РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Химки Московской области 11 июня 2021 года
Химкинский городской суд Московской области в составе:
судьи – Колмаковой И.Н.,
при секретаре – Чирковском Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № <№ обезличен> по административному иску Шереметьевской таможни к Территориальному управлению Росимущества в <адрес> о признании незаконным бездействия, обязании принять на хранение задержанные товары,
УСТАНОВИЛ:
Шереметьевская таможня обратилась в суд с иском к Территориальному управлению Росимущества в <адрес> о признании незаконным бездействия, обязании принять на хранение задержанные товары, ссылаясь на то, что в результате бездействия административного ответчика создаются препятствия для решения вопроса о реализации, переработки или уничтожении задержанного таможенными органами имущества, перемещаемого через государственную границу Российской Федерации.
На основании изложенного, административный истец просит суд признать незаконным бездействие ТУ Росимущества в <адрес>, выразившееся в непринятии товаров, задержанных протоколами о задержании товаров и документов на них Шереметьевской таможни от <дата> ОСТП № <№ обезличен> в отношении ФИО1, от <дата> ОСТП № <№ обезличен> в отношении ФИО2, от <дата> ОСТП № <№ обезличен> в отношении ФИО3, сведения о которых сообщались в адрес ТУ Росимущества в <адрес> уведомлениями, направлявшимися письмом от <дата> № <№ обезличен>, обязать ТУ Росимущества в <адрес> принять и вывезти, находящиеся в Шереметьевской таможне на хранении товары, задержанные протоколами о задержании товаров и документов на них Шереметьевской таможни от <дата> ОСТП № 001619 в отношении ФИО1, от <дата> ОСТП № <№ обезличен> в отношении ФИО2, от <дата> ОСТП № <№ обезличен> в отношении ФИО3 в срок не более одного месяца.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен судом в порядке ст. 96 КАС РФ.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен судом в порядке ст. 96 КАС РФ.
При таких данных, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие сторон в порядке ст. 150 КАС РФ.
Изучив материалы административного дела и представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 3 ст. 62 КАС РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Для признания оспариваемых административным истцом решения, действия (бездействия) незаконными судом должно быть установлено их несоответствие нормативным правовым актам с одновременным нарушением прав, свобод и законных интересов административного истца с последующим обязанием административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствий к их осуществлению либо препятствий к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц.
Судом установлено и подтверждается материалами административного дела, что протоколами о задержании товаров и документов на них Шереметьевской таможни от <дата> ОСТП № <№ обезличен> в отношении ФИО1, от <дата> ОСТП № <№ обезличен> в отношении ФИО2, от <дата> ОСТП № <№ обезличен> в отношении ФИО3, задержаны товары, перемещенные через таможенную границу Евразийского экономического союза.
Шереметьевская таможня в адрес ТУ Росимущества в <адрес> направляла письмо от <дата> № <№ обезличен> с уведомлением о наличии и месте нахождения товаров, задержанных и не обращенных в федеральную собственность, и об их вывозе с места хранения для дальнейшего распоряжения.
Согласно письменным пояснениям административного истца, от ТУ Росимущества в <адрес> никакой информации о предпринятых действиях в адрес Шереметьевской таможни не поступало, товары, находящиеся на складе Шереметьевской таможни, ТУ Росимущества в <адрес> не приняты и не вывезены. Доказательств обратного не представлено.
В соответствии с п. 1 ст. 317 ФЗ от 03.08.2018 № 289ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), таможенные органы задерживают товары, не являющиеся предметами административного правонарушения или преступления, и документы на эти товары либо товары, являющиеся предметами административного правонарушения или преступления, но не изъятые либо не арестованные в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 379 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС).
Согласно п. 1 ст. 379 ТК ЕАЭС товары и документы на них, которые не являются предметами административных правонарушений или преступлений либо которые являются такими предметами, но не изъяты либо не арестованы в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении (в ходе ведения административного процесса), в случаях, предусмотренных пунктами 4 и 5 статьи 12, пунктом 10 статьи 88, пунктом 5 статьи 98, пунктом 3 статьи 101, пунктом 3 статьи 113, пунктом 5 статьи 133, пунктом 5 статьи 139, пунктом 6 статьи 152, пунктами 5 и 6 статьи 161, пунктом 12 статьи 205, пунктами 3 и 4 статьи 207, пунктом 3 статьи 215, пунктом 4 статьи 240, пунктом 6 статьи 246, пунктом 5 статьи 258, пунктом 7 статьи 259, пунктами 5 и 12 статьи 264, пунктом 7 статьи 286 и пунктом 9 статьи 393 ТК ЕАЭС, задерживаются таможенными органами.
Для хранения задержанные товары и документы на них, в соответствии с п. 4 ст. 317 Федерального закона и ст. 379 ТК ЕАЭС, размещаются на складах временного хранения или в иных местах, которые определяются таможенным органом и оборудованы для хранения таких товаров.
Пунктом 11 статьи 317 Федерального закона и пунктом 1 статьи 380 ТК ЕАЭС предусмотрено, что задержанные товары и документы на них хранятся таможенными органами в течение 30 календарных дней, а товары, подвергающиеся быстрой порче, – в течение 24 часов.
При этом, товары, задержанные таможенным органом в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 12 ТК ЕАЭС, и документы на них хранятся таможенными органами в течение 3 календарных дней.
Сроки хранения задержанных товаров исчисляются со дня их задержания. Возврат задержанных товаров и документов на них производится декларантам, а если таможенное декларирование товаров не осуществлялось, – собственникам товаров, а в случае, если собственник является иностранным лицом либо сведения о собственнике товаров у таможенного органа отсутствуют, – лицам, во владении которых товары находились на момент задержания, с учетом особенностей, установленных статьей 381 ТК ЕАЭС.
До вступления в силу ТК ЕАЭС (<дата>) аналогичный порядок был предусмотрен главой 21 Таможенного кодекса Таможенного союза.
По истечении сроков, предусмотренных пунктом 11 статьи 317 Федерального закона, невостребованные задержанные товары, подлежат реализации или уничтожению в соответствии со статьей 320 Федерального закона, согласно которой товары, задержанные таможенными органами и не востребованные лицами, указанными в статье 381 ТК ЕАЭС, в срок, предусмотренный пунктами 1 и 2 статьи 380 ТК ЕАЭС, подлежат реализации, если иное не установлено статьей 382 ТК ЕАЭС.
Кроме того, согласно ст. 320 Федерального закона распоряжение товарами, задержанными таможенными органами в соответствии со статьей 317 Федерального закона, осуществляется путем их реализации, переработки или уничтожения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на организацию реализации, уничтожения или переработки (утилизации) товаров, задержанных или изъятых таможенными органами.
Государственную функцию по распоряжению таким имуществом осуществляет Росимущество, подведомственное Министерству экономического развития Российской Федерации, что предусмотрено Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 с изменениями, внесёнными Постановлением Правительства РФ от 04.04.2017 № 405, (далее – Положение).
Согласно п. 5.5(2) Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле осуществляет учет переданных ему товаров, задержанных или изъятых таможенными органами; организацию проведения оценки переданных ему товаров, задержанных или изъятых таможенными органами; организацию реализации товаров, задержанных или изъятых таможенными органами; уничтожение либо переработку (утилизацию) товаров, задержанных или изъятых таможенными органами, в том числе организацию уничтожения либо переработки (утилизации) таких товаров.
Согласно п. 4 Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Кроме того, аналогичная позиция содержится в письме Федеральной таможенной службы от <дата> о принятии межведомственного соглашения по передаче задержанных таможенными органами товаров территориальным управлениям Росимущества.
Согласно данному соглашению, со ссылкой на п. 5.5(2) Положения, в Росимущество (его территориальные органы) необходимо передавать все категории задержанных таможенными органами товаров, в том числе ограниченные к обороту. В случае отказов в принятии территориальными управлениями Росимущества задержанных товаров таможенным органам в установленном порядке рекомендовано принимать меры по обжалованию необоснованных действий (бездействия) территориальных управлений Росимущества.
Так, Шереметьевской таможней направлялось уведомление в ТУ Росимущества в <адрес> с просьбой в кратчайшие сроки сообщить о готовности его принятия.
Таким образом, материалами административного дела подтверждается несоответствие оспариваемого бездействия административного ответчика закону и нарушение административным ответчиком прав и законных интересов Шереметьевской таможни.
Товары, задержанные протоколами о задержании товаров и документов на них Шереметьевской таможни, не были приняты ТУ Росимущества в <адрес> в установленном законодательством порядке, и продолжают до настоящего времени храниться на складе временного хранения Шереметьевской таможни, вследствие чего складские помещения Шереметьевской таможни используются в отсутствие правовых оснований для безвозмездного хранения задержанных товаров.
Согласно ст. 320 Федерального закона распоряжение товарами, задержанными таможенными органами в соответствии со статьей 317 Федерального закона, осуществляется путем их реализации, переработки или уничтожения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на организацию реализации, уничтожения или переработки (утилизации) товаров, задержанных или изъятых таможенными органами.
Государственную функцию по распоряжению таким имуществом осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Таким образом, Шереметьевская таможня вынуждена хранить имущество, подлежащее передаче в ТУ Росимущества в <адрес>, что противоречит нормативно-правовым актам, регулирующим порядок передачи задержанных таможенными органами товаров для дальнейшего распоряжения.
При таких данных, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Шереметьевской таможни - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Территориального управления Росимущества в Московской области, выразившееся в непринятии товаров, задержанных протоколами о задержании товаров и документов на них Шереметьевской таможни от <дата> ОСТП № <№ обезличен> в отношении ФИО1, от <дата> ОСТП № <№ обезличен> в отношении ФИО2, от <дата> ОСТП № <№ обезличен> в отношении ФИО3.
Обязать Территориальное управление Росимущества в <адрес> принять и вывезти находящиеся в Шереметьевской таможне на хранении товары, задержанные протоколами о задержании товаров и документов на них Шереметьевской таможни от <дата> ОСТП № 001619 в отношении ФИО1, от <дата> ОСТП № <№ обезличен> в отношении ФИО2, от <дата> ОСТП № <№ обезличен> в отношении ФИО3 в срок не более одного месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Решение может быть в Московский областной суд через Химкинский городской суд <адрес> в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья:
УИД 50RS0<№ обезличен>-02