ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3476/19 от 20.09.2019 Мотовилихинского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело №2а-3476/2019

УИД: 59RS0005-01-2019-004052-25

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

20 сентября 2019 года

Мотовилихинский районный суд г. Перми

под председательством судьи Орловой А.Ю.,

при секретаре Пепеляевой К.О.,

с участием представителя административного истца Кочевой С.В.,

представителя административного ответчика Белавкина Д.А.,

представителя заинтересованного лица Поповой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми административное дело по административному иску Циппер Марины Викторовны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, государственному инспектору Пермского края по использованию и охране земель, ведущему специалисту-эксперту отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю Ахмарову Марату Файзулловичу о признании предписания незаконным

у с т а н о в и л:

Циппер Марина Викторовна обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, государственному инспектору Пермского края по использованию и охране земель, ведущему специалисту-эксперту отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю Ахмарову Марату Файзулловичу о признании предписания незаконным.

В обоснование административного иска Циппер М.В. указала, что 21 мая 2019 года в отношении нее государственным инспектором Пермского края по использованию и охране земель, ведущим специалистом-экспертом отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю Ахмаровым М.Ф. вынесено предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации . Считает указанное предписание незаконным и подлежащим отмене, в связи с тем, что оспариваемое предписание принято с нарушением ее прав, свобод и законных интересов и с нарушением норм действующего законодательства. Полагает, что при проведении проверки были допущены многочисленные нарушения процедуры проведения проверки, предусмотренной положениями действующего законодательства, в том числе Административного регламента, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2015 года . 17 апреля 2019 года вынесено распоряжение -р о проведении внеплановой выездной проверки в отношении физического лица Циппер М.В. Основанием для вынесения распоряжения явилось административное обследование от 04 апреля 2019 года . Согласно акту административного обследования земельного участка от 04 апреля 2019 года основанием для проведения проверки явилось обращение Лезгинова В.И. -ж от 14 марта 2019 года по вопросу использования собственником земельного участка по адресу <адрес> с кадастровыми номерами , части земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего Лезгинову В.И., путем установки ограждения. Однако, в материалах проверки соблюдения земельного законодательства заявление Лезгинова И.В. от 14 марта 2019 отсутствует. В указанном заявлении Лезгинов В.И. сообщил несоответствующие действительности сведения о якобы самовольно захваченной ею части принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером . Необоснованное заявление Лезгинова В.И. явилось основанием для административного обследования и составления незаконного акта административного обследования земельного участка от 04 апреля 2019 года , содержащего недостоверные сведения. Именно на стадии административного обследования, проведенного с многочисленными нарушениями закона и Административного регламента, выявлены признаки якобы использования ею дополнительного земельного участка за счет земельного участка Лезгинова В.И. При этом, исходя из акта от 04 апреля 2019 года, обмер проведен земельного участка по адресу <адрес>, а не земельного участка по адресу <адрес>. При обмере было установлено, что площадь использования земельного участка по адресу <адрес>, составляет кв.м., из них площадью кв.м. – за счет участка Лезгинова В.И. В результате, в действиях пользователя земельного участка с кадастровым номером Управление усмотрело признаки нарушения требований ст.ст. 25, 26 ЗК РФ. При этом, приказ (распоряжение) органа государственного земельного надзора о назначении проверки, предусмотренный пп. 3 п. 9 Административного регламента, не издавался.

16 августа 2019 года ее представитель ознакомился с материалами проверки . Акт административного обследования земельного участка от 04 апреля 2019 года не соответствует требованиям действующего законодательства. В акте указано, что по результатам проведения административного обследования принято решение о проведении выездной проверки соблюдения требований земельного законодательства в отношении Циппер М.В. при использовании земельного участка по адресу <адрес>, с целью привлечения к административной ответственности и выдаче предписания об устранении нарушения требований законодательства. То есть целью административного обследования явилось не установление наличия или отсутствия признаков нарушения земельного законодательства, а привлечение Циппер М.В. к административной ответственности. Однако, в силу п. 15 Административного регламента результатом исполнения государственной функции является установление наличия (либо отсутствия) нарушений гражданами обязательных требований и пресечение таких нарушений путем применения мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В данном случае в нарушение положений административного регламента проведено административное обследование объектов земельных отношений, а не выездная проверка, как того требует Административный регламент (п. 64).

Из содержания акта от 04 апреля 2019 года следует, что в ходе визуального осмотра земельного участка по адресу <адрес>, с северной и западной сторон установлено, что на участке расположены капитальные строения, участок по периметру огорожен комбинированным ограждением, доступ на земельный участок ограничен. Установлена площадь использования кв.м., из них площадью кв.м, за счет земельного участка с кадастровым номером . При этом, должностным лицам Росреестра достоверно известно, что земельные участки по адресу <адрес> и не являются смежными. Ранее вынесенное предписание от 24 января 2019 года в отношении собственника земельного участка с кадастровым номером было изменено 20 февраля 2019 года. Указанные в предписании и актах обстоятельства об использовании ею дополнительного земельного участка площадью кв.м, за счет земельного участка , принадлежащего Лезгинову В.И., были исключены из предписания вышестоящим должностным лицом. Согласно Акту от 24 января 2019 года при обмере земельного участка по адресу <адрес> с кадастровым номером было выявлено, что площадь самовольно занятого земельного участка за счет земельного участка с кадастровым номером кв.м. То есть, должностные лица Управления, проводя проверку одного и того же земельного участка с помощью высокоточного геодезического оборудования, устанавливают разные площади самовольно занятого участка: было кв.м., стало – кв.м. ( кв.м.). Кроме того, площадь использования не может составлять кв.м., на стадии административного обследования не могли быть выявлены признаки использования ею дополнительного земельного участка площадью кв.м, за счет земельного участка Лезгинова В.И. В акте от 04 апреля 2019 года не указано, каким образом проводился осмотр и обмер земельного участка, с учетом того, что высота забора составляет от 3 до 6 метров. Чтобы провести обмеры, необходим доступ на соседние земельные участки по <адрес>, <адрес>. Такого доступа у должностного лица не было, следовательно, произвести правильные измерения с помощью геодезического оборудования в рамках административного обследования было не возможно. Измерения в отсутствие доступа на земельный участок не могли быть проведены вообще, поскольку для этого нужно иметь доступ, чтобы сделать привязку к точке. Участок был осмотрен только с северной и западной стороны. Какие-либо капитальные строения на земельном участке отсутствуют. При этом, о проведении осмотра и обмера 04 апреля 2019 года ее никто не извещал. Уведомление с указанием даты и времени проведения проверки отсутствует. Она не знала о дате и времени проведения проверки и не могла в связи с этим опровергнуть доводы самовольного занятия земельного участка путем установки ограждения. Данное административное обследование проведено с нарушением закона, т.к. в нем не указаны обязательные требования, подлежащие проверке, решение о проведении выездной проверки принято в ее отсутствие. Она не знала о дате и времени проведения проверки, фактически проведенной в ее отсутствие, в связи с чем не могла воспользоваться своим правом на участие в ней и предоставлении государственному инспектору документов в отношении проверяемого земельного участка. Управлением распоряжение о проведении внеплановой выездной и документарной проверки, фактически проведенной 04 апреля 2019 года под видом административного обследования, не выносилось, срок проведения проверки не был установлен.

В результате проведения проверки Управлением составлен акт от 21 мая 2019 года также содержащий недостоверные сведения. К актам приложены обмеры и фотографии, которые не соответствуют действительности. На основании недостоверных актов государственным инспектором Ахмаровым М.Ф. вынесено оспариваемое предписание. Существенные нарушения ее прав при проведении проверки, названной административным обследованием, повлекли за собой незаконность проведенной проверки и вынесенного по её результатам предписания.

В результате проведения проверки Управлением составлен акт от 21 мая 2019 года и вынесено предписание от 21 мая 2019 года об освобождении в срок до 05 ноября 2019 года дополнительного к основному земельного участка общей площадью кв.м., либо оформлении дополнительного земельного участка в соответствии с действующим законодательством. В данном акте должностным лицом выявлено наличие ограждения – забора, которым огорожен по периметру земельный участок с кадастровым номером . Указано, что ограждение с северной стороны расположено на части земельного участка , площадь самовольно занятого земельного участка за счет вышеуказанного составляет 94 кв.м. Вывод о самовольном занятии ею земельного участка Лезгинова В.И. сделан без надлежащей проверки, не соответствует обстоятельствам дела, т.к. не подтвержден доказательствами, а основан на предположениях и домыслах заявителя Лезгинова В.И. Оснований для выдачи предписания не имелось, а, будучи выданным, оно является неисполнимым и незаконным. Какие-либо допустимые и относимые доказательства, подтверждающие использование земельного участка с кадастровым номером в большем размере, чем предусмотрено документами на право собственности, тем более, за счет земельного участка Лезгинова В.И. – отсутствуют.

В свою очередь, ею представлены доказательства отсутствия нарушений при использовании земельного участка с кадастровым номером : межевой план от 16 апреля 2019 года, который содержит указание о возможности устранения наложения (пересечения) границ смежных земельных участков, план участка, заключения специалистов. Кроме того, она сообщила должностным лицам Росреестра о том, что в производстве Мотовилихинского районного суда г.Перми имеется гражданское дело по иску Лезгинова В.И. к Циппер М.В. об устранении нарушения прав собственника земельного участка и по встречному Циппер М.В. об оспаривании результатов межевания земельного участка.

Также указывает, что в процессе проверки следовало провести мероприятия, необходимые для достижения целей и задач проведения проверки, в частности: запросить информацию, подтверждающую наличие прав на объекты недвижимости, в том числе на земельные участки, запросить информацию о наличии землеустроительной документации, включенной в государственный фонд данных, полученной в результате проведения землеустройства, проверить наличие правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельные участки. Таким образом, административный ответчик должен был исследовать имеющиеся у него в распоряжении картографические материалы из картографо-геодезического фонда на земельные участки с кадастровыми номерами , топографические карты, планы, съемки, межевые планы, реестровые дела. Однако, в документах проверки отсутствуют сведения об этой информации. Должностные лица административного ответчика провели проверку формально, без учета ранее проведенной проверки и предоставленных ею объяснений и доказательств. Таким образом, ее права, свободы и законные интересы существенно нарушены действиями государственного инспектора по выдаче предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 21 мая 2019 года, ей созданы препятствия в осуществлении гражданских прав и свобод. Предписание административного ответчика является незаконным и подлежащим отмене.

Просит признать предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 21 мая 2019 года, выданное государственным инспектором Пермского края по использованию и охране земель ведущим специалистом-экспертом отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Пермскому краю Ахмаровым Маратом Файзулловичем, незаконным, как не соответствующее действующему законодательству и нарушающее ее права, свободы и законные интересы. Обязать Управление Росреестра по Пермскому краю устранить в полном объеме допущенные нарушения ее прав, свобод и законных интересов (препятствие к осуществлению прав и свобод).

Административный истец Циппер М.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представила письменные объяснения, в которых указала, что по заказу Лезгинова В.И. кадастровым инженером Сыромятниковой Е.М. проведены кадастровые работы – подготовлены межевые планы в отношении земельных участков с кадастровыми номерами , . Административным истцом подано заявление в Прокуратуру Ленинского района г. Перми о проведении проверки на наличие в действиях инженера Сыромятниковой Е.М. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.35 КоАП РФ, либо признаков состава преступления, ответственность за которое предусмотрена ст. 170.2 УК РФ (внесение в межевой план заведомо ложных сведений). Указанное заявление было направлено в Отдел полиции для рассмотрения и принятия процессуального решения. 20 июля 2019 года участковым уполномоченным отдела полиции было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Сыромятниковой на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ. <адрес> 26 августа 2019 года указанное постановление отменено, материалы направлены в отдел полиции для проведения дополнительной проверки. Таким образом, в настоящее время проводится проверка на наличие в действиях кадастрового инженера Сыромятниковой Е.М. противоправных действий.

Представитель административного истца по доверенности Кочева С.В. в судебном заседании на удовлетворении административного иска настаивала по изложенным в нем доводам.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю по доверенности Белавкин Д.А. с требованиями, изложенными в административном исковом заявлении, не согласился, поддержал доводы изложенное в письменных возражениях на административное исковое заявление, из которых следует, что Управлением по обращению Лезгинова В.И. 04 апреля 2019 года проведено административное обследование земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, по результатам которого установлено следующее. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, имеет площадь кв.м, границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, при этом в ЕГРН содержатся координаты поворотных точек границ участка. Участок принадлежит на праве собственности Циппер М.В. Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес>, имеет площадь 406 кв.м, границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, участок принадлежит на праве собственности Циппер М.В. В ходе визуального осмотра участка с адресным ориентиром: <адрес>, с северной и западной сторон установлено, что на участке расположены капитальные строения, участок по периметру огорожен комбинированным ограждением, доступ на земельный участок ограничен. Кроме ограждения, расположенного по периметру, на территории используемого участка в северной его части распложено дополнительное ограждение. Провести обследование земельного участка с южной и восточной сторон не представилось возможным в связи с отсутствием доступа на участок. При проведении обмера по существующему ограждению и строениям установлено, что примерная площадь использования участка, расположенного по адресу: <адрес>, составляет кв.м, из них площадью кв.м. – за счет земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего на праве собственности Лезгинову В.И. Таким образом, по результатам обследования использования участка с кадастровым номером выявлены признаки использования части участка с кадастровым номером ориентировочной площадью кв.м. без правоустанавливающих документов на земельный участок, чем нарушены требований статей 25, 26 Земельного кодекса РФ. Учитывая, что обследование участка проводилось без доступа, установить точную площадь используемого участка не представилось возможным, в связи с чем принято решение об организации проведения внеплановой выездной проверки при использовании земельного участка с кадастровым номером .

Орган государственного земельного надзора вправе осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом. Проведение административного обследования объектов земельных отношений должностными лицами осуществляется без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и доступа указанных должностных лиц на обследуемые объекты земельных отношений, т.е. административное обследование не предусматривает извещение владельца земельного участка о проведении контрольно-надзорного мероприятия, а также об издании приказа о его проведении. Акт административного обследования от 04 апреля 2019 года соответствует Правилам проведения административного обследования, в частности, содержит сведения об объекте обследования, обстоятельства, выявленные при проведении административного обследования, признаки нарушения требований земельного законодательства РФ, за которые законодательством РФ предусмотрена административная ответственность. Кроме того, в акте от 04 апреля 2019 года указаны ФИО и должность лица, проводившего осмотр и обмер участка, в качестве метода исследования участка указано о произведенном визуальном осмотре, также были изучены информационные ресурсы Управления (ФГИС ЕГРН). Обмер произведен с помощью электронного тахеометра Sokkia СХ-105, лазерного дальномера BOSCH GLM 250 VF, что отражено в данном акте. Приложение к акту обследования обмера участка в виде отдельного документа Правилами проведения административного обследования не предусмотрено. Правила проведения административного обследования не содержат запрета на проведение административного обследования на основании обращений граждан, а также не содержит указание на фиксирование сроков проведения обследования и вынесение распоряжения о его проведении. Кроме того, приложение к акту административного обследования документов, на основании которых инициировано проведение административного обследования (в частности, заявление Лезгинова В.И. от 14 марта 2019 года ) Правилами проведения административного обследования также не предусмотрено, соответственно, не приобщение к материалам дела об административном правонарушении заявления Лезгинова В.И. не является нарушением законодательства.

Основанием для проведения внеплановой проверки является выявление по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства РФ, за которые законодательством РФ предусмотрена административная и иная ответственность. По результатам административного обследования выявлены лишь признаки нарушения земельного законодательства, точная площадь нарушения на момент проведения обследования не была известна, определена лишь ориентировочно, в связи с чем дело об административном правонарушении в отношении Циппер М.В. по результатам административного обследования Управлением не возбуждено, а принято решение о проведении выездной проверки с извещением субъекта проверки. Таким образом, Управлением административное обследование участка на основании заявления гражданина без уведомления правообладателя участка проведено правомерно, обеспечение доступа на земельный участок при проведении административного обследования не предусмотрено действующим законодательством РФ. По результатам проверок составляются акты проверки; в случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства РФ к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством РФ (выдача предписания не предусмотрена по результатам проведения административного обследования). Решение о проведении внеплановой проверки выносится руководителем (заместителем руководителя) Росреестра (территориального органа) в форме распоряжения; о проведении внеплановой проверки гражданин уведомляется не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом; заверенная печатью копия распоряжения о проведении проверки вручается под роспись должностным лицом гражданину одновременно с предъявлением служебного удостоверения.

На основании распоряжения от 17 апреля 2019 года в отношении Циппер М.В. проведена проверка использования участка с кадастровым номером , о проведении которой истец надлежащим образом уведомлен телефонограммой от 26 апреля 2019 года. Копию приказа Циппер М.В. получила в день проведения проверки 21 мая 2019 года. При проведении проверки установлено, что указанный участок по периметру огорожен забором, строения отсутствуют, площадь огороженного участка составила 494 кв.м., что превышает площадь, указанную в ЕГРН ( кв.м.), также установлено, что ограждение с северной стороны участка расположено на части участка с кадастровым номером . Площадь самовольно занятого участка составила кв.м., которая определена с помощью спутникового GPS приемника Topcon Hiper SR. По результатам проверки оформлен акт от 17 апреля 2019 года и выдано предписание об устранении выявленного нарушения земельного законодательства. Предписание выдано в соответствии с подп. 5 п. 9, п. 58 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2015 года , соответствует форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 26 декабря 2014 года «Об утверждении формы предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации». Управление не уполномочено осуществлять проверку достоверности местоположения объекта недвижимости, содержащегося в представленных документах, с ситуацией на местности.

Учитывая, что на момент проведения проверки соблюдения требований земельного законодательства административным истцом в судебном порядке оспариваются результаты межевания, в том числе земельного участка, принадлежащего на праве собственности Лезгинову В.И., Управлением 21 мая 2019 года было принято решение о вынесении определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 7.1 КоАП РФ в части самовольного занятия участка площадью 94 кв.м. Предписание от 21 мая 2019 года об устранении выявленного нарушения земельного законодательства выдано административным органом с соблюдением положений Земельного кодекса РФ, Регламента и иных нормативных актов. Нарушений при организации проведения и проведении административного обследования, внеплановой выездной проверки в отношении Циппер М.В. не допущено. Просил отказать в удовлетворении административного иска.

Административный ответчик – государственный инспектор Пермского края по использованию и охране земель Ахмаров М.Ф. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассматривать дело без его участия, направил письменные возражения, в которых указал, что Заместителем главного государственного инспектора г. Перми, <адрес>, <адрес>, Краснокамского городского округа, <адрес> по использованию и охране земель заместителем начальника отдела государственного земельного надзора Управления Гороховым Д.С. по обращению Лезгинова В.М. 04 апреля 2019 года проведено административное обследование земельного участка расположенного по адресу: <адрес>. 19а, и принадлежащего на праве собственности Циппер М.В. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, имеет площадь кв.м. (границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиям земельного законодательства, при этом в ЕГРН содержатся координаты поворотных точек границ участка). Участок принадлежит на праве собственности Циппер М.В. Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, имеет площадь 406 кв.м., границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, участок принадлежит на праве собственности Циппер М.В.

В ходе визуального осмотра участка с адресным ориентиром: <адрес>, с северной и западной сторон установлено, что на участке расположены капитальные строения, участок по периметру огорожен комбинированным ограждением, доступ на земельный участок ограничен. Кроме ограждения, расположенного по периметру, на территории используемого участка в северной его части распложено дополнительное ограждение. Провести обследование земельного участка с южной и восточной сторон не представилось возможным в связи с отсутствием доступа на участок. При проведении обмера по существующему ограждению и строения установлено, что примерная площадь использования участка, расположенного по адресу: <адрес>, составляет кв.м., из них площадью кв.м. – за счет земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего на праве собственности Лезгинову В.И. Таким образом, по результатам обследования использования участка с кадастровым номером выявлены признаки использования части участка с кадастровым номером ориентировочной площадью кв.м. без правоустанавливающих документов на земельный участок, чем нарушены требования статей 25, 26 ЗК РФ. Учитывая, что обследование участка проводилось без доступа, установить точную площадь используемого участка не представилось возможным, в связи с чем принято решение об организации проведения внеплановой выездной проверки при использовании земельного участка с кадастровым номером

На основании распоряжения от 17 апреля 2019 года -р в отношении Циппер М.В. проведена внеплановая проверка использования участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. О проведении 21 мая 2019 года проверки Циппер М.В. извещена надлежащим образом (телефонограмма от 26 апреля 2019 года ). Копию распоряжения Циппер М.В получила 21 мая 2019 года при проведении проверки, с оригиналом приказа ознакомлена. При проведении проверки установлено, что указанный участок по периметру огорожен забором, строения отсутствуют, площадь огороженного участка составила 494 кв.м., что превышает площадь, указанную в ЕГРН (406 кв.м.), также установлено, что ограждение с северной стороны участка расположено на части участка с кадастровым номером . Площадь самовольно занятого участка составила 94 кв.м., которая определена с помощью спутникового приемника Topcon Hiper SR. По результатам проверки оформлен акт от 17 апреля 2019 года , схематический чертеж, обмер границ земельного участка, фототаблица, а также, учитывая, соответствие указанных мер тяжести нарушения и его потенциальной опасности для охраняемых общественных интересов, выдано предписание от 21 мая 2019 года об устранении выявленного нарушения земельного законодательства в соответствии с подп. 8 п. 10, подп. 5 п. 9, п. 58 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2015 года , которое соответствует форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 26 декабря 2014 года «Об утверждении формы предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации». В силу п. 113 Регламента предписание об устранении выявленного нарушения законодательства не выдается, а выданное предписание отменяется вышестоящим должностным лицом при наличии достаточных оснований (отсутствие события административного правонарушения, вступившее в силу решение суда и другие) по заявлению лица, которому было выдано предписание. Таким образом, государственный инспектор является ненадлежащим ответчиком по делу. Предписание выдано административным органом с соблюдением положений Земельного кодекса РФ, Регламента и иных нормативных актов. Нарушений при организации проведения и проведении внеплановой выездной проверки в отношении Циппер М.В. не допущено. Просил отказать в удовлетворении административного иска.

Заинтересованное лицо Лезгинов В.И. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица по доверенности Попова В.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, представила письменные пояснения, в которых указала, что Лезгинов В.И. является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Границы земельного участка определены на основании межевого плана земельного участка с кадастровым номером от 11 мая 2018 года. В результате проведения работ по выносу в натуру и закреплению на местности характерных точек границ земельного участка, установлено, что забор (ограждение), возведенный собственником соседнего участка, Циппер М.В., частично расположен на земельном участке Лезгинова В.И. 14 марта 2019 года Лезгинов В.И обратился с заявлением в Управление Росреестра по Пермскому краю с целью проведения выездной проверки по факту самовольного захвата, принадлежащего ему участка и установления факта нарушения его прав. Предписание выдано административным органом с соблюдением требований действующего законодательства, нарушений при организации проведения и проведении внеплановой выездной проверки в отношении Циппер М.В. не допущено. Просила отказать в удовлетворении административного иска.

Выслушав доводы представителя административного истца, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска, исходя из следующего.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и гл. 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 1 статьи 219 КАС РФ предусмотрено, что, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Срок обращения с административным исковым заявлением Циппер М.В. соблюден.

Статьей 71 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности (пункт 1); государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 2).

В силу Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 января 2015 года (далее – Положение о государственном земельном надзоре), Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет государственный земельный надзор за соблюдением требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок (пункт 2, подпункт «а» пункта 3).

Согласно пункту 5 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации (подпункт 1); выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки (подпункт 5).

В соответствии с пунктом 6 Положения о государственном земельном надзоре, в рамках государственного земельного надзора осуществляются: организация и проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (далее – плановые и внеплановые проверки); систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства, проведение анализа и прогнозирование состояния исполнения требований земельного законодательства Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности; принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 14 марта 2019 года в Управление Росреестра по Пермскому краю поступило обращение Лезгинова В.И. -ж по вопросу использования собственником земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес><адрес> с кадастровыми номерами части земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего Лезгинову В.И. путем установки ограждения.

Заместителем главного государственного инспектора г. Перми заместителем начальника отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Пермскому краю Гороховым Д.С. вынесен акт административного обследования земельного участка от 04 апреля 2019 года , из которого следует, что проведено административное обследование земельного участка по адресу: <адрес>, путем изучения информационных ресурсов, визуального осмотра земельного участка, обмера с помощью электронного тахеометра, лазерного дальномера, и принято решение о проведении выездной проверки соблюдения требований земельного законодательства в отношении Циппер М.В., при использовании земельного участка по адресу: <адрес>.

11 апреля 2019 года в адрес Лезгинова В.И Управлением Росреестра по Пермскому краю направлен ответ о рассмотрении обращения, в котором указано, что 04 апреля 2019 года проведено административное обследование об использовании собственником земельных участков с кадастровыми номерами и части земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего Лезгинову В.И. путем установки ограждения. В ходе административного обследования установлено, что в действиях собственника земельного участка с кадастровым номером выявлены признаки использования части земельного участка с кадастровым номером ориентировочной площадью кв.м. в отсутствие предусмотренных законодательством Российской Федерации прав, что является нарушением требований ст. ст. 25, 26 Земельного кодекса РФ, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ. По результатам обследования принято решение об организации проведения выездной проверки соблюдения требований земельного законодательства при использовании земельного участка по адресу: <адрес> с кадастровым номером о результатах которой будет сообщено заявителю дополнительным письмом.

17 апреля 2019 года заместителем руководителя Управления Росреестра по Пермскому краю Чернявской Е.В. вынесено распоряжение -р о проведении проверки в отношении Циппер М.В. на предмет соблюдения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.

26 апреля 2019 года Циппер М.В. телефонограммой извещена о проведении выездных контрольных мероприятий, а именно, о проведении проверки соблюдения земельного законодательства при использовании земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый .

21 мая 2019 года государственным инспектором Пермского края по использованию и охране земель Ахмаровым М.Ф. составлен акт о внеплановой выездной проверке в отношении Циппер М.В. В числе прочего в акте отмечено, что ограждение с северной стороны расположено на части земельного участка с кадастровым номером , площадь самовольно занятого земельного участка составляет 94 кв.м. Копия акта направлена Циппер М.В. заказной почтовой корреспонденцией.

В материале проверки соблюдения земельного законодательства в отношении Циппер М.В. имеется расписка административного истца о том, что до начала проверки она была ознакомлена с Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2015 года .

21 мая 2019 года государственным инспектором Пермского края по использованию и охране земель Ахмаровым М.Ф. выдано предписание об устранении нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации в адрес Циппер М.В., в котором указано, что Циппер М.В. использует дополнительный к основному, расположенному по адресу: <адрес>, кадастровый земельный участок общей площадью кв.м. путем установления ограждения, чем нарушены требования ст. ст. 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации. Циппер М.В. предписано в срок до 05 ноября 2019 года устранить указанное нарушение в установленном законодательством Российской Федерации порядке (освободить либо оформить дополнительный земельный участок).

21 мая 2019 года заместителем начальника отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Пермскому краю Ивановым С.В. вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Циппер М.В. в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 6 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденного Приказом Министерством экономического развития Российской Федерации от 20 июля 2015 года , государственный земельный надзор осуществляется в форме проведения плановых и внеплановых проверок (Плановая и внеплановая проверки проводятся в форме документарной и (или) выездной проверки); принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

Должностными лицами Росреестра и его территориальных органов, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, являются (далее - должностные лица): специалисты структурного подразделения Росреестра, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственного земельного надзора, - государственные инспектора Российской Федерации по использованию и охране земель (пп. 3 п. 8 Административного регламента).

Должностные лица имеют право: осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом (пп. 4 п. 9 Административного регламента).

Согласно пункту 90 Административного регламента проведение административного обследования объектов земельных отношений должностными лицами осуществляется без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и доступа указанных должностных лиц на обследуемые объекты земельных отношений.

В соответствии с пп. 3 п. 64 Административного регламента юридическим фактом - основанием для принятия решения о проведении внеплановой проверки является: выявление по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

Решение о проведении внеплановой проверки выносится руководителем (заместителем руководителя) Росреестра (территориального органа) в форме распоряжения о проведении внеплановой проверки (пункт 67 Административного регламента).

О проведении внеплановой проверки, за исключением внеплановой выездной проверки юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления, индивидуального предпринимателя, гражданина, основания проведения которой указаны в подпунктах «а», «б» подпункта 2 пункта 64 Административного регламента, юридическое лицо, орган государственной власти, орган местного самоуправления, индивидуальный предприниматель, гражданин уведомляются не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления, индивидуального предпринимателя или гражданина, если такой адрес содержится в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Едином государственном реестре недвижимости, либо ранее был представлен в Росреестр (территориальный орган) лицом, в отношении которого проводится проверка (пункт 68 Административного регламента).

Заверенная печатью Росреестра (территориального органа) копия распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки вручается под роспись должностным лицом законному представителю юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления, либо индивидуальному предпринимателю, гражданину, либо их уполномоченным представителям одновременно с предъявлением служебного удостоверения (пункт 76 Административного регламента).

Юридическими фактами завершения проведения проверки являются: 1) составление акта проверки; 2) выдача обязательных для исполнения предписаний (в случае обнаружения правонарушений по результатам проведения проверки); 3) принятие иных мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации (в случае, когда законодательством Российской Федерации предусмотрено принятие соответствующих мер) (пункт 16 Административного регламента).

В случае выявления нарушений требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность, должностные лица выдают проверяемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации, по форме, утвержденной Приказом об утверждении предписания (пункт 58 Административного регламента).

В соответствии с пунктом 2 Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 марта 2015 года , при административном обследовании объектов земельных отношений проводится исследование состояния и способов использования объектов земельных отношений на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (данные дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований), информации, полученной по результатам визуального осмотра и другими методами. В ходе проведения административного обследования объектов земельных отношений должностные лица самостоятельно (без дополнительных разрешений и согласований) осуществляют анализ полученной информации. Проведение административного обследования объектов земельных отношений должностными лицами осуществляется без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и доступа указанных должностных лиц на обследуемые объекты земельных отношений. К административным обследованиям объектов земельных отношений не относятся плановые (рейдовые) осмотры, обследования, осуществляемые в рамках федерального государственного экологического надзора.

Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание от 21 мая 2019 года выдано административным органом с соблюдением требований действующего законодательства, в том числе требований Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденного Приказом Министерством экономического развития Российской Федерации от 20 июля 2015 года .

Акт административного обследования от 04 апреля 2019 года содержит сведения об объекте обследования, обстоятельства, выявленные при проведении административного обследования, признаки нарушения требований земельного законодательства РФ, за которые законодательством РФ предусмотрена административная ответственность. Кроме того, в акте указаны личные данные и должность лица, проводившего осмотр и обмер участка, метод исследования участка, технические средства, с помощью которых был произведен обмер.

То обстоятельство, что в материалах проверки соблюдения земельного законодательства отсутствует заявление Лезгинова В.И. от 14 марта 2019 года само по себе не свидетельствует о незаконности вынесенного в отношении Циппер М.В. предписания.

Суд также не соглашается с доводами заявителя об отсутствии приказа о назначении проведения внеплановой выездной проверки в отношении Ципппер М.В., поскольку как установлено судом ранее, в материалах проверки соблюдения земельного законодательства в отношении Циппер М.В. имеется распоряжение заместителя руководителя Управления Росреестра по Пермскому краю Чернявской Е.В. от 17 апреля 2019 года -р о проведении проверки в отношении Циппер М.В. на предмет соблюдения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами. Копия распоряжения Циппер М.В. получена 21 мая 2019 года, о чем свидетельствует ее подпись на указанном распоряжении.

Ранее судом также установлено, что 26 апреля 2019 года Циппер М.В. телефонограммой извещена о проведении выездных контрольных мероприятий, а именно, о проведении проверки соблюдения земельного законодательства при использовании земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый .

Предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 21 мая 2019 года соответствует форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 26 декабря 2014 года «Об утверждении формы предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации», нарушений требований действующего законодательства при его вынесении, судом не установлено.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам – на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч.2 ст.227 КАС РФ).

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания, оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Указанные условия в ходе рассмотрения административного дела судом не установлены, оснований для удовлетворения административного иска Циппер М.В. не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175, 177, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

отказать Циппер Марине Викторовне в удовлетворении административного иска к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, государственному инспектору Пермского края по использованию и охране земель, ведущему специалисту-эксперту отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю Ахмарову Марату Файзулловичу о признании незаконным предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 21 мая 2019 года, возложении обязанности.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: