Дело №2а-347/2021
(УИД 53RS0015-01-2021-000435-52)
Р е ш е н и е
Именем Российской Федерации
15 июня 2021 года поселок Шимск
Солецкий районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Буренковой О.Б.,
с участием представителя административного истца - и.о. прокурора Шимского района Новгородской области Дмитриевой Ю.С.,
при секретаре Митрофановой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению прокурора Шимского района Новгородской области к Администрации Шимского муниципального района Новгородской области о признании бездействия незаконным и об обязании совершить определенные действия в целях допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц,
установил:
Прокурор Шимского района Новгородской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шимского муниципального района Новгородской области о признании бездействия, выразившегося в неприятии на учет бесхозяйного недвижимого объекта - внутриквартальной системы водоотведения от домов 16 и 18 по ул. Шелонская п. Шимск Новгородской области и от здания терапевтического корпуса и пищеблока по адресу: <...>, в непринятии мер по организации обслуживания указанных объектов, незаконным и обязании в течении 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать обслуживание вышеуказанных объектов и в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в территориальный орган федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации с заявлением о постановке на учет бесхозяйными указанных объектов недвижимости.
В обоснование требований указано, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой района, установлено, что внутриквартальная система водоотведения от домов 16 и 18 по ул. Шелонская в п. Шимск Новгородской области и от здания терапевтического корпуса и пищеблока по адресу: <...> является бесхозяйной, ее обслуживание надлежащим образом не осуществляется, в результате чего территория домов №16 и №18 по ул. Шелонской в п. Шимск Новгородской области затапливается канализацией. Нормами Федерального Закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопрос водоотведения отнесен к компетенции органов местного самоуправления. Бесхозяйность указанного объекта недвижимости создает угрозу эпидемиологической безопасности населения, поскольку контроль за ее техническим состоянием не осуществляется. В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйное имущество принимается на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В судебном заседании представитель административного истца - и.о. прокурора Шимского района Новгородской области Дмитриева Ю.С. административные исковые требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
Административный ответчик - представитель Администрации Шимского муниципального района Новгородской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил, ходатайство об отложении судебного заседания не заявил.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству представитель административного ответчика ФИО1 (по доверенности) заявленные требования прокурора признал.
Последствия признания административных исковых требований, предусмотренные ст. ст. 46, ч. 2 ст. 304 КАС РФ, административному ответчику разъяснены и понятны.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, на территории п. Шимск Новгородской области от домов №16 и №18 по ул. Шелонской, от зданий терапевтического корпуса и пищеблока ГОБУЗ «Шимская ЦРБ» от дома №14 по ул. Шелонской расположен объект недвижимости - внутриквартальная система водоотведения. Указанные объекты недвижимости не являются государственной или муниципальной собственностью, не состоят на балансе какой-либо организации.
В силу ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. (ст. 130 ГК РФ).
Право собственности на внутриквартальную систему водоотведения, расположенную в п. Шимск Новгородской области не зарегистрировано, сведения о принадлежности указанных колодцев на праве собственности отсутствуют.
Учитывая отсутствие каких-либо доказательств, в том числе отсутствие правоустанавливающих документов на эти объекты, суд полагает, что данные объекты недвижимого имущества являются бесхозяйными, поскольку сведений об обратном Администрацией Шимского муниципального района суду не предоставлено.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; 5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ; принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; установление нормативов состава сточных вод; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
Из сообщения Администрации Шимского муниципального района усматривается, что участок внутриквартальной системы водоотведения (канализации), расположенный вдоль забора ГОБУЗ «Шимская ЦРБ» вблизи домов №16, 18 по ул. Шелонской в п. Шимск Шимского района Новгородской области внутриквартальная система водоотведения от домов 16 и 18 по ул. Шелонская в п. Шимск Новгородской области и от здания терапевтического корпуса и пищеблока по адресу: <...> в реестре муниципального имущества Шимского муниципального района и Шимского городского поселения Шимского района Новгородской области не значится.
Сообщением и актом о границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности водопроводных и канализационных сетей ГОБУЗ «Шимская ЦРБ» следует, что участок системы водоотведения, расположенный вдоль забора ГОБУЗ «Шимская ЦРБ» вблизи домов №16 и №18 по ул. Шелонская в п. Шимск Новгородской области внутриквартальная система водоотведения от домов 16 и 18 по ул. Шелонская в п. Шимск Новгородской области и от здания терапевтического корпуса и пищеблока по адресу: <...> на балансе не числиться.
Сведения о передаче на каком-либо праве вышеуказанной внутриквартальной системы водоотведения (канализации) МУП «Шимский водоканал» отсутствуют, что подтверждается справкой МУП «Шимский водоканал».
Шимское городское поселение Шимского муниципального района Новгородской области является муниципальным образованием, статус которого установлен областным законом от 30 марта 2010 года №728-ОЗ «О преобразовании некоторых муниципальных образований, входящих в состав территории Шимского муниципального района, и внесении изменений в некоторые областные законы».
Границы территории поселения установлены областным законом от 17 января 2005 года №398-ОЗ «Об установлении границ муниципальных образований, входящих в состав территорий Шимского муниципального района, наделении их статусом городского и сельских поселений, определении административных центров и перечня населенных пунктов, входящих в состав территорий поселений».
Согласно ст. 8 Устава Шимского городского поселения к вопросам местного значения поселения, кроме прочего, относятся, в том числе, организация в границах Шимского городского поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливо в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация муниципального района осуществляет полномочия местной администрации поселения, являющегося административным центром муниципального района, в случаях, предусмотренных абзацем третьим части 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета муниципального района.
Согласно абзацу 3 части 2 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется, глава поселения входит в состав представительного органа поселения и исполняет полномочия его председателя.
Как усматривается из положений статьи 32.1 Устава Шимского муниципального района Администрация Шимского муниципального района в соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Шимского городского поселения Администрация Шимского муниципального района исполняет полномочия Администрации Шимского городского поселения. Администрация Шимского муниципального района в пределах своих полномочий организует и обеспечивает решение вопросов местного значения Шимского городского поселения, а также осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления Шимского городского поселения федеральными и областными законами. Расходные обязательства Шимского муниципального района, связанные с осуществлением Администрацией Шимского муниципального района полномочий Администрации Шимского городского поселения устанавливаются органами местного самоуправления за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета Шимского муниципального района.
В соответствии со ст. 23 Устава Шимского городского поселения структуру органов местного самоуправления Шимского городского поселения образуют: глава Шимского городского поселения, представительный орган Шимского городского поселения - Совет депутатов Шимского городского поселения, контрольно-счетная комиссия Шимского городского поселения. Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган) Шимского городского поселения в соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не образуется.
Согласно статьи 34 Устава Шимского городского поселения Полномочия Администрации Шимского городского поселения исполняет Администрация Шимского муниципального района.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что спорные объекты недвижимости (внутриквартальная система водоотведения от домов 16 и 18 по ул. Шелонская в п. Шимск Новгородской области и от здания терапевтического корпуса и пищеблока по адресу: <...>) фактически не имеют собственника, то есть являются бесхозяйными, что приводит к ненадлежащему их содержанию и эксплуатации, а потому влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц с точки зрения как безопасности, так и надлежащего водоснабжения.
Согласно пункту 5 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 года №931 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъекта РФ, муниципального образования.
В данном случае прокурор обратился в суд в целях обеспечения соблюдения требований законодательства в защиту интересов неопределенного круга лиц, т.е. лиц, которых невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс и разрешить вопрос о правах и обязанностях каждого из них. Суд полагает, что прокурор Шимского района действовал в рамках представленных ему полномочий.
Поскольку вопрос организации водоотведения населения в границах Шимского городского поселения отнесен к компетенции органов местного самоуправления соответствующего городского поселения, исполнение полномочий Администрации Шимского городского поселения возложено на Администрацию Шимского муниципального района, то необращение Администрации Шимского муниципального района Новгородской области в регистрирующий орган с заявлением о постановке указанных в иске объектов недвижимости на учет, как бесхозяйного имущества, а также в непринятии мер по организации обслуживания внутриквартальной системы водоотведения, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений ч. 3 ст. 225 ГК РФ.
Таким образом, заявленные административные исковые требования прокурора к Администрации Шимского муниципального района подлежат удовлетворению.
При принятии решения, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если данные действия могут быть совершены только административным ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого это решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание позицию административного истца, финансовые возможности административного ответчика, иные обстоятельства, учитывая, что мероприятия по обращению в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учет бесхозяйных объектов требуют значительных затрат времени и средств, суд полагает необходимым установить срок 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, а также установить срок 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу в целях принятия мер по организации обслуживания недвижимого объекта водоотведения, в течение которых административный ответчик должен устранить допущенные нарушения требований законодательства.
В соответствии с подп. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), в связи, с чем государственная пошлина с ответчика взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административные исковые требования прокурора Шимского района Новгородской области к Администрации Шимского муниципального района Новгородской области о признании бездействия незаконным и об обязании совершить определенные действия в целях допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - удовлетворить.
Признать бездействие Администрации Шимского муниципального района Новгородской области, выразившееся в ненадлежащем исполнении требований в приятии на учет бесхозяйного недвижимого объекта - внутриквартальной системы водоотведения от домов 16 и 18 по ул. Шелонская п. Шимск Новгородской области и от здания терапевтического корпуса и пищеблока ГОБУЗ «Шимская ЦРБ» по адресу: <...>, незаконным.
Признать бездействие Администрации Шимского муниципального района Новгородской области, выразившееся в непринятии мер по организации обслуживания бесхозяйного недвижимого объекта - внутриквартальной системы водоотведения от домов 16 и 18 по ул. Шелонская п. Шимск Новгородской области и от здания терапевтического корпуса и пищеблока ГОБУЗ «Шимская ЦРБ» по адресу: <...>, незаконным.
Обязать Администрацию Шимского муниципального района Новгородской области в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области с заявлением и документами о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества объектов водоотведения - внутриквартальной системы водоотведения от домов 16 и 18 по ул. Шелонская п. Шимск Новгородской области и от здания терапевтического корпуса и пищеблока ГОБУЗ «Шимская ЦРБ» по адресу: <...>.
Обязать Администрацию Шимского муниципального района Новгородской области в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу принять меры по организации обслуживания бесхозяйного имущества объектов водоотведения - внутриквартальной системы водоотведения от домов 16 и 18 по ул. Шелонская п. Шимск Новгородской области и от здания терапевтического корпуса и пищеблока ГОБУЗ «Шимская ЦРБ» по адресу: <...>.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или принесения представления через Солецкий районный суд Новгородской области.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, право на ознакомление с мотивированной частью решения с 18 июня 2021 года.
Судья - О.Б. Буренкова
Мотивированное решение изготовлено 17 июня 2021 года.