ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-347/18 от 12.07.2018 Сретенского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2а-347/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Сретенск 12 июля 2018 г.

Сретенский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Коробенковой О.В.,

при секретаре Красовской С.В.,

с участием помощника прокурора Кожевниковой Е.О.,

рассмотрев в открытом заседании материалы гражданского дела по иску Читинского природоохранного межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Сретенское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края о признании незаконным бездействия по организации надлежащего водоснабжения и водоотведения в части непринятия мер для приведения схемы водоснабжения в соответствие с требованиями законодательства, обязании принять меры к актуализации схемы водоснабжения и водоотведения,

установил:

Читинский природоохранный прокурор обратился в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства. Прокуратурой проведена проверка по исполнению требований водного законодательства администрацией городского поселения «Сретенское». В ходе проверки установлено, что администрацией ненадлежащим образом исполняются полномочия по организации водоотведения в границах поселения. К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений относится утверждение схем водоснабжения и водоотведения. Решением Совета городского поселения «Сретенское» от 23.10.2014 г. утверждена схема водоснабжения и водоотведения городского поселения «Сретенское» до 2023 г. Однако указанная схема не соответствует требованиям Федерального закона от 07.12.2011№416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоотведении), а также Правилам разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения (далее - Правила разработки) и требованиям к содержанию схем водоснабжения и водоотведения (далее - Требования к содержанию схем), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 г. №782.

15.12.2017 г. прокурором по результатам проверки схемы в адрес администрации внесено представление об устранении нарущений природоохранного законодательства, в том числе о несоответствии схемы требованиям Закона о водоотведении, Правилам разработки, Требованиям к содержанию схем. С данным представлением администрация согласилась и приняла меры к устранению. В мае 2018 г. прокуратурой в ходе повторной проверки выявлено, что администрацией в полном объеме нарушения, для исправления которых после внесения представления предоставлен разумный срок, не устранены по причине необходимости заключения нового договора о проведении проектных работ, на что указано главой администрации ФИО3 в объяснении прокурору от 16.05.2018 г.

30.12.2015 г. постановлением Правительства Забайкальского края №65 утверждена государственная программа Забайкальского края «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Забайкальского края» (далее Государственная программа), включающая подпрограмму «Модернизации объектов коммунальной инфраструктуры». Разделом 5 указанной подпрограммы «Перечень основных мероприятий подпрограммы с указанием сроков их реализации и ожидаемых непосредственных результатов» установлено, что средства краевого бюджета предоставляются муниципальным бюджетам в виде субсидий на реализацию муниципальных программ, реализуемых за счет средств местных бюджетов, в рамках которых осуществляются мероприятия по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. Документы, подтверждающие принятие мер для подачи заявки на получение субсидий из краевого бюджета с целью приведения схемы г. Сретенска в соответствие с требованиями законодательства и разработки проектной документации по строительству очистных не представлены.

Несоблюдение администрацией вышеизложенных требований в части приведения схемы г. Сретенска в соответствие с требованиями законодательства РФ, на основании которой в дальнейшем планируются мероприятия по ремонту системы водоотведения или ее строительство, а также подачи заявок в рамках государственной программы для софинансирования актуализации схемы г. Сретенска из краевого бюджета препятствует организации на территории поселения надлежащего водоотведения, и соответственно, соблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду.

На основании изложенного, прокурор просит признать незаконным бездействие администрации городского поселения «Сретенское» муниципального района «Сретенский район» по организации надлежащего водоснабжения и водоотведения на территории г. Сретенска в части не принятия мер для приведения схемы водоснабжения и водоотведения городского поселения «Сретенское» в соответствие с требованиями Федерального закона от 07.12.2011№416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения и требований к содержанию схем водоснабжения и водоотведения(утв. постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 №782), обязать администрацию городского поселения «Сретенское» муниципального района «Сретенский район» принять меры к актуализации схемы водоснабжения и водоотведения городского поселения «Сретенское» в части приведения разделов 1, 2, 3, 4, 6, 7 главы 1 и разделов 1, 2, 3, 4, 6, 7 главы 2 в соответствие с требованиями Федерального закона от 07.12.2011№416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения и требований к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 №782.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Кожевникова Е.О. исковые требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, участвуя в предыдущем судебном заседании, Глава городского поселения «Сретенское» ФИО1 исковые требования признал частично, дополнительно пояснил, что действительно на сегодняшний день схема водоснабжения и водоотведения г. Сретенска не соответствует нормативным требованиям. Однако администрация не бездействует, руководством был сделан запрос в специализированную организацию, разработавшую схему, на который последовал ответ, что на момент составления схемы в 2014 г. она соответствовала всем необходимым требованиям. Для исполнения заявленных требований необходимо заключить договор со специализированной организацией на актуализацию схемы. Это дорогостоящее и длительное мероприятие. В бюджете городского поселения «Сретенское» на 2018 г. не предусмотрены расходы на актуализацию схемы.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему

Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ №131), п.4 ч.1 ст.8 Устава городского поселения «Сретенское» МР «Сретенский район» (далее - Устав) к вопросам местного значения городского поселения «Сретенское» относится организация в границах поселения водоснабжения, водоотведения.

В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее Закон о водоотведении) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся в том числе полномочия по утверждению схем водоснабжения и водоотведения поселений.

Решением Совета городского поселения «Сретенское» от 23.10.2014 г. №119 «Об утверждении схемы водоснабжения и водоотведения городского поселения «Сретенское»» (Далее - Решение об утверждении схемы) утверждена для городского поселения «Сретенское» схема водоснабжения и водоотведения до 2023 г. (далее - схема г. Сретенск).

В соответствии с ч.1, ч.2, ч.4 ст.38 Закона о водоотведении развитие централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений, которые разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, и утверждаются органами местного самоуправления.

Постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 №782 утверждены Правила разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения (далее - Правила разработки) и требования к содержанию схем водоснабжения и водоотведения (далее — Требования к содержанию схем).

Согласно п. З Правил разработки целью разработки схем водоснабжения и водоотведения является обеспечение для абонентов доступности холодного водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обеспечение холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства РФ, рационального водопользования, а также развитие централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения на основе наилучших доступных технологий " и внедрения энергосберегающих технологий.

Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются на срок не менее 10 лет, утверждаются органами местного самоуправления (п.4 и 6 Правил разработки).

Согласно п. З Требований к содержанию схем, схемы водоснабжения и водоотведения должны предусматривать мероприятия, необходимые для осуществления водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства РФ, в том числе учитывать утвержденные планы по приведению качества питьевой воды и горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы; по снижению сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водозаборные площади.

В схемах водоснабжения и водоотведения должны содержаться плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения и значения этих показателей щ разбивкой по годам, определяемые в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере водоснабжения и водоотведения (п. 4 Требований к содержанию схем).

В ходе судебного заседания установлено, что схема водоснабжения и водоотведения г. Сретенска не соответствует вышеприведенным нормативным положениям по следующим основаниям.

Раздел №1 «Технико-экономическое состояние централизованных систем водоснабжения поселения» главы 1 схемы г. Сретенск в нарушение п.6 Требований к содержанию схем не содержит описание деления территории поселения г.Сретенска на эксплуатационные зоны, а также зоны централизованного и нецентрализованного водоснабжения; оценки энергоэффективности подачи воды; оценки величины износа сетей и определение возможности обеспечения качества воды в процессе транспортировки по этим сетям; нет описания существующих технологических проблем, возникающих при водоснабжении поселения.

Пункты 2.1 и п.2.2 раздела №2 «Направления развития централизованных систем водоснабжения» главы 1 схемы г.Сретенска не содержат описания сценария развития централизованных систем водоснабжения в зависимости от различных сценариев развития поселений, городских округов, предусмотренного п.п. «б» п.7 Требований к содержанию схем.

Сведения, указанные в п. 8 Требований к содержанию схем (об общем балансе подачи и реализации воды, о территориальном балансе подачи питьевой воды, о прогнозных балансах потребления питьевой, технической воды на срок не менее 10 лет, о прогнозном распределении расходов воды на водоснабжение по типам абонентов, о расчете требуемой мощности водозаборных и очистных сооружений), в разделе №3 «Баланс водоснабжения и потребления горячей, питьевой, технической воды» главы 1 схемы г.Сретенска отсутствуют, в том числе сведения о гарантирующей организации.

В раздел №4 «Предложения по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоснабжения» главы 1 схемы г.Сретенска не включены сведения, предусмотренные п.п. «б» п. 9 Требований к содержанию схем, а именно гидрологические характеристики потенциальных источников водоснабжения, санитарные характеристики источников водоснабжения а также возможное изменение указанных характеристик в результате реализации мероприятий, предусмотренных схемами водоснабжения и водоотведения. Кроме того, не приведены сведения, указанные п.п. «б» п.10 Требований к содержанию схем, а именно при обосновании предложений по строительству, реконструкции и выводу из эксплуатации объектов централизованных систем водоснабжения поселения, должно быть обеспечено решение задачи по организации и обеспечению централизованного водоснабжения на территориях, где оно отсутствует.

Раздел №6 «Оценка объемов капитальных вложений в строительство, реконструкцию и модернизацию объектов централизованных систем водоснабжения» главы 1 схемы г.Сретенска не содержит сведений, предусмотренных п.12 Требований к содержанию схем. Указанный раздел должен содержать, с разбивкой по годам, оценку стоимости основных мероприятий по реализации схем водоснабжения, и оценку величины необходимых капитальных вложений в строительство и реконструкцию объектов централизованных систем водоснабжения, выполненную на основании укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, с указанием источников финансирования. В данном разделе схемы содержатся лишь общие сведения о суммах, предусмотренных муниципальной программы «Комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского поселения «Сретенское» на 2013- 2020 годы, без разбивки по годам.

В разделе №7 «Целевые показатели развития централизованных систем водоснабжения» главы 1 схемы г.Сретенска не содержатся сведения по показателям качества воды, а также надежности и бесперебойности водоснабжения с разбивкой по годам и на момент окончания реализации мероприятий, предусмотренных схемой.

В разделе №1 «Существующее положение в сфере водоотведения поселения» главы 2 схемы г.Сретенска отсутствуют перечисленные в п. 16 Требований к содержанию схем сведения и оценки, а именно описание деления территории поселения, городского округа на эксплуатационные зоны; описание результатов технического обследования централизованной системы водоотведения, в том числе оценку соответствия применяемой технологической схемы очистки сточных вод требованиям обеспечения нормативов качества очистки сточных вод, определение существующего дефицита (резерва) мощностей сооружений, описание зон нецентрализованного водоотведения; описание функционирования канализационных коллекторов и сетей, сооружений на них, включая определение возможности обеспечения отвода и очистки сточных вод на существующих объектах централизованной системы водоотведения; оценку безопасности и надежности объектов централизованной системы водоотведения и их управляемости; оценку воздействия сбросов сточных вод через централизованную систему водоотведения на окружающую среду.

Раздел «Балансы сточных вод в системе водоотведения» должен содержать, в том числе описание баланса отведения стоков по технологическим зонам водоотведения; результаты ретроспективного анализа за последние 10 лет балансов поступления сточных вод в централизованную систему водоотведения по технологическим зонам водоотведения с выделением зон дефицитов и резервов производственных мощностей; прогнозные балансы поступления сточных вод в централизованную систему водоотведения и отведения стоков по технологическим зонам водоотведения на срок не менее 10 лет с учетом различных сценариев развития поселений (п.п. «а», «г», «д» и. 17 Требований к содержанию схем).

Раздел №2 «Балансы сточных вод в системе водоотведения» главы 2 схемы г.Сретенска вышеприведенные сведения не содержит

Раздел «Прогноз объема сточных вод» должен содержать, в том числе описание структуры централизованной системы водоотведения (эксплуатационные и технологические зоны); расчет требуемой мощности очистных сооружений исходя из данных о расчетном расходе сточных вод, дефицита (резерва) мощностей по технологическим зонам сооружений водоотведения с разбивкой по годам; результаты анализа гидравлических режимов и режимов работы элементов централизованной системы водоотведения (п.п. «б», «в», «г» п.18 Требований к содержанию схем).

Данные описания, расчеты и анализ отсутствуют в разделе №3 «Прогноз объема сточных вод» главы 2 схемы г.Сретенска, а также не содержится в иных разделах схемы.

Раздел 4 «Предложения по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы водоотведения и сетей» главы 2 схемы г.Сретенска, не содержит сведения приведенные в п.п. «б», «в», «е» п.19 Требований к содержанию схем (перечень основных мероприятий по реализации схем водоотведения с разбивкой по годам, включая технические обоснования этих мероприятий; техническое обоснование основных мероприятий по реализации схем водоотведения; описание вариантов маршрутов прохождения трубопроводов (трасс) по территории поселения, городского округа, расположения намечаемых площадок под строительство сооружений водоотведения и их обоснование).

В разделе 6 «Оценка потребностей в капитальных вложениях в строительство, реконструкцию и модернизацию объектов централизованной системы водоотведения» главы 2 схемы г.Сретенска нет оценки потребности в капитальных вложениях в строительство и реконструкцию объектов централизованных систем водоотведения, рассчитанную на основании укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, с указанием источников финансирования(п.22 Требований к содержанию схем),, содержатся лишь обобщенные сведения программы «Комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского поселения «Сретенское», без указания источников финансирования.

Раздел 7 «Целевые показатели развития централизованной системы водоотведения» главы 2 схемы г.Сретенск не содержит показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоотведения и показатели реализации мероприятий, предусмотренных схемой водоотведения, а также значения указанных показателей с разбивкой по годам. К показателям надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоотведения относятся, показатели надежности и бесперебойности водоотведения; показатели очистки сточных вод; показатели эффективности использования ресурсов при транспортировке сточных вод; иные показатели, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (п.п. «а», «б», «в», «г» п.23 Требований к содержанию схем).

Представление об устранении нарушений природоохранного законодательства было внесено прокурором в адрес администрации 15 декабря 2017 г. До настоящего времени схема водоснабжения и водоотведения не приведена в соответствие с требованиями Закона о водоотведении, Правил разработки, Требований к содержанию схем, что не оспаривалось представителем ответчика в ходе судебного разбирательства.

Неисполнение ответчиком обязанности по приведению схемы г. Сретенска в соответствие с требованиями законодательства РФ препятствует организации на территории поселения надлежащего водоотведения, и соответственно, соблюдению прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Таким образом, требования Читинского природоохранного межрайонного прокурора заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

Довод представителя ответчика об отсутствии в бюджете городского поселения «Сретенское» денежных средств на актуализацию схемы водоснабжения судом отклоняется, поскольку в соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 30.12.2015 г. № 650, которым утверждена государственная программа «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Забайкальского края», финансирование указанных мероприятий осуществляется посредством предоставления субсидий из краевого бюджета.

Вместе с тем, с учетом временных и финансовых затрат необходимых на приведение схемы водоснабжения и водоотведения в соответствие с требованиями законодательства суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда равный пяти месяцам с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Исковые требования Читинского природоохранного межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Сретенское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края о признании незаконным бездействия по организации надлежащего водоснабжения и водоотведения в части непринятия мер для приведения схемы водоснабжения в соответствие с требованиями законодательства, обязании принять меры к актуализации схемы водоснабжения и водоотведения удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации городского поселения «Сретенское» муниципального района «Сретенский район» по организации надлежащего водоснабжения и водоотведения на территории г. Сретенска в части не принятия мер для приведения схемы водоснабжения и водоотведения городского поселения «Сретенское» в соответствие с требованиями Федерального закона от 07.12.2011№416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения и требований к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 №782.

Обязать администрацию городского поселения «Сретенское» муниципального района «Сретенский район» принять меры к актуализации схемы водоснабжения и водоотведения городского поселения «Сретенское» в части приведения разделов 1, 2, 3, 4, 6, 7 главы 1 и разделов 1, 2, 3, 4, 6, 7 главы 2 в соответствие с требованиями Федерального закона от 07.12.2011№416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения и требований к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 №782 в течение пяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Сретенский районный суд Забайкальского края.

Судья Коробенкова О.В.