Дело № 2а-347/2021
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 сентября 2021 года п. Чернышевск
Чернышевский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Силяевой И.Л.,
при секретаре Шагалиной К.А.,
с участием прокурора Шведко А.В.,
представителя административного истца Забелиной О.Г., действующей на основании доверенности,
представителя административного ответчика председателя избирательной комиссии муниципального района «Чернышевский район» Сидоровой Т.В., действующей на основании прав по должности,
административного ответчика Суханова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Наделяева В.В. к Избирательной комиссии муниципального района «Чернышевский район», Суханову А.В. о признании решения избирательной комиссии муниципального района «Чернышевский район» о регистрации Суханова А.В., выдвинутого в порядке самовыдвижения кандидатом на должность главы муниципального района «Чернышевский район» незаконным и его отмене,
у с т а н о в и л :
Административный истец Наделяев В.В. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на следующее. Избирательная комиссия муниципального района «Чернышевский район» 12 августа 2021 года проверив соответствие порядка выдвижения Суханова А.В. кандидатом на должность главы муниципального района «Чернышевский район» на выборах назначенных на 19 сентября 2021 г. требованиям Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Забайкальского края от 6 июля 2010 г. № 385-ЗЗК «О муниципальных выборах в Забайкальском крае», приняла решение об отказе в регистрации Суханова А.В. кандидатом на должность главы муниципального района «Чернышевский район», указав ряд оснований:
-в заявлении кандидата Суханова А.В. не указан год окончания организации, осуществляющей образовательную деятельность, а указана только дата получения диплома о профессиональном образовании, что относится к реквизитам документа об образовании и о квалификации, не указано место работы, а только занимаемая должность;
- в результате проверки подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку самовыдвижения Суханова А.В., установлено, что из 130 подписей избирателей, достоверными могут быть признаны только 116 подписей, что менее необходимого количества (не менее 123);
- подписные листы кандидата Суханова А.В. изготовлены с нарушением требований Федерального закона, поскольку оплата юридическому лицу за изготовление подписных листов была произведена наличными, что подтверждается чеком и квитанцией к приходно-кассовому ордеру, в связи с чем, все подписи избирателей, представленные кандидатом Сухановым являются недействительными;
- кандидатом Сухановым в срок не позднее 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени не представлен протокол об итогах сбора подписей в машиночитаемом виде по форме, установленной избирательной комиссией;
- первый финансовый отчет кандидата Суханова в машиночитаемом виде не был представлен, в представленном документе не указан адрес банка, в связи с чем, документ не соответствует форме. Кроме того, первый финансовый отчет содержит недостоверные сведения о поступлении и расходовании денежных средств избирательного фонда кандидата, учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда Сухановым не представлен в принципе, в связи с чем, первый финансовый отчет Сухановым оформлен с нарушениями;
- в представленных кандидатом Сухановым А.В. сведениях об имуществе и обязательствах имущественного характера (справке 1 и справке 2) отсутствует адрес регистрации несовершеннолетнего сына;
Следовательно, на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на которой должен был рассматриваться вопрос о регистрации кандидата Суханова, среди документов, представленных кандидатом Сухановым для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, имелись документы, оформленные с нарушением требований закона, что является основанием для отказа в регистрации кандидата на основании пп. «в.1» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.
Решением Чернышевского районного суда по иску Суханова оспариваемое решение отменено, в связи с отсутствием кворума при принятии комиссией оспариваемого решения.
Избирательная комиссия выдала Суханову уведомление № от 28.08.2021 о заседании по вопросу регистрации либо отказу в регистрации кандидата на должность главы муниципального района и, в нарушение требований закона, за пределами пресекательного срока на предоставление документов на выдвижение и регистрацию - повторное уведомление о выявленных недостатках в виде решения № от 26.08.2021 «Об извещении о выявленных недостатках в документах, представленных кандидатом на должность главы муниципального района «Чернышевский район» Сухановым А.В., на основании которого, Суханов 28.08.2021 г. представил первый финансовый отчет в машиночитаемом виде и рукописном виде от 03.08.2021 г., учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения от 03.08.2021, заявление на открытие специального избирательного счета кандидата от 21.07.2021, договор на изготовление подписных листов от 22.07.2021 (акт-счет от 22.07.2021) от 03.08.2021 г., протокол об итогах сбора подписей от 03.08.2021, новые справки по Указу Президента РФ от 06.06.2013 № 546 в которые внес все недостающие данные, на основании которых и пояснении Суханова А.В. избирательная комиссия МР «Чернышевский район» 30.08.2021 г. приняла решение № зарегистрировать Суханова А.В. выдвинутого в порядке самовыдвижения кандидатом на должность главы МР «Чернышевский район».
Административный истец считает принятое избирательной комиссией решение № незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Полагает, что комиссией должны рассматриваться первоначально представленные документы, представление документов за пределами срока, установленного законом, незаконно. Должны быть рассмотрены все основания отказа в регистрации, перечисленные ранее. Принятие решения на основании представленных за пределами срока документов нарушает принцип равенства кандидатов.
Полагает, что нарушение закона в части оплаты подписных листов наличными денежными средствами не устранено, в связи с чем, все подписи избирателей, представленные кандидатом Сухановым подлежат признанию недействительными.
Считает, что допущенные кандидатом нарушения являются основанием для отказа в регистрации кандидата, в связи с чем, оспариваемое решение избирательной комиссии незаконно, как принятое с нарушением ч. 5 ст. 50 Закона Забайкальского края от 06 июля 2010 года № 385-ЗЗК «О муниципальных выборах в Забайкальском крае», п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и подлежащим отмене.
Просит решение № от 30.08.2021 избирательной комиссии муниципального района «Чернышевский район» «О регистрации Суханова А,В., выдвинутого в порядке самовыдвижения кандидатом на должность главы муниципального района «Чернышевский район» признать незаконным и отменить.
Административный истец Наделяев В.В., будучи надлежащим образом и своевременно извещен о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился. В представленном заявлении просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель административного истца Забелина О.Г. в судебном заседании заявленные требования истца поддержала полностью по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика – председатель избирательной комиссии муниципального района «Чернышевский район» Сидорова Т.В., в судебном заседании заявленные административные исковые требования не признала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что на заседании избирательной комиссии большинством голосов членов комиссии было принято решение о регистрации кандидата Суханова А.В.
Административный ответчик Суханов А.В. заявленные требования не признал полностью и пояснил, что решение избирательной комиссии было законным. В представленный комиссией срок им были устранены все допущенные при подаче документов недочеты. Подписные листы законны, поскольку оплату их изготовления он произвел безналичным расчетом. Со счета кандидата он снял 1000 руб., которые оператор банка зачислил ему на его личный карточный счет, с которого он перевел через Сбербанк онлайн платеж в сумме 300 рублей на счет редакции.
Допрошенная в судебном заседании свидетель ДНС пояснила, что редакцией газеты были изготовлены подписные листы для кандидата Суханова А.В., оплату он произвел через Сбербанк онлайн, перечислив денежные средства в сумме 300 руб. на её личный счет, с которого она перечислила денежные средства в кассу учреждения. По факту оплаты она выдала кассовый чек и квитанцию о получении денежных средств.
Прокурор Шведко А.В. в судебном заседании полагает, что решение избирательной комиссии подлежит отмене, поскольку допущенные нарушения при вынесении решения о регистрации кандидата Суханова А.В. являются существенными.
Выслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 239 КАС РФ избиратели вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
В соответствии с частью 10 этой же статьи с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, об отказе в регистрации кандидата, в суд может обратиться кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу.
Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов верховенства права, равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 15, части 1 и 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления Забайкальского края, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) и Закон Забайкальского края от 06.07.2010 N 385-ЗЗК (ред. от 12.07.2021) "О муниципальных выборах в Забайкальском крае" (принят Законодательным Собранием Забайкальского края 30.06.2010) (далее-Закон Забайкальского края № 385-ЗЗК).
Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования, а в случаях, установленным федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона Забайкальского края № 385-ЗЗК подготовку и проведение выборов главы муниципального образования осуществляют: 1) избирательная комиссия муниципального образования; 2) участковые избирательные комиссии.
В соответствии со статьей 33 Закона Забайкальского края № 385-ЗЗК при подготовке и проведении выборов главы муниципального образования избирательная комиссия муниципального образования: проверяет соблюдение порядка выдвижения кандидата, в том числе достоверность данных, содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных кандидатами, избирательными объединениями; регистрирует кандидатов, доверенных лиц кандидатов, уполномоченных представителей кандидатов по финансовым вопросам, выдает им удостоверения; получает от кандидатов финансовые отчеты в сроки, установленные настоящим Законом края, обнародует копии финансовых отчетов кандидатов, передает их в редакции муниципальных периодических печатных изданий для опубликования в порядке, установленном частью 3 статьи 73 настоящего Закона края; получает от кредитной организации сведения о поступлении и расходовании средств, находящихся на специальных избирательных счетах в порядке, установленном частью 8 статьи 72 настоящего Закона края; принимает документы, подтверждающие согласие физического лица на использование его изображения или высказываний в соответствии с частью 10 статьи 60 настоящего Закона края; проводит жеребьевку по распределению бесплатного эфирного времени между зарегистрированными кандидатами; устанавливает время предоставления в пользование помещений для встреч зарегистрированных кандидатов или их доверенных лиц с избирателями, обеспечивает равные условия для зарегистрированных кандидатов при проведении предвыборных массовых мероприятий в соответствии с частью 3 статьи 65 настоящего Закона края; получает экземпляры предвыборных печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии иных агитационных материалов; предлагает органам местного самоуправления выделить и оборудовать на территории каждого избирательного участка специальные места для размещения предвыборных печатных агитационных материалов в соответствии с частью 7 статьи 66 настоящего Закона края; получает уведомление кандидата о несоздании кандидатом избирательного фонда в соответствии с частью 1 статьи 69 настоящего Закона края; утверждает форму и текст избирательного бюллетеня, а также порядок осуществления контроля за изготовлением избирательных бюллетеней; принимает решение о возможности внесения в отпечатанные избирательные бюллетени сведений от руки, с использованием штампа или иных технических средств; определяет результаты выборов; регистрирует избранного главу муниципального образования; осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях, настоящим Законом края, уставом муниципального образования.
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с ч.1 ст.244 КАС РФ, суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с ч.2 ст.64 КАС РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному административному делу не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Установлено, что Решением Совета муниципального района «Чернышевский район» № от 18 августа 2017 года утвержден состав избирательной комиссии муниципального района «Чернышевский район», согласно которому в состав избирательной комиссии вошли 8 членов избирательной комиссии.
Решением избирательной комиссии муниципального района «Чернышевский район» № от 30 августа 2017 года утвержден протокол счетной комиссии «О результатах тайного голосования по избранию председателя избирательной комиссии муниципального района «Чернышевский район», на должность председателя избирательной комиссии муниципального района «Чернышевский район» избрана Сидорова Т.В..
Решением Совета муниципального района «Чернышевский район» № от 25 июня 2021 года внесены изменения в решение Совета муниципального района «Чернышевский район» от 18 августа 2017 года № «Об утверждении состава избирательной комиссии муниципального района «Чернышевский район».
Решением избирательной комиссии муниципального района «Чернышевский район» № от 25.06.2021, заместителем председателя избирательной комиссии муниципального района «Чернышевский район» избрана Подойницына Т.А.
Решением Совета муниципального района «Чернышевский район» № от 25 июня 2021 года на 19 сентября 2021 года назначены выборы Главы муниципального района «Чернышевский район».
Решением избирательной комиссии № от 25 июня 2021 г. определено, что для регистрации кандидата на должность главы муниципального района «Чернышевский район необходимо представить не менее 123 и не более 136 достоверных и действительных подписей избирателей.
Решением избирательной комиссии муниципального района «Чернышевский район» № от 02.08.2021 года создана рабочая группа для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей содержащихся в подписных листах. Решением избирательной комиссии № руководителем рабочей группы назначена Подойницына Т.А.
Установлено, что решением избирательной комиссии муниципального района «Чернышевский район» № от 12 августа 2021 года, в регистрации Суханову А.В. выдвинутому в порядке самовыдвижения кандидатом на должность главы муниципального района «Чернышевский район» отказано.
24 августа 2021 г. решением Чернышевского районного суда Забайкальского края решение избирательной комиссии муниципального района «Чернышевский район» № от 12 августа 2021 года отменено. На избирательную комиссию возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о регистрации, либо отказе в регистрации кандидата на должность главы муниципального района «Чернышевский район» Суханова А.В.. Решение вступило в законную силу.
26 августа 2021 г. избирательной комиссией принято решение об извещении кандидата Суханова А.В. о выявленных в документах недостатках, представленных кандидатом на должность главы муниципального района «Чернышевский район», а также назначено заседание комиссии о рассмотрении документов на 10-00 час. 30 августа 2021 г.
Решением № от 30 августа 2021 г. избирательной комиссии муниципального района «Чернышевский район» Суханов А.В., выдвинутый в порядке самовыдвижения, зарегистрирован в качестве кандидата на должность главы муниципального района «Чернышевский район».
Избирательной комиссией при принятии решения о регистрации Суханова А.В. сделан вывод о полном устранении всех выявленных ранее нарушений, что послужило основанием для принятия решения о регистрации кандидата.
При исследовании материалов дела установлено, что в 10 час. 30 мин. 26 августа 2021 г. Суханову А.В. вручено решение № с извещением о выявленных недостатках в документах, представленных кандидатом на должность главы Муниципального района «Чернышевский район» Сухановым А.В. согласно которого: в заявлении кандидата Суханова А.В. не указан год окончания организации, осуществляющей образовательную деятельность, а указана только дата получения диплома о профессиональном образовании, что относится к реквизитам документа об образовании и о квалификации, не указано место работы, а указана только занимаемая должность;
- согласно ведомости проверки подписных листов и итогового протокола о результатах проверки подписей избирателей, собранных в поддержку самовыдвижения Суханова А.В., установлено, что из 130 подписей избирателей, достоверными могут быть признаны только 116 подписей, недействительными – 14 подписей избирателей;
- все подписные листы кандидата Суханова А.В. изготовлены с нарушением требований Федерального закона № 67-ФЗ, в связи с чем, являются недействительными. В соответствии со ст. 59 Федерального закона № 67-ФЗ расчеты между кандидатом и юридическими лицами за выполнение работ (оказание услуг) осуществляются только в безналичном порядке, за исключением случая, если избирательный фонд создан без открытия специального избирательного счета. Сухановым А.В. оплата изготовления подписных листов произведена наличными денежными средствами, что следует из представленных Сухановым А.В. документов (чек и квитанция к приходно-кассовому ордеру), в связи с чем, все подписные листы кандидата Суханова А.В. считаются изготовленными с нарушением требований Федерального закона № 67-ФЗ;
- протокол об итогах сбора подписей кандидатом Сухановым А.В. в машиночитаемом виде не представлен;
- документ установленной формы - протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов на должность главы муниципального района «Чернышевский район» в составе документов, не представлен;
- в машиночитаемом виде первый финансовый отчет не представлен, в указанном финансовом отчете не указан адрес банка, учет поступления и расходования денежных средств избирательных фондов, копия договора банковского счета в представленных документах, учет поступления и расходования денежных средств избирательных фондов не представлены;
- во всех справках о предоставлении сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера, не указан адрес регистрации несовершеннолетнего ребенка Суханова А.В..
28 августа 2021 г. Суханов А.В. представил документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений.
Суд, проверив процедуру принятия, уведомления и рассмотрения документов на заседание избирательной комиссии нарушений не усмотрел.
Как следует из Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 12 марта 2021 г. N 6-П «По делу о проверке конституционности пункта 1.1 статьи 38 и пункта 1 статьи 39 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина С.С. Цукасова», положения Конституции Российской Федерации о равенстве всех перед законом и судом во взаимосвязи с критериями справедливости и соразмерности при установлении условий реализации того или иного права и его ограничений (статья 17, часть 3; статья 19, части 1 и 2; статья 55, часть 3) подразумевают возможность для участников правоотношений в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. Это продиктовано, кроме прочего, принципом поддержания доверия к закону и действиям государства, который вытекает из требований юридического равенства и справедливости в правовом демократическом государстве, поскольку они предполагают не только правовую определенность, но и предсказуемость правового регулирования. Уполномоченные государством органы должны принимать решения на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательной и ответственной оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение, изменение и прекращение прав.
В случае, когда отсутствуют надлежащие механизмы обеспечения исполнения избирательными комиссиями закрепленной пунктом 1 1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" обязанности извещать кандидатов о нарушениях в документах, представляемых ими в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, указанные конституционные предписания требуют, чтобы данной обязанности корреспондировала возможность гражданина избежать неблагоприятных последствий судебного оспаривания решения о его регистрации в качестве кандидата в связи с установлением неполноты сведений о нем или несоблюдения им требований закона к оформлению документов, если таковые факты не были своевременно выявлены избирательной комиссией вследствие ненадлежащего исполнения ею своих обязанностей, а допущенное кандидатом нарушение не является намеренным представлением им недостоверных сведений о себе.
При таких обстоятельствах, доводы представителя истца, что Суханову А.В. было предоставлено время для устранения выявленных недостатков за пределами установленного срока, суд считает несостоятельными.
В соответствии с ч.4,6,7 ч.10 ст.49 Закона Забайкальского края о муниципальных выборах в Забайкальском крае № 385-ЗЗК, недействительными считаются: подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Законом края, либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист (п.4); подписи избирателей с исправлениями в дате их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 3 настоящей статьи (п.6); подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей (п.7).
Согласно «Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации», утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 9 июня 2021 г. № 9/75-8, подпись избирателя с исправлениями в сведениях об избирателе, если эти исправления специально не оговорены избирателем или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, а также с исправлениями в дате внесения подписи, если эти исправления специально не оговорены избирателем (подпункты "е" и "ж" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона). Не могут считаться исправлениями помарки, не препятствующие однозначному толкованию сведений. Также согласно пункту 5 статьи 38 Федерального закона не могут служить основанием для признания подписи недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений (пункт 3.2.3.8).
Как следует из Ведомости проверки подписных листов, количество подписных листов 27, количество подписей 130, из которых установлено 14 недействительных подписей, из них: 2 подписи код нарушения 5, п.4 ч.10. ст.49; 5 подписей код нарушения - 11, п.6 ч.10 ст.49; 7 подписей код нарушения 13, п.7 ч.10 ст.49.
При исследовании в судебном заседании подписных листов, представленных кандидатом Сухановым А.В. для регистрации в избирательную комиссию суд приходит к выводу об отсутствии оснований по коду нарушения 5 (п.4 ч.10. ст.49) для признания недействительной подписи на листе 6 строка 4 (все сведения избирателем указаны).
В тоже время суд полагает, что подпись избирателя на листе16 строка 5 надлежащим образом признана недействительной, поскольку допущено сокращение отчества.
В части признания недействительными подписей по коду нарушения 11 (п.6 ч.10 ст.49), суд приходит к выводу, что подписи на листе 11 строка 1, листе 12 строка 5, листе 18 строка 1, листе 19 строка 1, что данные подписи признаны недействительными по установленным законом основаниям.
Однако подпись на листе 13 строка 3 имеет помарку в дате внесения, которая не препятствующие однозначному толкованию сведений, в связи с чем данная подпись является действительной.
В части признания недействительными подписей по коду нарушения 13 (п.7 ч.10 ст.49), суд приходит к выводу, что подписи листе 5 строка 1 (не оговоренное исправление в адресе жительства), на листе 21 строка 5 (неоговоренное исправление в имени), признаны недействительными в связи с наличием установленных оснований.
Что касается подписей на листе 4 строка 3, листе 6 строка 1, листе 20 строка 1, листе 21 строка 1, листе 25 строка 4, суд полагает принятое решение о признании их недействительными незаконным, поскольку указанных нарушений не установлено.
При таких обстоятельствах суд полагает решение о признании 7 подписей избирателей недействительными, незаконным. Соответственно количество достоверных подписей в подписных листах составляет 123.
Пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ определено, что подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда. На выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации подписи могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов.
Аналогичные положения закреплены в части 3 статьи 46 Закона Забайкальского края о муниципальных выборах в Забайкальском крае № 385-ЗЗК.
Статьей 59 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлен порядок расходования средств избирательных фондов.
Так, право распоряжаться средствами избирательных фондов, фондов референдума принадлежит создавшим их кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума (пункт 1 названной статьи).
Средства избирательных фондов, фондов референдума имеют целевое назначение и могут использоваться кандидатами только на покрытие расходов, связанных с проведением своей избирательной кампании (пункт 2).
Договоры (соглашения) с гражданами и юридическими лицами о выполнении определенных работ (об оказании услуг), связанных с избирательной кампанией кандидата, заключаются лично кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам. Расчеты между кандидатом и юридическими лицами за выполнение указанных работ (оказание услуг) осуществляются только в безналичном порядке, за исключением случая, если в соответствии с пунктом 11 статьи 58 настоящего Федерального закона избирательный фонд создан без открытия специального избирательного счета (пункт 4 статьи 59 названного Федерального закона).
Аналогичные положения закреплены в статье 72 Закона Забайкальского края о муниципальных выборах в Забайкальском крае № 385-ЗЗК.
В соответствии с п. «и» ч.6.4 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.
21 июля 2021 г. Сухановым А.В. в структурном подразделении №8600/0115 ПАО Сбербанк открыт специальный избирательный счет кандидата №, и на него было внесено 2 000 рублей согласно приходного кассового ордера №.
21 июля 2021 года Суханов А.В. по расходному кассовому ордеру № получил с указанного счета 1000 рублей, о чем свидетельствует его подпись.
22 июля 2021 г. с дебетовой карты № на имя Суханова А.В. счет № осуществлен перевод в сумме 300 руб. на карту №ДНС.
Как следует из пояснений Суханова А.В. в судебном заседании, он, сняв 1000 руб. с избирательного счета, зачислил их на свой личный счет на дебетовую карту и оплатил 300 руб. за изготовление подписных листов, перечислив денежные средства на карту редактора АУ РРГ «Наше время» ДНС. Свидетель ДНС. в судебном заседании показания в части получения оплаты от Суханова А.В. за изготовление подписных листов на личную дебетовую карту подтвердила. Данное обстоятельство подтверждается и скриншотом операций, представленным ДНС Также свидетель ДНС пояснила, что после поступления денежных средств она выдала Суханову А.В. кассовый чек учреждения АУ РРГ «Наше время» о получении оплаты в сумме 300 руб..
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Сухановым А.В. оплата изготовления подписных листов произведена за счет собственных средств кандидата. Изготовление подписных листов за счет собственных средств кандидата, а не на счет соответствующего избирательного фонда, действующим законодательством не предусмотрен, независимо от незначительности данных расходов. Следовательно, все подписи избирателей в подписных листах являются недействительными. Вследствие чего 30 августа 2021 г. у избирательной комиссии муниципального района «Чернышевский район» отсутствовали основания для регистрации Суханова А.В., выдвинутого в порядке самовыдвижения, кандидатом на должность главы муниципального района «Чернышевский район».
При таких обстоятельствах административные исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 131 КАС РФ, суд,
р е ш и л:
Административное исковое заявление Наделяева В.В. удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение № от 30 августа 2021 года избирательной комиссии муниципального района «Чернышевский район» Забайкальского края «О регистрации Суханова А.В., выдвинутого в порядке самовыдвижения, кандидатом на должность главы муниципального района «Чернышевский район».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы, представления через Чернышевский районный суд в течение пяти дней со дня его принятия.
Председательствующий по делу: И.Л. Силяева
Решение в окончательной форме изготовлено 4 сентября 2021 года.