ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-347/18 от 11.10.2018 Каларского районного суда (Забайкальский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 октября 2018 года с.Чара

Каларский районный суд

Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Пешковой О.Н.,

при секретаре Сорокиной И.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в открытом судебном заседании административное дело №2а-347/2018 по административному исковому заявлению администрации муниципального района «Каларский район» к Каларскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю, судебному приставу-исполнителю ФИО1 об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального района «Каларский район» обратилась в суд с вышеуказанным заявлением, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному листу ФС от ДД.ММ.ГГГГ по делу . Предмет исполнения: обязать администрацию муниципального района "Каларский район" произвести снос строений по адресам: <адрес><адрес> произвести рекультивацию земельных участков по указанным адресам до ДД.ММ.ГГГГ.

В настоящий момент, все аварийные дома, указанные в решении суда снесены, кроме дома по <адрес>, где среди квартир имеется квартира собственника. Для осуществления работ по рекультивации земельных участков администрацией сельского поселения «Икабьинское» заключен договор с АО «Тепловодоканал», администрацией муниципального района «Каларский район» по заявке администрации сельского поселения «Икабьинское» выделена опережающая дотация на оплату работ по договору, контроль за исполнением работ по договору осуществляется поселением.

Кроме того, исполнить решение суда в срок не представилось возможным, в связи с плохими погодными условиями в летний период.

Просит отменить постановление судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора по исполнительному листу ФС от ДД.ММ.ГГГГ выданного Каларским районным судом по делу и освободить администрацию муниципального района «Каларский район» от уплаты исполнительского сбора.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчиков привлечены Управление Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю, судебный пристав-исполнитель Каларского РОСП УФССП - ФИО1, в качестве заинтересованных лиц прокурор Каларского района и администрация сельского поселения «Икабьинское» (л.д.1-3).

В судебном заседании установлено.

Представитель администрации муниципального района «Каларский район», Каларского районного отдела службы судебных приставов УФССП по Забайкальскому краю, судебный пристав-исполнитель ФИО1 в судебное заседание не явились, ходатайствуют о рассмотрении в отсутствие.

Прокурор Каларского района ходатайствует о рассмотрении в отсутствие, не возражает против удовлетворения требований.

Представитель администрации сельского поселения «Икабьинское» ходатайствует о рассмотрении в отсутствие.

Представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю извещен надлежащим образом, причинами неявки суд не располагает.

Суд, исследовав и проанализировав доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

В соответствии со ст.2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Положения ст.12 Федерального закона от 21 июля 1997 года №118-ФЗ «О судебных приставах» обязывают судебного пристава-исполнителя принимать все меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов в процессе исполнения судебных актов и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Согласно п. п. 1, 2 ст. 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 11 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч.12 ст.30 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Положениями ч.1 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч.2 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

В соответствии с ч.3 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии со ст.105 вышеуказанного Федерального закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, и его взыскание производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен должником без уважительных причин, установленный размер взыскания исполнительского сбора представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу части 1 статьи 34, частей 1 - 3 статьи 35 и части 3 статьи 35 Конституции РФ недопустимо.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве».

При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 75 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», иные лица (не субъекты предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.

Таким образом, обязанность по доказыванию обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора, лежит на административном истце.

Судом установлено, что решением ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу 01.03.2018г., суд обязал администрацию муниципального района «Каларский район», администрацию сельского поселения «Икабьинское» произвести снос строений по адресам: <адрес> произвести рекультивацию земельных участков до ДД.ММ.ГГГГ (л.д._____).

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем было возбуждено исполнительное производство -ИП на основании исполнительного листа ФС от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Каларским районным судом (л.д.______).

В постановлении о возбуждении исполнительного производства -ИП должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований содержащихся в исполнительном документе с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства.

Должник был предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в указанный выше срок и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей.

Указанное постановление получено должником ДД.ММ.ГГГГ (л.д.____).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ предоставлена отсрочка исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ по заявлению администрации муниципального района "Каларский район" (л.д. ______).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ предоставлена отсрочка исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ по заявлению администрации сельского поселения "Икабьинское" от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. _______).

За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ни одна из указанных администраций с заявлением о предоставлении отсрочки в суд не обращалась.

В связи с чем правомерно судебным приставом-исполнителем вынесено ДД.ММ.ГГГГ постановление о взыскании исполнительского сбора в отношении должника администрации муниципального района «Каларский район» в размере 50 000 руб., в котором установлен срок для исполнения требований исполнительного листа, до ДД.ММ.ГГГГ (л.д._______).

В силу ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.

Установление обстоятельств, которые могут служить основанием для уменьшения размера исполнительного сбора, отнесено к компетенции суда.

Административным истцом не представлено достаточных доказательств, подтверждающих, что он принимал все возможные меры для надлежащего исполнения, содержащихся в исполнительном документе требований в срок, установленный для добровольного исполнения решения суда, а также, что имеются обстоятельства непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, оправдывающих несвоевременность исполнения исполнительного документа.

Как усматривается из представленных администрацией сельское поселение «Икабьинское» фотографий дома частично снесены, однако рекультивация земельных участков не произведена ни по одной из улиц с. Икабья. (л.д._______).

Из содержания заявления администрации муниципального района "Каларский район" следует, что администрацией муниципального района по заявке администрации сельского поселения «Икабьинское» выделена опережающая дотация на оплату по договору, заключенным администрацией сельского поселения «Икабьинское» с АО «Тепловодоканал» по осуществлению работ по рекультивации земельных участков.

Однако, данная дотация перечислена только ДД.ММ.ГГГГ, то есть после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора ДД.ММ.ГГГГ.

Так, согласно распоряжению администрации муниципального района «Каларский район» -р от ДД.ММ.ГГГГ из бюджета муниципального района «Каларский район» бюджету сельского поселения «Икабьинское» выделена дотация на сумму 150 тыс. рублей с целевым назначением на рекультивацию земельных участков под аварийными домами, данный факт подтверждается платежным поручением (л.д._____).

Таким образом, принимая во внимание, что на день рассмотрения настоящего дела должником в целях выполнения возложенной на них обязанности предпринятые меры являются недостаточными, суд приходит к выводу о наличии вины должника в неисполнении судебного решения в установленный судебным приставом-исполнителем срок.

Вместе с тем, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"(часть 7).

С учетом указанных обстоятельств о частичном исполнении решения суда, направленности мер на исполнение решения суда после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, дефиците бюджета муниципального района, доводов лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу о возможности уменьшения размера исполнительского сбора, но не освобождения от него.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление администрации муниципального района «Каларский район» к Каларскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю, судебному приставу-исполнителю ФИО1 об освобождении от уплаты исполнительского сбора, удовлетворить частично.

Уменьшить размер исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установленный постановлением от ДД.ММ.ГГГГ судебного пристава-исполнителя Каларского РОСП УФССП по Забайкальскому краю ФИО1 по исполнительному производству 1465/18/75045-ИП в отношении администрации муниципального района «Каларский район» на одну четверть от взыскиваемой суммы исполнительского сбора, то есть до 37 500 (тридцать семь тысяч пятьсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Каларский районный суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья Каларского

районного суда О.Н.Пешкова

Решение в окончательной форме принято 12 октября 2018 г.