ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3477/2023 от 03.08.2023 Железнодорожного районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 августа 2023 года г. Самара

Железнодорожный районный суд г. Самары в составе

председательствующего судьи Чирковой Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шуваркиной Т.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-3477/2023 по административному иску ФИО1 к Государственной инспекции гостехнадзора г. Самары и г. Новокуйбышевска, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, с участием заинтересованного лица ООО «Волга-Продукт» о признании отказа в прекращении государственной регистрации транспортного средства незаконным, обязании устранить нарушения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Государственной инспекции гостехнадзора г. Самары и г. Новокуйбышевска, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Самарской области о признании отказа в прекращении государственной регистрации транспортного средства незаконным, обязании устранить нарушения, указав, что ДД.ММ.ГГГГ при посещении личного кабинета налогоплательщика обнаружил исчисленный на его имя транспортный налог за 2021 год в отношении снегоболотохода <данные изъяты>, 2012 года выпуска, заводской номер , двигатель , государственный регистрационный знак . На основании договора купли-продажи №2 от 22.07.2016, акта приема-передачи снегоболотоход убыл из собственности административного истца. Ранее ФИО1 обращался в Железнодорожный районный суд г. Самары с требованиями о снятии снегоболотохода с регистрационного учета, решением суда заявленные требования были удовлетворены. Определением Самарского областного суда от 30.05.2023 решение суда первой инстанции отменено, в основу апелляционного определения судебной коллегией положено обстоятельство не соблюдение заявителем заявительного (досудебного) порядка. Административный истец обратился в Государственную инспекцию гостехнадзора г. Самары и г. Новокуйбышевска с заявлением о снятии транспортного средства с государственного учета, на что получил отказ, что послужило основанием для обращения с административным иском в суд.

На основании изложенного, с учетом уточнения требований, административный истец просит суд признать отказ Государственной инспекции гостехнадзора г. Самары и г. Новокуйбышевска в прекращении государственной регистрации снегоболотохода <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, заводской номер , двигатель , государственный регистрационный знак , незаконным, прекратить государственную регистрацию на транспортное средство с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 - ФИО2, действующий на основании доверенности от 23.11.2022, требования поддержал, пояснил, что заявительный порядок им был соблюден, к заявлению о снятии транспортного средства с регистрационного учета приложил имеющийся пакет документов, недостающие документы отсутствуют, возможности восстановить нарушенное право в досудебном порядке не имеется.

Представитель административного ответчика Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области — ФИО3, действующий на основании доверенности от 09.06.2023, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. Согласно отзыву на административный иск, производство по настоящему делу просил прекратить, поскольку ранее административный иск с аналогичными требованиями и по спору между теми же сторонами рассмотрен судом по существу, дополнил, что заявителем не соблюден заявительный порядок.

Административный ответчик Государственная инспекция гостехнадзора г. Самара и г. Новокуйбышевска, заинтересованное лицо ООО «Волга-Продукт», надлежащим образом извещенные о слушании дела, в судебное заседание не явились, уважительность причин неявки суду не сообщили.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

соблюдены ли сроки обращения в суд;

соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).

На основании карточки учета самоходной машины установлено, что с 25.03.2013 по настоящее время ФИО1 является собственником снегоболотохода <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, заводской номер , двигатель , государственный регистрационный знак .

22.07.2016 между ФИО1 (продавцом) и ООО «Волга-Продукт» в лице директора ФИО4 (покупателем) заключен договор № 2 купли-продажи, по условиям которого в пользу покупателя перешло право собственности на самоходную машину - снегоболотоход <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, заводской номер , двигатель , государственный регистрационный знак . Стоимость снегоболотохода определена сторонами договора в сумме 300 000 рублей.

Согласно акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, в пользу ООО «Волга-Продукт» переданы самоходная машина в технически исправном состоянии, комплект ключей и документация на снегоболотоход в подлинниках.

В связи с не исполнением покупателем обязанности произвести государственную регистрацию самоходной машины в 10-дневный срок после заключения договора, ФИО1 обратился в Железнодорожный районный суд г. Самары с иском о прекращении государственной регистрации снегоболотохода.

Решением Железнодорожного районного суда г. Самары от 06.03.2023 административный иск ФИО1 удовлетворен, государственная регистрация снегоболотохода <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, заводской номер , двигатель , государственный регистрационный знак , на имя ФИО1 прекращена.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 30.05.2023 вышеприведенное решение районного суда отменено, постановлено новое решение, которым в удовлетворении административного иска Гуляндина А.отказано, ввиду не соблюдения административным истцом досудебного порядке урегулирования спора.

08.06.2023 представителем ФИО1 - ФИО5 в Государственную инспекцию гостехнадзора Самарской области сдано заявление о снятии снегоболотохода с регистрационного учета, с приложением доверенности от 07.06.2023 на имя ФИО5, копии договора купли-продажи № 2 от ДД.ММ.ГГГГ, копии акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ.

В этот же день заявление было рассмотрено уполномоченным органом, в принятии пакета документов ФИО1 было отказано. В обоснование отказа указано на отсутствие регистрационных документов (свидетельства о регистрации техники), паспорта техники (в случае отсутствия электронного паспорта), а также необходимость предоставления подлинников документов, либо их электронных образов.

15.06.2023 административный истец обратился в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области с просьбой прекратить государственную регистрацию права на самоходную машину, на что ответ до настоящего времени не поступил.

Не согласившись с отказом в принятии документов, ФИО1 обратился с административным иском в суд. Пунктом 2 ст. 4 Закона N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусмотрено, что одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является заявительный порядок обращения за их предоставлением.

Пунктом 14 ст. 13 этого же Федерального закона определено, что порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самаркой области от 30.12.2022 № 394 (Административный регламент) в пункте 3.1. указывается, что предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры: рассмотрение документов, необходимых для оказания государственной услуги; формирование и направление межведомственных запросов в государственные органы, участвующие в предоставлении государственной услуги; государственная регистрация техники внесение изменений в регистрационные данные;- снятие с учета техники; временный допуск к движению техники, не зарегистрированной в установленном порядке с выдачей государственного регистрационного знака "ТРАНЗИТ"; выдача справки владельцу о совершенных регистрационных действиях; исправление допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах; государственная регистрация или изменение регистрационных данных техники с выдачей паспорта техники (дубликата паспорта техники), электронного паспорта техники.

Правила государственной регистрации самоходных машин и других видов техники утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 N 1507 "Об утверждении Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники" (далее - Правила N 1507).

Государственная регистрация самоходных машин и прицепов к ним осуществляется в целях их государственного учета и допуска к эксплуатации, владелец техники обязан зарегистрировать ее или изменить регистрационные данные в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники (далее - органы гостехнадзора) (пункты 2, 5 Правил N 1507).

В соответствии с пунктом 49 Правил N 1507 владельцы обязаны снять технику с государственного учета в случае: прекращения права собственности на технику; списания (утилизации) техники; вывоза техники из Российской Федерации, за исключением случаев временного вывоза.

Снятие с государственного учета техники осуществляется органом гостехнадзора на основании документов, указанных в абзацах третьем - пятом и седьмом пункта 6 настоящих Правил, а также при предъявлении свидетельства о государственной регистрации техники и государственного регистрационного знака (пункт 50 Правил N 1507).

На основании пункта 51 Правил снятие с государственного учета техники в случае ее отчуждения осуществляется органом гостехнадзора на основании заявления прежнего владельца техники о снятии с государственного учета техники по формам, приведенным в приложениях N 1 и 2 к настоящим Правилам, с приложением документов, удостоверяющих личность заявителя, документов о заключении сделки, направленной на отчуждение техники, паспорта техники (выписки из электронного паспорта техники, представляемой по инициативе заявителя), государственного регистрационного знака и свидетельства о государственной регистрации техники, при условии отсутствия подтверждения государственной регистрации техники за новым владельцем.

При снятии с государственного учета техники в связи с ее списанием (утилизацией) осмотр не проводится.

Заявление прежнего владельца техники о снятии с государственного учета техники может быть подано с использованием Единого портала и подписано простой электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Владелец зарегистрированной самоходной машины обязан снять ее с учета в органах гостехнадзора в случае отчуждения машины.

Оценивая совокупность доказательств и установленных по делу обстоятельств, суд считает, что заявителем соблюдены необходимые требования по снятию транспортного средства с регистрационного учета на имя ФИО1, представителем заявителя заполнена установленная законом форма заявления, с приложением доверенности, уполномочивающей ФИО6 на совершение действий по снятию автомашины с регистрационного учета, документов, подтверждающих выбытие автомашины из фактического владения, пользования и распоряжения ФИО1, в частности: копии договора купли-продажи от 22.07.2016, акта приема-передачи, что в своей совокупности говорит о наличии правовых оснований для удовлетворения требований заявителя и оказании муниципальной услуги.

То обстоятельство, что поданный для оказания муниципальной услуги пакет документов является неполным, не содержит свидетельства о регистрации техники и паспорта техники, которые согласно показаниям истца у него отсутствуют, не может являться основанием к отказу в удовлетворении административного иска, поскольку, в противном случае, восстановление прав и охраняемых законом интересов ФИО1 не представляется возможным, что противоречит основным задачам российского правосудия.

Поскольку предъявленные законом требования к административной процедуре содержат перечень необходимых документов для оказания муниципальной услуги, которые у административного истца отсутствуют, обращение с административным иском в суд в данном случае является единственным способом защиты прав и интересов ФИО1

При таких обстоятельствах, отказ в приеме документов ФИО1 в снятии снегоболотохода с регистрационного учета суд находит неправомерным.

Доводы административного ответчика о том, что производство по делу следует прекратить, являются несостоятельными, для применения ст. 194 КАС РФ необходима совокупность обстоятельств, таких как: наличие решения суда по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, то время как основания настоящего спора не являются аналогичными с делом, которое рассмотрено по существу с вынесением окончательного судебного акта.

Согласно ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии с ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В соответствии со ст. 454 ГК РФ купли-продажи одна сторона обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

В силу ч. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам.

Принимая во внимание, что административный истец распорядился своими правами в отношении снегоболотохода, заключил с ООО «Волга-Продукт» договор купли-продажи, тем самым передав имущество в пользу Общества, следовательно, утратил право пользования, владения и распоряжения этим имуществом.

ООО «Волга-Продукт» не выполнил свои обязанности, предусмотренные пунктами 3.3, 3.4 вышеуказанного договора, снегоболотоход в установленный срок не поставил на регистрационный учет.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ, ООО «Волга-Продукт» 07.07.2017 прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения.

До настоящего времени заявленное имущество числится на государственном учете за ФИО1, в связи с чем налоговым органом начисляется транспортный налог.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что внесудебном порядке административный истец ФИО1 ранее не имел возможности прекратить государственную регистрацию снегоболотохода, однако им совершены действия по отчуждению указанного имущества в пользу другого лица, путем заключения договора купли-продажи, снегоболотоход передан в фактическое владение, пользование и распоряжение нового собственника, в связи с чем, требования ФИО1 о снятии с регистрационного учета подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО1 удовлетворить.

Признать ответ Государственной инспекции гостехнадзора г. Самары и г. Новокуйбышевска от 08.06.2023 № ГТН-1-28/1046 об отказе в приеме документов ФИО1 на снятие с регистрационного учета самоходной техники незаконным.

Обязать Государственную инспекцию гостехнадзора г. Самары и г. Новокуйбышевска снять с регистрационного учета снегоболотоход <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, заводской номер , двигатель государственный регистрационный знак на имя ФИО1, в течение 10 дней после вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Железнодорожный районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 16.08.2023.

Председательствующий судья Е.А. Чиркова