ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3475/2022 от 01.09.2022 Ленинскогого районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

Дело № 2а-3475/2022

УИД 21RS0023-01-2022-005065-37

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 сентября 2022 г. г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Сидоровой И. Н., при секретаре судебного заседания Хмыровой А. А.,

с участием прокурора Ивановой И. Г., представителя административного ответчика ФИО1, действующего на основании доверенности от дата, представителя заинтересованного лица - Ленинской районной г. Чебоксары территориальной избирательной комиссии ФИО2, действующего на основании доверенности от дата,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 ------ к ФИО5 ------ об отмене регистрации кандидата в депутаты,

установил:

ФИО3, являющийся зарегистрированным кандидатом в депутаты на дополнительных выборах депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу -----, обратился в суд с административным иском об отмене регистрации кандидата в депутаты на дополнительных выборах депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов по одномандатному избирательному округу ----- ФИО5 Ссылаясь на положения п. 2 ст. 56, пп. «б», «г» п. 7 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», указал, что со слов избирателей, проживающих на территории одномандатного избирательного округа -----, на территории округа ведется незаконная предвыборная агитация в пользу кандидата ФИО5 с распространением печатных агитационных материалов, с фотографией указанного кандидата, сопряженная с подкупом избирателей, а именно: распространяются печатные агитационные материалы, не имеющие выходных данных, не оплаченные с избирательного фонда кандидата ФИО5, не представленных до начала их распространения в Ленинскую районную г. Чебоксары территориальную избирательную комиссию, при этом ведется устная агитация о голосовании дата за кандидата ФИО5 и вручаются бесплатно шоколадки. Так, в период с дата по дата по квартирам домов ----- по проспекту Мира г.Чебоксары молодыми людьми от имени кандидата в депутаты Чебоксарского городского Собрания депутатов ФИО5 по одномандатному избирательному округу ----- раздавались предвыборные агитационные материалы: -----------. Вместе с материалами раздавались шоколадки ------», на которых были наклеены самоклейки с текстом «Леонтьева ------» с эмблемой политической партии КПРФ. Указанные агитационные материалы, а также шоколадки распространялись поквартирно в вышеуказанных домах, при этом одновременно проводилась предвыборная агитация, т.е. люди, раздававшие агитационные материалы и шоколадки, просили голосовать за кандидата ФИО5 Действия по вручению избирателям вместе с агитационными материалами и во время агитации шоколадок нарушают требования п. 2 ст. 56 Федерального закона от дата № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», т.к. указанные действия квалифицируются как подкуп избирателей. При проведении такой незаконной агитационной деятельности и подкупа избирателей гражданами дата около ------ часов был вызван наряд полиции для пресечения незаконной предвыборной агитации. Прибывшими сотрудниками полиции были опрошены свидетели произошедшего, в том числе избиратели, получившие бесплатно шоколадки. По данному факту ФИО4 было написано заявление в полицию о привлечении виновных лиц к ответственности (КУСП ----- от дата------ УМВД РФ по г. Чебоксары).

Административный истец ФИО3, извещенный о месте и времени, в судебное заседание не явился, явку представителя не обеспечил. В соответствии с телефонограммой, считал возможным рассмотреть дело без его участия.

Административный ответчик ФИО5, извещенная о месте и времени, в судебное заседание не явилась, обеспечила явку представителя ФИО8, который в судебном заседании представил письменные возражения, указав, что ФИО5 и ее доверенные лица не имеют отношения к изготовлению печатных материалов – календаря, брошюры и наклеек на обертки шоколада, представленных административным истцом при обращении с административным иском в суд, ФИО5 не заключала договоры на изготовление агитационных материалов, в том числе печатных, дата она также обращалась с заявлением в УМВД по г. Чебоксары и ОП ----- УМВД России по адрес о незаконной агитации неустановленными лицами от ее имени, лица по настоящее время не установлены. Доказательства в подкупе избирателей ФИО5 и распространения ею незаконных агитационных материалов и шоколадок в материалы дела не представлены.

Представитель заинтересованного лица Ленинской районной г.Чебоксары территориальной избирательной комиссии ФИО9 просил отказать в удовлетворении административного иска ввиду отсутствия доказательств, на которых основываются требования административного истца.

Заинтересованные лица - Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики, Муниципальная избирательная комиссия г.Чебоксары, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке, явку представителей не обеспечили.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, выслушав заключение прокурора ФИО7, в соответствии с которым основания для удовлетворения административного иска отсутствуют, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ).

В связи с досрочным прекращением полномочий депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от дата-----, опубликованным дата в газете «Чебоксарские новости» (выпуск -----), на дата назначены дополнительные выборы депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов по одномандатным избирательным округам № -----

Постановлением Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от дата----- полномочия по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления, местного референдума муниципального образования «город Чебоксары» возложены на Ленинскую районную г. Чебоксары территориальную избирательную комиссию.

Решением Ленинской районной г. Чебоксары территориальной избирательной комиссии от дата----- на Ленинскую районную г. Чебоксары территориальную избирательную комиссию возложены полномочия окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва в Единый день голосования дата.

Материалами дела подтверждается, что решением Ленинской районной г.Чебоксары территориальной избирательной комиссии от дата----- ФИО3 зарегистрирован кандидатом в депутаты на дополнительных выборах депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу -----, выдвинутым Чебоксарским городским Чувашской Республики местным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия».

Решением Ленинской районной г. Чебоксары территориальной избирательной комиссии от дата----- ФИО5 зарегистрирована кандидатом в депутаты на дополнительных выборах депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу -----, выдвинутой Чувашским республиканским отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».

Все кандидаты в силу пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» обладают равными правами и несут равные обязанности, в том числе право агитировать и обязанность вести агитацию в строгом соответствии с требованиями закона.

Правовые основания, по которым регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, предусмотрены в пункте 7 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ.

В силу подпункта «б» пункта 7 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов.

На основании подпункта «г» пункта 7 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом в случае установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией.

Пункт 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ запрещает кандидатам при проведении предвыборной агитации осуществлять подкуп избирателей.

Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, кампании референдума; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при решении вопроса о том, имел ли место подкуп избирателей, участников референдума, судам надлежит выяснять следующие обстоятельства: подпадают ли совершенные действия под перечень действий, которые в соответствии с пунктом 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ могут расцениваться как подкуп избирателей, участников референдума, имея в виду, что указанный перечень не подлежит расширительному толкованию; совершены ли действия в период избирательной кампании, кампании референдума; позволяет ли характер совершенных действий сделать вывод о том, что они побудили или побуждают избирателей, участников референдума: голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать либо отвергнуть вынесенный на референдум вопрос; в отношении каких лиц совершены действия. Если действия осуществлены в отношении несовершеннолетних, не обладающих активным избирательным правом (например, при раздаче несовершеннолетним подарков, содержащих агитационные материалы), то необходимо учитывать, что такие действия не остаются вне поля зрения законных представителей детей - их родителей, и поэтому могут рассматриваться как подкуп, если родители являются избирателями соответствующего избирательного округа; относятся ли лица, осуществившие названные в пункте 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ действия, к кругу лиц, действия которых по подкупу избирателей, участников референдума влекут соответствующие неблагоприятные последствия для кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума. Подкуп избирателей, участников референдума лицами, указанными в пунктах 2 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, подразумевает совершение таких действий как непосредственно ими, так и другими лицами по их поручению или с их ведома.

Таким образом, исходя из содержания пункта 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ действия кандидатов могут быть квалифицированы как подкуп избирателей только при наличии доказательств, свидетельствующих о том, что эти действия осуществлялись по отношению к избирателям под условием голосования «за» или «против» конкретного кандидата или ставились в зависимость от результатов выборов.

В соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 48 названного Федерального закона кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц. Расходы на проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов, фондов референдума в установленном законом порядке. Агитация за кандидата, избирательное объединение, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов, избирательных объединений, запрещается.

Условия изготовления и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов перечислены в статье 54 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, согласно которым кандидаты вправе беспрепятственно распространять, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть «Интернет», печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Все агитационные материалы должны изготавливаться на территории Российской Федерации. Экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры или копии аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии, экземпляры или копии иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом в соответствующую избирательную комиссию. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения об адресе юридического лица, индивидуального предпринимателя (адресе места жительства физического лица), изготовивших и заказавших эти материалы, и копия документа об оплате изготовления данного предвыборного агитационного материала из соответствующего избирательного фонда.

Основанием для обращения ФИО3 с административным иском в суд послужили доводы, согласно которым со слов избирателей, проживающих на территории одномандатного избирательного округа -----, на территории округа ведется незаконная предвыборная агитация в пользу кандидата ФИО5 с распространением печатных агитационных материалов, с фотографией указанного кандидата, сопряженная с подкупом избирателей, а именно: распространяются печатные агитационные материалы, не имеющие выходных данных, не оплаченные с избирательного фонда кандидата ФИО5, не представленных до начала их распространения в ------ территориальную избирательную комиссию, при этом ведется устная агитация о голосовании дата за кандидата ФИО5 и вручаются бесплатно шоколадки. Так в период с дата по дата по квартирам домов ----- по адрес молодыми людьми от имени кандидата в депутаты Чебоксарского городского Собрания депутатов ФИО5 по одномандатному избирательному округу ----- раздавались предвыборные агитационные материалы: ------, с ------, а также с текстом агитационного содержания, имеющего целью побудить избирателей голосовать за нее, создающим положительный образ ФИО5 и содержащим сведения о том, что она баллотируется кандидатом в депутаты Чебоксарского городского Собрания депутатов по одномандатному избирательному округу -----. Вместе с материалами раздавались шоколадки «------», на которых были наклеены самоклейки с текстом «------ с эмблемой политической партии КПРФ. Указанные агитационные материалы, а также шоколадки распространялись поквартирно в вышеуказанных домах, при этом одновременно проводилась предвыборная агитация, т.е. люди, раздававшие агитационные материалы и шоколадки просили голосовать за кандидата ФИО5

Исходя из принципа состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 Кодекса административного судопроизводства РФ) в части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ установлена прежде всего обязанность административного истца доказывать обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований, если иной порядок распределения обязанностей доказывания не предусмотрен названным кодексом.

Глава 24 Кодекса административного судопроизводства РФ, регламентирующая производство по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, закрепляя право кандидата обращаться в суд за защитой исключительно собственного пассивного избирательного права, в том числе путем обжалования в сокращенный срок (не подлежащий восстановлению в случае его пропуска) регистрации кандидата, не устанавливает иной порядок распределения обязанностей доказывания.

Представитель административного ответчика факт изготовления представленных в материалы дела календаря, брошюры и самоклейки на обертке шоколада, распространения агитационных материалов и раздачи шоколадок лично, либо ее доверенными лицами, иными уполномоченными лицами или по их поручению иными лицами и организациями, осуществления действий по призыву голосовать за ее кандидатуру дата отрицает, указывая, что такую деятельность она не координировала, к этой деятельности других лиц не привлекала, указания им не давала, договоры на изготовление печатных агитационных материалов также не заключала.

В материалы дела административным истцом представлены не имеющие выходных данных цветной календарь на 2022-2023 год с фотографией кандидата ФИО5, текстом: «------ с текстом, содержащим сведения о том, что она является кандидатом в депутаты Чебоксарского городского Собрания депутатов по одномандатному избирательному округу -----, выдвинута КПРФ, о месте рождения и образовании, месте работы, нахождении в отпуске по уходу за ребенком, с данными, что является членом КПРФ с 2020 года, помощником депутата Государственного Совета Чувашской Республики, а также двумя цитатами: «------», «------

Как следует из материалов дела, по изложенным обстоятельствам в УМВД РФ по адрес имело место обращение ФИО4 о привлечении виновных лиц к ответственности, в заявлении содержится ссылка на возможное изготовление вышеизложенных материалов в ------» (адрес (------датадата, постановление по результатам рассмотрения материалов проверки не представлено).

В ходе судебного разбирательства по делу судом истребованы соответствующие сведения из ------» и получены ответы о том, что ------ не изготавливала агитационные материалы для кандидата в депутаты Чебоксарского городского Собрания депутатов по одномандатному избирательному округу ----- ФИО5 по заказу кандидата в депутаты ФИО5 или ее доверенного лица, или иных лиц.

Из выписки из операций по лицевому счету ФИО5, представленной Ленинской районной г. Чебоксары территориальной избирательной комиссией, следует, что на счет перечислены собственные средства кандидата в сумме ------ руб. (дата проводки дата), расходование денежных средств не имело место.

По смыслу вышеуказанной федеральной нормы календари и другие печатные материалы, специально изготовленные для избирательной кампании, относятся к агитационным материалам.

Исследованный судом печатный материал (брошюра) и календарь имеют признаки агитационного материала, они не отвечают требованиям по условию изготовления и распространения печатных агитационных материалов, предусмотренных пунктом 2 статьи 54 указанного Федерального закона. Доказательств, свидетельствующих о том, что кандидатом в депутаты ФИО5 или иными лицами с ее ведома вышеуказанные календарь и печатный материал заказаны и оплачены как агитационные материалы, распространялись среди избирателей материалы дела не содержат и стороной административного истца не представлено. При этом следует отметить, что агитационный печатный материал не содержит призывов и условий голосования «за» или «против» кандидата ФИО5 или в зависимости от результатов выборов, не содержит обещаний избирателям материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, в тексте отсутствует дата выборов. Доказательств вручения печатной продукции с условием или призывом голосовать за кандидата в депутаты ФИО5 в материалах дела не имеется.

Представленные суду цветной календарь с фотографией кандидата ФИО5, текстом: «------ а также обертки от шоколадки «------ с самоклейкой с текстом «------» с эмблемой политической партии КПРФ в отсутствие иных доказательств в совокупности не подтверждают то обстоятельство, что лица действовали по поручению или с ведома ФИО5 или уполномоченных ею в избирательном процессе лиц.

Доказательств осуществления кандидатом в депутаты ФИО5 или ее доверенными лицами, уполномоченными представителями, или по их поручению иными лицами в период проведения предвыборной кампании действий, связанных с предоставлением избирателям материальной выгоды в виде бесплатного вручения товаров и оказания бесплатных услуг, сопровождавшихся агитационными материалами и устной агитацией голосовать за определенного кандидата – ФИО5, что могло быть оценено как подкуп избирателей, с целью повлиять либо исказить волеизъявление избирателей в день голосования, иных фактов, с которыми связывает законодатель подкуп избирателей, материалы дела не содержат, суду не представлено.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что отмена регистрации кандидата является мерой публично-правовой ответственности, применяемой судом к лицам, виновным в совершении определенных нарушений законодательства о выборах, отмена регистрации применяется в целях наказания виновных лиц, которое состоит в принудительном отказе этим лицам в реализации пассивного избирательного права, суд приходит к выводу, что при отсутствии доказательств факта участия кандидата в депутаты ФИО5 или уполномоченными лицами в подкупе избирателей административное исковое заявление об отмене регистрации по указанному основанию не может быть удовлетворено.

Как указано выше, в соответствии с подпунктом «б» пункта 7 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ отмена регистрации кандидата может быть осуществлена судом в случае использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов.

Доказательств, что кандидатом в депутаты ФИО5 в ходе избирательной кампании в целях достижения определенного результата на выборах использованы денежные средства помимо средств собственного избирательного фонда в сумме, превышающей 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, или превышен предельный размер расходования средств избирательного фонда более чем на 5 процентов, материалы дела также не содержат и административным истцом не представлено.

Таким образом, оснований для выводов о нарушении административным ответчиком - кандидатом в депутаты ФИО5 требований действующего избирательного законодательства, предусмотренных в качестве оснований для отмены регистрации кандидата, в ходе избирательной кампании кандидата по приведенным в административном иске обстоятельствам не имеется, в связи с чем правовые основания для удовлетворения административного иска отсутствуют.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО3 ------ к ФИО5 ------ об отмене регистрации кандидата в депутаты на дополнительных выборах депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу ----- ФИО5 ------ выдвинутой Чувашским республиканским отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», - отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, представление в Верховный Суд Чувашской Республики через Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в течение пяти дней со дня его принятия судом.

Судья И. Н. Сидорова

Мотивированное решение составлено дата.

Решение09.09.2022