ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3486/18 от 09.10.2018 Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

(резолютивная часть)

Именем Российской Федерации

9 октября 2018 г. г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Канаевой О.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-3486/18 по заявлению Ц. об оспаривании решения Департамента градостроительства г.о. Самара,

Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд

решил:

Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Ц. распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 12.04.2018 г. №РД-476.

Обязать Департамент градостроительства г.о. Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя, приняв решение по его заявлению от 23.03.2018 г. № СП-9/1414 о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, а также сообщить об исполнении решения в тот же срок в Ленинский районный суд г. Самары.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья В.Ю. Болочагин

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 октября 2018 г. г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Канаевой О.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-3486/18 по заявлению Ц. об оспаривании решения Департамента градостроительства г.о. Самара,

установил:

Ц.. обратился в Ленинский районный суд г. Самары с заявлением об оспаривании решения Департамента градостроительства г.о. Самара. В обоснование заявления указывает, что является собственником земельного участка по адресу: <адрес>, с кадастровым номером . Он обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара, для заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена площадью 54 м2, и земельного участка с кадастровым номером . Департамент градостроительства г.о. Самара распоряжением №РД-479 от 12.04.2018 г. отказал ему в заключении соглашения о перераспределении земельных участков со ссылкой на наличие оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренных п.16 ст.11.10 ЗК РФ (пп.11 п.9 ст.39.29 ЗК РФ), разработку схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка (пп.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ). Распоряжение №РД-479 от 12.04.2018 г. получено 3.07.2018 г. Образуемый земельный участок расположен в зоне жилой застройки иных видов (Ж-5). Территориальная зона Ж-5 предназначена для развития жилья любого типа. Определение типа зоны будет произведено после разработки документации по планировке. На рассматриваемую территорию проект планировки (межевания) не утвержден. Пункт 9 ст. 39.29 ЗК РФ не содержит такого основания для отказа как отсутствие проекта планировки (межевания) территории. Обязанность по подготовке документации по планировке территории возложена на орган местного самоуправления. Просит признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара №РД-479 от 12.04.2018 г., обязать Департамент градостроительства г.о. Самара возобновить работу по заключению соглашения о перераспределении земельных участков и утверждению схемы расположения земельного участка общей площадью 272 м2 по адресу: <адрес>.

В судебное заседание заявитель не явился, о времени и месте разбирательства дела извещён.

Представитель ответчика по доверенности от 12.07.2018 г. №Д0501/2062 Баранова Е.В. в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 37-46).

Изучив материалы дела, заслушав представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что истцу с 31.07.2009 г. принадлежит на праве собственности земельный участок для индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером площадью 219±3 м2 по адресу: <адрес> (л.д. 9-14).

23.03.2018 г. истец обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением №СП-9/1414 (л.д. 48) о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности, с кадастровым номером на основании пп.3 п.1.1.2 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Заключение соглашений о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности», утверждённого постановлением главы г.о. Самара от 13.04.2017 г. №268 (перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков), т.е. на основании пп.3 п.1 ст.39.28 ЗК РФ. К заявлению была приложена подготовленная заявителем схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 60), сведений о её утверждении уполномоченным исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления не имеется.

Согласно представленной схеме в результате перераспределения истец желал присоединить к принадлежащему ему земельному участку территорию площадью 54 м2 из земель, государственная собственность на которые не разграничена.

Распоряжением от 12.04.2018 г. №РД-476 (л.д. 47) Департамент градостроительства г.о. Самара отказал истцу в перераспределении земельных участков, сославшись на пп.11 п.9 ст.39.29 ЗК РФ (имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п.16 ст.11.10 ЗК РФ).

Отказ в перераспределении земельных участков явным образом затрагивает законные интересы заявителя, в связи с чем может быть оспорен им в порядке, установленном гл.22 КАС РФ.

В соответствии со ст.39.28, 39.29 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. Обязательными приложениями к соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.

Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату.

В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в орган, уполномоченный на предоставление земельных участков.

В течение 10 дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям п.2 ст.39.29 ЗК РФ, подано в иной орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные п.3 ст.39.29 ЗК РФ. При этом должны быть указаны все причины возврата заявления о перераспределении земельных участков.

В срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:

1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;

2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;

3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных п.9 ст.39.29 ЗК РФ.

В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции. Согласно п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от 11.01.2017 г. №1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», руководитель Департамента градостроительства г.о. Самара наделён полномочиями по приему заявлений граждан и юридических лиц в адрес Главы Администрации г.о. Самара о перераспределении земельных участков, а также по принятию решений по вопросу перераспределения земель и (или) земельных участков между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, а также принятию иных решений, предусмотренных главой V.4 ЗК РФ.

Следовательно, ответчик был компетентен принять заявление истца о перераспределении земельных участков и принять решение по существу этого заявлению, в том числе решение об отказе в перераспределении земельных участков.

Оценивая законность оспариваемого решения, суд приходит к следующему.

Оспариваемое решение в отношении наличия оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка мотивировано ссылкой на пп.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ, в соответствии с которым основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам. В оспариваемом решении указывается на нарушение требований п.6 ст.11.9 ЗК РФ, согласно которому образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные федеральными законами.

Ответчик указывает, что в соответствии с Правилами застройки и землепользования в г. Самаре, утверждёнными постановлением Самарской городской думы от 26.04.2001 г. №61, образуемый земельный участок расположен в пределах территориальной зоны Ж-5 – зоны жилой застройки иных видов. По мнению ответчика, использование земельного участка в этой территориальной зоне для индивидуального жилищного строительства не соответствует вилам разрешённого использования, установленным градостроительными регламентами.

Однако позиция ответчика основана на ошибочном толковании муниципального правового акта.

Градостроительные регламенты для различных территориальных зон установлены ст.30 Правил застройки и землепользования в г. Самаре. В содержащейся в этой статье таблице использование земельных участков в зоне Ж-5 для индивидуального жилищного строительства, а равно для всех иных видов жилой застройки (малоэтажной, блокированной, среднеэтажной, высотной), не отмечено как разрешённое. Таблица относит к видам разрешённого использования земельных участков в зоне Ж-5 лишь историко-культурную деятельность, пользование водными объектами и устройство территорий общего пользования. Однако содержание ст.30 Правил застройки и землепользования в г. Самаре не сводится к указанной таблице. Ответчик не учитывает текстовую часть данной нормы, а именно п.3 ст.30, согласно которому зона жилой застройки иных видов (Ж-5) предназначена для развития жилья любого типа. Определение типа зоны производится после разработки документации по планировке территории в этой зоне в соответствии с документами территориального планирования.

Иными словами, территории, относящиеся к зоне Ж-5, предполагается использовать для жилой застройки какого-либо типа в соответствии с документами территориального планирования.

В соответствии с п.1 ст.18 ГрК РФ единственным документом территориального планирования для городского округа является генеральный план городского округа.

Как следует из представленной ответчиком и имевшейся в его распоряжении при принятии оспариваемого решения его собственной служебной записки от 5.04.2018 г. №Д05-10-08/1139 (л.д. 53-54), в соответствии с Генеральным планом г.о. Самара, утверждённым решением Думы г.о. Самара от 20.03.2008 г. №539, испрашиваемая истцом территория относится к функциональной зоне существующей малоэтажной застройки индивидуальными домами с приусадебными участками.

Таким образом, документами территориального планирования уже определён тип застройки для данной территории. Истец испрашивает земельный участок для индивидуального жилищного строительства, что соответствует определённым Генеральным планом г.о. Самара параметрам соответствующей функциональной зоны.

Ссылка ответчика в оспариваемом решении на отсутствие проекта планировки (межевания) территории не указывает на правомерность отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. В соответствии с п.4 ст.41 ГрК РФ вилами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории. Согласно пп.2 п.3 ст.42 ГрК РФ проект планировки территории содержит, в частности, положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур. В силу п.1 ст.45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории по общему правилу принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления.

Поэтому отсутствие проекта по планировке территории в данном случае является следствием неисполнения самим же ответчиком требований градостроительного законодательства. При наличии утверждённого более 10 лет назад генерального плана городского округа ответчик мог и должен был разработать проект планировки территории. Неисполнение им этой обязанности не может быть поставлено в вину истцу, который лишён возможности разработать указанный документ по своей инициативе и за свой счёт.

Исходя из положений п.3 ст.30 Правил застройки и землепользования в г. Самаре вид использования испрашиваемой территории в зоне Ж-5 в целях, соответствующих установленным Генеральным планом г.о. Самара параметрам, не может рассматриваться как противоречащий градостроительным регламентам, несмотря на отсутствие специального указания на это в таблице.

Ссылка ответчика на судебное решение по другому делу не может быть принята судом во внимание, поскольку решение, на которое ссылается ответчик, принималось в отношении иного лица по существенно иным обстоятельствам (земельный участок испрашивался для использования в целях, не соответствующих генеральному плану).

Вопрос о наличии строения на испрашиваемой территории и его принадлежности в предмет судебного разбирательства по настоящему делу не входит, т.к. данное обстоятельство не являлось основанием принятия оспариваемого решения.

В соответствии с пп.1 п.3 ст.227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом. Суд считает, что предусмотренный законом месячный срок исполнения решения является в данном случае разумным, поскольку он равен установленному п.8 ст.39.29 ЗК РФ сроку рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

решил:

Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Ц. распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 12.04.2018 г. №РД-476.

Обязать Департамент градостроительства г.о. Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя, приняв решение по его заявлению от 23.03.2018 г. № СП-9/1414 о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, а также сообщить об исполнении решения в тот же срок в Ленинский районный суд г. Самары.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 15.10.2018 г.

Судья (подпись) В.Ю. Болочагин

Копия верна

Судья

Секретарь