ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3481/2021 от 29.11.2021 Симферопольского районного суда (Республика Крым)

Дело №2а-3481/2021

УИД 91RS0019-01-2021-006403-95

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 ноября 2021 года г. Симферополь

Симферопольский районный суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Томащака А.С.,

при помощнике ФИО1,

с участием представителя административного истца ФИО2- ФИО3,

представителя административного ответчика Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, заинтересованное лицо - ФИО5, о признании незаконным действий, возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

ФИО2 обратился в суд с иском к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, заинтересованное лицо - ФИО5, о признании незаконными действия Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым по регистрации права собственности ФИО5 на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1000 кв.м., кадастровый , возложить на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанность аннулировать в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним регистрационную запись от 06.10.2016г, признании незаконными действия Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым по регистрации права собственности ФИО5 на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 2500 кв.м., кадастровый , возложить на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанность аннулировать в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним регистрационную запись от 22.12.2017г., признании незаконным и отменить уведомление Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 26.08.2021г. о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1750 кв.м, возложить на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанность о снятии с государственного кадастрового земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1000 кв.м., кадастровый , возложить на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанность о снятии с государственного кадастрового земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 2500 кв.м., кадастровый , возложить на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанность осуществить кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1750 кв.м.

Заявленные исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Симферопольским районным судом АР Крым рассмотрено гражданское дело по иску ФИО2 к ФИО5 о разделе совместного имущества супругов. По делу вынесено решение, которым исковые требования удовлетворены частично. ДД.ММ.ГГГГ Решением Апелляционного суда АР Крым по делу , решение Симферопольского районного суда АР Крым изменено, исковые требования удовлетворены в полном объеме. Среди прочего, суд решил: признать земельные участки площадью 0,10га и 0,25га для строительства и обслуживания жилого дома, расположенные по адресу: <адрес> общей совместной собственностью ФИО2 и ФИО5 Указанные земельные участки поделены. За ФИО5 признано право собственности на выделенную часть земельных площадью 0,10 га и 0,25 га для обслуживания и строительства жилого дома, расположенные по адресу: <адрес>, которая составляет 1750 кв.м. За ФИО2 признано право собственности на выделенную часть земельных площадью 0,10 га и 0,25 га для обслуживания и строительства жилого дома, расположенные по адресу: <адрес>, которая составляет 1750 кв.м. При этом истцу стало, что право собственности на указанные земельные участки зарегистрировано за ФИО5 (0,10 га кадастровый от 06.10.2016г - собственность; 0,25 га - кадастровый от 22.12.2017г - собственность). Для оформления права собственности на основании вышеуказанного решения суда истец обратился с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков: 0,10 га - кадастровый и 0,25 га - кадастровый , а так же аннулировании вышеуказанных записей. Однако, согласно ответа Госкомрегистра от 02.07.2021г указано, что снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимостей. А так же рекомендовано в целях исполнения решения суда подать заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на все образуемые земельные участки одновременно. ДД.ММ.ГГГГ для постановки на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав земельного участка общей площадью 1750 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, согласно вышеуказанного решения суда истец обратился в государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым. Далее, 26.08.2021г. согласно уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав указано, что выбран неверный способ образования земельного участка - необходимо проводить объединение и раздел указанных участков, а так же изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером - из ведение личного подсобного хозяйства на индивидуальное жилищное строительство. Административный ответчик неправомерно внес в ЕГРН сведения о регистрации за заинтересованным лицом права собственности на земельные участки, площадью 0,1 га и 0,25 га, так как решением Апелляционного суда Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу , право совместной собственности было прекращено и земельные участки, площадью 0,1 га и 0,25 га были объединены и разделены между заинтересованным лицом и административным истцом по 1750 кв.м., в связи с чем ответчик своими неправомерными действиями нарушил его права как собственника, что стало основанием для обращения в суд с указанным иском.

В судебном заседании представитель административного истца заявленные исковые требования поддержал в полном объеме и просил суд их удовлетворить по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебном заседании заявленные исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, поскольку действия административного ответчика был и совершены в строгом соответствии с действующим законодательством.

Заинтересованное лицо в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлена надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, возражений против иска не предоставил.

Выслушав пояснения лиц явившихся в судебное заседание, исследовав письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат на основании следующего.

В соответствии со ст. 218 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

На основании частей 9, 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Решением Апелляционного суда АР Крым по делу признаны земельные участки площадью 0,10га и 0,25га для строительства и обслуживания жилого дома, расположенные по адресу: <адрес> общей совместной собственностью ФИО2 и ФИО5 Указанные земельные участки поделены между ФИО2 и ФИО5 ФИО5 выделено на 1/2 долю и признано право собственности на выделенную часть земельных участков площадью 0,10 га и 0,25 га для обслуживания и строительства жилого дома, расположенные по адресу: <адрес>, которая составляет 1750 кв.м. ФИО2 выделено на 1\2 долю и признано право собственности на выделенную часть земельных площадью 0,10 га и 0,25 га для обслуживания и строительства жилого дома, расположенные по адресу: <адрес>, которая составляет 1750 кв.м.

В соответствии с выпиской из ЕГРН право собственности на указанные земельные участки зарегистрировано за ФИО5 в целом (0,10 га кадастровый от 06.10.2016г - собственность; 0,25 га - кадастровый от 22.12.2017г - собственность).

В Госкомрегистр поступило заявление ФИО2 (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в интересах заявителя - ФИО7) от ДД.ММ.ГГГГ о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1750,0 кв.м. В качестве документов-оснований были предоставлены: решение Апелляционного суда АРК от ДД.ММ.ГГГГ; межевой план земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

Порядок проведения Государственной регистрации и кадастрового учета регламентирован ст. 29 ФЗ-218 "О государственной регистрации недвижимости" и включает в себя несколько этапов: (1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; (2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований; (3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или)государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; (4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственной регистрации прав, либо уведомлений о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной Регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; (5) выдачу документов после осуществления государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Согласно пункта 3 части 1 статьи 29 Закона № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Рассмотрев поступившее заявление ДД.ММ.ГГГГ Госкомрегистром было принято решение о приостановлении государственной регистрации прав на основании п. 7, п. 20, п. 20.1 ч. 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ поскольку образующийся земельный участок: ЗУ1: обнаружено пересечение с ЗУ . Площадь пересечения 157.09 кв.м. Точность проведения проверки: 0.03.; Образующийся Земельный участок: ЗУ1: Обнаружены точки смежного ЗУ расположенные в границах проверяемого ЗУ.; Смежные границы; Образующийся земельный участок: ЗУ1: Обнаружена область чересполосицы с ЗУ . Буферная зона чересполосицы: 5 м.; Образующийся Земельный участок: ЗУ1: Обнаружена область чересполосицы с ЗУ . Буферная зона чересполосицы: 5 м.; Образующийся Земельный участок: ЗУ1: Обнаружена область чересполосицы с ЗУ . Буферная зона чересполосицы: 5 м.; Образующийся Земельный участок: ЗУ1: Обнаружена область чересполосицы с ЗУ в обращении по сведениям из Межевого плана. Буферная зона чересполосицы: 5 м.; способ образования испрашиваемого земельного участка в предоставленном межевом плане указан не верно.

Таким образом, форма и (или) содержание документа (предоставленного межевого плана), представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.

Заявителю было рекомендовано внести изменения в межевой план образуемого земельного участка.

Кроме того, государственным регистратором было указано, что в результате рассмотрения межевого плана, а также входящих в его состав документов выявлено, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером внесенном на основании государственного акта , и земельном участке с кадастровым номером внесенном на основании государственного акта и имеют статус «Актуальный».

Осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав было приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав было отказа на основании ст. 27 Закона № 218-ФЗ, в связи с не устранением оснований для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Таким образом, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Госкомрегистром было рассмотрено заявление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ и принято по нему итоговое решение - в осуществлении регистрационных действий отказано.

Согласно предоставленного в качестве документа-основания решения Апелляционного суда АРК от ДД.ММ.ГГГГ, земельные участки: площадью 0,1 га, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , площадью 0,25 га, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый , были разделены между супругами.

Согласно статье 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. ,

Как ранее было указано, государственным регистратором в решении о приостановлении государственной регистрации прав было указано, что в ЕГРН содержатся сведения о земельных участках с кадастровыми номерами и

Согласно сведений ЕГРН право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами и зарегистрировано за ФИО5.

Земельный участок с кадастровым номером зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ на основании Государственного акта на право частной собственности на землю серия от ДД.ММ.ГГГГ. На государственный кадастровый учет данный земельный участок поставлен на основании заявления ФИО5 и обозначенного государственного акта на землю. Согласно сведениям ЕГРН категория земель: земли населенных пунктов, ВРИ: для индивидуального жилищного строительства.

Земельный участок с кадастровым номером зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ на основании Государственного акта о праве на землю от ДД.ММ.ГГГГ. Данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет посредством переноса сведений о ранее учтенных объектах недвижимости. Согласно актуальным сведениям ЕГРН категория земель: земли населенных пунктов, ВРИ: ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках.

При этом на момент регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами и за ФИО5, вышеуказанное решение суда в регистрирующий орган не поступало.

Таким образом, основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые земельные участки, в данном случае будут являться решение Апелляционного суда АРК от ДД.ММ.ГГГГ и межевой план, подготовленный кадастровым инженерий в результате проведения кадастровых работ.

Вместе с тем, предоставленный межевой план подготовлен в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом, в заключении кадастрового инженера указано, что согласно решения суда земельные участки с кадастровыми номерами (1000 кв.м.) и (2500 кв.м.) были объединены в один участок и разделены между супругами, следовательно прекратили свое существование.

Таким образом, предоставленный межевой план не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, о чем было указано в решении о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая изложенное, для исполнения предоставленного в качестве документа - основания решения Апелляционного суда АРК от ДД.ММ.ГГГГ истцу необходимо предоставить межевой план подготовленный в результате проведения кадастровых работ по разделу земельных участков с кадастровыми номерами и .

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с образованием объекта недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8-10, 12 ч. 5 ст. 14 Закона № 218-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 41 Закона № 218-ФЗ в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.

Снятие с государственного кадастрового учета и регистрация прекращения прав осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости.

Таким образом, в целях исполнения решения Апелляционного суда АРК от ДД.ММ.ГГГГ и образования земельных участок в соответствии с указанным решением суда, истцу необходимо подать заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на все образуемые земельные участки.

При этом истцу был разъяснен данный порядок в ответе Госкомрегистра от ДД.ММ.ГГГГ на обращение от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу вышеизложенного судом установлено, что принятые Госкомрегистром решения являются законными и обоснованными, в связи с чем требования административного истца являются необоснованным и удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд-

решил:

В удовлетворении административного иска ФИО2 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, заинтересованное лицо- ФИО5, о признании незаконным действий, возложении обязанности совершить определенные действия- отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Крым через Симферопольский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.С. Томащак

(мотивированный текст решения изготовлен 09 декабря 2021 года)

Судья А.С. Томащак