирного дома непригодными для проживания. По данным технического паспорта по состоянии: на ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА физический износ дома составлял 70%.

Заключением городской межведомственной комиссии от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР выявлены основания для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Постановлением мэрии города Ярославля «О расселении и сносе домов» от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР установлен срок отселения физических лиц данного дома до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. По данным технического паспорта по состоянию на ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА физический износ жилого дома составляет 70%.

На основании указанного заключения утверждено постановление мэрии города Ярославля «О расселении жилых помещений» от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР.

Данный жилой дом включён в муниципальную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда города Ярославля» на ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, утверждённый постановлением мэрии города Ярославля от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР, с установленным сроком расселения данного дома до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.

В ходе проверки проведенной ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА прокуратурой города Ярославля совместно со специалистом <данные изъяты> осуществлен выход по указанному адресу, обследован дом <адрес>, установлено: наличие выпучивания, проседания, разрушения кирпичной кладки, выпучивание кирпичной кладки наружных несущих стен дома; неисправность козырька над входом в подъезд НОМЕР (разлом досок обрешетки); провал стяжки полов на 1 этаже в подъезде НОМЕР, провал полов нежилых помещениях 1 этажа (неограничен доступ); неисправность электрической проводки и электрического оборудования в местах общего пользования, в нежилых помещениях 1 этажа (не заизолированные скрутки проводов, открытые и разукомплектованные электрические щиты), свободный доступ к вводному устройству в подъезде НОМЕР, отсутствует запирающее устройство; отсутствует радиатор отопления лестничной клетки на 1 этаже в подъезде НОМЕР, неисправность отопления лестничных клеток в подъезде НОМЕР; наличие неисправности рам, отсутствие створок, нарушение светопрозрачных заполнений рам в местах общего пользования и лестничных клетках подъездов; наличие обрушения штукатурного слоя стен в подъездах НОМЕР и НОМЕР, наличие копоти после пожара на стенах в подъезде НОМЕР; загрязнение стен полов, наличие мусора на лестничных клетках подъездов; отсутствует тепловая изоляция трубопроводов в чердачном помещении; наличие следов пожара на деревянных конструкциях крыши над подъездом НОМЕР; не закрыты слуховые окна в чердачном помещении, отсутствуют створки, решетки; наличие сквозных просветов в кровельном покрытии (сталь); наличие неисправности сантехоборудования в общих санузлах; наличие разрушения защитного слоя бетона до арматуры, коррозия арматуры перекрытий общих санузлов в подъезде НОМЕР; наличие зыбкости, неисправности перемычек ограждений лестничных маршей в подъезде НОМЕР и НОМЕР; следы протечек на перекрытии лестничных клеток на 4 этаже в подъезде НОМЕР и на 6 этаже в подъезде НОМЕР; наличие коррозии на металлических балках перекрытий на 4 этаже в подъезде НОМЕР; наличие неисправности наружных водосточных труб, примыкания водосточных воронок к кровле дома; аварийное состояние, поражение коррозией металлических площадок (сквозные отверстия, местами полное отсутствие площадок), отсутствуют ограждения пожарных выходов с левого торца дома и внешнего фасада; наличие растущих деревьев на выступах стен дома в районе 2 и 3 подъездов; неисправность светильников, отсутствие плафонов, неисправность освещения лестничных клетках и общих коридорах.

В ходе осмотра также установлено отсутствие заполнения оконных рам, местами отсутствие створок оконных рам жилых помещений в которых не проживают, что влечет нарушение теплового контура здания при эксплуатации в зимних условиях.

Жителями указанного дома направлено письменное коллективное обращение в прокуратуру города Ярославля, в котором они указывают на то, что состояние дома в настоящий момент представляет опасность для проживания.

Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления, однако частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации срок отселения и сноса аварийного дома должен быть разумным.

В настоящее время на территории города Ярославля действует программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА., в которую вошли дома, признанные аварийными и подлежащими сносу (реконструкции) вследствие физического износа в процессе эксплуатации в период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. В настоящее, время проживание в указанном многоквартирном доме представляет угрозу для жизни граждан, поскольку состояние несущих конструкций многоквартирных домов, состояние инженерных систем делает проживание в доме невозможным ввиду опасности для жизни.

Срок сноса и расселения жильцов указанного дома до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА является чрезвычайно длительным, который нельзя признать разумным, поскольку имеется реальная угроза обрушения дома, в связи с чем нахождение в данном доме является опасным для граждан, так как создает реальную опасность его самопроизвольного разрушения и, как следствие, причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Органом местного самоуправления должны быть приняты меры к расселению дома, с его последующим сносом.

В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Круг жителей многоквартирного дома является неопределенным, поскольку он может изменяться в связи с переходом права собственности по сделкам и другим основаниям.

Представитель административного истца Андреев М.М. в судебном заседании поддержал административный иск по изложенным в нем основаниям. Полагает, что срок для обращения в суд с настоящим иском не пропущен. Прокурор обратился в интересах неопределенного круга лиц, так как в указанном жилом доме могут находиться не только собственники жилых помещений и поэтому состояние данного дома может затрагивать интересы и иных лиц.

Представитель административного ответчика мэрии города Ярославля по доверенности Климов Б.С. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований, дал объяснения в соответствии с письменным отзывом. Полагает, что административным ответчиком пропущен срок для обращения в суд с указанным иском, а так же прокурор обращается в интересах определенной группы граждан, а не неопределенного круга лиц, в связи с чем правом обращения с настоящим иском в суд прокурор не обладает в виду отсутствия доказательств невозможности обращения с иском в суд самих граждан.

Представитель заинтересованного лица территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии города Ярославля по доверенности Вышеславова А.В. просила в удовлетворении исковых требований отказать, поддержала позицию мэрии города Ярославля.

Представители заинтересованных лиц Правительства Ярославской области, КУМИ мэрии города Ярославля, представили письменные отзывы на административный иск.

Выслушав лиц, участвующих по делу, исследовав письменные материалы дела, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению.

Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в
установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома
аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления
органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу
или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его
сносе или реконструкции в разумный срок.

В соответствии с п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР, к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Определение такого срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

Судом установлено, что заключением межведомственной комиссии от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР принято решение о признании помещений - квартиры №НОМЕР многоквартирного дома <адрес> непригодными для проживания. По данным технического паспорта по состоянию на ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА физический износ дома составлял 70%.

Заключением городской межведомственной комиссии от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР выявлены основания для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением мэрии города Ярославля «О расселении и сносе домов» от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР установлен срок отселения физических лиц данного дома до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.

На основании указанного заключения утверждено постановление мэрии города Ярославля «О расселении жилых помещений» от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР.

Действующим законодательством какие-либо сроки, связанные с расселением таких домов не установлены. Статьей 32 ЖК РФ устанавливается лишь требование об установлении разумного срока для собственников жилых помещений аварийного дома для его сноса либо реконструкции.

Кроме того, согласно постановлению Правительства ЯО от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР «Об утверждении региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА» планируемая дата расселения указанного дома ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.

До указанной адресной программы на ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА действовала программа переселения на ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, утвержденная постановлением Правительства ЯО от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР, в которую включались дома, признанные до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу.

Как следует из письменного отзыва административного ответчика согласно ответу в адрес прокурора расселение многоквартирного дома <адрес> планируется в рамках этапа ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. Сокращение указанного срока расселения не планируется. Муниципальные контракты на расселение многоквартирного дома не заключены и заключаться не будут ввиду установленного законодательно иного механизма расселения таких домов. Расселение жилых помещений, находящихся в собственности граждан, будет осуществляться в случае отказа собственников от участия в сносе дома (в соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации требования о сносе дома в течение 1 года предъявлены ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА всем собственникам дома, в том числе ФИО5 и ФИО6) путем изъятия земельного участка под домом и жилых помещений для муниципальных нужд с выплатой определённой в соответствии с законодательством выкупной цены. Расселение граждан, занимающих в указанном доме жилые помещения по договорам социального найма, будет осуществляться путём предоставления по договорам социального найма жилых помещений на основании муниципального контракта либо на строительство либо на покупку необходимых жилых помещений. Жилые помещения маневренного фонда жителям данного дома не предоставлялись ввиду их отказа от предложенных Территориальной администрацией Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии города Ярославля вариантов. По состоянию на ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА подготовлен и проходит процедуру согласования проект постановления мэрии об изъятии жилых помещений в отношении рассматриваемого многоквартирного дома. Таким образом, расселение многоквартирного дома осуществляется органом местного самоуправления в плановом порядке.

Срок для подачи настоящего административного искового заявления в соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ составляет 3 месяца со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Оспариваемое постановление (ненормативный акт) принято в ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, с административным исковым заявлением административный истец обратился в суд ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. Таким образом, срок для подачи административного искового заявления на момент обращения с иском уже истек.

Учитывая перечень полномочий прокуратуры, предусмотренный п. 1 ст. 1 Федерального закона от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР «О прокуратуре Российской Федерации», административный истец не мог не знать в силу специального статуса надзорного органа о деятельности органов местного самоуправления города Ярославля в рассматриваемой сфере.

Кроме того, суд полагает, что в рассматриваемом случае прокурор является ненадлежащим истцом, поскольку по содержанию иска следует, что исковые требования фактически заявлены в интересах определенного круга лиц – собственников помещений жилого дома. Доказательств того, что данные лица не имеют возможности самостоятельно обратиться в суд с данным иском, не представлено.

На основании изложенного, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи жалобы через Фрунзенский районный суд г.Ярославля в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья Е.М. Жукова