ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3480/2021 от 06.06.2022 Устиновского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

дело № 2а-594/2022

УИД 18RS0005-01-2021-005484-84

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«06» июня 2022 года г. Ижевск

Устиновский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Нуртдиновой С.А., при секретаре судебного заседания Кельдиватовой Ю.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации города Ижевска в лице Управления имущественных отношений и земельных ресурсов к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о признании незаконным действия (бездействия) по не установлению кадастровой стоимости земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Администрация города Ижевска в лице Управления имущественных отношений и земельных ресурсов обратилась в суд Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», которым просит признать незаконным отказ в установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ; обязать административного ответчика определить кадастровую стоимость данных земельных участков по состоянию на момент изменения вида разрешенного использования.

Требования мотивированы тем, что в ДД.ММ.ГГГГ специалистами истца были выявлены случаи изменения вида разрешенного использования земельных участков, однако кадастровая стоимость земельных участков не изменилась после смены вида разрешенного использования. В целя правильного исчисления арендной платы был направлен запрос об определении кадастровой стоимости земельных участков. В ДД.ММ.ГГГГ в Управление поступили обращения налогового органа о выявленных несоответствиях, влияющих на доходную часть бюджета г. Ижевска. Данными обращениями было сообщено об отсутствии кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами , было предложено провести работы по определению их кадастровой стоимости. В связи с этим, Управлением в адрес Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии направлены обращения с просьбой определения кадастровой стоимости ряда земельных участков, однако, получены отказы в данной просьбе, что является незаконным.

Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ дело передано в Верховный Суд Удмуртской Республики.

Определением Верховного Суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление передано по подсудности в Устиновский районный суд г. Ижевска.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «Сити-Н», ООО «Строительный центр», Якимова Н.А., ООО «Специализированный застройщик «Федерация», Забродин В.С., Копылов Е.А., Смирнов К.А., Фельдман И.В.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ от административного истца принято уточнение административных исковых требований, согласно которым просит признать незаконным бездействие административного ответчика по не установлению кадастровой стоимости земельных участков: площадью 3645 кв.м., расположенного по адресу: , по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.; площадью 3029 кв.м., расположенного по адресу: по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.; площадью 1300 кв.м., расположенного по адресу: по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.; площадью 568 кв.м., расположенного по адресу: по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.; площадью 352 кв.м., расположенного по адресу: по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.; площадью 529 кв.м., расположенного по адресу: по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.; площадью 1214 кв.м., расположенного по адресу: по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.; признать незаконными действия административного ответчика по установлению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером площадью 3656 кв.м., расположенного по адресу по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.; обязать административного ответчика установить кадастровую стоимость указанных земельных участков по состоянию на указанные в заявлении даты.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ принят отказ административного истца от административных требований в части признания незаконным определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером и возложения на административного ответчика ее определения.

Таким образом, предметом рассмотрения настоящего иска являются требования административного истца о признании незаконным бездействия административного ответчика по не установлению кадастровой стоимости земельных участков:

- площадью 3645 кв.м., расположенного по адресу: , по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

- площадью 3029 кв.м., расположенного по адресу: по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

- площадью 1300 кв.м., расположенного по адресу: по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

- площадью 568 кв.м., расположенного по адресу: по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

- площадью 352 кв.м., расположенного по адресу: по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

- площадью 529 кв.м., расположенного по адресу: по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

- площадью 1214 кв.м., расположенного по адресу: по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ а также признания незаконными действий административного ответчика по установлению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером площадью 3656 кв.м., расположенного по адресу по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. и возложении обязанности установить кадастровую стоимость указанных земельных участков по состоянию на указанные выше даты.

Надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания представитель административного истца, заинтересованные лица в судебное заседание не явились. Руководствуясь ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Согласно ранее представленным письменным пояснениям административного истца, возложенная на ответчика законная обязанность им исполнена не была. Из отзыва административного ответчика на административное исковое заявление следует, что земельные участки с кадастровыми номерами были поставлены на кадастровый учет без определения кадастровой стоимости. В отношении земельных участков с кадастровыми номерами кадастровая стоимость, указанная в ЕГРН, при изменении вида разрешенного использования не соответствовала действительности. Доводы административного ответчика о невозможности определения кадастровой стоимости ввиду отсутствия УПКС не освобождает его от предусмотренной законом обязанности. В отношении земельного участка с кадастровым номером происходило два изменения качественной характеристики, т.е. смена вида разрешенного использования. ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок сменил вид разрешенного использования на «хранение автотранспорта» (код 2.7.1), деловое управление (код 4.1). ДД.ММ.ГГГГ земельный участок вновь сменил вид разрешенного использования и актуальным стало «склады (код 6.9), деловое управление (код 4.1). Ответчиком указано, что на ДД.ММ.ГГГГ была определена кадастровая стоимость в размере 4 554 169,52 руб., что соответствует группе ВРИ «Земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок» (3 группа). ДД.ММ.ГГГГ ответчик установил каастровую стоимость в размере 5 814 100,24 руб., что соответствует группе ВРИ «Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок» (9 группа). Ссылаясь на п.20 приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ указывает, что ВРИ «Деловое управление» относится к 7 группе, т.е. «Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения». В кадастровом квартале удельный показатель для 7 группы видов не определен. Исходя из анализа постановления Правительства №531 можно сделать вывод, что удельный показатель кадастровой стоимости для 7 группы ВРИ больше, чем для 3 и 9 группы. В связи с отсутствием удельного показателя, административный ответчик должен был руководствоваться п.18 приказа Минэкономразвития России от 24.09.2018г. №514 (п.п.б, в) и определить кадастровую стоимость исходя из 7 группы видов разрешенного использования. Вопреки п.20 приказа №515 определил кадастровую стоимость для наименьшего ВРИ земельного участка.

В судебном заседании представитель административного ответчика Дергачева Н.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования не признала, поддержала ранее представленный письменный отзыв на административное исковое заявление (л.д.26-27), согласно которому административный истец указывает, что деятельность по определению кадастровой стоимости земельных участков осуществляется филиалом на основании приказа Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 24.09.2018 №514. Вместе с тем, не учтены те обстоятельства, что Порядок вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ и устанавливает основания определения кадастровой стоимости. К таким основаниям в соответствии с п.1 Порядка относятся образование или создание объекта недвижимости, внесение в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, государственный учет изменений отдельных характеристик объекта недвижимости. С учетом ст.4 ГК РФ Порядок не содержит положений, указывающих на его распространение на отношения, возникшие до его вступления в законную силу. В указанных выше случаях кадастровая стоимость определяется в соответствии с Порядком только после его вступления в силу, то есть с ДД.ММ.ГГГГ., ретроспективное применение Порядок не устанавливает. С учетом изложенного, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами Порядок при определении кадастровой стоимости не определяется. Административный истец ошибочно полагает возможность определения кадастровой стоимости в соответствии с Порядком. В п.18 Порядка установлено, что кадастровая стоимость в отношении вновь учтенных земельных участков, участков, в отношении которых произошло изменение качественных и (или) количественных характеристик, которые влекут за собой изменение кадастровой стоимости, а также при внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенных участках определяется путем умножения площади на значение удельных показателей. Однако, постановление Правительства УР от 30.11.2015г. №531 не содержит таких значений в отношении земельных участков с кадастровыми номерами . Соответственно, определить кадастровую стоимость таких участков невозможно даже при наличии судебного акта. Кроме того, в отношении следующих земельных участков кадастровая стоимость установлена: 1) – кадастровая стоимость в размере 5 814 100,24 руб. (определена в связи с изменением разрешенного использования ДД.ММ.ГГГГ). До указанной даты кадастровая стоимость составляла 4 554 169,52 руб. (определена в связи с изменением вида разрешенного использования ДД.ММ.ГГГГ(; 2) – кадастровая стоимость в размере 19 155,57 руб. (определена при постановке на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, с указанного момента качественные и количественные характеристики участка не менялись). Административный истец возлагает обязанность по определению кадастровой стоимости на филиал при отсутствии удельных показателей кадастровой стоимости, между тем, заявитель ни в комиссию, ни в суд относительно спорных участков не обращался, заявитель вправе реализовать свое право путем обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Совокупности условий для удовлетворения иска не имеется, доказательств несоответствия приняты решений действующему законодательству, а также нарушения прав административного истца не представлено, в связи с чем иск удовлетворению не подлежит.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 218 ч.1 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, основанием для удовлетворения требований административного истца, оспаривающего решения, действия (бездействие) органа, должностного лица является совокупность следующих обстоятельств: 1) несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам; 2) нарушение оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.

В силу ч.1 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как следует из материалов дела, административным истцом оспариваются бездействия административного ответчика в не установлении кадастровой стоимости ряда земельных участков. Бездействие, в отличие от действия, имеет место в течение периода и не связано с конкретным днем, в связи с чем срок для обжалования оспариваемых бездействий административным истцом не пропущен. Об оспариваемом действии административного ответчика по установлению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером административный истец узнал после получения сообщения от ДД.ММ.ГГГГ. С учетом даты получения данного ответа и даты подачи административного искового заявления суд приходит к выводу о том, что Администрации города Ижевска в лице Управления имущественных отношений и земельных ресурсов обратилась с административным исковым заявлением в пределах установленного ст.219 КАС РФ срока.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулируются Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015г. №218-ФЗ.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет) (пункт 7 части 1 названного Закона).

В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости (п.п.1 п.5 ст.8 названного Закона).

В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Публично-правовая компания в течение трех рабочих дней со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости формирует и направляет в бюджетное учреждение такие сведения в соответствии с порядком формирования и предоставления перечней объектов недвижимости.

Определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящей статьей, осуществляется в течение десяти рабочих дней со дня поступления в бюджетное учреждение сведений об объекте недвижимости, направленных публично-правовой компанией, за исключением случая определения кадастровой стоимости в соответствии с частью 5 настоящей статьи.

В течение сорока рабочих дней после получения перечня объектов недвижимости, предусмотренного частью 7 статьи 15 настоящего Федерального закона, бюджетное учреждение осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включенных в такой перечень, в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

По результатам определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением составляется акт об определении кадастровой стоимости в форме электронного документа, включающий в том числе систематизированные сведения об определении кадастровой стоимости. Форма акта об определении кадастровой стоимости, требования к его подписанию, к составу систематизированных сведений об определении кадастровой стоимости, а также требования к формату такого акта и представляемых с ним документов в электронной форме утверждаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.

Бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня определения кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящей статьей, размещает акт об определении кадастровой стоимости на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и направляет данный акт в орган регистрации прав для внесения сведений о кадастровой стоимости, указанных в данном акте, в Единый государственный реестр недвижимости, а также включения сведений о кадастровой стоимости, перечень которых определяется федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки, при установлении порядка ведения фонда данных государственной кадастровой оценки, в фонд данных государственной кадастровой оценки.

Согласно "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021) (ответ на вопрос№5) определено, что в соответствии с ч. 7 ст. 15 Федерального закона N 237-ФЗ подведомственное органу регистрации прав федеральное государственное бюджетное учреждение в течение десяти рабочих дней со дня начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки, обеспечивает формирование и предоставление бюджетному учреждению перечня вновь учтенных, ранее учтенных в Едином государственном реестре недвижимости объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения в период с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки до даты начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки.

Определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них, и объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения, влекущие за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется бюджетным учреждением, созданным субъектом Российской Федерации и наделенным полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, в порядке, предусмотренном Методическими указаниями.

Подведомственное органу регистрации прав федеральное государственное бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня внесения в ЕГРН сведений об объекте недвижимости формирует и направляет в бюджетное учреждение такие сведения в соответствии с порядком формирования и предоставления перечней объектов недвижимости (чч. 1 и 2 ст. 16 Федерального закона N 237-ФЗ).

Согласно п. 12.1 Методических указаний определение кадастровой стоимости осуществляется по алгоритмам, предусмотренным данными указаниями, с применением подходящей по виду использования объекта недвижимости модели оценки кадастровой стоимости на основе результатов последней государственной кадастровой оценки, действовавших по состоянию на дату возникновения основания пересчета кадастровой стоимости.

С учетом изложенного датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в ст. 16 Федерального закона N 237-ФЗ, является дата внесения сведений в ЕГРН о вновь учтенных объектах недвижимости, ранее учтенных объектах недвижимости и внесения изменений в сведения ЕГРН об объектах недвижимости, повлекших за собой изменение их кадастровой стоимости.

Согласно статье 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 данного федерального закона.

В соответствии со ст.24.11 Закона об оценочной деятельности для целей настоящего Федерального закона под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости (далее - исполнитель работ) и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления. Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости (статья 24.12 Закона об оценочной деятельности).

Определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями названного федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случая, установленного статьей 24.19 указанного федерального закона (статья 24.15 Закона об оценочной деятельности).

При осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности (ст. 24.19 Закона N 135-ФЗ).

Приказом Росреестра от 12.05.2015 N П/210 полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, наделено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".

Определение кадастровой стоимости осуществляется по утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 24.09.2018 №514 Порядком определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение из кадастровой стоимости (далее – Порядок).

Данный порядок устанавливает правила определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случаях: а) осуществления государственного кадастрового учета в связи с образованием или созданием объекта недвижимости; б) внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) о ранее учтенном объекте недвижимости; в) осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением сведений: о значении площади (в отношении земельного участка, здания, помещения, машино-места); о проектируемом значении основной характеристики (в отношении объекта незавершенного строительства); о степени готовности (в отношении объекта незавершенного строительства); о категории земель (в отношении земельного участка); о виде разрешенного использования (в отношении земельного участка); о назначении, проектируемом назначении (в отношении здания, помещения, объекта незавершенного строительства); об основной характеристике (в отношении объекта незавершенного строительства); о кадастровой стоимости объектов недвижимости, входящих в состав единого недвижимого комплекса (в отношении единого недвижимого комплекса).

Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящего Порядка (далее - определение кадастровой стоимости), осуществляется уполномоченными лицами территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав, или в случае принятия решения таким органом о наделении полномочиями по определению кадастровой стоимости в соответствии с частью третьей статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" - уполномоченными лицами подведомственного такому органу бюджетного учреждения в течение 10 рабочих дней с момента возникновения основания определения кадастровой стоимости (пункт 2 Порядка).

В соответствии с п.18 Порядка кадастровая стоимость земельного участка (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 19 - 24 настоящего Порядка) определяется путем умножения площади земельного участка:

а) на среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков группы видов разрешенного использования, соответствующей категории и виду разрешенного использования для кадастрового квартала, в котором расположен земельный участок;

б) на наименьшее из средних значений удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков группы видов разрешенного использования, соответствующей категории и виду разрешенного использования земельного участка для кадастровых кварталов, смежных с кадастровым кварталом, в котором расположен земельный участок (в случае отсутствия значений удельных показателей кадастровой стоимости, указанных в подпункте "а" настоящего пункта);

в) на минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков группы видов разрешенного использования, соответствующей категории и виду разрешенного использования земельного участка для населенного пункта, в котором расположен земельный участок (в случае отсутствия значений удельных показателей кадастровой стоимости, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта, и расположения земельного участка в границах населенного пункта);

г) на минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков группы видов разрешенного использования, соответствующей категории и виду разрешенного использования земельного участка для муниципального района (городского округа), в котором расположен земельный участок (в случае отсутствия значений удельных показателей кадастровой стоимости, указанных в подпунктах "а" - "в" настоящего пункта, и расположения земельного участка в границах населенного пункта или в случае отсутствия значений удельных показателей кадастровой стоимости, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта, и расположения земельного участка вне границ населенных пунктов);

д) на минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков группы видов разрешенного использования, соответствующей категории и виду разрешенного использования земельного участка для муниципальных районов (городских округов), граничащих с муниципальным районом (городским округом), в котором расположен земельный участок (в случае отсутствия значений удельных показателей кадастровой стоимости, указанных в подпунктах "а" - "г" настоящего пункта);

е) на минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков группы видов разрешенного использования, соответствующей категории и виду разрешенного использования земельного участка для субъекта Российской Федерации (в случае отсутствия значений удельных показателей кадастровой стоимости, указанных в подпунктах "а" - "д" настоящего пункта).

Кадастровая стоимость земельного участка с более чем одним видом разрешенного использования определяется с применением соответствующего значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков той категории земель и вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение является наибольшим, за исключением случаев, когда земельный участок предназначен в том числе для жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества. В указанном случае кадастровая стоимость земельного участка определяется с использованием соответствующего значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества (пункт 20 Порядка).

Кроме того, на дату обращения истца к ответчику с заявлением об установлении кадастровой стоимости и на дату обращения с иском в суд действовал Приказ Минэкономразвития России от 12.05.2017 N 226 (ред. от 09.09.2019) "Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2017 N 46860). Методические указания о государственной кадастровой оценке (далее - Указания) определяют правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости и предназначены для определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации, наделенным полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект

Как установлено судом, и сторонами не оспаривается, в период ДД.ММ.ГГГГ Управление имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации г. Ижевска обратилось в ФГБУ ФКП Росреестра по УР с заявлениями (обращениями) об определении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами

Сообщением ФГБУ «ФКП Росреестра» по УР от ДД.ММ.ГГГГ указано на то, что результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике утверждены постановлением Правительства УР от 30.11.2015г. №531 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Удельные показатели кадастровой стоимости указанным постановлением утверждены в разрезе кадастровых кварталов и видов разрешенного использования. Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером поставлен на государственный кадастровый учет (далее – ГКУ) ДД.ММ.ГГГГ с видом разрешенного использования «Многоквартирные жилые дома 10-17 этажей (ЖК – Зона многоквартирной жилой застройки зданиями высокой этажности (5-9 этажей и выше)). Для указанного вида разрешенного использования в кадастровом квартале где расположен земельный участок УПКС не утвержден, в связи с чем кадастровая стоимость не определена. После постановки на ГКУ характеристики земельного участка не изменились. Приказ Минэкономразвития России от 24.09.2018г. №514 вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ и обратной силы не имеет. Таким образом, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером определить в соответствии с Порядком, по основаниям, возникшим до ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным. Кадастровая стоимость земельного участка изменится после утверждения результатов очередной государственной оценки либо в случаях, предусмотренных Порядком, при условии наличия утвержденного УПКС в соответствующих кадастровых кварталах.

Сообщением ФГБУ «ФКП Росреестра» по УР от ДД.ММ.ГГГГ указано на то, что результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике утверждены постановлением Правительства УР от 30.11.2015г. №531 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Удельные показатели кадастровой стоимости указанным постановлением утверждены в разрезе кадастровых кварталов и видов разрешенного использования минимальные значения УПКС земельных участков группы видов разрешенного использования, соответствующей категории и виду разрешенного использования земельных участков для населенных пунктов не утверждены. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена филиалом в день изменения вида разрешенного использования и составляет 4 554 169,52 руб. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером в связи с изменением вида разрешенного использования определена в размере 3 332 167,70 руб. Относительно земельного участка с кадастровым номером , вновь установленный вид разрешенного использования относительно группе видов разрешенного использования (далее – ВРИ) в квартале, где расположен земельный участок, а также в смежных с ним кварталах постановлением №531 для 5 группы ВРИ, УПКС не утвержден, в связи с чем определить кадастровую стоимость не представляется возможным.

Сообщением ФГБУ «ФКП Росреестра» по УР от ДД.ММ.ГГГГ указано на то, что результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике утверждены постановлением Правительства УР от 30.11.2015г. №531 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Удельные показатели кадастровой стоимости указанным постановлением утверждены в разрезе кадастровых кварталов и видов разрешенного использования. Согласно сведениям ЕГРН земельные участки с кадастровыми номерами поставлены на государственный учет (далее – ГКУ) ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. соответственно. У земельных участков с кадастровыми номерами вид разрешенного использования изменен ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно. Приказ Минэкономразвития России от 24.09.2018г. №514 вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ и обратной силы не имеет. Таким образом, кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами определить в соответствии с Порядком, по основаниям, возникшим до ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным. Относительно земельного участка с кадастровым номером вновь установленный вид разрешенного использования относительно группе видов разрешенного использования (далее – ВРИ) в квартале, где расположен земельный участок, а также в смежных с ним кварталах постановлением №531 для 3 группы ВРИ, УПКС не утвержден. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена филиалом в соответствии с п.2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утв. Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 №222 в день постановки на ГКУ – ДД.ММ.ГГГГ После ГКУ земельного участка вид разрешенного использования не изменялся. Кадастровая стоимость земельных участков изменится после утверждения результатов очередной государственной кадастровой оценки либо в случаях, предусмотренных Порядком, при условии наличия утвержденного УПКС соответствующих кадастровых кварталов.

Из сообщений Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» следует, что земельный участок с кадастровым номером поставлен на государственный кадастровый учет (далее – ГКУ) ДД.ММ.ГГГГ с видом разрешенного использования «Многоквартирные жилые дома 10-17 этажей (ЖК – Зона многоквартирной жилой застройки зданиями высокой этажности (5-9 этажей и выше)). Для указанного вида разрешенного использования в кадастровом квартале где расположен земельный участок УПКС не утвержден, в связи с чем кадастровая стоимость не определена. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена филиалом в день изменения вида разрешенного использования и составляет 4 554 169,52 руб. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером в связи с изменением вида разрешенного использования определена в размере 3 332 167,70 руб. Относительно земельного участка с кадастровым номером , вновь установленный вид разрешенного использования относительно группе видов разрешенного использования (далее – ВРИ) в квартале, где расположен земельный участок, а также в смежных с ним кварталах постановлением №531 для 5 группы ВРИ, УПКС не утвержден, в связи с чем определить кадастровую стоимость не представляется возможным. Земельные участки с кадастровыми номерами поставлены на государственный учет (далее – ГКУ) ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно. У земельных участков с кадастровыми номерами и вид разрешенного использования изменен ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно. Приказ Минэкономразвития России от 24.09.2018г. №514 вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ и обратной силы не имеет. Таким образом, кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами определить в соответствии с Порядком, по основаниям, возникшим до ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным. Относительно земельного участка с кадастровым номером , вновь установленный вид разрешенного использования относительно группе видов разрешенного использования (далее – ВРИ) в квартале, где расположен земельный участок, а также в смежных с ним кварталах постановлением №531 для 3 группы ВРИ, УПКС не утвержден. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена филиалом в соответствии с п.2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утв. Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 №222 в день постановки на ГКУ – ДД.ММ.ГГГГ После ГКУ земельного участка вид разрешенного использования не изменялся. Кадастровая стоимость земельных участков изменится после утверждения результатов очередной государственной кадастровой оценки либо в случаях, предусмотренных Порядком, при условии наличия утвержденного УПКС соответствующих кадастровых кварталов.

Как видно из материалов дела, значение удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположены земельные участки, не установлено.

Между тем, отсутствие удельных показателей кадастровой стоимости не освобождает регистрирующий орган от предусмотренной законом обязанности. Отсутствие удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта не должно было являться препятствием для определения кадастровой стоимости земельных участков.

В соответствии с пунктами 1, 3, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата, порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Соответственно, наличие сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости является необходимым для установления, в том числе, земельного налога на указанные участки, для целей вовлечения земельных участков в хозяйственный оборот, отсутствие указанных сведений препятствует административному истцу осуществлять свои полномочия по сбору земельного налога и арендной платы.

В случае отсутствия значений удельных показателей кадастровой стоимости, кадастровая стоимость земельного участка должна быть определена путем умножения площади земельного участка на наименьшее из средних значений удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков группы видов разрешенного использования, соответствующей категории и виду разрешенного использования земельного участка для кадастровых кварталов, смежных с кадастровым кварталом, в котором расположен земельный участок. Однако, указанных действий административным ответчиком не произведено.

Указанные обстоятельства безусловно свидетельствуют о нарушении прав административного истца, поскольку препятствует административному истцу осуществлять свои полномочия по сбору земельного налога и арендной платы.

Довод административного ответчика о невозможности определения кадастровой стоимости спорных земельных участков в соответствии с порядком, прописанным в Методических указаниях, суд отклоняет, поскольку кадастровую стоимость надлежало определить в порядке, предусмотренном для случаев перевода земельного участка в состав земель населенных пунктов из состава иной категории по аналогии (п.1 ст.6 Гражданского кодекса РФ)

Имея возможность установить надлежащим образом кадастровую стоимость в отношении спорных земельных участков, административным ответчиком своевременных мер не предпринималось, в связи с чем, бездействие Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», выразившееся в не установлении кадастровой стоимости земельных участков подлежат признанию незаконным.

Кроме того, в отношении ряда земельных участков происходила смена вида разрешенного использования, выбор которого осуществляется в соответствии с положениями Земельного и Градостроительного кодексов Российской Федерации правообладателем земельного участка при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки.

Заявляя требования о признании незаконными действий административного ответчика по установлению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером площадью 3656 кв.м., расположенного по адресу: г административный истец указывает на неверное определение кадастровой стоимости указанного участка.

Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в статье 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в статье 37 указанного Кодекса.

В соответствии с положениями частей 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Как усматривается из материалов дела, в отношении земельного участка с кадастровым номером в ДД.ММ.ГГГГ происходила смена вида разрешенного использования. Как следует из представленного сообщения административного ответчика, кадастровая стоимость земельного участка с данным кадастровым номером определена в день изменения вида разрешенного использования и составляет 4 554 169,52 руб.

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 года №П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».

ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером сменил вид использование на «Хранение автотранспорта» (размещение отдельно стоящих и пристроенных гаражей, в том числе подземных, предназначенных для хранения автотранспорта, в том числе с разделением на машино-места, за исключением гаражей, размещение которых предусмотрено содержанием видов разрешенного использования с кодами 2.7.2, 4.9 по коду 2.7.1) и «Деловое управление» (размещение объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности) по коду 4.1).

Впоследствии, ДД.ММ.ГГГГ земельный участок вновь сменил вид разрешенного использования на «Склады» (размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов.

Из материалов дела следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ определена кадастровая стоимость спорного участка в размере 4 554 169,52 руб., что соответствует группе видов разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок» (3 группа). По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установлена кадастровая стоимость в размере 5 814 100,24 руб., что соответствует группе видов разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок» (9 группа).

Как казано выше, кадастровая стоимость земельного участка с более чем одним видом разрешенного использования определяется с применением соответствующего значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков той категории земель и вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение является наибольшим, за исключением случаев, когда земельный участок предназначен в том числе для жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества. В указанном случае кадастровая стоимость земельного участка определяется с использованием соответствующего значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества (пункт 20 Порядка).

Вид разрешенного использования «Деловое управление» (размещение объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности) по коду 4.1) относится к 7 группе видов разрешенного использования («Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения»). В кадастровом квартале удельный показатель для 7 группы видов разрешенного использования не определен.

Исходя из постановления Правительства Удмуртской Республики от 30.11.2015г. №531, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, удельный показатель кадастровой стоимости для 7 группы видов разрешенного использования имеет большее значение, нежели чем для 3 и 9 групп видов разрешенного использования.

При определении кадастровой стоимости земельного участка орган кадастрового учета не отнес его к 7 группе видов разрешенного использования. При этом, кадастровая стоимость земельного участка (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 19 - 24 настоящего Порядка) определяется путем умножения площади земельного участка: б) на наименьшее из средних значений удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков группы видов разрешенного использования, соответствующей категории и виду разрешенного использования земельного участка для кадастровых кварталов, смежных с кадастровым кварталом, в котором расположен земельный участок (в случае отсутствия значений удельных показателей кадастровой стоимости, указанных в подпункте "а" настоящего пункта); в) на минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков группы видов разрешенного использования, соответствующей категории и виду разрешенного использования земельного участка для населенного пункта, в котором расположен земельный участок (в случае отсутствия значений удельных показателей кадастровой стоимости, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта, и расположения земельного участка в границах населенного пункта).

Однако, указанных действий административным ответчиком не произведено, кадастровая стоимость для данного участка определена для наименьшего вида разрешенного использования земельного участка, что также свидетельствует о нарушении прав административного истца.

Поскольку административным ответчиком соответствующие действия по определению кадастровой стоимости спорных земельных участков не произведены, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Решение о признании бездействия (действия) незаконным своей целью преследует именно восстановления прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В рассматриваемом случае суд отмечает, что восстановление нарушенного права административного истца должно состоять в виде возложения обязанности на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» установить кадастровую стоимость земельных участков:

- площадью 3645 кв.м., расположенного по адресу, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

- площадью 3029 кв.м., расположенного по адресу: по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

- площадью 1300 кв.м., расположенного по адресу: по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

- площадью 568 кв.м., расположенного по адресу по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

- площадью 352 кв.м., расположенного по адресу: по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

- площадью 529 кв.м., расположенного по адресу: по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

- площадью 1214 кв.м., расположенного по адресу: по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

- площадью 3656 кв.м., расположенного по адресу: по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

Кроме того, суд полагает необходимым отметить также то, что в соответствии со ст.22 Федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Таким образом, в случае несогласия с кадастровой оценкой все заинтересованные лица вправе оспорить ее результаты в установленном законом порядке.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Администрации города Ижевска в лице Управления имущественных отношений и земельных ресурсов к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о признании незаконным действия (бездействия) по не установлению кадастровой стоимости земельных участков, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по неустановлению кадастровой стоимости следующих земельных участков:

площадью 3645 кв.м., расположенного по адресу: , по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

- площадью 3029 кв.м., расположенного по адресу: по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

площадью 1300 кв.м., расположенного по адресу: по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

площадью 568 кв.м., расположенного по адресу по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

площадью 352 кв.м., расположенного по адресу: по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

площадью 529 кв.м., расположенного по адресу: по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

площадью 1214 кв.м., расположенного по адресу: 5 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

Признать незаконными действия Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по установлению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером площадью 3656 кв.м., расположенного по адресу по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» установить кадастровую стоимость следующих земельных участков:

площадью 3645 кв.м., расположенного по адресу: по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

площадью 3029 кв.м., расположенного по адресу: по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

площадью 1300 кв.м., расположенного по адресу: по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

площадью 568 кв.м., расположенного по адресу: по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

площадью 352 кв.м., расположенного по адресу: по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

площадью 529 кв.м., расположенного по адресу: по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

площадью 1214 кв.м., расположенного по адресу: по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

площадью 3656 кв.м., расположенного по адресу: по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Устиновский районный суд г. Ижевска УР в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда принято «01» июля 2022 года.

Судья С.А. Нуртдинова