ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-347/20 от 27.10.2020 Пожарского районного суда (Приморский край)

Дело № 2а-347/2020

УИД 25RS0026-01-2020-001297-89

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

пгт Лучегорск 27 октября 2020 года

Пожарский районный суд Приморского края в составе судьи Шупейко В.В., при секретаре Романенко Е.В., с участием:

помощника прокурора Пожарского района Богдан Э.А.

административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика - Территориальной избирательной комиссии Пожарского района Приморского края ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 ФИО8 к Территориальной избирательной комиссии Пожарского района об отмене решения о назначении муниципальных выборов, об отмене решения об информационном обеспечении выборов в органы местного самоуправления Пожарского муниципального района Приморского края назначенных на 13.09.2020 от 06.07.2020 № 750/157,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с указанным административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии Пожарского района Приморского края в обосновании требований указал, что решения о назначении выборов и решение об информационном обеспечении выборов полагает незаконным в силу того, что данные решения и информация о предстоящих выборах не были опубликованы в средствах массовой информации – газете «Победа» и «Лучегорский Вестник», местном телевидении «ЛТВ», на баннерах и другой форме отрытого доступа для всеобщего сведения. Кроме того действующий глава и кандидат на главу администрации Лучегорского городского поселения ФИО3 в период тишины выступал на телевидении, которую считает рекламой и предвыборной агитацией, поскольку на телевидении выступал в спецодежде рабочего, каковым он не является, а в его комментарии и изображении не было жизненной необходимости, что повлияло на результаты выборов. Карта избирательных округов с указанием номеров домов, улиц, адресов избирательных участков, календарный план основных мероприятий не был доведены до всеобщего сведения, т.е., до каждого избирателя. Решение ТИК Пожарского района от 06.09.2020г. №750\157 пгт Лучегорск полагает является незаконным поскольку в нарушение ч.3 ст.15 К РФ результаты, решения не доведены до жителей посёлка. Полагает, что данные обстоятельства не могли не повлиять и привели к ничтожной явке на выборы и отрицательному результату, т.к. допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, выявить действительную волю избирателей. Просит суд: отменить муниципальные выборы назначенные на 13.09.2020, а именно решение о назначении выборов, а также просит отменить решение от 06.07.2020 №750/157 об информационном обеспечении выборов в органы местного самоуправления Пожарского муниципального района Приморского края, назначенных на 13.09.2018.

В судебном заседании административный истец ФИО1 исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям, просит их удовлетворить. Уточняя исковые требования административной истец заявил о необходимости отмены решения ТИК Пожарского района о назначении выборов главы Лучегорсеого поселения и выборов депутатов муниципального комитета Лучегорского городского поселения, поскольку о назначении таких выборов отсутствовала информация в СМИ, что препятствовало ему участвовать в выборах в качестве кандидата.

Представитель административного ответчика исковые требования не признала по доводам изложенных в возражениях, в которых указала, что территориальная избирательная комиссия Пожарского района (далее ТИК) в соответствии с требованиями Федерального закона № 67-ФЗ и Избирательного кодекса Приморского края своими решениями от 03.07.2020 года назначила в том числе выборы главы Лучегорского городского поселения и выборы депутатов муниципального комитета Лучегорского городского поселения. Решения о назначении выборов были размещены на официальных сайтах администрации Пожарского муниципального района и Избирательной комиссии Приморского края 06.07.2020. 06.07.2020 года было принято решение ТИК Пожарского района № 750/157 «Об информационном обеспечении выборов в органы местного самоуправления Пожарского муниципального района Приморского края, назначенных на 13 сентября 2020 года», которым установлен порядок доведения до сведений избирателей решений территориальной избирательной комиссии в период подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, назначенных на 13.09.2020. Все сведения о сроках избирательных действий размещались своевременно. Кроме того, в газете «Победа» от 10.07.2020 было размещено обращение к жителям Пожарского района территориальной избирательной комиссии об осуществлении приема документов от кандидатов на выборах в органы местного самоуправления, назначенных на 13.09.2020 с указанием срока приёма документов от кандидатов, а также режима работы территориальной избирательной комиссии. Такое же обращение, а также обращение к избирательным объединениям, имеющих право выдвигать кандидатов на выборах в органы местного самоуправления Пожарского муниципального района было размещено на официальных сайтах администрации Пожарского муниципального района и Избирательной комиссии Приморского края 06.07.2020. Сведения о выдвинувшихся кандидатах в объеме, установленном Федеральным законом, Избирательным кодексом, размещались на официальных сайтах Избирательной комиссии Приморского края, администрации Пожарского муниципального района незамедлительно в день выдвижения кандидата. Считает, что ТИК Пожарского района выполнила все требования законодательства о назначении выборов и об информировании жителей о процедуре выдвижения кандидатов на выборах в органы местного самоуправления Пожарского муниципального района, назначенных на 13.09.2020.

Прокурор участвующий при рассмотрении иска полагает административный иск не подлежащим удовлетворению, поскольку нарушений законодательства при назначении, подготовке и проведении выборов в Пожарском муниципальном районе и Лучегорском городском поселении допущено не было.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления является Конституция Российской Федерации; Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ), Избирательный кодекс Приморского края от 22.07.2003 N 62-КЗ (принят Законодательным Собранием Приморского края 25.06.2003) (ред. от 11.06.2020); Устав муниципального образования.

В соответствии со ст. 239 КАС РФ избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.

В соответствии со ст. 20 ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ в Российской Федерации действуют в том числе территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии, комиссии референдума. Комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации.

Решением избирательной комиссии Приморского края №2157/303 от 20.01.2016 сформирована Территориальная избирательная комиссия Пожарского района. Решением Избирательной комиссии Приморского края от 21.10.2009 № 589/115 полномочия избирательной комиссии Лучегорского городского поселения возложены на территориальную избирательную комиссию Пожарского района.

Срок полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления определён статьёй 8 Федерального закона № 67-ФЗ, статьёй 8 Избирательного кодекса Приморского края, уставами муниципальных образований.

Согласно Устава Пожарского муниципального района, Уставов муниципальных образований, входящих в состав Пожарского муниципального района, срок полномочий органов местного самоуправления составляет 5 лет. Выборы в органы местного самоуправления предыдущего состава проводились в сентябре 2015 года, соответственно, срок их полномочий истекает в сентябре 2020 года.

Согласно ст. ст. 11, 11.1 Избирательного кодекса Приморского края, выборы депутатов представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, членов иных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления назначает представительный орган муниципального образования. Днём голосования на выборах в орган местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок его полномочий. Голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный день, на предшествующий ему день, на день, следующий за нерабочим праздничным днём, и на воскресенье, которое объявлено в установленном порядке рабочим днём. Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в предусмотренные сроки, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует, выборы в органы местного самоуправления назначаются избирательной комиссией муниципального образования не позднее чем за 70 дней до дня голосования. Решение избирательной комиссии о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного частью 9 настоящей статьи срока официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.

При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на всей территории или на части территории избирательного округа в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах назначены или должны быть назначены выборы в соответствии со сроками, предусмотренными ст. 10 Федерального закона, ст. 11 настоящего Кодекса, при наличии угрозы жизни и (или) здоровью избирателей голосование может быть отложено в порядке, предусмотренном Федеральным законом.

Как следует из материалов дела в отсутствии решения представительного органа муниципального образования о назначении выборов решениями Территориальной избирательной комиссии Пожарского района от 03.07.2020, то есть за 70 дней до дня голосования 13.09.2020 (второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий), были назначены выборы, в том числе главы Лучегорского городского поселения (решение № 705/156) и выборы депутатов муниципального комитета Лучегорского городского поселения (решение № 711/156), которые были опубликованы на официальных сайтах администрации Пожарского муниципального района и избирательной комиссии Приморского края 06.07.2020, что отвечает требованиям законодательства, в связи с чем оснований для признания данных решений незаконными и их отмены, суд не усматривает.

Суд не может согласиться и с доводами ФИО1 о нарушении Территориальной избирательной комиссией Пожарского района порядка информационного обеспечения выборов в органы местного самоуправления Пожарского муниципального района Приморского края и Лучегорского городского поселения, назначенных на 13.09.2020, поскольку по мнению истца решение не доведено до жителей пгт Лучегорск и данные обстоятельства не могли не повлиять и привели к ничтожной явке на выборы и отрицательному результату, что по мнению административного истца является основанием к признанию решения №750/157 от 06.07.2020 незаконным, в силу следующего.

Статьей 44 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, ст.55 Избирательного кодекса определено, что информационное обеспечение выборов и референдумов включает в себя информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов.

В соответствии Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ и ст. 56 Избирательного кодекса Приморского края, информирование избирателей осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, редакции сетевых изданий, физические и юридические лица в соответствии с Федеральным законом, настоящим Кодексом. В соответствии с Федеральным законом органы государственной власти, органы местного самоуправления не вправе информировать избирателей о кандидатах, об избирательных объединениях. Содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений. Информирование избирателей, в том числе через средства массовой информации, о ходе подготовки и проведения выборов, о сроках и порядке совершения избирательных действий, о законодательстве Российской Федерации о выборах, о кандидатах, об избирательных объединениях осуществляют избирательные комиссии. Избирательные комиссии также принимают необходимые меры по информированию избирателей, являющихся инвалидами.

В соответствии со ст. 20 ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ, в целях обеспечения реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, а также оказания содействия комиссиям в реализации их полномочий может быть использована федеральная государственная информационная система "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

Согласно ст. 17 Избирательного кодекса Приморского края, в соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ региональные государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции региональных государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны безвозмездно предоставлять избирательным комиссиям эфирное время для информирования избирателей в порядке, установленном Федеральным законом, настоящим Кодексом, иными законами, и печатную площадь для опубликования решений избирательных комиссий и размещения иной информации. При этом расходы организаций телерадиовещания и редакций региональных периодических печатных изданий осуществляются в порядке, установленном пунктом 10 статьи 50 Федерального закона, частью 10 статьи 61 настоящего Кодекса.

06.07.2020 Территориальной избирательной комиссией Пожарского района принято решение №750/157 «Об информационном обеспечении выборов в органы местного самоуправления Пожарского муниципального района Приморского края на 13.09.2020» по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления Пожарского муниципального района Приморского края, назначенных на 13 сентября 2020 года, которые в соответствии с законом доводятся до сведения избирателей, размещать на официальном сайте Избирательной комиссии Приморского края, на сайте Администрации Пожарского муниципального района в информационно телекоммуникационной сети Интернет, а так же обнародовать путем размещения на информационном стенде территориальной избирательной комиссии Пожарского района, расположенного по адресу: пгт Лучегорск, общественный центр, зд.1, 1 этаж, каб. № 15.

Как следует, из ответа Управления Роскомнадзора по Приморскому краю от 14.07.2020 информировало ТИК Пожарского района об отсутствии муниципальных организаций телерадиовещания и муниципальных периодических печатных изданий, подпадающих под действие п. 3 ст. 47 ФЗ от 12.06.2020 № 67-ФЗ для опубликования решений ТИК от 03.07.2020, о назначении выборов. Вместе с тем, во исполнение своих полномочий территориальная избирательная комиссия Пожарского района приняла меры об информационном обеспечении выборов в органы местного самоуправления Пожарского муниципального района Приморского края, назначенных на 13.09.2020 путем, размещения сведений на сайте администрации Пожарского муниципального района Приморского края, на стендах ТИК Пожарского района, расположенного по адресу: пгт Лучегорск, общественный центр, зд.1, 1 этаж, каб. № 15, кроме того, для избирателей были разработаны памятки, которые так же размещались на стендах ТИК и на досках объявлений многоквартирных домов пгт Лучегорск, также вся информация, которая касалась выборов была опубликована в общественно-политической газете Пожарского муниципального района «Победа».

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, суд полагает, что в нарушение требований ст. 62 КАС РФ административным истцом не представлены допустимые доказательства наличия нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемых решений, в связи с чем требования административного истца удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

ФИО1 ФИО9 в удовлетворении административного искового заявления к Территориальной избирательной комиссии Пожарского района об отмене решения о назначении муниципальных выборов, об отмене решения об информационном обеспечении выборов в органы местного самоуправления Пожарского муниципального района Приморского края назначенных на 13.09.2020 от 06.07.2020 № 750/157, отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме. Жалоба подлежит подаче через Пожарский районный суд.

Мотивированное решение составлено 29.10.2020 года.

Судья Шупейко В.В.