ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-348/18 от 21.01.2019 Навашинского районного суда (Нижегородская область)

***а-43/2019

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

******* 21 января 2019 года

Навашинский районный суд *******

в составе председательствующего судьи Захаровой Л.А.,

при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству экологии и природных ресурсов ******* о признании бездействия незаконными, установлении и описании границы особо охраняемых природных территорий – памятников природы регионального (областного) значения «Болото Поколевское», «Озеро Поколево», «Озеро Святое Дедовское», «Озеро Святое Степуринское», «Парк *******», «Парк *******», «Озеро Пешнее» в городском округе ******* с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах, предоставлении в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятников природы, для постановки на государственный кадастровый учет границ памятников природы регионального (областного) значения,

при участии: помощника прокурора *******ФИО3,

представителя административного ответчика Министерства экологии и природных ресурсов ******* - ФИО4, действующей по доверенности от ../../....г. и предоставившей диплом об образовании ВСБ 0479587,

У С Т А Н О В И Л:

в Навашинский районный суд ******* обратилась Нижегородская межрайонная природоохранная прокуратура в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением с учетом уточнений, принятых судом) к Министерству экологии и природных ресурсов *******, которым по основаниям, подробно изложенным в административном исковом заявлении, просит:

-признать незаконным бездействие Министерства экологии и природных ресурсов *******, выразившееся в не обеспечении поставки на кадастровый учет, как об особо охраняемые природные территории - памятников природы регионального (областного) значения: «Болото Поколевское», «Озеро Поколево», «Озеро Святое Дедовское», «Озеро Святое Степуринское», «Парк *******», «Парк *******», «Озеро Пешнее» в городском округе *******;

-возложить на Министерство экологии и природных ресурсов ******* обязанность в течение 24 месяцев со дня вступления в силу настоящего решения суда:

- установить и описать границы особо охраняемой природных территорий - памятников природы регионального (областного) значения: «Болото Поколевское», «Озеро Поколево», «Озеро Святое Дедовское», «Озеро Святое Степуринское», «Парк *******», «Парк *******», «Озеро Пешнее» в городском округе *******, с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах;

- предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятников природы, для постановки на государственный кадастровый учет границ памятников природы регионального (областного) значения: «Болото Поколевское», «Озеро Поколево», «Озеро Святое Дедовское», «Озеро Святое Степуринское», «Парк *******», «Парк *******», «Озеро Пешнее» в городском округе *******.

Помощник прокурора *******ФИО3 в судебном заседании в полном объеме поддержал доводы административного искового заявления по основаниям, изложенным в заявлении, просит его удовлетворить.

Представитель административного ответчика Министерства экологии и природных ресурсов *******ФИО4 иск не признала, просила в его удовлетворении отказать, ссылаясь на значительные временные затраты и отсутствие финансовых средств, заложенных на 2018-2020 г.г. на мероприятия по паспортизации особоохраняемой природной территории, утверждении ее границ. Кроме того считают иск преждевременным, поскольку, согласно п.5 ст.26 Федерального закона от ../../....г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения об особо охраняемых природных территориях, которые утверждены до ../../....г., должны быть приведены в соответствие с требованиями статьи 2 Федерального закона от ../../....г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» до ../../....г..

*******, Министерство финансов *******, извещенные своевременно и надлежащим образом, явку представителя в судебное заседание не обеспечили, в присланном в адрес суда отзыве на административный иск ******* административное исковое заявление просили рассмотреть настоящее дело в отсутствие их представителя, также указав, что административное исковое заявление является необоснованным и просят отказать в удовлетворении административного иска.

При указанных обстоятельствах, суд рассмотрел дело при настоящей явке.

Изучив материалы дела, доводы участвующих лиц, суд приходит к следующему.

Федеральным законом от ../../....г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» определено, что особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

В соответствии с пунктами 2, 3 ст. 26 указанного Федерального закона природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.

Как следует из материалов дела, памятники природы регионального (областного) значения «Болото Поколевское», площадь составляет 252 га, «Озеро Поколево» площадь составляет 20 га, были взяты под охрану решением исполнительного комитета ******* Совета народных депутатов от ../../....г.*** «Об отнесении природных объектов к государственным памятникам природы местного значения», «Озеро Святое Дедовское» площадь составляет 128 га, «Озеро Святое Степуринское» площадь составляет 20 га были взяты под охрану решением исполнительного комитета ******* Совета народных депутатов от ../../....г.*** «Об отнесении природных объектов к государственным памятникам природы местного значения», «Парк *******» площадь составляет 3 га, «Парк *******» площадь составляет 4,7 га были взяты под охрану решением исполнительного комитета ******* Совета народных депутатов от ../../....г.*** «Об отнесении природных объектов к государственным памятникам природы местного значения», «Озеро Пешнее» площадь составляет 18,9 га был взят под охрану решением ******* Совета народных депутатов от ../../....г.***-м «Об отнесении природных объектов к государственным памятникам природы местного значения».

Статьей 58 Федерального закона от ../../....г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

В ходе прокурорской проверки выявлен факт отсутствия сведений в государственном кадастре недвижимости о памятниках природы регионального (областного) значения: «Болото Поколевское», «Озеро Поколево», «Озеро Святое Дедовское», «Озеро Святое Степуринское», «Парк *******», «Парк *******», «Озеро Пешнее» в городском округе *******, как об особо охраняемой природной территории. Данные обстоятельства не оспариваются сторонами.

Согласно статьи 7 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от ../../....г. N 218-ФЗ в едином государственном реестре недвижимости должны содержаться достоверные систематизированные сведения в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения), в том числе реестр сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ).

Состав сведений реестра недвижимости о таких зонах определен статьей 10 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости». К указанным сведениям, в том числе, относятся описание местоположения границ зон, наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решение об установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений.

Статьей 32 указанного Федерального закона установлена обязанность органа государственной власти и органов местного самоуправления направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий, об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории (п.п. 8,10 ч.1).

Установление границ и режима особой охраны направлено на обеспечение сохранности таких территорий и не зависит от наличия в их границах хозяйствующих субъектов и земельных участков в собственности.

В соответствии со статьями 56, 94 Земельного кодекса Российской Федерации от ../../....г.***-ФЭ, к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом и иными федеральными законами. При этом могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в зонах с особыми условиям использования территории.

В соответствии с п.6 ст.56 Земельного кодекса ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случае и порядке, которые установлены федеральными законами.

Согласно ст.44 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от ../../....г. N 218-ФЗ государственный кадастровый учет части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о такой зоне в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Исключение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, о такой части земельного участка осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о прекращении существования такой зоны в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

В силу ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Кроме того, Приказом Минприроды России от ../../....г.*** утвержден Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, согласно которому ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок установления правила формирования и ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, который включает в себя, в том числе сведения о границах особо охраняемых природных территорий (приводится описание утвержденных границ ООПТ с указанием реквизитов

документов об утверждении границ), а также указываются географические координаты поворотных точек границ земельного участка.

Таким образом, органы кадастрового учета при предоставлении выписок из кадастра объектов недвижимости в отношении земель, при наличии одновременно сообщают заинтересованным органам государственной власти, местного самоуправления, иным организациям и физическим лицам о расположении в пределах интересующей территории зон с особыми условиями. Соответственно при отсутствии соответствующих сведений, при рассмотрении вопросов в частности предоставления земельных участков, в отношении территорий, фактически являющихся зонами с особыми условиями, возможно принятие неправомерного решения об использовании соответствующих земель с отступлением от установленных требований, нарушением прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

В силу подпункта 4 пункта 2 статьи ******* от ../../....г. N 98-3 (ред. от ../../....г.) «Об особо охраняемых природных территориях в *******» ******* в пределах своей компетенции принимает решение о создании особоохранияемой природной территории регионального значения, об изменении режима их особой охраны по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

В соответствии с Положением о Министерстве экологии и природных ресурсов *******, утвержденного постановлением ******* от ../../....г.***, Министерство является органом исполнительной власти *******, обеспечивающим осуществление государственной политики ******* и государственного управления в сфере охраны окружающей среды. Министерство является правопреемником комитета охраны природы и управления природопользованием *******.

Министерство в соответствии с разделом 3 Положения: участвует в образовании особо охраняемых природных территорий регионального значения, осуществляет управление в сфере охраны и использования таких территорий; организует работу по ведению государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального значения; управляет средствами областного бюджета, выделяемыми на осуществление своих функций, содействует эффективному использованию этих средств.

Таким образом, установление и описание границ особоохраняемых природных территорий, а также предоставление в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятника природы, для постановки на государственный кадастровый учет границ памятника природы, относится к компетенции Министерства экологии и природных ресурсов *******.

Суд, с учетом приведенных положений нормативных правовых актов, приходит к выводу, что обязанность, возложенная на упомянутый орган исполнительной власти в силу закона, не исполнена, отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений об особо охраняемых природных территориях регионального значения с ограничениями режима их использования может привести к нарушениям требований земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях, в связи с чем, считает необходимым удовлетворить заявленные прокурором требования.

Отсутствие финансового обеспечения соответствующих природоохранных мероприятий не является уважительной причиной для несоблюдения требований закона и основанием для отказа в удовлетворении административного иска, поскольку соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека не может ставиться в зависимость от финансовой обеспеченности властно-публичного образования.

Доводы о преждевременности поданного иска прокурора суд отвергает, поскольку требования об установлении и описании границ особо охраняемых природных территорий предусмотрены приведенными выше нормами закона, действующими и до введения в действие Федерального закона от ../../....г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

По правилам ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Определяя срок для исполнения административным ответчиком настоящего решения и совершения действий по устранению нарушений действующего законодательства, суд полагает, что срок – 24 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, является разумным и достаточным.

Руководствуясь ст. ст. 175- 180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

административный иск Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству экологии и природных ресурсов ******* удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства экологии и природных ресурсов *******, выразившееся в не обеспечении постановки на кадастровый учет, как об особо охраняемые природные территории - памятников природы регионального (областного) значения: «Болото Поколевское», «Озеро Поколево», «Озеро Святое Дедовское», «Озеро Святое Степуринское», «Парк *******», «Парк *******», «Озеро Пешнее» в городском округе *******.

Обязать Министерство экологии и природных ресурсов ******* установить и описать границы особо охраняемой природных территорий - памятников природы регионального (областного) значения: «Болото Поколевское», «Озеро Поколево», «Озеро Святое Дедовское», «Озеро Святое Степуринское», «Парк *******», «Парк *******», «Озеро Пешнее» в городском округе *******, с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах.

Обязать Министерство экологии и природных ресурсов ******* предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятников природы, для постановки на государственный кадастровый учет границ памятников природы регионального (областного) значения: «Болото Поколевское», «Озеро Поколево», «Озеро Святое Дедовское», «Озеро Святое Степуринское», «Парк *******», «Парк *******», «Озеро Пешнее» в городском округе *******.

Установить административному ответчику срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено – 24 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Настоящее решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Навашинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.А. Захарова